E Unibus Pluram[1]: о кинетическом искусстве и немножко о нас
Тео Янсен. "Стрэндбист". Художник создает strandbeesten («пляжные животные» по-голландски ), представляющие собой движущиеся кинетические конструкции, иногда приводимые в движение ветром, напоминающие шагающих животных .
Единственная доступная реальность — это движение.
Ж. Тэнгли
Что такое кинетизм?
– Согласно Британской энциклопедии (кинетическое искусство от греч. kinetikos — движение, приводящий в движение) — направление современного искусства, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Подвижная объёмная конструкция, приводимая в действие вручную, с помощью технических средств или посредством природных сил — ветра, воды, солнца.
Попытка «запечатлеть» движение? Сделать зримым? Мечта о полёте или ручном овладении.
«Свето-пространственный модулятор» Ласло Мохой-Надя
Отцов у кинетизма несколько. Тут и футуризм, дадаизм, Баухауз и русский конструктивизм. Каждый внес свое: футуризм влиял на кинетическое искусство через ориентацию на динамичные формы и движение. Футуристы стремились зафиксировать движение и энергию, что отразилось в кинетизме использованием движущихся элементов и созданием ощущения динамики; конструктивизм поддерживал идею функциональности и промышленности в искусстве, используя современные материалы и технологии для создания механизмов. Художники-кинетики реабилитировали идею технического прогресса для внедрения искусства в жизнь; дадаизм двигал идеи абсурда и протеста против установленных норм и ценностей, экспериментируя с шокированием зрителя, вызывая чувство неожиданности и непредсказуемости; Баухауз создал «Свето-пространственный модулятор» Л. Мохой-Надя; сюрреализм (под влиянием Пита Мондриана и Хуана Миро, А. Колдер дал миру невесомые линейные скульптуры (мобили и стабилейи), вращающиеся и танцующие в воздухе).
А кто же мать?
– Движение.
В ХХ-м веке оно стало довлеющей ценностью. Усиление интенсивности, скорости, энергичности жизни привело к изменению мироощущения человека, для которого прошлое было сплошной травмой и катастрофой, требовало новых художественных средств выражения. Кинетизмом как направлением искусства художники исследовали изменчивость и нестабильность мира в качестве его нового потенциала.
Мобиль Александра Кольдера
В Первом манифесте футуризма, опубликованном Филиппом Маринетти в 1909 году, признавались скорость, движение, антистатика как новыми предметами изображения: «…мы же хотим воспеть наступательное движение, лихорадочную бессонницу, гимнастический шаг, опасный прыжок, оплеуху и удар кулака». Опыты создания динамической пластики издревле существовали в виде разного рода трюков, оживлявших скульптуры, в прикладных искусствах, театральной сценографии. Интересно, что создание кинетизма совпало по времени с исследованием иллюзий восприятия в гештальт-психологии (с начала 1910-х годов до середины 1930-х годов). Макс Вертгеймер, в 1912 году опубликовал статью «Экспериментальные исследования восприятия движения», где описал феномен иллюзии движения, возникающей при последовательном предъявлении двух неподвижных световых стимулов. В 1922–1925 годах он показал, что образование целостных форм в восприятии определяется принципом прегнантности, или тенденцией к «хорошей форме».
Некоторые идеи гештальтпсихологии реализованы в кинетизме:
- Целое больше суммы частей. Гештальт-психологи считали, что человеческое восприятие — это организация отдельных ощущений в значимые паттерны. Поэтому глядя на кинетические объекты, мы наблюдаем смену разных образов, в разной степени структурированных, без нашего взгляда не существующих.
- На восприятие влияют не столько отдельные элементы, сколько контекст и отношения между ними. Движение объединяет отдельные элементы объекта в целое. Это — главный формообразующий фактор. Важно не просто физическое перемещение объекта, но и его изменение, трансформация. Хулио Ле Парк, аргентинский мастер, создавал эффект мерцающего света с помощью движущихся квадратов из цветного металла, висящих на нейлоновых нитях.
- Человек является целостным существом, в нём едино всё: мышление, чувства, мысли. Поэтому глядя на танец, мы танцуем вместе с ним, внутри него. Так, воспринимая кинестетические скульптуры, отвечаем им ответным движением. Хесус Рафаэль Сото, венесуэлец, прославился на весь мир оригинальными вибрирующими картинами.
- Человеческое поведение то формирует, то разрушает гештальты (незавершённое действие). Жан Тенгели, швейцарский скульптор, создавал «саморазрушающиеся» композиции («Посвящение Нью-Йорку» 1960 года), а там недалеко и до шредера, уничтожающего только что купленный на аукционе артефакт.
К истории вопроса
Первым произведением кинетического искусства часто называют «Велосипедное колесо» Марселя Дюшана. Предвосхищая создание «ready made», Дюшан прикрепил к табуретке колесо на велосипедной вилке.
У зарождения кинетического искусства стоял американец Александр Колдер. С начала 1930-х годов он начал создавать абстрактные динамические конструкции. Но сам подсмотрел идею во время посещения мастерской Пита Мондриана, где были развешены прямоугольные листы разноцветной бумаги и, двигая их, художник добивался нужного изображения. Колдер представил, как яркие плоскости приходят в движение. Однако сам термин «мобили» придуман Марселем Дюшаном при посещении мастерской Колдера. Впоследствии работы скульптора приводились в движение естественным способом.
Одним из первых идеи кинетического искусства применил Наум Габо в «Стоящей волне» (1920), связав кинетическое искусство с конструктивизмом. Движение в работах Габо выступало процессом, в котором пространство и время взаимно обусловлены. Движение не только раскрывает пространство, но и одновременно визуализирует время. Художник перевёл предмет изображения из пространственных категорий во временные. Сведение массы конструкции к минимуму, превращение её в линию или плоскость, строгая геометричность и расчёт — художественные средства новой эстетики, характерные для конструктивизма.
Русский конструктивизм пошел дальше и глубже. В России идеи кинетического искусства связаны с именем живописца, графика, дизайнера и художника театра Владимира Татлина (удивительно – ученика Валентина Серова), создавшего модель памятника башни III Интернационала (1919—1920). Опыт работы с контррельефами («Голубой контррельеф» 1914 года), научил его проектировать абстрактные композиции из простейших материалов. Создаваемые объекты не были созданы для прямого утилитарного использования. Предпосылкой к созданию «Памятника III Интернационала» или «Башни Татлина» в 1920 году становится «Угловой контррельеф» (1915—1925) — парящие формы, закреплённые при помощи тросов и крепёжных деталей. Объекты будто пронзают пространство, потеряв свою плоскость. Данного эффекта удаётся достигнуть с помощью дополнительных эффектов тени, отбрасываемой тросами и креплениями. Зал Татлина на выставке «Наш авангард» в корпусе Бенуа Русского музея особенно хорош лаконичной подачей.
В кинетическом искусстве прослеживается похожая тенденция — использование света и тени, движения как выразительных средств. Художник заставляет материал работать экспрессивным средством: «Прямоугольные формы из тонкого, обманчиво ломкого и острого по краям железа, стремящиеся свернуться в цилиндр, словно аккумулируют в себе энергию, которая совершает выброс по натянутым линиям тросов». В начале 1919 года возник замысел «Памятника III Интернационала», новизна которого, по задумке Владимира Татлина, должна была заключаться в сочетании выразительного образно-символического решения, синтезирующего в себе скульптуру и живопись, наравне с функциональными задачами. Проект «Башни Татлина» представлял собой спиралевидную конструкцию высотой 400 метров, включавшую в себя четыре объёма из стекла (куб, пирамида, цилиндр и полусфера), взятых в механическую сетку. Конструкция должна была вращаться с разной скоростью и с разными промежутками времени. Объёмы имели функциональную значимость в конструкции — предназначались для залов административных служб. «Памятник III Интернационалу» становится знаковым с точки зрения формирования новой концепции формообразования в искусстве XX века. Дальше приёмы кинетического искусства широко применялись в организации различных выставок, шоу, в оформлении парков и площадей.
В 1955 году в галерее Denis René в Париже кинетическое искусство объединилось с оптическим. В работах оп-артистов использовались приёмы создания зрительных иллюзий, основанных на восприятии зрителем плоских и пространственных фигур. Окончательно течение оформилось в 1960-е годы в творчестве французского художника Николя Шеффера («Формы и цвета», 1961), аргентинца Хулио Ле Парка. В сложных конструкциях не только используется перемещение воздуха, но и применялись электрические двигатели, как в созданиях Брайана Уинтера из раскрашенных карт, отражающихся в вогнутом зеркале. Швейцарец Жан Тенгели разрабатывал «саморазрушающиеся машины»: «Радиоскульптура с пером» (1962) и «Рисующие машины».
Окончательно кинетическое искусство как направление оформилось в 1960-е годы. Теоретики кинетизма рассматривали движение как средство противостояния бесконечному повторению художественных форм и «исчерпанности» искусства.
Сейчас работы современных художников и дизайнеров вписываются в природные ландшафты, становясь элементом экологичной среды. Тео Янсен, нидерландский скульптор, строил огромные сооружения по типу скелета животного. Биоморфы могли передвигаться с помощью ветра. Самым сложным при создании фильма «Парк Юрского периода» было воспроизведение живого движения.
Некоторые особенности кинетизма:
- Движение не просто изображено, а является сутью скульптуры — форма творится движением, а не материалом, различными типами движения: вращательным, колебательным, поступательным или их комбинациями. Манипулируется темп, ритм, пластика. Важны характер движения, его интенсивность, а также образы, возникающие от взаимодействия формы и движения.
- Создание эффекта зрительного расширения области существования в пространстве всей конструкции и каждой её части. Провоцирование зрителя на широкий круг образных ассоциаций от природообразных до градостроительных архитектонических построений, от хаоса до регулярной структуры. У меня обычно связаны с ним антропоморфные проекции. Дизайнеры, работающие в этом направлении, мыслят иначе. Мой знакомец, создавая, выплетая, вывязывая мобили из проволоки мыслит абстракциями, кривыми линиями. Плетение воплощает идею о том, что всё в жизни взаимосвязано. Каждая нить опирается на каждую другую для создания конечного продукта. Видя его наброски, думала о многомерности человеческого восприятия. О самой сути плетения, связывания узлов в цепь, непрерывности из пустот. Континуальности. Временной цепочке. Так Парки ткут судьбу. Их трое, каждая со своей функцией. В некоторых культурах плетёные изделия и их элементы, например узлы, имели магическое значение. «Бесконечный» или «вечный» узел, образованный переплетением двух зигзагов-антиподов, символизировал дуализм мировых начал: земли и неба, жизни и смерти. Дизайнер соединяет несовместимое. Здесь много интуитивной, подспудной философии, Делеза с Гваттари, Фуко и Лиотара, даже обэриутской. Что они хотят сказать? Что соединить? В повторяющихся паттернах, их множественности, сериальности есть гипнотизирующее свойство. Заговаривание неизбежного? Избегание окончательности? «Пароль ко внутреннему святилищу ужаса и желания». «Всесразовость».
- Ощущение многомерности — динамически перетекающие очертания форм, их трансформация в пространстве создают возможность зрителю заглянуть в новые измерения, невидимые обычному глазу. Очень женственная часть природы: округлости, плавности при подвижной внутренней структуре. Плетение олицетворяет способность человека брать разрозненные элементы и соединять их во что-то красивое и значимое. Николя Шеффер, французский художник венгерского происхождения, родоначальник кибернетического искусства и видеоарта с непредсказуемой вариативностью. Отсутствие абсолютной волевой художнической и технической запрограммированности движения в композициях вносит элемент случайности и нечаянности. Зрителю невозможно вычислить будущие состояния объекта. В работе «Малая сфера и тяжёлая сфера» (1932) Колдера движение деревянного шара задействованного мобиля, вызывает затаённое ожидание, нарастающего по мере движения шара по произвольному курсу и его столкновения с расставленными вразнобой предметами. Его мобили иногда кажутся подарками на елке. С непонятной начинкой внутри. Был ли Колдер нарциссом? Не знаю. Есть замыкание в себе. Солипсизм — не самое теплое из философских направлений.
- Использование визуальных эффектов для создания иллюзий движения, основанных как на объективных законах оптики, так и на субъективно-психологических особенностях зрительного восприятия. Используя модульные элементы, шарнирно соединённые друг с другом, автор задаёт пластическую программу со многими степенями свободы, приглашая зрителя к действию по изменению композиции объекта в желаемом направлении. Постоянная смена кадра кинематографична. Прототипом – детский калейдоскоп, фрейдистская игра «fort – da» становится способом психической обработки неприятных воспоминаний и впечатлений.
- Преобразование энергии. Кинетические скульптуры могут использовать энергию ветра (аэродинамические конструкции), электрическую (моторизованные механизмы), гравитационную (маятниковые системы), солнечную и другие.
- Баланс и равновесие элементов: важно адекватное распределение массы и нахождение центра тяжести каждого элемента в мобиле, как сосуществование свободы, случайности и правила. Элементы взаимодействуют между собой по определённым законам, но они отнюдь не исключают отклонений. Мобили – часть природы, сгущение частиц, когда поле становится энергией, а потом массой. Стабильность и заземлённость. Плетение символизирует силу и стойкость, необходимые для преодоления жизненных бурь. Баланс. Напоминает о том, что хаос и порядок — это не противоборствующие силы, а скорее взаимодополняющие аспекты существования. Им нужен ветер, ландшафтное пространство. Они отлично вписываются в пейзаж. Как его производное. Как мурмурация — динамические объёмные фигуры переменной плотности в небе, создаваемые стаями птиц? Как сплетение ветвей. Шепот травы. Набегание волн (Это длинный способ сказать, что я побоялась спросить у автора).
Экологичны? – Несомненно.
Вплавлены в традцицию авангарда – Да. Ожившая скульптура. Не хочу писать «анимированная». Города будущего. Вавилонская башня и памятник Татлина, Летатлин – прототипами. Что потом? — Чистый полет. Растворение в голубизне неба ли, моря. Без остатка? – Воспоминание о не бывшем. Не случившемся. Отпечаток в небе. След … Тающий и живой.
- Использование специальных графических структур создают иллюзию движения, воспринимаемую зрительно. Создание «муарового эффекта» — иллюзии движения линий за счёт взаимодействия нескольких линейных растров, расположенных на определённом расстоянии друг от друга. Любое движение человека возле такой композиции включает механизм взаимодействия растров, что приводит к образованию сложных переливающихся орнаментальных образов. Явно суггестивное воздействие. Негласный подсознательный контакт на уровне архетипов. Но и «Дом Дерево Человек» — диагностический объект, после которого не отправят в лечебницу.
- Создание «саморазрушающихся» композиций. Швейцарский скульптор Жан Тэнгли представил композицию из железа и металла, которая постепенно превращалась в груду мусора на глазах у зрителей. А если эти мобили – текст? Кто автор его – создатель формы или зритель — сотворец содержания?
- Активное отношение зрителя к воспринимаемому объекту — в кинетических шоу зритель должен изучить инсталляцию во всех ракурсах, чтобы проникнуть в замысел художника. Скульптура «Осина», созданная Колдером в 1948 году, начинала своё движение разными способами, в зависимости от того, как зритель до неё дотрагивался. Режим иллюзии. Мечты. Нет двух одинаковых плетений, как и нет двух одинаковых людей. Плетение символизирует уникальность каждого человека и его вклад в общее целое. Можно ли найти психоаналитический ключ к объяснению этой особой одержимости отверстиями?
- Синтез искусств. Движение объекта в пространстве может дополняться эффектами освещения, звуком, запахом, светомузыкой, кинофильмом и другими. Представители кинетизма стремились задействовать все возможные органы чувств зрителя, тем самым приближая к нему искусство. «Проницаемые» Хесуса Рафаэля Сото: цветной куб из длинных цветных нитей — площадка для взаимодействия со зрителем: от прикосновений нити шумят, переливаются, отбрасывают тени. Приёмы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров. Газосветная реклама, неон, трёхмерные рекламы и другое носят в себе потенциал кинетизма, порождая привычный образ современных городов.
- Выбор материала в кинетическом искусстве влияет на восприятие произведения, например, через создание иллюзии пластических изменений. Он зависит от концепции произведения, требуемых механических свойств и условий эксплуатации. Ткань и бумага добавляют текстуру и цветовые эффекты к движущимся объектам, что мне особенно, как коллажисту, понятно. Независимо от того, из чего выполнен объект, в движении он способен перетекать, метаморфозить, изгибать формы в пространстве. То, что, как кажется, заведомо не может менять свою форму, на глазах зрителя деформируется и живёт. Преодолевается инерция материала и формы, разрушая стереотипы зрителя. Я как-то видела, как младенец, следил за движением поддуваемоего ветром легкого пластикового пакета. Он смотрел так, словно неофит за Преображением. Чудо осуществлялось на глазах. Видимо, на такой эффект рассчитывают кинетисты.
- «Плетение сильно сексуализировано»[2]: переплетение нитей струны и уток, объединяющие то, что должно быть объединено, является метафорой гармоничного супружества. Оно так же сильно «политизировано» и «создает социальное». Пряжа, скрученная прядильщицей, метафорически повторяет рулоны ее «голоса», а ткачество – «текстовая ткань», в которой можно увидеть жизнь, образ действий и глубокое существо Ткача. Но в работах нитью является тонкая проволока, сложная в плетении, поскольку ранит, и в звеньях переплетений вполне осязаемая кровь создателя.
Кинетическое искусство влияет на современное искусство несколькими способами: преодолевая статичность, придавая ему большую активность во взаимодействии с окружающей средой; динамика, игра теней создают сильные визуальные впечатления, влияющие на сознание человека. Зритель видит и слышит то, что находится за пределами понимания реальности
Почему это актуально сегодня?
- Используются современные технологии, принципов программирования и обработки данных. Это делает произведения непредсказуемыми, открытыми интеллектуальному контексту, внешней среде и зрителю, от восприятия которого зависит конечный смысл работы.
- Взаимодействие с реальным миром. Эксперименты кинетистов можно встретить в дизайне, архитектуре, градостроительстве, организации окружающей среды.
- Создание параллельной 3D-реальности, в которой задействованы не только предметы, но и пространство, свет, звук и даже запах. Пространство предстает как определенным образом конфигурированное поле возможностей. Оно становится интерпретируемым, когда теряет свои обычные ориентиры, когда мы сталкиваемся с искажениями смысла, когда нам открываются незнакомые, странные или чужие пространства[3].
- Стремление задействовать все типы восприятия, что соответствует модному сегодня направлению иммерсивности.
Однако интерпретационные усилия приводят к большому количеству ошибок. Я ведь тоже дизайнер. Дизайнер отношений. Создаю условия, когда они становятся оптимальными, адекватными для участников, ситуации. Экологичными.
Изменчивость и нестабильность этого мира таит в себе бесконечный потенциал для новых, легких, динамичных и неожиданных решений.
[1] Из одного многие лат.
[2] Claudine Leduc, «Françoise Frontisi-Ducroux, Ouvrages de dames. Ariane, Hélène, Pénélope…", Clio. Femmes, Genre, Histoire [En ligne], 32 | 2010, mis en ligne le 31 décembre 2010, consulté le 08 mai 2022. URL: http://journals.openedition.org/clio/9960; DOI: https://doi.org/10.4000/clio.9960
[3] Johann Michel, « L’interprétation et le problème de l’espace «, Methodos [En ligne], 20 | 2020, mis en ligne le 18 février 2020, consulté le 04 mars 2022. URL: http://journals.openedition.org/methodos/6651; DOI: https://doi.org/10.4000/methodos.6651
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы