Комментарий | 0

Физика любви или аннигиляция диалектической пары: физик-лирик

 

ецензия на книгу Игоря Метельского «Граммофон траекторий» (Москва, «Стеклограф», 2025)

 

 

 

Физики и лирики – древнее противостояние реальности и воображения. Или это иллюзия противостояния? Герой данной заметки одной ногой стоит в поэзии, другой – в физике. Но редкость ли такая расплывчатость? Исаак Ньютон, Джеймс Максвелл, Юрий Манин – вот яркие персонажи из разных эпох, писавшие стихи. Можно даже задать вопрос: а можно ли быть гениальным физиком и не писать стихи?

Физика – это всегда в первую очередь опыт. Всё поверяется экспериментом. Но эксперимент длится минуты, а жизнь годы. И какой бы мощный ни был у физика интеллект (расшифровывающий эмпирические результаты), его работа с жизненным опытом может принести больше пользы. Например, чтобы сопоставить покой и движение – важнейшую диалектическую пару в истории науки и философии – требуются исписанные тома книг, а Игорю Метельскому – демиургу, скрещивающему физику и лирику, достаточно четырёх строк стихотворения:

 

там изломанный ютится
контур яблони нагой
и летит на ветке птица
и поет покой.
 

В книге «Топология социального» я писал, что поэзия – это газообразная среда, в которой идеи проскакивают искрой, заставляя газ конденсироваться во влагу, уже дальше истекающую дождём науки и затем опадающую на землю тавтологий и конденсирующуюся в кристаллы философии.

У газа нет ни выделенного направления, ни выделенного момента времени. В атмосфере поэзии достаточно легко перемешиваются и синтезируются различные идеи, недаром синтез жизни пытались произвести, прогоняя электрический разряд через газообразную среду. А тем, кто занимается холодным ядерным синтезом (LENR), давно известно, что в таких разрядах появляются химические элементы, изначально не присутствующие в газовой среде. Хотя последнее и не считается принятым в существующей научной парадигме. Чаще всего искра идеи проскакивает там, где возникает разность потенциалов различных взглядов, или в момент совмещения различных концептов в единое. Такой момент напоминает аннигиляцию, когда электрон и позитрон сталкиваются, взрываясь двумя фотонами и освещая окружающее пространство. Иными словами, иллюзия научного противостояния развеивается, и два диалектически разведённых концепта вдруг оказываются одним. Происходит сшивание и уплотнение пространства семантики.

Напротив, наука всегда целенаправленна и заранее предполагает, куда будет литься. Она движется в соответствии с принципом наименьшего действия, он же принцип «бритвы Оккама». Наука уже тяжела по сравнению с поэзией и не признаёт другие возможности. Идея – это всегда спонтанное нарушение симметрии, присущей газообразной среде, и всегда тянет вниз, несмотря на то, что сама есть порождение неба. Кстати, для газа принцип наименьшего действия почти не актуален, газ заполняет любые бреши и ему почти безразлично направление движения. Жидкость мысли, напротив, всегда ощущает гравитацию истории её развития и рельеф поверхности, на которую выпал дождь. Именно здесь происходит столкновение с грунтом философии и адаптация науки к общей эпистемологической картине.

В некотором роде аннигиляция смысла является тем моментом, когда мы ставим знак равенства и рождаем формулу. По сути, эта формула и есть гносеологический синтез или идея стихотворения. Это и есть метафора, которая является морфизмом – телепортацией смысла, уравнивающей различные масштабы существования. И гениальные тексты в состоянии относить нас на большие расстояния.

Игорю Метельскому удаётся уникальный множественный синтез. Он смог получить поэтические строфы, не зарегистрированные доселе и не отмеченные ни в одной поэтической таблице Менделеева. Игорь смог поженить физику и лирику. Тексты настолько плотны, что, видимо, поэзия конденсируется в физику, но при этом легки, как будто физика испарилась, превратившись в пар лирики. Не случайна здесь перекличка с первым разделом книги, названным «Точка росы».

 

в плоскости отражения 
в скорости разговора 
в пустоте людского потока 
вдруг вспоминаешь 
медленно голубое 
в прорези облаков.
 

В этом тексте Игорь на полной скорости влетает в стену покоя. Память оказывается гораздо круче машины времени – она не только переносит в иной момент, но ещё и меняет скорость течения времени. Если бы такое произошло в реальности, от нас бы осталось мокрое место. Кроме того, если вслушиваться в текст, то можно заметить ещё один синтез, сделанный Игорем (хотя фраза «сделанный синтез» звучит коряво), он соединил японское хокку и то, что мы можем назвать обычным стихотворением. Но хокку – это мощная фокусировка смысла, это короткий текст, который является каустикой какого-то более пространного, ненаписанного произведения. У Игоря такая каустика приобретает вполне внушительную геометрию.

Если листья – это природные микрофоны, через которые деревья общаются с небом, то корни поставляют дереву звёздную пыль, из которой когда-то собралась наша планета, и теперь мы (в том числе люди) питаемся ею через корни растений. Звёздная пыль рождается во взрывах сверхновых, которые порождают ту часть элементов таблицы Менделеева, которые тяжелее железа.

 

научи и меня неотрывно смотреть 
на могучее древо 
на причуды корней его уходящих 
в недра квазаров 
 

Иными словами, Игорь несколькими штрихами обозначил космологическую трагедию, когда внутренняя часть квазаров становится той элементной базой, которую корни ретранслируют в мир, создающий жизнь. Например, упомянутое железо является важнейшим элементом эритроцитов, переносящих кислород по артериям.

Любой текст диалектичен, например, диалектика стихотворения выстраивается, в том числе, ритмом и рифмами. Но диалектика – это отрицание. Двойное отрицание – это возврат к изначальному состоянию, т.е. это тождественное преобразование. Иными словами, это зацикливание, превращение в точку. Но, закрутившись, важно выйти из мнимого движения, произведя эмерджентность. Как, например, из такого свёрнутого тысячелетнего состояния вышел современный Китай. Это же делает поэзия Игоря, разворачивая точки в прямые.

 

как будто в пространстве Калуцы
застыл в состоянье нуля,
и разум не хочет вернуться,
и снизу не давит земля

 

Упомянутый Теодор Калуца тоже наверняка был поэтом, поскольку смог соединить несоединимое. По крайней мере, отец Калуцы был лингвистом, а сам Теодор знал пятнадцать языков. Он расширил метрический тензор, определяющий наше пространство и время, добавив туда электромагнитное поле. Великий Калуца соединил виртуальный вакуум и реальное поле в единый коктейль кривизны пространства, выдвинув гипотезу, что заряд – это свёрнутое пятое измерение. Осталось додумать, может, когда-то наши три измерения тоже были свёрнуты, но развернулись при определённом событии, например, Большом взрыве. Перефразируя песню, «Бог сказал «поехали» и махнул рукой».

 

потайным для ума алгоритмом
как нейронные сети ничьи
вычисляют немую молитву
уходящие в небо ручьи.

 

И снова Игорю удаётся выразить невыразимоё, то, что пытался описать в целом томе великий Спиноза, настроив свою оптику и приблизив Бога из бесконечности в ноль. Но с оптикой поэзии Игоря даже Спинозе вряд ли можно тягаться. Это вновь хорошо видно в следующем тексте:

 

всё дышит новостью терпение дразня
на ветке дрозд читает монологи
сквозь ветер диффундирует в меня
растительная сумма теологий

 

Или

 

об электроне думать матом
беречь вселенную в горсти
по ней размазывая атом
а может вслух произнести

 

Европейские Бог и природа часто экономны. Не зря в физике, пришедшей как парадигма оттуда же, принцип наименьшего действия является стартовой точкой для построения большинства современных моделей. Например, мир фрактален. Он повторяется на разных масштабах. Богу было лень придумывать новое, и он дублировал маленькое в большом. Или наоборот, большое в маленьком. Но не до конца, всегда есть ускользающая эмерджентность. Поэзия может себе позволить быть как Индия, она всегда расточительна и соответствует принципу наибольшего действия. И Игорь Метельский так же легко перемещается между различными масштабами атома и Вселенной, невзирая на траты энергии, которая вроде бы сохраняется.

 

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка