Комментарий | 0

ХРОМО (фантастическая пьеса в трёх действиях)

 

 
 
 
 
Действующие лица:
 
ПРОФЕССОР
СТУДЕНТКА
СЕКРЕТАРША
ВРАЧ
ОХРАННИК
 
 
Д е й с т в и е    1.
 
Полутёмный лекционный зал. Студенты (тёмная многоголовая масса, по которой блуждают разноцветные огоньки).
У доски Профессор (тоже тёмный, весь в огоньках, все жёлтые).
 
ПРОФЕССОР (под запись). ...Таким образом, мы приходим к варианту А... К варианту А... (Замечает студентку без огней.) Ну а вы как считаете? Встаньте-ка.
 
Студентка встаёт.
 
ПРОФЕССОР. Зачем тогда вообще на лекцию приходить? Почему не слушаем?
СТУДЕНТКА (без огоньков, без интонации). Слушаем.
ПРОФЕССОР. Ну как же!.. Что вы, в конце концов – ахроматик?
СТУДЕНТКА. Ахроматик.
ПРОФЕССОР. (Огни на нём зеленеют. Идёт на выход. Оборачивается.) Свободны. Все свободны...
 
 
Д е й с т в и е    2.
 
Приёмная ректора. Так же полутемно.
Профессор (ярко-красный – в красных огоньках) взвинчено шагает туда-сюда, разговаривая по сотовому.
За ноутбуком – оранжевая секретарша.
 
ПРОФЕССОР (в трубку). ...А я вам говорю, есть трудовой договор. И не прописана там работа с неполноценными. Да, не прописана! (Пауза, слушает.) Нет, ну я не понимаю!.. (Пауза.) Да, да... Да, разбирайтесь. (Слушает.) Нет. Нет. Нет! (Слушает.) Ну не четыре же дня!! (Долго слушает.) Хорошо. Хорошо. Я подумаю... Да, да... Хорошо. (Отключает трубку. Садится на стол.)
СЕКРЕТАРША. Ну?
ПРОФЕССОР. Гну. Такой оранжевой Варваре непременно бы нос оторвали... Ты же всё слышала. Просит ею заняться. А сам только к концу недели будет. Орёл!.. Свинство, конечно. Что это за руководитель? Всё где-то там... мимо него. Он и не знал, что эти матроны ахроматичку зачислили.
СЕКРЕТАРША. Я тоже не знала.
 
Профессор отмахивается.
Секретарша молча надувает губки. Огни на ней голубеют.
 
ПРОФЕССОР. Не обижайся.
 
Секретарша продолжает молча голубеть.
 
ПРОФЕССОР. Да не обижайся же ты! Мне сейчас к этому ахроматическому дауну идти, а ты дуешься! Как бы сердце опять прихватывать не начало... (Озабоченно касается грудины.) Представляешь – поселили её в общежитии! Ты бы хотела общее житьё с ахроматиком? Догадались... Благо, хоть в отдельной комнате...
СЕКРЕТАРША. Я бы в это общежитие ни с ахроматиком, ни с кем угодно не хотела.
ПРОФЕССОР. Почему?
СЕКРЕТАРША. Да потому что оно аварийное. Туда, вот именно, только ахроматиков и селить.
ПРОФЕССОР (разводит руками). Вот и поселили...
СЕКРЕТАРША (снова оранжевея). Как это... как это вообще возможно? Она же...
ПРОФЕССОР. Она дуб, Светочка. Ду-би-на (стучит костяшками пальцев по столу).
СЕКРЕТАРША. А она не опасна?
ПРОФЕССОР (морщится). Да нет. Просто... просто неприятна вся эта история. Делают из нас каких-то нянек. Я преподаватель вуза. А мне предлагают работать с...
СЕКРЕТАРША. С дурой.
ПРОФЕССОР. Ну, это грубо.
СЕКРЕТАРША (капризничает). С пеньком, с дубиной, с деревом!
ПРОФЕССОР (снисходительно; огни розовеют). Это ты у меня дерево! (Любуется; огоньки становятся сиреневыми.) Но красивое.
СЕКРЕТАРША (кокетливо; вся в сиреневых огнях). Да. А ты умное. И... тоже красивое. И высокое, и стройное. И... смелое!
ПРОФЕССОР. Смелое-то почему?
СЕКРЕТАРША. Ну, пойдёшь к этой ненормальной... А вдруг это цветное полоумие?
ПРОФЕССОР (терпеливо; огни выцветают до белых). Цветное полоумие, Света, интеллигентные люди называют «хроматическим психозом». Ситуацией пять-двенадцать. Ты в вузе или на рынке работаешь?..
 
