Комментарий | 0

Памяти живописца Павла Рыженко

 

Павел Викторович Рыженко

(11 июля 1970, Калуга — 16 июля 2014)

 

 

 

11 Июля 2025 года исполняется 55 лет со дня рождения замечательного русского художника Павла Викторовича Рыженко. Увы, великолепный исторический живописец, родившийся в Калуге, прожил земную жизнь протяжённостью всего в 44 года и скончался в канун чествования памяти Святых Царственных Мучеников Дома Российского — 16 Июля 2014 года. Пусть и не очень долго — чуть более десяти лет Павел был моим Другом. В моем Синодике ещё двое Друзей-царистов, который умерли в канун Царской Пасхи — в 2009 году нижегородский лидер Движения «Отчизна» Владимир Фёдорович Калентьев и в 2013 году лидер Движения «Россия Православная», известный арбатский антиквар Александр Иванович Буркин. Царствие Небесное моим Друзьям Владимиру, Александру и Павлу!

Мы познакомились с Павлом, когда ему только-только исполнилось символические 33 года. Тогда я трудился в штате Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями, в газете «Победа, победившая мiр», для которой готовил материал. В ту пору шла подготовка первой общедоступной персональной выставки П.В.Рыженко в Доме художника на Крымской набережной — в «Новой Третьяковке». Беседовал с Павлом и перед выставкой, и в ходе её проведения, а так же с её духовными и деятельными организаторами.

С тёплым сердцем вспоминая прекрасного человека и в моей ценностной шкале великого русского художника Павла Викторовича Рыженко, хочу предложить читателям «Топоса» отрывки из моих интервью с ним.

Выставка «Историческая живопись» Павла Викторовича Рыженко в Центральном доме художника города Москвы проходила 9—26 Сентября 2003 года. Павел был выпускником 1996 года Академии живописи профессора И.С.Глазунова, с начала нулевых художник стал преподавателем кафедры композиции в Глазуновской Академии. Ранее работы Павла участвовали в коллективной выставке 1994 года Академии живописи в Большом Манеже. В 2001 году с успехом прошла его персональная выставка в Службе внешней разведки, но она была недоступна для широкой публики. Экспозиция в «Новой Третьяковке» очевидно свидетельствовала об уверенном вступлении самобытного русского художника в пору творческой и вместе с тем гражданской зрелости. Павла всегда волновала тема духовного содержания в служении Русского Воинства на протяжении всей тысячелетней отечественной истории, он изучал духовно-исторические корни мужества наших воителей, что стало столь актуально сейчас.

— В наше новое смутное время, — говорил Павел, — русский воин должен прежде всего понять, что замечательные слова песни, посвящённой подвигу крейсера «Варяг»: «Последний парад наступает», относятся и к нам. Повсеместное безденежье в Российской Армии, давление на неё со стороны внешних и внутренних врагов, слабая поддержка в обществе и правительстве могут толкать русского воина к унынию. Но сейчас наступило время, когда мы должны защитить устои нашего Отечества. Нам нужно выстоять именно сейчас. Если мы выстоим вопреки всем этим обстоятельствам, то наше поколение совершит, возможно, самый большой подвиг во всей истории России, даже больший, чем подвиг наших пращуров на Куликовом поле, больший, чем подвиг наших дедов и прадедов, победивших фашизм...

В те времена вся «страна огромная» была на стороне русских войск, правители были на стороне Армии. Сейчас против Российской Армии духовно и политически ополчились громадные силы. Поддерживать её боеспособность считается зазорным, многие средства массовой информации постоянно вещают об отсталости нашей Армии, о её ненужности. Слишком многие желают её обезкровить, ещё больше ослабить самыми подлыми приёмами информационной войны, раздувают мифы о «дедовщине» как о повсеместном явлении, привлекают к этому комитеты солдатских матерей, в составе которых встречаются женщины, вообще никогда не имевшие сыновей. Сейчас за нас только Бог, и Он незаметно для нас, в наших сердцах присутствует и поддерживает нас. И если мы выстоим в такое время, если мы духовно победим внутреннего врага, тогда и материальное улучшение в Армию прийти не замедлит, когда мы и ждать не будем. И увенчает Господь нас мирным могуществом перед лицом внешнего врага, и никакая Америка, никакое НАТО, не дерзнёт не только нападать, но и высказываться даже о России столь дерзко, как сейчас нередко бывает. Думаю, что здоровый, сильный дух русского народа, который всегда наиболее ярко выражался именно в Армии, он устоит и благодаря этому испытанию только окрепнет, и победа будет действительно за нами. Христианство — религия победителей, вот и ваша газета называется «Победа, победившая мiр». Именно смысл христианской победы хотел выразить в работе «Выбор веры. Святой Великомученик Георгий Победоносец».

 

Павел так рассказывал об истории создания картины, когда я попросил его допустить меня и читателей в свою «творческую лабораторию»…

 

— По латыни «лябор» — это труд, работа. Поэтому поведу речь не о ретортах и колбах, а о той долговременной предварительной работе, которая предшествовала холсту. Конечно, внимательно изучал Жития Святого Георгия, эпоху Императора Диоклетиана, быт его воинов-преторианцев, чтобы почувствовать, каким воином был Святой Георгий, что лежало в основе его подвига. Римский воин — это не просто солдат-наёмник, ландскнехт времён средневековья. Римский воин — абсолютно идейная боевая единица. Ни в одной армии, кроме Русской Армии, такого количества подвигов безсребничества не было, как только в римской. Поначалу римляне воевали практически только за идею. Они покорили разношёрстный языческий мiр древних цивилизаций и варваров из чистой любви к своему народу. Прежде всего они вели войны защитнические, сначала защищали республику, затем они бились за Императора, за идею цельности, величия и несокрушимости Рима.

Римским духом был пропитан и талантливый командир преторианской гвардии Георгий. Он был патриотом своей страны, и при этом он был христианином. И когда пришёл момент исповедничества, он положил и любовь к Риму, и своё богатство, и дружбу свою — всё — перед Крестом Христовым.

Император Диоклетиан хотел опереться на верных ему людей, чтобы посредством гонения на Христову Церковь реанимировать умершие языческие культы. Диоклетиану гонение на христиан было нужно не потому, что он ненавидел христианство. Он был равнодушен к христианству, так же как и к язычеству. Ему нужно было идейно объединить начавшую разлагаться Империю. На пути к объединению Империи, как он считал, лежала якобы иудейская «секта» христиан. И вдруг Император узнаёт, что его ближайший помощник и даже друг, его соратник, с которым он вместе воевал, не раз видел его мужество и отвагу в бою, который командовал его личной гвардией, оказывается христианином! Диоклетиан впервые столкнулся с твёрдостью христианина, столкнулся с воином Христовым, с закалённым, железным воином, который оказался притом христианином. Для большинства тех людей, которые жестоко пытали Святого Георгия, то был настоящий шок, потому что никто не ожидал, что Георгий христианин. И он свой воинский дух спроецировал на свой христианский подвиг. Он показал, как терпеть боль, как выстоять, когда недавние друзья вдруг оказались твоими первыми врагами, как выстоять, как отдать все свои богатства за Христа. Святой Георгий своим мученическим подвигом увлёк за собой ко Христу огромное множество язычников, и первой среди них была супруга Императора — Царица Александра. Своим духовным копьём воин Георгий пронзил всех. Вот и я хотел бы, чтобы Святой пронзил им и нас.

В наше расслабленное время, когда многие христиане душевно слабы, когда они разобщены, им нужен именно воинский твёрдый дух отстаивания своих исконных святынь. Сейчас нужно иметь такой дух, который нам позволит в приближающееся почти антихристово время совершить тот самый подвиг христианского мужества и стойкости, коль скоро Господь от нас его потребует. Мы должны показать языческому мiру, что мы не какие-то расслабленные кликуши, а что мы любим Бога и своё Отечество, что мы умны, образованы, мы тверды в отстаивании своих идеалов, мы можем терпеть боль, мы можем отдать последнее. И тогда, глядя на это, многие современные язычники уверуют, и тем самым мы выполним завет Христов положить душу за други своя. Потому что язычники — это други наши, в этом наша братская любовь к ним. Потом многие из них впереди нас пойдут, последние станут первыми... Святой Георгий показывает нам такой пример.

 

Рассказ Павла возвращается к началу его творческого пути, к его дипломной работе 1996 года «Калка»:

 

 

 

— А «Калка» это тоже близкое, хотя битва Великого Князя Мстислава Удалого, произошла почти восемьсот лет назад — в 1223 году. На Калке было первое боестолкновение разобщённых Русских Князей с татарскими ордами… Для меня это — Чечня. Когда работал над «Калкой», шла внешне безславная, но богатая подвигами мужества и духа первая кавказская кампания, потом был Хасавьюрт, когда русское воинство было подло предано кремлёвскими властями.

Парадоксальность рассказа Павла в ту пору мне не была понятна во всей полноте. Как я позже узнал из собственного рассказа живописца, сам Павел был глубоко русским художником, но вместе с тем у него был дед-чеченец — ветеран Великой Отечественной войны. И война в Чечне была для него во многом и личной драмой.

— В образе Князя-Мученика Мстислава виден офицер нашей армии, который осознал себя христианином за пять минут до расстрела, когда только что — ещё без веры — он вёл свой батальон под огнём озверевших «духов», кричащих «аллах акбар!», и пред лицом смерти вдруг вспомнил, что его прадед был солдатом Императорской Русской Армии, а дед носил нательный крест. Он не просто воинский долг выполняет, а совершает христианский подвиг защиты нашей Отчизны, которая является тысячелетней хранительницей Православной Веры. Он воюет не за каких-то олигархов, какие-то денежные мешки, нефтяные вышки… Он защищает не просто территорию, он защищает Богом данную землю, где хранится бесценное сокровище — Вера Православная.

Спрашивал художника о его творческих планах:

— Хотел бы написать картину о Святом Равноапостольном Императоре Константине Великом после явления на небе — ему и его армии — Креста с надписью «Сим победиши», после битвы с Максентием. Хочу изобразить момент, когда Император-Победитель только что занял Рим и зашёл в один из столичных портиков. Там бюсты Императоров, на полу кровь побеждённых врагов. Государь сам обрызган этой кровью. Рядом стоят его воины со щитами, на которых изображена языческая «слава» в виде зигзагов молний, а поверх этой «славы» просто нацарапаны константиновы кресты. И сам Император, который только что пришёл к вере в могущество Христа, держит в руках то, что накануне он связал из каких-то веточек, — крестик. И Император видит, что в этом-то и есть его победа над превосходящей армией язычников! Знамения Креста — какая-то связка палочек! И он рассматривает в своей руке их с удивлением и уже внутренним трепетом. Хочу, чтобы и будущий зритель, глядя на скрещённые веточки, понял, что Бог готов через Крест Свой, даже сложенный из каких-то былинок, и сейчас, в современной России, даровать нам победу над любым Его врагом.

Среди вдохновителей проведения выставки в «Новой Третьяковке» был протоиерей Александр — настоятель храма Преподобного Иосифа Волоцкого в посёлке Развилка, в котором я тогда прислуживал. Отец Александр отозвался так о трудах Павла:

— Его картины по-настоящему духоподъёмные. Мы видим, что Сам Господь вдохновляет кисть художника, его вдохновляет Православная Вера и нелицемерная любовь к Матери-Церкви и России. А задача настоящего русского художника пробуждать своих разуверившихся и слегка приунывших современников своей любовью, наполнять их жизнь ею — смыслом высокого бытия. Труды раба Божия Павла вполне отвечают этой задаче.

+ + +

В одной из встреч с Павлом Викторовичем Рыженко художник для публикации мне поведал:

— Хочу сказать несколько слов о своём благодетеле и друге Александре Юрьевиче Афанасьеве. Для меня просто — об Александре, о Саше. Потому что с ним у нас отношения сразу стали дружескими. Познакомился с ним в 2001 году. Он приехал в мою мастерскую посмотреть картину «Царь Алексей Михайлович Тишайший». Он как-то сразу понял, что эта картина сейчас нужна России. С его стороны была ещё в раннюю пору нашего знакомства серьёзная финансовая поддержка мне, для того чтобы я год, не думая о повседневном хлебе, работал над картинами для новой выставки. Он приложил много усилий и стараний для того, чтобы осенью 2003 года в Центральном Доме Художника прошла моя первая общедоступная персональная выставка. Им были приложены те усилия, которые я сам приложить никак бы не мог. Был оплачен зал, была организована большая информационная поддержка в средствах массовой информации. Выставка имела большой успех, и наше сотрудничество продолжилось. Потом была выставка моих работ в Малом Манеже. Ты помнишь, тогда впервые выставлялся мой Куликовский цикл.

 

+ + +

Другой раз я брал интервью у Павла в связи с экспонированием в Центральном Музее Вооружённых Сил его гигантского полотна размером шесть на двенадцать метров «Страшный Суд». Первый раз полотно выставлялось в зале Победы весной 2007 года.

 

Павел Рыженко

 

«Страшный Суд» был написан для церкви Всех Святых в городе Якутске, и вскоре после выставки полотно было доставлено в Сибирь и размещено в храме. Но тема не оставляла художника, и он продолжил работу над ней, воссоздавая не просто авторскую копию, но развивая мотивы храмового сюжета для специальной выставочной картины. Вновь «Страшный Суд» П.В.Рыженко ненадолго был выставлен зале Победы Центрального Музея Вооружённых Сил России с 10 по 21 Октября 2007 года...

Неоднократно художник приглашал меня в свою мастерскую, знакомил с новыми работами, делился своими творческими замыслами и планами. В свою очередь, Павел всегда живо интересовался моими исследованиями по «Царскому Делу», по истории Древней Руси. Довольно часто мы встречались на службе в храме Преподобного Иосифа Волоцкого, что в посёлке Развилка Московской области. При нашей загруженности делами мы чаще общались с Павлом по телефону, но постоянная семейная молитва друг за друга во многом компенсировала недостаток наших встреч. Поэтому неудивительно, что наше творческое и духовное содружество приобрело за те годы весьма доверительный характер.

— Приходи к одиннадцати, к открытию музея. Заодно посмотришь мою работу. Мы её только что смонтировали для профессиональной фотосъёмки.

Четверговое утро 11 Октября 2007 года выдалось пасмурным, дождливым. Пришёл несколько раньше и увидел на площадке перед широкой музейной лестницей построение целого батальона курсантов из какого-то военного училища, которых привезли на экскурсию. Как раз во время их инструктажа под моросящим небом по лестнице поднялся Павел Рыженко. Мы поздоровались, по-братски обнялись и дождались, пока курсанты пройдут в музей.

В зале Великой Победы 1945 года экскурсии обычно заканчиваются. Поэтому, когда мы поднялись туда, там было ещё почти безлюдно, не считая смотрительниц и двух-трёх посетителей, которые не руководствовались экскурсионными правилами и начали осмотр с центральной части музея.

В зале стояла гулкая апокалиптическая тишина. Гигантские размеры живописного панно, занимавшего большую часть правой колоннады, могли бы поразить сами по себе. Но первоначально поражали именно звучные образы того живописного монумента, и только потом в сознание входили его непривычные масштабы. Несколько минут оглядывал работу молча, переходя по залу, чтобы найти наиболее выгодную позицию для осмотра.

 

 

Трубные Ангелы Апокалипсиса пробуждали мёртвых на Божий Суд. Нижняя часть полотна, так же как и композиции его боковых частей, были погружены в некоторый ещё мертвенный сумрак, очень напоминавший октябрьскую моросящую мглу за стенами музея. На том фоне особенно выразительно смотрелись сияющие образы Архангелов, Херувимов и телесно воскресающих, преображённых Фаворским светом подвижников, боевые порядки воинов Христовых. В свете тех воинских образов мне вспомнился только что виденный у стен Музея строй молоденьких курсантов — будущих офицеров Российской Армии, защитников нашего Священного Отечества. Особенно же контрастировала с уходящим сумраком сияющая верхняя центральная часть полотна, где на Престоле восседает Вышний Судия в окружении двадцати четырёх апокалиптических Старцев.

Суть главного действия — суд над душой грешника. Его фигура расположена в центре картины. Причём, автор подчеркнул, что в образе грешника он изобразил самого себя. Картина как бы разделена на три части. Слева от грешника (справа от зрителя) изображены силы зла. Справа от него (слева от зрителя) — силы добра. В верхней части — Небесное Воинство Архангелов и Святых во главе с Иисусом Христом. Силы зла пытаются перетянуть чашу весов с грехами на свою сторону. Последнее решение пока не принято, надежда на спасение ещё есть. Судьба грешника — в руках Архангела, который ещё не положил на чашу весов свой последний свиток. Через всю картину проходит каноническое изображение первородного греха в виде змия. Грех идёт от начала человеческой истории, от Адама, и ведёт в ад. Потому хвост чудовища теряется за пределами изображаемого сюжета. На переднем плане видна лишь голова змия среди представленных на картине сил зла. В левой от зрителя части холста изображено шествие праведников, которое ведёт за собой Святой Царь-Мученик Николай II. А предваряет шествие Цесаревич-Мученик Алексей Николаевич с чашей крови в руках. Чаша крови символизирует кровь, пролитую Россией за Господа Иисуса Христа, за всю её историю. Правая от зрителя часть холста — преддверие ада. В этой части изображена последняя битва богоборческих сил с Ангелами Божьими. В персонажах данного сюжета нетрудно узнать: самоубийцу, которому ангел указывает путь в ад, средневекового западноевропейского учёного-схоласта, язычника, блудницу и прочие легко узнаваемые персонажи. Богоборческие силы как нынешнего времени, так и предшествующих эпох. В левой от зрителя части основной доминантой является православный храм как символ свободы в деле исполнения заповедей Божьих. Резким контрастом служит доминанта правой от зрителя части, где изображена Статуя Свободы как символ «свободы» от исполнения Божьих заповедей. Павел Рыженко отметил, что строй воинов, изображённый в левой от зрителя верхней части полотна означает небесное воинство, которое является отражением воинства земного. В изображённых персонажах этого воинства легко узнаваемы воеводы и воины древней Руси и начал Российского Царства, офицеры и солдаты Императорской Армии времён Первой мiровой войны, советские воины, положившие свою жизнь за Отечество (данная часть картины очень созвучна Залу Победы ЦМВС, где она была выставлена). В правой от зрителя верхней части картины тоже виден строй. Автор изобразил первых христиан, принявших гонения и смерть за христианскую веру. Среди них Сорок Севастийских Воинов-Мучеников. В картине человеческая история прослеживается непрерывно с первых веков христианства. Отечественную русскую историю автор не разделяет на разные периоды. Напротив, он подчёркивает единство солдатского креста как символа ратного служения Отечеству — здесь и крест, на котором лежит каска с пятиконечной звездой. Рядом изображён ветеран Великой Отечественной войны, который хотя и не верил в Бога, но тем не менее спасается Божьей милостью, поскольку проливал кровь «за други своя».

В моем представлении «Страшный Суд» стал духовной вершинной творчества Павла Викторовича Рыженко, его творческим апокрисисом (άπόκρισις) — духовным ответом на вызовы нашей драматичной действительности. Попросил Павла рассказать историю создания духовно-исторической панорамы:

— Два года назад Владыка Якутский и Ленский Зосима предложил мне написать «Страшный Суд» для нового собора Всех Святых в Якутске. Первоначально его предложение меня насторожило. Ведь прежде я не занимался сугубо церковной живописью и с её канонами в большей степени знаком как простой зритель, как рядовой православный, хотя в Академии мы, конечно, изучали древнерусское храмовое искусство. В этом я сразу же признался. Но Владыка отверг мои сомнения и сказал, что для нынешних верующих было бы ценнее не подражательное следование древним традициям храмовых изображений Страшного Суда, но личное видение Апокалипсиса глазами их современника — русского человека, русского художника.

Именно так. Владыка просил меня написать современное видение Апокалипсиса глазами современного русского человека, без ограничений. Он так и сказал мне: «Как ты сам это видишь, так и пиши». Канонически точно я и не мог бы изобразить, но так представляю то, что всем нам предстоит. Каждому предстоит. Ведь Страшный Суд будет вершиться и надо всем человечеством, и над каждым воскресшим из мёртвых. Над тобой, надо мной.

И всё же мне до сих пор непонятно, как взялся за эту непосильную для меня работу. Художественные, нравственные и духовные проблемы, которые встали передо мной, первоначально казались вовсе неразрешимыми. Взялся за работу с чувством и убеждением, что она для меня совершенно непосильна. Благословение Владыки Зосимы на творческую свободу в художественном решении только усугубляло тягостность моего состояния. Было множество эскизов, ежедневный труд без отдыха, и никакого цельного результата.

Тут у меня начались различные искушения, в том числе и со здоровьем: поднималась температура и держалась неделями, а врачи никак не могли установить правильный диагноз. Никакие лекарства и лечебные процедуры не приносили облегчения. При очередном обследовании обнаружился отёк лёгких, вызванный какой-то непонятной инфекцией. В общем, я оказался при смерти...

— В эти тяжёлые для тебя дни мне позвонил наш Друг Виктор Саулкин и сообщил, что ты тяжело болен. Просил молиться за тебя. Он тогда же по «Радио Радонеж» в своих передачах просил православных молиться о выздоровлении тяжко болящего раба Божия Павла.

— То, что я при смерти, стало понятно не только докторам и моим близким, но и мне самому. Конечно, я благодарен всем за сердечные молитвы обо мне. Выжил. Тогда-то мне и стали приходить настоящие художественные и духовные решения моей работы. Кризис разрешился благополучно...

— «Кризис» в переводе с греческого означает «суд», «судебное разбирательство»...

— Вот именно! Страшный Божий Суд состоит из безчисленного множества персональных судов. Ежедневно мы подвергаем себя Божию Суду. Душа каждого из нас после смерти зримо испытает первый личный суд перед лицом Господа. А по воскресении из мёртвых мы вновь — каждый в отдельности — будем преданы окончательному Божьему Суду. Почти смертельная болезнь помогла мне во всей силе осознать собственную глубокую греховность и неизбежность Божьего Суда, неизбежность ответа перед Ним за всё мной сделанное, за всё мною сказанное, за все мои помыслы и чувства, в которых я провинился перед Ним и перед ближними.

Чувства кающегося грешника на смертном одре, грешника, который умоляет Господа о прощении, теперь мне очень близки. Именно в этой надежде близки: недостоин, но все равно хочу выпросить прощение у Господа! И вот это яростное желание Божией милости, Божьего прощения, которое во мне живо и сейчас, излил на холст. Осознание этого дало мне точку опоры для работы. Определилась личная точка зрения на грядущее апокалиптическое событие. В православной аскетике есть понятие «память смертная». Мне помогла в работе моя смертная память.

Именно поэтому в центре я изобразил себя восставшим из могилы, мертвенно серым в страшном ожидании своей судьбы, когда множество моих грехов тянут чашу судных весов вниз и ад злобно ликует над моей вечной погибелью. Но надежда на неизмеримую милость Божию жива! Вот это самое страшное мгновение и стало для меня единственно возможной точкой зрения на конец истории человечества в преддверии Вечной Жизни для одних и вечной адской муки для других...

— В твоей картине преобладает тема Христова воинства. Здесь и воины Святого Царя Константина Великого, и герои Куликовской битвы, солдаты и офицеры Первой мiровой войны, монархисты гражданской, герои Великой Отечественной, есть и «афганцы», и сражавшиеся за целостность России на Кавказе на рубеже XX–XXI столетий... Вон там, полагаю, изображён Воин-Мученик Евгений Родионов?..

— Да, это Святой Мученик Евгений, наш современник. В целом же — это Русская Национальная Идея. Так я вижу Русскую Идею в конечном её итоге. Сам для себя я это полотно так и называю «Русская Идея». Для меня было главным не упустить всё, что на сердце накопилось за многие годы, может быть, вообще за всю свою жизнь, хоть и не очень длинную. Мне было важно попытаться с Божией помощью изобразить на холсте всё виденное в России, в её прошлом, настоящем и будущем. Виденное не только мной, а вообще всеми моими близкими и друзьями... Зачем русский человек живёт? За что он кровь проливает? За что он умирает? Хотел показать — за что русский православный не должен даже и пальцем пошевелить, а за что он должен стоять насмерть.

Конечно, в чём-то это не каноническое изображение, но в чём-то же оно совершенно каноническое. Если канон рассматривать прежде всего как правду Божию, как несомненное стояние за эту правду, то всё это в церковный канон укладывается. Именно этого, как потом выяснилось, и хотел от меня Владыка Зосима... И вот сейчас эту обновлённую работу, предназначенную уже для сугубо выставочной деятельности, хотел бы провезти по городам России.

— В каких же городах ты хочешь выставить своё полотно?

— Мне очень хотелось бы показать «Страшный Суд» в Сталинграде (он же Царицын, он же Волгоград).

— А где именно в Сталинграде?

— В здании панорамы Сталинградской битвы. Очень хочу, чтобы «Страшный Суд» увидели и в Курске. Ведь это святые места, где явилась икона Божией Матери Курская-Коренная! Там тоже есть музей-панорама Курской битвы. Самое страшное сражение вообще во всей истории войн — предтеча Армагеддона. В планах и Ростов-на-Дону. Там, к сожалению, выставлять «Страшный Суд» буду не в музее. Там нет таких музейных площадей. Но мы присмотрели замечательный спортзал. И сам Ростов, и весь Дон — это Русская Земля, обильно политая Русской Кровью, казачьей прежде всего. Мечтаю выставить «Страшный Суд» и в Екатеринбурге... Просто буду умолять, чтобы в Екатеринбурге нашли место для экспонирования. Ради этого города можно и нужно стоять на коленях, вообще не сходя с места. Это же Царская Голгофа России! Я очень надеюсь на Екатеринбург... А дальше, как БОГ даст. Полагаю, если такая серия выставок в этих городах России состоится, то через год и в других местах этот «Страшный Суд» захотят увидеть. Я надеюсь... Если это будет полезно для России, для Русского Народа, Господь всё устроит...

 

+ + +

Потом мне доводилось неоднократно встречаться с Павлом Рыженко в мастерской студии М.Б. Грекова по соседству с Российским Музеем Вооружённых Сил, но всё больше общались по телефону, представлялось, что договориться о встрече с художником в любой время нам не составит никакого труда.

Весна и лето 2014 года, получившие тогда же наименование Русской Весны, поглотили всё моей внимание событиями в Крыму и на Донбассе. С 16 Июля информационное пространство заполонила новость о провокации с малазийским «Боингом», следил за сообщениями поэта и военкорра Юрия Юрченко, который сразу отправился на место падения обломков сбитого Украиной самолёта. Мы в те дни с моим другом Валерием А. готовились к журналистской командировке на Донбасс и каждый день ждали отмашки от её организаторов, когда будет наша отправка вместе с гуманитарным конвоем. Мысли были заняты только сборами и ожиданиями, которые в результате растянулись почти на месяц. Поэтому звонок в ту пору Виктора Саулкина с его словами: «Вот похоронили Пашу Рыженко…», — ввели меня в жёсткий ступор. Оказывается отпевание новопреставленного раба Божия Павла совершалось ещё 20 Июля 2014 года в храме Всех Святых в Красном Селе, где я когда-то был членом приходского совета, где прежде отпевали и мою маму, и моего отца. Похороны же по его завещанию состоялись на Родине живописца под Калугой на Ждамировском кладбище…

Начальник Управления культуры Министерства Обороны России Антон Николаевич Губанков (29 Января 1965 — + 25 Декабря 2016) о смерти П.В.Рыженко для СМИ высказался так: «Это огромная, невосполнимая утрата для армейской культуры, всего художественного сообщества. Павел был не просто талантливым и активным человеком, он был во многом душой Студии военных художников имени М.Б.Грекова, своего рода центром творческих идей. Его работоспособность вкупе с неравнодушием, активной гражданской позицией просто поражала. Безвременный уход Павла Рыженко — это настоящая трагедия». https://www.kp40.ru/news/culture/27775/

Расхожее светское слово «трагедия» для меня слишком театроведческое, но для нас — соратников Павла — его кончина стала большим и неизбывным горем.

Пахра, 8 Июля 2025 года

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка