Встреча с «Бегемотом»
Сергей Редков (28/10/2025)

Антон Ровнер читает стихи своей мамы.
Фото: Николай Милешкин
В Доме-музее Викентия Викентьевича Вересаева в Туле состоялась встреча местной публики с авторами московского арт-проекта «Бегемот Внутри». В гости к тулякам приехали Николай Милешкин, Мария Мельникова, Антон Ровнер, Вера Калмыкова, Александр Правиков и Михаила Гундарин.
Поэтический вечер открыл поэт, переводчик, руководитель проекта Николай Милешкин. Он прочитал проникновенное, удивительное по своей красоте и содержанию стихотворение о любви к Родине. К сожалению, текст этого стихотворения по определённым причинам я не могу здесь привести, но, поверьте, это было незабываемо! Всего в нескольких строчках талантливый автор смог выразить всю глубину и красоту этого чувства, лаконично и убедительно раскрыл нам исторические предпосылки и причины нашей любви к Родине. Когда аплодисменты стихли, Николай прочёл ещё несколько своих коротких стихотворений. Одно из которых вызвало бурное обсуждение. Вот оно:
мыслю –
значит существую
люблю значит живу
На первый взгляд, всё предельно ясно. Но, непонятно откуда, возникла вечная проблема запятых типа «Казнить нельзя помиловать». Кто-то из ушлых тульских поэтов предложил переосмыслить это стихотворение и добавить к нему запятых. Выглядело бы это так:
Мыслю,
Значит, существую
Люблю, значит, живу…
Согласитесь, сразу меняется характер и облик лирического героя этой миниатюры! Вместо возвышенного поэта и философа, перед нами предстаёт недалёкий обыватель, перечисляющий основные функции своей земной жизни. Хотел ли этого автор? Конечно же, нет! Поэтому он с возмущением отверг покушения на свой текст и передал воображаемый микрофон Антону Ровнер, который голосом доброго доктора прочитал стихи своей мамы Виктории Андреевой.
Есть стихи, о которых не нужно ничего говорить, их надо читать и наслаждаться. Именно поэтому я просто помещу их ниже:
вечер ветви наклонял
солнце пряталось за ними
сероглазыми немыми
с облаками по краям
вечер листьями дрожал
птицы нежное движенье
чёрно-сизое паренье
промелькнуло здесь и там
ветер с шорохом дышал
трели в вечере звенели
облаками сиротели
по небесным по снегам
и кривила ствол унылый
икебаною застылой
холодком далеких стран
странный северный обман
Не обошлось на этой встрече и без чрезвычайных происшествий – не побоюсь пафоса, космического масштаба! Во время выступления очаровательной московской поэтессы Марии Мельниковой раздался металлический стук и скрежет. Казалась, по крыше музея бьёт огромной кувалдой сумасшедший великан, ненавидящий современную поэзию. Зрители и гости испуганно переглянулись. Кто-то вскочил с места и побежал к выходу. Работники музея потянулись к огнетушителям. Чувство опасности грозило испортить эту благословенную встречу, озарённую светом поэзии и ума.
– Не бойтесь! – спасла ситуацию Мельникова. – Это всего лишь космонавты и другие взрослые люди бьются головой об стенки кают своих космических кораблей! В Туле – очень чуткие жители, они могут слышать даже то, что происходит на орбите Земли.
И Мария прочла своё стихотворение:
… Обо всё, что летает и висит космосе
Колотятся орды несчастных взрослых,
Повреждают обшивку,
Выводят из строя аппаратуру,
Превращают навигацию в полный кошмар,
Создают аварийные ситуации.
Как они выходят на орбиту?
Как добираются до объектов?
Как ухитряются орать при отсутствии воздуха?
Они все без скафандров,
Без двигателей, без топлива,
Одеты в какую-то хрень,
Колотятся и орут,
Чтобы их впустили…
Следующей выступала Вера Калмыкова. После нескольких вступительных фраз, она сказала – «Я хочу вас удивить», после чего попросила всех присутствующих встать и проследовать за ней. Она вывела нас из музея на улицу, и мы действительно удивились! Вместо родной Тулы мы оказались ни где-нибудь, а в самом что ни на есть заморском Париже!
– Если кому-то надо, пока я читаю своё стихотворение о красотах Франции, можете сбегать в кафе и по магазинам, – сказала поэтесса, – а может кто и по дворцам успеет прошмыгнуть, красот посмотреть.
Мы так и сделали. Еле успели вернуться к следующему выступающему. И когда мы занимали свои места в зале, в наших головах звучали изысканные строчки с запахом парижского кофе и круасанов:
Счастье ближе, ближе –
Мы почти в Париже!
Следующий автор, Александр Правиков, преподнёс публике такие пронзительные, такие чистые, такие прекрасные стихи, что их можно читать даже в церкви:
Вы замечали, между зелёным и белым
У каждого дерева очень своё лицо.
Летом они просто дом лесным филомелам,
Дальше опять одинаковы как яйцо,
А на коротком куске от жары до стужи
Они в полный рост показывают себя:
Не ветки, а линии жизни кривятся в луже,
Не листья, а лица, и не пейзаж, а судьба.
Перед всё более все белым, всё более чёрным
Будущим, накатывающим, как потоп,
Они стоят по-язычески обреченно,
По-христиански надеясь на жизнь потом.
Затем Александр открыл нам глаза на происходящее утром. Оказывается, всё, ради чего мы спешим утром на работу (дом, семья, выживание) – абсолютная хрень:
… Все хмурые эти, бодрые эти
В метро, в автобусе, в бизнес-центре,
встающие в синюю рань,
чтобы делать всякую хрень,
(кстати зачем человечеству столько хрени?) …
Дерзко!
Смело!
Революционно!
И я соглашусь с поэтом: всё в этом мире, кроме Поэзии, – ХРЕНЬ!
Когда споры и эмоции утихли, слово взял поэт Михаил Гундарин. Он прочел сильную подборку качественных стихов:
ИЮНЬСКАЯ НОЧЬ
Что за полночь! липовый отвар!
Я за воздух сладко пахнущий держусь –
так боюсь сквозь этот чёрный тротуар
провалиться в неглубокую межу,
что дугой легла – вот сердце, вот тюрьма –
сквозь немереную тысячу ночей,
сквозь периметры и улицы ума,
роковая, как наколка на плече.
Только как тут удержаться, не упасть
не взлететь огнём под купол городской,
в полусонную томительную сласть,
в это чёрное ночное молоко!
Апофеозом поэтического пиршества стало выступление тульского поэта Андрея Галкина-Другого. Всем запомнилось его стихотворение, посвящённое развитию городского общественного транспорта, в котором говорилось о том, какими комфортными и уютными стали тульские автобусы, какими терпеливыми и приветливыми стали тульские пассажиры, особенно утром, и как хорошо в дороге на работу, сидя в тёплом мягком кресле сочинять гениальные современные стихи:
МАРШРУТЫ
удивительно, как водители
не забывают маршрута!
я, например, частенько
пропускаю свою остановку
задумался — амба! — завозят
тут же в какие-то дебри
и — извольте соображать,
каким способом выбираться
хорошо, если сразу тебе
подвернулся встречный автобус
но в нём снова мысли... и — бац! —
опять проскочил остановку
в результате в нужное место
попадаешь с большим опозданьем
и вообще его не узнаёшь:
а сюда ли тебе было надо?
На этой позитивной ноте благословенный поэтический вечер закончился.
Последние публикации:
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