Секретарша вспыхивает голубыми огнями.
 
ПРОФЕССОР. И вообще не выдумывай. Ахроматика это. Нет хроматической трансляции, нет и всё. У полковника Игнашина сын вот такой. Его никто ни разу и не видел, где-то он в интернате, что ли...
СЕКРЕТАРША (огни голубеют). А рынок при чём?
ПРОФЕССОР (задумывается). Есть в тебе что-то рыночное...
СЕКРЕТАРША. И неправда! Я на рынке даже продукты не беру, а вещи...
ПРОФЕССОР (встряхивается, огни желтеют). Слушай, у неё тут медзаключение должно быть. Если нет, придётся делать.
СЕКРЕТАРША. А ты всегда теперь о ней будешь думать?
ПРОФЕССОР (серьёзно). Четыре дня.
СЕКРЕТАРША. Ну и пожалуйста, ну и пожалуйста, ну и пожалуйста.
ПРОФЕССОР. Я о работе думаю, ты же видишь!
СЕКРЕТАРША (закрывает глаза). Не вижу.
ПРОФЕССОР. Четыре дня – четыре надбавки. Плюс двадцать пять процентов региональных. (Снисходительно розовея.) Дерево ты у меня всё-таки... (Целует Секретаршу. Оба переливаются сиренево-фиолетовыми огоньками.) Дерево сирень...
СЕКРЕТАРША (откуда-то из глубины объятий). Сирень – это куст. Тоже мне, профессор...
 
 
Д е й с т в и е    3.
 
Комната в общежитии. Так же полутемно, как было в аудитории и приёмной.
Студентка сидит на стуле. Поза у неё какая-то неудобная, кукольная.
Заглядывает Профессор – в аккуратных жёлтых огоньках, в руках какие-то бумаги.
 
ПРОФЕССОР. А я к вам. (Пытающимся войти за ним.) Не надо, не надо... Я позову... Да, лучше там. (Студентке.) Здравствуйте!
СТУДЕНТКА. Здравствуйте.
ПРОФЕССОР. Профессор кафедры организационной психологии, Шумейко Александр Гаврилович. А вы (ищет в бумагах)... какое-то редкое у вас отчество...
СТУДЕНТКА. Какое-то редкое у вас отчество.
ПРОФЕССОР. А? Да, и у меня...
СТУДЕНТКА. И у меня.
ПРОФЕССОР. (Откладывает бумаги, садится. Некоторое время смотрит на Студентку.) Ты ведь понимаешь, что болеешь? Знаешь, что это болезнь?
СТУДЕНТКА. Болезнь.
ПРОФЕССОР. Твоё обучение здесь будет... будет проблематичным. Если вообще будет. У тебя ведь не ангина какая-нибудь, да? Не хромота. Это, скажем так... хромота всего организма. Тебе не вполне, может быть, понятно...
СТУДЕНТКА. Понятно.
ПРОФЕССОР. Я тут полистал твоё дело... Эта программа реабилитации – ни номера, ни... В общем, ладно. Пусть со всем этим ректор разбирается. Когда прилетит. А мы с тобой пока вот с чем разберёмся. Тебя смотрели доктора?
СТУДЕНТКА. Доктора.
ПРОФЕССОР. Ни одной справки!.. Пойми: ты не просто инвалид, ты... Ну не знаю. Надо Андрея Геннадьича звать...
СТУДЕНТКА. Не надо.
ПРОФЕССОР. Что?.. (Очень мягко.) Ну как не надо-то?.. Знаешь, почему я жёлтый? Ты вообще нашу хроматику считываешь? ТСПН. Трансляция связи с профессиональными навыками. Я на работе. Работаю. Если мы не разберёмся с этими справками – значит, я плохо работаю. Плохо.
 
Студентка молчит.
 
ПРОФЕССОР (потирает грудину – сердце). Ну ещё бы. Что тебе хорошо или плохо, что тебе какой-то профессор. Хоть он сдохни.
СТУДЕНТКА. Вы не сдохнете.
ПРОФЕССОР. Как ты сказала? «Не сдохнете»?.. И кем ты себя вообразила, гадалкой?.. (Начинает звать.) Андрей...
СТУДЕНТКА. Не надо. Он не даст мне справку. Я не ахроматик.
ПРОФЕССОР. А кто?
СТУДЕНТКА. Блокатор. (Быстро.) Не надо никого звать, я хочу вам помочь. Хочу помочь.
ПРОФЕССОР (испуганно; жёлтые огни синеют). Но это... это просто не моя компетенция... В чём – помочь?
СТУДЕНТКА. Рассказать.
ПРОФЕССОР. Мне? Но я не хочу блокировать... Зачем вы... зачем вы вообще это делаете?
СТУДЕНТКА. Моя хроматическая трансляция отличается от вашей. Поэтому я её блокирую.
ПРОФЕССОР. Но моя-то не отличается! От... от всехней...
СТУДЕНТКА. Вы боитесь. Транслируете только страх. Синие огни.
ПРОФЕССОР (сконфуженно косится на носящиеся по нему огоньки). Страх всегда синий...
СТУДЕНТКА. А вы... вы проведите другую коммуникацию.
ПРОФЕССОР. Не страх? Я не могу...
СТУДЕНТКА. Другую коммуникацию. Не ко мне.
ПРОФЕССОР. К Андрею... Геннадьичу?
 
Студентка молчит.
 
ПРОФЕССОР. К охраннику?
 
Студентка молчит.
 
ПРОФЕССОР. Но больше здесь нет никого!
СТУДЕНТКА. Никого и ничего... Понимаете... Вы формируете узкие, одиночные связи – обида, желание, страх, работа... Получаете один чёткий цвет. Плоские, налипшие на вас огоньки. Всё остальное в темноте...
ПРОФЕССОР (озирается). В темноте?
СТУДЕНТКА. ...А если провести сразу все – или хотя бы много – или хотя бы несколько связей – будет светло. Чем больше, тем светлее. И видно далеко. Очень далеко, много чего видно. Даже то, что ещё не наступило! И никаких гаданий не надо, и...
 
Студентка замолкает, смотрит на профессора. Тот продолжает пламенеть синим.
 
СТУДЕНТКА. Вы должны попробовать. Хотя бы... хотя бы смахните с себя этих зайчиков! (Тыкает в синие огоньки.) Знаете, почему они на вас налипают?
ПРОФЕССОР. Странный вопрос...
СТУДЕНТКА. Да потому что вы проводите себя как центр – любой коммуникации, сейчас, всегда. Это как... центр притяжения. Они просто валятся на вас! Снимите эту центровку – и вы их отпУстите...
ПРОФЕССОР. Куда отпущу?
СТУДЕНТКА. Никуда. Их просто не будет, они станут другими.
ПРОФЕССОР. Какими «другими»?
СТУДЕНТКА. Объёмными. Коммуникация – это же канал. Если его не искажать, он имеет вид трубки...
ПРОФЕССОР. Трубки?
СТУДЕНТКА. Да, светящейся трубки! Светильничка, гирлянды.
ПРОФЕССОР (скептически; огни желтеют). Даже так...И их может быть сразу много...
СТУДЕНТКА. Конечно! Чем больше... тем будет ещё больше!
ПРОФЕССОР. А где же их взять – сразу много?
СТУДЕНТКА. Да везде! Вот вы сейчас считаете до одного, а можно... можно дальше. Смотрите. Я – это один. Стол – два. Стул – три, стул – четыре... (Оглядывается.) Окно – пять...
ПРОФЕССОР (перебивает). Коммуникация – с окном?? Любовь, дружба? А может мне на него обидеться? Что это за... за тип связи такой? Уж объясните мне, дураку. Немножко психологу.
СТУДЕНТКА. Это связь-отношение. Относить. Носить, осуществлять себя рядом с чем-то. Зная о нём, помня. Правильно осуществлять... Вот вы... вы меня боялись неправильно. Вы забыли об окне. О стенах, потолке. Обо всём мире. У вас остались только я, вы и ваш страх. Вы тут же зацентровали всё это на себя – и страх вас облепил. Вот и вся ваша хроматика...
ПРОФЕССОР (усмехается). Хотел бы я посмотреть на другую.
СТУДЕНТКА. Вы посмОтрите!.. Скоро вы только так и будете видеть. Я поэтому и пришла – предупредить, рассказать...
ПРОФЕССОР (настораживаясь). Предупредить?
СТУДЕНТКА. Да, ведь это сложно.
ПРОФЕССОР. Что сложно?
СТУДЕНТКА. Так видеть. Сначала у вас будут болеть глаза. Сильно болеть – даже от тех немногих связей, которые высветятся сами. Надо будет привыкать. Будет страшно. Но потом вы научитесь пробрасывать новые...
ПРОФЕССОР. Ну хорошо, хорошо. А почему это вообще должно случиться?
СТУДЕНТКА. А дождь или снег почему?
ПРОФЕССОР. Дождь и снег – явления природы, а тут... «будет страшно»!
СТУДЕНТКА. Нет, нет, неправильно. Не только страшно! И не столько, а...
ПРОФЕССОР (въедливо). Ну до какой степени? Может быть, вы мне покажете?
СТУДЕНТКА. Я не могу снять блок. Вы только испугаетесь и запутаетесь.
ПРОФЕССОР. Но я ведь всё равно увижу. И, по-вашему, очень скоро.
СТУДЕНТКА. Да. Но своими глазами. Со стороны это похоже... ЭТО НЕ ПОХОЖЕ НА ПРАВДУ.
ПРОФЕССОР. Мм... А не кажется ли вам... не кажется ли вам, что такая хроматика действительно была бы весьма путанной?
СТУДЕНТКА. Я же говорю – это сложно.
ПРОФЕССОР. ...Была бы трудноусваиваемой.
СТУДЕНТКА. Да, сначала.
ПРОФЕССОР. ...Беспорядочной. Странной.
СТУДЕНТКА. Может быть. Но когда...
ПРОФЕССОР. ...Безумной.
СТУДЕНТКА. Да, но...
ПРОФЕССОР (огни ярко-жёлтые, чёткими рядами; громко, в дверь). Ситуация пять-двенадцать!
 
В комнату заскакивают охранник и врач. Оба в ярко-жёлтых огнях. У охранника наручники, он тут же защёлкивает их на Студентке.
 
ПРОФЕССОР (Охраннику). А где Андрей Геннадьич?
ОХРАННИК. Да это тоже врач. А Геннадьича вызвали.
ПРОФЕССОР (ворчит). Бардак... А здесь он что, не на вызове был?
ВРАЧ. Здесь он под дверью стоял. Моя фамилия Федорин. (Берёт со стула бумаги.) Личное дело?
ПРОФЕССОР (не отвечает; Студентке). Ну что... В этой ситуации в центре вы.
СТУДЕНТКА. В центре вы.
ПРОФЕССОР. Вот где логика? (Жёлтые огоньки едва заметно отсвечивают красным, оранжевым, голубым, зелёным.) «Светло», «видно»! Тот, кто видит чуть дальше собственного носа, не попадается.
СТУДЕНТКА. Не попадается.
ОХРАННИК (бодро). Все попадаются! Это как моя бабка говорила: видь не видь – ничё не изменить!
ВРАЧ (просматривая личное дело). Отнюдь не единичный случай: вместо ахроматика – блокатор... А каждый первый блокатор – псих. Документы, скорее всего, поддельные. Наверняка в бегах...
ПРОФЕССОР (Охраннику). А она... может снова убежать?
ОХРАННИК. Да не. Это вряд ли. Это, как бабка говорила, тока если потолок рухнет!
ВРАЧ. Личное дело я забираю.
ПРОФЕССОР. Да забрали уже... Ладно. Идите, я потом. (Демонстративно трёт грудь. Кладёт под язык таблетку.)
ВРАЧ. Сердце?
ПРОФЕССОР. Да, сердце. Отлежусь. Идите.
ВРАЧ. А вам не...
ПРОФЕССОР. Идите.
 
Уходят. Профессор практически «гаснет» (остаются только слабенькие блики), выплёвывает таблетку, садится.
 
ПРОФЕССОР. Не сердце. Но что ж так паршиво-то? (Осматривается.) Хм... Темно, говорит...
 
Слышен сильный грохот. Через несколько мгновений голоса: «Потолок!», «Блин, точно потолок!», «Ого!», «...коменданта, аварийку...», «...скорую...», «...а он жив?», «...да оба живы...», «...давайте скорее...», «...сами и давайте, стоите, как...», «Они вели кого-то...», «Ну – значит упустили! Поднимайте, я говорю, не стойте... Вызвали или нет?...».
 
Профессор встаёт, но тут же, скорчившись, падает на колени, закрывает глаза ладонями.
Пытается открыть – очень яркий свет. Очень яркий. ЗАНАВЕС.

 

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка