На стороне человека - творца
В этот тёплый осенний вечер в зале библиотеки собрались неравнодушные люди, чтобы поговорить о культурных феноменах быстро сменяющихся эпох, обсудить состояние современной культуры и осторожно посмотреть на вызовы завтрашнего дня. Цикл библиотечных встреч организует арт-проект «Бегемот Внутри» и его постоянный куратор Николай Милешкин.
На сцене Сергей Жариков, перед ним на столике разложены томики написанной им несколько лет назад трилогии «Уроки тьмы» в ослепительно белой обложке, на которой большими черными буквами оттиснуты заманчивые названия: К.Н.И.Г.А., БЕЗ БЛЯ, Й.ОБАНА. Содержание трёхтомника – короткие заметки на темы современного общества и его культуры. Формат этих заметок весьма оригинальный, ведь написание книги для автора – сродни созданию перформанса.

Сергей Жариков. Фото Николая Милешкина
Сергей Жариков – человек легендарный в пространстве российской культуры, он открыт для общения и в то же время загадочен – ввиду многообразия и сложности интересующих его тем. Сергей родился в Москве, где получил математическое образование в МИЭМ. С 1970-х годов играл в составе многих московских рок-групп, а в 1980 году создал собственную группу «ДК», для которой сам писал тексты, музыку и делал аранжировки. За десять лет группа записала более тридцати магнитоальбомов. Музыкальные композиции «ДК» звучат саундтреком времени 80-х: Жарикову и его группе удалось создать музыкальное зазеркалье, в котором позднесоветскую эпоху можно изучать и рассматривать, не соприкасаясь с ней.
В разные годы Сергей Жариков сотрудничал с самиздатовскими журналами, а позже и с официальными изданиями; он писал статьи на самые разные темы и занимался издательской деятельностью. Разносторонние интересы привели Жарикова в политику, в девяностые годы он был имиджмейкером В. В. Жириновского.
Темы нынешней встречи: Большие языковые модели. Нейросети – что с ними происходит в мире? Нейросети и литература. Нейросеть как писатель и как читатель.
Каждого из нас сопровождает по жизни смартфон, откуда, с прицельным вниманием, направляет на нас свой взгляд Искусственный Интеллект. Возможности ИИ обескураживают современного человека, нейросети без остановки поглощают и обрабатывают огромные объёмы информации. Сегодня он во многих областях может заменить человека: нейросети пишут тексты и музыку, создают изображения и динамические системы. Человек чувствует опасность своего глобального проигрыша нейросетям, в мире языка – это опасение современных авторов текстов спасовать перед искусственными писателями.
Вопросы, которые поднимает Сергей Жариков, пока не имеют ясного ответа, – это границы возможностей Искусственного Интеллекта: является ли он инструментом, помогающим человеку, или же он – превосходящий человека соперник, способный самостоятельно и оригинально мыслить и творить?
Через призму литературного творчества Жариков рассуждает о будущих вызовах ИИ человечеству. Он считает, что литература, построенная на шаблонах и написанная на общепринятом литературном языке, будет обесцениваться. А чтобы конкурировать с цифрой, автору нужно культивировать собственную аутентичность, создавать персональное письмо и не бояться свободы синтаксиса. Ведь нейросети обучают на уже готовых языковых моделях, примерах, шаблонах, и хотя форма и стиль нейролитературы могут быть блестящими, но вот уловить смысл написанного нейросетями будет затруднительно; наряду с возможностями нейросетей воспроизводить артефакты невероятной сложности, мы видим предсказуемость ходов и отсутствие литературной мысли.
Сергей Жариков стоит на стороне человека – творца. Первый этап соперничества с нейросетями он видит в появлении «неправильной литературы», то, что в музыкальном мире получило название Lo-Fi (лоу-фай, от англ. low fidelity — «низкое качество»), то есть неправильно написанная литература, как, например, одно время «неграмотная» поэзия получила большую популярность в соцсетях. Если нейросеть будет писать свои труды на классическом языке, то скоро это вызовет протест читающей аудитории. На волне протеста и возникнет «неправильная» литература, где «неграмотные» писатели и поэты будут в топе читательского интереса, основное внимание получит тот, кто начнёт оригинально хулиганить в литературе.
Со временем нейросеть, конечно же, научится воспроизводить и Lo-Fi, – предупреждает Сергей Жариков, и тогда против нейросетей выступит персональное письмо, то есть некое высказывание, ещё не имеющее своего языка. Актуальное искусство поначалу своего языка не имеет, потому-то оно и является актуальным, что улавливает малейшие изменения окружающего мира и веяния своего времени. Обучаемые нейросети не смогут клонировать то, чего ещё не существует.
Современная война – это война скоростей, и Время – это самый важный фактор для победы в ней; побеждать – это быстро жить, быстро принимать решения, быстро меняться.
Чтобы не затеряться в лабиринте нейросетей, Жариков предлагает созидающему современнику стратегию разведчика, путь отважного одиночки, который ежесекундно, сообразуясь с фактами собственного актуального бытия, создаёт новые миры и новую речь для коммуникации в этих мирах. Отсутствие у нейросетей собственного бытия, в итоге, обнуляет все их интеллектуальные возможности, вынуждая сети плестись в круговороте однообразных повторений. Ощущение фальши в продуктах, созданных ИИ будет расщеплять общество на массу и избранных. А вообще, нейросети – это удел духовно бедных людей, богатые склонны к усвоению более сложной культуры.
«Современное общество расщеплено на кластеры», — говорит Сергей. Безусловно, сейчас нигде в мире не существует единой культуры, как не существует никаких единых правил и шаблонов для того или иного культурного выражения. В мире появляются и исчезают разные субкультуры, в больших городах – это городские племена, со своими внутренне оправданными правилами и сюжетами. Нейросети вскоре будут способны подражать стилю той или иной субкультуры. Литература и музыка развиваются по своим собственным внутренним законам, хотя маркетинг периодически пытается приспособить их к тем или иным социальным задачам. Вокруг языка может возникать конфликт поколений, когда старшее и молодое поколение говорит на разных языках и не понимает друг друга.
Отвечая на вопросы аудитории, Сергею Жарикову пришлось прогнозировать будущее. Попытки контролировать свободу слова успешными не будут: ведь язык, на котором система функционирует, и язык, который систему описывает – это два разных языка. Открытые языковые системы способны самоорганизовываться, а попытки ими управлять приводят к их разрушению, ведь если дать людям свободу, то они научатся договариваться между собой.
Любое время нуждается в осмыслении и описании, у Сергея Жарикова чутьё времени развито особенно, и он внимательно прислушивается к нашему щедрому на события миру. На своём YouTube канале Жариков ведёт еженедельную передачу «Дизайн актуальных мета событий», где обсуждает темы, которые только намечаются контуром в общественном пространстве, но через некоторое время они станут мейнстримом. Именно проживание момента, комментирование происходящего в моменте отличает актуальный и остроумный подход Сергея Жарикова, который осуществляет социальную миссию Проводника в лабиринтах современного информационного пространства.
Встреча завершается гимном одиночке. Сергей разрабатывает теорию партизана, где герой-одиночка всегда переиграет любой коллектив и выиграет при описании хаоса; способность существовать во времени, по-своему описывать время, длить настоящее у одиночки развита выше, чем у неповоротливого коллектива, где людям нужно договариваться между собой и согласовывать свои действия. На одиночку работает фактор времени, но, чтобы в этом времени состояться, одиночка должен выработать свой собственный оригинальный интерфейс, имея в своём активе также непосредственность восприятия и широкий культурный кругозор.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
