Комментарий |

Глазами гения №7. Улыбка смерти

Чем больше человек учится на врача, адвоката или там физика, тем
большее доверие окружающих он вызывает. Врачу, учителю,
инженеру обязательно надо иметь диплом о высшем образовании, а
желательно еще и ученую степень, иначе ему очень сложно будет
рассчитывать на успех в жизни. И это как раз понятно! Тут и
говорить-то особо не о чем... Удивительно то, что в искусстве
все происходит как-то не так, все как будто перевернуто или
же вывернуто наизнанку, хотя замечают это далеко не все.
Помню, в юности, когда я еще ни о чем подобном даже не
задумывалась, но все равно, уже тогда стоило мне, например, услышать
про художника, что он закончил Академию, как мне в душу
закрадывалась скука, и я практически сразу утрачивала к нему
всякий интерес. Другое дело, Ван Гог, который забросил свои
нравоучительные проповеди, теологию и прочую туфту и занялся
живописью, или же Гоген, под сорок завязавший с бизнесом и
отправившийся на Таити, или еще какой-нибудь маньяк вроде
Сада... Вот они, наоборот, приковывали к себе мое внимание, и,
насколько я могу теперь судить, не только мое. И самое
главное, для этого им вовсе не нужно было никому предъявлять
никаких дипломов и удостоверений — достаточно было просто
отрезать себе ухо или еще как-нибудь извратиться. О дипломированных
писателях и говорить нечего — фактически только пьянство и
исключение из Литературного института давало советскому
поэту шанс на всенародную любовь, как это и произошло, к
примеру, в случае с Рубцовым, которого еще, в довершение всего,
какая-то баба взяла и придушила в постели. Этот факт тоже
когда-то ужасно будоражил мое неокрепшее сознание, хотя теперь я
и понимаю, что это, конечно же, очень темная история, и
возможно, все произошло не из-за любви, а с большого перепоя.
Можно ведь до такой степени допиться, что начнешь ловить
чертей под кроватью. И та баба тоже могла запросто принять
Рубцова не за своего возлюбленного поэта, а за самого Сатану, со
всеми вытекающими отсюда последствиями... Тем не менее,
никаких других путей к подлинному, а не «дутому» признанию у
вступивших на творческую стезю в былые времена не было. Как нет
их у людей искусства и в наши дни!

Короче говоря, в искусстве, в отличие от большинства других сфер
человеческой деятельности, видимые свидетельства накопленных
знаний и профессиональных навыков вовсе не способствуют
укреплению доверия со стороны окружающих — скорее, наоборот. Между
первым и вторым в искусстве существует обратно
пропорциональная зависимость, то есть, чем больше у художника всяческих
званий и дипломов, тем меньшее доверие он вызывает.
Парадоксально, но факт!

Конечно, какой-нибудь туповатый владелец кафе (так и представляю
себе его лоснящуюся физиономию) наверняка предпочтет, чтобы его
заведение оформлял выпускник Академии художеств или же, на
худой конец, какой-нибудь «признанный мастер своего дела», а
не сумасшедший маньяк и алкаш, который в припадке белой
горячки перебьет ему всю посуду, а ножи и вилки повтыкает в
столы и стены. И в общем-то, владельца кафе можно понять... Тем
не менее этот пример является всего лишь еще одной
иллюстрацией многочисленных заблуждений на счет искусства, когда оно
смешивается с производством, наукой или еще с чем-нибудь в
этом роде. А все эти заблуждения, в сущности, и сводятся к
одной общей ошибке: смешению абсолютно противоположных сфер
человеческой деятельности! Обычно это происходит по
элементарному недомыслию, а точнее даже, по инерции. «Раз я доверяю
свое здоровье только дипломированному врачу, то расписывать
мое кафе, в которое я втюхал кучу бабок, должен
профессионал!». Но стоит только познакомиться с подобным «профессионалом»
от искусства чуточку поближе, как от былой уверенности даже
у самого законченного недоумка не останется и следа. Вряд
ли, конечно, он признается себе в этом до конца, но привычные
основы мира все равно будут поколеблены.

А все дело в том, что от искусства люди все-таки в душе ждут чего-то
не просто другого, но полностью противоположного тому, что
способны им предложить тщательно вышколенные адвокаты, врачи
и инженеры. Можно было бы, наверное, сказать, что
противоположным всем этим знаниям и умениям является незнание и
неумение. И по-своему это было бы верно, так как искусство, как я
уже многократно писала и говорила, имеет дело не с жизнью
или там реальностью, а с пустотой, которую, естественно, вряд
ли кто-либо способен до конца познать или же подчинить
своему мастерству, даже самые ушлые и хваткие «инженеры
человеческих душ». Уж больно зыбкий материал! Однако простой
констатации этого факта в данном случае все-таки недостаточно.
Пустота пустотой, но хотелось бы чуточку большей ясности! Тем
более, что в данном случае разобраться во всей этой путанице
не так уж и сложно.

Внимательно оглядевшись по сторонам, можно заметить, что людям
свойственно разочаровываться. Причем разочарование, как правило,
постигает их в момент, когда они вдруг начинают осознавать
скрытый механизм того или иного явления, вследствие чего оно
и утрачивает для них всякую загадочность. Более того, по
моим наблюдениям, люди обожают разочаровываться. Их просто
хлебом не корми, а дай в чем-нибудь разочароваться — настолько
их привлекает этот процесс! На протяжении своей жизни я,
например, уже cтала свидетельницей множества человеческих
разочарований: в коммунизме, демократии, религии, политике,
средствах массовой информации и пр., пр., пр., не говоря уже о
мужьях, тещах и детях. Порой мне даже начинает казаться, что
именно в разочаровании и заключается главный смысл
человеческого бытия. И это тоже вполне объяснимо. Разочаровавшись во
всем вокруг, человек со спокойной совестью может покинуть этот
мир, с которым его больше ничего не связывает, с легкой
душой, так сказать. Поэтому люди так и спешат все вокруг себя
поскорее разлюбить и во всем разувериться. И все было бы
хорошо, но проблема теперь заключается в том, что сегодня
человеку уже практически не в чем разочаровываться, то есть
получается, что в данный момент подавляющее большинство людей на
планете запросто можно было бы отправить на тот свет, причем
даже помимо их воли, и они практически ничего бы не потеряли
— настолько все вокруг понятно, просто, банально, прозрачно
и шито белыми нитками...

Впрочем, возможно все не так просто, как кажется, и границы
человеческого разочарования простираются гораздо шире, чем это
представляется большинству современных людей. Например, один мой
знакомый француз как-то признался мне, что не так давно его
постигло глубокое разочарование в... цветах. Дело в том, что
он лишился работы, от него ушла жена, а незадолго до того
еще и умерла его любимая мамочка. А тут как раз одна из его
многочисленных баб зачем-то решила ему подарить герань,
возможно, для того, чтобы как-то его утешить, и он не чувствовал
себя таким одиноким, предаваясь созерцанию этого комнатного
цветка. Но не успел этот несчастный принести к себе домой
горшочек с геранью, как на следующий день она у него завяла.
Возможно он просто забыл ее полить, даже не знаю, однако
баба, которая ему подарила это растение, возьми да и ляпни ему,
что цветы у плохих людей долго не живут, так как очень
чувствительны ко злу, и этот факт, якобы, даже экспериментально
проверен и доказан современной наукой. После этого мой
знакомый в ярости расфигачил свой злосчастный горшочек с геранью и
навсегда преисполнился глубоким недоверием к цветам. Во
всяком случае, меня он вполне серьезно уверял, что и цветы, по
его мнению, находятся чуть ли не в сговоре со всеми
окружающими его людьми, а точнее, прониклись их лицемерием и
ханжеством, а убедила его в этом история с геранью. Должна сказать,
что я и сама недавно испытала разочарование, чем-то
отдаленно напоминающее чувство моего парижского знакомого. Мне
всегда, еще с детства, очень нравились дауны... Или нет, скорее,
даже не нравились, а просто казались довольно забавными,
потому что у них такие большие головы, и они так смешно обычно
говорят, растягивая слова, и с очень важным видом. А тут
вдруг на днях по телевизору показали такого типичного дауна,
который вдруг начал рассказывать, что состоит в переписке с
президентом и даже достал из кармана авторучку, которую ему,
якобы, президент подарил... Журналиста, который
комментировал этот сюжет, судя по всему, такой рассказ очень забавлял, а
я в это мгновение вдруг почувствовала ужасное разочарование
— даже не могу объяснить почему — причем не только в этом
конкретном дауне, но и во всех остальных вообще. Все их былое
очарование и обаяние как ветром сдуло! С тех пор не могу
избавиться от возникшего у меня тогда ощущения, что дауны —
это тоже, в сущности, самые банальные и обыкновенные
олигофрены. То есть тонкое различие, которое присутствовало раньше в
моем сознании и побуждало меня отделять одних от других,
теперь куда-то улетучилось, и похоже, навсегда... Вот какие
причудливые формы иногда способно принимать человеческое
разочарование!

Но как бы там ни было, а единственное, в чем ни один человек не
способен до конца разочароваться, очевидно, является смерть! И
прежде всего потому, что человеку вряд ли когда-нибудь
удастся до конца разгадать эту загадку и постичь, как там все на
самом деле устроено. И вот эта загадка смерти и заставляет
людей зачарованно наблюдать за поведением и творчеством
всевозможных маньяков и извращенцев в искусстве, потому что в
искусстве, видимо, нет никакого иного смысла, кроме как
приоткрывать перед людьми завесу над этой последней тайной бытия.
Поэтому, собственно, большинство людей и не склонны доверять в
искусстве знаниям и навыкам, которые другие почерпнули во
всевозможных академиях и институтах — куда важнее для них
именно опыт иного, по отношению к их собственной жизни, бытия,
который как бы позволяет каждому хотя бы мысленно умереть
или же, по крайней мере, слегка разочароваться в самом себе...

В этом же, я думаю, заключается и смысл бесконечной и всегда
неожиданной смены стилей и моды в искусстве, на которые большинство
обывателей, озабоченных решением глобальных мировых
проблем, почему-то часто склонны поглядывать свысока. И напрасно!
Если это и шутка, то за ней явственно проглядывает улыбка
смерти... Хотя бы потому, что эта легкомысленная игра в
переодевание и смену причесок лучше, чем что-либо еще,
свидетельствует о масштабах подлинного сверхчеловеческого разочарования,
которое обычным людям даже и не снилось! Разочароваться
можно не только в коммунизме или демократии, но еще и в длинной
юбке и короткой стрижке, причем не раз...



Глазами гения:

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка