Комментарий |

Дом Анны (Окончание)

Одноактная пьеса (Окончание)

(сюрреалистическая драма)

Начало


Картина четвертая

Спальня Лазаря в его городской квартире. Жена сидит за прикроватным столиком, красится. Она в легком халате. Лазарь просыпается весь в поту, вид одуревший, волосы растрепаны.

Лазарь: (садится на кровати, трет глаза) – Чудовищный сон. Будто не сон…

Жена: – Проснулся? Ну ты и спишь…Уже почти двенадцать.

Лазарь: – Ты не поверишь…Я думал, что я уже умер.

Жена: – Умер?

Лазарь: – Да.

Жена: – И куда же ты попал? В рай или ад?

Лазарь: – Я попал в какое-то странное место. Как будто бы в НИКУДА.

Жена: – В Никуда?

Лазарь: – Понимаешь, меня послали в командировку. И я вышел не на
той станции, а потом я попал в дом женщины, где меня хотели
женить на ее дочери…

Жена: – А причем тут, что ты умер?

Лазарь: – Состояние такое, что я попал в какой-то замкнутый круг. И
не могу выбраться оттуда. Вообще. Еще там был ведьма. И она
меня совращала.

Жена: – Что за сны тебе сняться? Ты в своем уме..?

Лазарь: – Откуда я могу знать, почему мне снятся такие сны. Это
бессознательное состояние, я не отвечаю за свои сны.

Жена: – Ведьма была красивая?

Лазарь: – Честно сказать, ей было уже за пятьдесят…Не помню, как будто красивая.

Жена: – И ты? Не устоял?

Лазарь: – В том-то и дело, что я устоял…Я вернулся назад, к ее
дочери и…Проснулся.

Погоди, сейчас я постараюсь все вспомнить…

Жена: – Там была еще и дочь ведьмы?

Лазарь: – И ее внучка. Она должна была стать моей женой.. Я же говорил.

Жена: – Это что – семейка похотливых дамочек? А что внучка – молодая совсем?

Лазарь: – Молодая. 16 лет. И они все время говорили о Боге…

Жена: – Ну и чушь тебе снится.

Лазарь: – Ужас в том, что оттуда никакой дороги нет. Нет никакой
связи с внешним миром… И там уже ничего не исправить. Вообще.

Жена: – Что не исправить?

Лазарь: – Все, что ты совершил в этой жизни до того, как приехал
туда…Лена, послушай!

Так ведь мне действительно нужно ехать в командировку…Завтра…

(с ужасом и удивлением)…В Ливно…

Жена: – Ты мне не говорил. А зачем?

Лазарь: – Там пропал известный писатель. Поехал и просто исчез. Но
нашелся человек,

который разговаривал с ним. На станции. Я созвонился с ним. Полиция
ведет свое расследование, а мне поручили вести свое...Завтра
мы с ним встретимся. Точнее послезавтра. Поезд идет в ночь.
И прибывает утром.

Жена: – Известный? Я знаю?

Лазарь: – Конечно, уже месяц прошел. Писали об этом. Петр Свиблов.

И никаких следов. Он вышел на станции, поговорил с этим человеком, и
больше его никто не видел. Это человек позвонил к нам в
редакцию и представился Жаном. Просил о тайной встрече. Якобы
он что-то знает…

Жена: – И как ты его найдешь?

Лазарь: – Он сказал, чтобы я сел на скамейку, рядом с кассой на
станции Ливно, и он сам подойдет ко мне и окликнет меня по
имени.

Жена: – Интересно.

Лазарь: – Лена, а я вспомнил… Эта девушка. Ее звали Ольга, и она пела песню…

Сейчас…Вот…что она пела. «Как случилось, как же так случилось! Наше
солнце в море завалилось…» Не слышала раньше?

Жена: – Впервые слышу…

Лазарь: – Правда? Ну, подумай… Может быть слышала раньше? Что это за песня?

Жена: – А еще есть слова…?

Лазарь: – Что там про Бога еще. Голос мой… Что-то там. Дойдет до
Бога…Как-то так.

Жена: – А что ты так переживаешь? Мне вот собаки снились всю ночь. И что?

И кошки. Сегодня из кота вылезла кошка. У кота была на спине рана
открытая, а оттуда кошка вылезла…

Лазарь: – Понимаешь, это было настолько реально, что я не мог
представить, что это сон…

Реальней, чем то, что мы с тобой разговариваем..

Жена: – Ты не заболел? Может, перетрудился на работе?

Лазарь: – Нет, я не заболел… И еще они говорили про мою сестру… Что
мне надо навестить ее в больнице.

Жена: – Она же умерла полгода назад…

Лазарь: (хватается за голову) – А ведь, я не навестил ее перед
смертью. Я за месяц ни разу к ней не зашел… Это все ты…

Жена: (с вызовом) – Что я? Запрещала тебе? Или что? Если ты –
подлец, при чем тут я?

Лазарь: – Ты меня все время настраивала меня против сестры.

Жена: – Когда она умирала, я тебе ни слова не сказала…

Лазарь: – Вот именно. Ни слова.

Жена: – Ну, мы же ее и похоронили. На свои деньги. Что еще? А то,
что ты бессердечный человек, то, причем тут я?

Лазарь: – Я не бессердечный…Я…просто…слабый человек.

Жена: – Ну-ну… Когда тебе что-то надо, ты не слабый. Эгоист. Сестра
тебя вырастила. Вместо матери тебе была. А ты?

Лазарь: – Заткнись. Дура.

Жена: – Ну, вот твое истинное лицо. Оскорбления пошли. Я твою сестру
не любила, но и ухаживать за ней и навещать ее не
запрещала. Тебе самому было неприятно. И ты нашел повод, чтобы этого
не делать. Конечно, кому приятно смотреть на гниющую
человеческую плоть, говорить обреченному слова утешения,
сострадать…? Такому, как ты это неприятно вдвойне.

Лазарь: – Ты умеешь уколоть побольней. Я переживаю… До сих пор
переживаю, что я оказался таким малодушным…

Жена: – Ты оказался полным дерьмом.

Лазарь: – Это не так.

Жена: – Это так. И моя беда, что я полюбила такое существо, как ты.
Я, между прочим, заказала и отпевание, и сорокоуст по твоей
сестре. И в церкви я ставлю свечи об упокоении ее души. А
ты? Ты даже на могиле за полгода ни разу не был…

Лазарь: – Я все исправлю.

Жена: – Как же ты исправишь то, что уже сделал. Сестры уже нет.

Что ты исправишь?

Лазарь закрывает лицо руками: – Ты права, как обычно. Как всегда.

Мне пора в редакцию.

Лазарь одевается.

Жена: – Мне жаль, что так все получилось. Весь этот разговор. Раньше
ты не был таким, что-то в тебе сломалось однажды. Какая-то
пружина лопнула в сердце, а ты и не заметил… Твоя работа
учит быть циничным. Что может быть ужасней. Ведь мы можем
умереть в любой момент. И что мы возьмем с собой? Пустое сердце?

Лазарь: – Мне кажется, что этот сон вещий.

Жена: – Может быть… Может быть тебя хотят вразумить? Твоя бабушка,
мать и сестра на небесах…

Лазарь: – Я думал об этом… Извини. Мне пора (целует жену в щеку).

Жена: – А поесть?

Лазарь: – Пообедаю на работе. Странно, что меня никто с утра не хватился.

Пока. До вечера.

Продолжение четвертой картины

Редакция журнала. Спустя два часа.

Лазарь сидит за своим столом в своем кабинете. Печатает что-то на
ноутбуке. Пьет чай.

Стук в дверь

Лазарь: – Да-да…

Жена (пропавшего писателя Петра Свиблова): – Разрешите? (открывает
чуть-чуть дверь, заглядывает в кабинет)..

Лазарь: – Да, чем могу помочь?

Жена ПС: – Вы Лазарь?

Лазарь: – Да.

Жена ПС: – Я супруга Петра. Петра Свиблова…

Лазарь: (внимательно всматривается в лицо женщины, жена ПС очень
похожа на Веру из сна Лазаря): – О… (опешив)… Присаживайтесь,
пожалуйста…

А вас не Вера зовут?

Жена ПС: – Меня зовут Вера. Вы правы… А вы знакомы с Петей?

Лазарь: – (вздрогнув) Знаком, но так… Шапочно… Хотя иной раз и здоровались.

Но читал. Читал (он под впечатлением, что жена ПС и Вера из сна
практически одно лицо).

Жена ПС: – Я не будут отнимать ваше время. Скажу прямо – я знаю, что
вы едете в Ливно и будет там встречаться с человеком. Тот,
который сказал вам, что он видел Петю последним…

Лазарь: – Откуда вы знаете? Да, это так. Скрывать не буду. Он звонил вам тоже?

Жена ПС: – Нет, он мне не звонил. Откуда я знаю – а что вы читали Петиного?

Лазарь: – Ну… Читал когда-то давно. Пьесы.

Жена ПС: – Если вы говорите правду, то скорее всего вы ничего не
помните из того, что он писал… Так?

Лазарь: – Да.

Жена ПС: – Я прочитала об этом в последней пьесе Пети, в рукописи.
Она не дописана.

Он работал над ней накануне отъезда в Ливно.

Лазарь: – Что прочитали? Я не понял.

Жена ПС: – Там есть эпизод, что главный герой таинственно пропал, и
журналисту поручают его отыскать. И в пьесе он пишет, что
этот журналист – вы. И что ему звонит НЕКТО.

Лазарь: – Я завтра еду в Ливно. Послезавтра встреча.

Жена ПС: – Значит я вовремя. А вам обязательно туда ехать?

Лазарь: – Задание главного редактора. И тема интересная. И человек
сам мне позвонил…

Жена ПС: – Вам лично?

Лазарь: – Нет, не мне. Главному редактору. Тот поручил мне. Неужели
ваш муж все это описал?

Жена ПС: – Не совсем все… На этом пьеса обрывается. Что дальше – не написано.

Журналист работает в вашем журнале и зовут его так же, как зовут Вас…

Только мне был сон сегодня, что вы до Ливно не доедете…

Лазарь: – Мистика какая-то…

Жена ПС: – У Пети все пьесы такие. И романы. Зря вы не читали. Почитайте.

Лазарь: – Я обязательно прочту, ведь я буду писать статью о вашем
муже. А вдруг мне повезет, и я найду его раньше полиции…

Жена ПС: – А вы знаете, как Петя выглядит.

Лазарь: – Конечно, видел много раз.

Жена ПС: – Это очень хорошо… Но вот этот сон какой-то нехороший… Вы
вышли не на той станции.

Лазарь: (его бросает в пот) – Что? Рассказывайте… А где? И что там было?

Жена ПС: – Понимаете, с одной стороны, очень хорошо, что вы
встретитесь в Ливно с этим человеком. Если он, конечно, говорит
правду, и он точно видел Петю. И, возможно, что эта встреча
поможет нам отыскать хоть что-то…

А с другой – вы до Ливно не доехали… Правда, во сне. И сон был такой
реальный. Я проснулась – и одна мысль. Надо ехать в
редакцию. Я звонила утром, мне сказали, что вы редко до обеда
появляетесь. Сон… Он короткий. Вы едете, выходите почти ночью на
другой станции и разговариваете с кем-то на станции. И
уходите куда-то в лес. И все. Провал, только отчетливое чувство,
что вы из леса уже назад не вернетесь никогда. И тоже
исчезнете… Можете считать меня сумасшедшей, но вот такая история…

Лазарь: – Я вас понял (мрачнея)… Может в церковь сходить? Свечку
поставить, чтобы дорога была легкой… Как думаете?

Жена ПС: – Я уже была в церкви и помолилась о Вас. Но… не знаю. Тут такое дело…

Мне кажется, что Петя живой. Он и денег совсем не брал с собой. Так
– немного совсем, поесть да назад вернуться. Не могли его
ограбить. Он ведь в Ливно поехал с другом встретиться…

Лазарь: – Это все в газетах писали, и в Интернете тоже…

Жена ПС: – А вы знаете, что у друга умерла внезапно мать, когда Петр
был уже в поезде, и он никак не мог дать ему знать об этом.
А сотовым Петя не пользуется. И друг уехал.

Оставил ему записку в дверях. Но записку так никто и не трогал до
его возвращения.

Значит Петя к нему домой не заходил…

Лазарь: – А может, он прочел и назад сунул. Записку.

Жена ПС: – Нет, Борислав, его друг, говорит, что как сунул, так и
была. И полиция так говорит… Я вас предупредила просто. Вы уж
сами решайте, как быть дальше. Как поступить…

Лазарь: – А у вас дети есть? Извините, за такой вопрос...

Жена ПС: – Дети? Дочь и сын. У Пети был еще старший сын. От первого брака.

Лазарь: – А он где живет?

Жена ПС: – А вот этого я не знаю, он давно не общался с отцом. Он
священник. Монах. Где-то в монастыре. Не знаю. А это важно?

Лазарь: – Может быть… А Петр не мог к нему уехать?

Жена ПС: – Так, внезапно…? Он не молод уже…66 лет… Я не помню, чтобы
он совершал такие поступки. А как же я? Он бы предупредил
меня…

Лазарь: – Очень зря он не пользуется сотовым…

Жена ПС: – Не смогла приучить. Он есть у него, но он включает, когда ему нужно.

А чаще не включает. Забывает…

Лазарь: – Вера, спасибо вам, что зашли. Очень приятно было, с вами
познакомится. И спасибо, что побеспокоились обо мне… Но я в
мистику не верю. Я думаю, что в Ливно я доберусь
благополучно. Тут ехать совсем недолго. Всего 6 часов. Лягу в отдельном
купе.

Засну и проснусь уже там.

Жена ПС: – А вот спать я бы вам не советовала в поезде…

Лазарь вспоминает свой сон. Удивленно смотрит на Веру:

– Вы знаете, мне тоже сегодня сон приснился. Я там видел женщину похожую на вас.

Жена ПС: – Вот видите… Это не случайно. Извините за беспокойство. Я ухожу.

Лазарь: – Всего доброго.

Встает, открывает дверь.

Жена ПС: – Вы не могли бы мне позвонить после встречи в Ливно?

Вот мой телефон (протягивает визитку).

Лазарь: – Позвоню. Обязательно. Всего доброго.

Жена ПС: – До свидания.

Уходит. Лазарь садится за свой стол… Закуривает. Сидит в
задумчивости. Звонит телефон на столе.

Лазарь берет трубку: – Да.

Голос в трубке: – Лазарь?

Лазарь: – Да. Я слушаю.

Голос в трубке: – Это Жан. Из Ливно.

Лазарь: – Добрый день! Наша встреча в силе?

Жан: – В силе. Только у меня просьба…

Внезапно разговор обрывается. Короткие гудки.

Лазарь: – Алло, алло… Вот черт…

Садится за стол. Ждет, что Жан перезвонит. Телефон молчит.

Лазарь: – Что же он хотел сказать???


Картина пятая

Лазарь выходит на станции Ливно. Ищет глазами кассу и лавочку.
Подходит, садится на лавочку. Ждет Жана. Внезапно к нему подходит
человек в шляпе и сером пыльнике из первого действия.
Лазарь вздрагивает от неожиданности. Встает с лавочки.

Жан: – Что вы так испугались? Вы сидите-сидите.

Садится рядом.

Лазарь: – А вы знаете, что мы знакомы?

Жан: – Конечно… Я со многими знаком.

Лазарь: – И где же мы с вами познакомились?

Жан: – На станции недалеко отсюда. Вы приехали вечером, а я указал вам дорогу.

Лазарь: – Но ведь это был сон… (удивленно)

Жан: – Вас, кажется, Лазарь зовут? Иногда сны реальней жизни. Я – проводник.

Понимаете?

Лазарь: – Как у альпинистов? В горах?

Жан: – Скорее Харон…

Лазарь: – Харон? Это что-то из мифов…

Жан: – Не стоит понимать это буквально. Я помогаю попасть туда, куда
человеку иной раз стоит попасть.

Лазарь: – Давайте про Петра поговорим. Вы его видели?

Жан: – Петр сошел там же, где сошли Вы.

Лазарь: – На заброшенной станции? Во сне?

Жан: – Но он ищет своего сына. В отличие, от вас. Вы же пока
непонятно, что ищете.

Наверное, себя? (улыбается)

Лазарь: – Так он жив?

Жан: – Физическая смерть есть всего лишь начало новой жизни. Хотя
для кого-то она всего лишь продолжение старой.

Лазарь: – Все-таки умер? А где же его тело?

Жан: – Иногда мне кажется, что большинство людей вообще лишены фантазии.

Лазарь, чтобы найти его, вам предстоит вернуться в дом Анны.

Насчет Петра – я думаю, что вы все узнаете из утренних газет очень
скоро. Случайность. Просто случайность. Его найдут на
соседней станции. Ничего особенного – внезапный сердечный приступ.
Просто он очень неудачно упал. Стало плохо, вышел подышать
воздухом и… И его не могут найти. А он лежит себе преспокойно
в овраге, совсем рядом с проходящими мимо людьми…

Лазарь: – Мистика какая-то. А проводник? Он же клянется, что видел
его сходящим с поезда в Ливно. Я уже ничего не понимаю. Мне
нужно заснуть, вернуться в дом Анны и найти там Петра, уже
мертвого? Или он еще живой…???

Я думал, что вы мне поможете... Да и как я попаду назад? В дом Анны?
Опять засну и проснусь в подвале с пробитой головой?

Жан: – На самом деле ваша главная задача – вернуться на станцию. На
этом ваше путешествие будет окончено. И все разрешится.

Лазарь: – Вы считаете это возможно? Это что игра такая? …Хорошо. А
что я должен сделать, чтобы вернуться на станцию. Там дорога
только в одну сторону. Вы-то сами знаете, ЧТО? Слово
какое-то волшебное… Действие?

Жан: – Принесите голову врага… (смеется). У Анны же есть враг. Ее мать.

Лазарь: – Вы это всерьез? Или вы издеваетесь надо мной? Если вы
говорите, что Петра найдут и так, то я-то тут причем? Да еще и
предлагаете мне убить человека? И что никакого другого выхода
нет? Да и какой в этом смысл?

Жан: – Петра найдут только тогда, когда вы с ним встретитесь. А для
того, чтобы встретиться, вам нужно вернуться на станцию.
Время и пространство сделают нужный виток, и вы будете у цели…
Это не я придумал. Но для осуществления желаемого – есть
один из способов – убийство. Лишение жизни другого человека.
Впрочем, вы настолько слабы, что я сомневаюсь, что вам это
удастся совершить… Но попробовать стоит. Вы на войне были?

Лазарь: – Был, но я не воевал. Я только писал очерки.

Жан: – Это трудно первый раз. Но после наступает облегчение. Главное
не думать о том, что это нельзя. И не испытывать угрызений
совести. Это атавизм. Глупость. По сути, никакой совести
нет. Вам ли не знать? (улыбается).

Вы, я вижу, даже заинтересовались моим предложением?

Лазарь: – Убить Веру?

Жан: – Именно. Любым способом, который придет к вам в голову.

Лазарь: – А как я попаду в дом Анны?

Жан: – Это просто. Садитесь на поезд, который идет назад и засыпаете.

Лазарь: – Это стопроцентный способ? А если я не стану спать и не
желаю возвращаться в мир умалишенных…

Жан: – О, да. Способ верный…. Не желаете? А придется. Теперь
позвольте с вами попрощаться.

Лазарь: – А мы увидимся еще?

Жан: – Прощайте, мой друг. Все зависит от того, как вы будете
следовать моим советам.

Жан встает, кланяется и быстро уходит…

Лазарь: – Когда вы звонили мне, наш разговор оборвался… Вы хотели
мне что сказать…

Что именно? Постойте…

Но Жана уже нет.

Мимо проходит дежурный по станции. Лазарь (обращаясь к нему):

– Господин, а когда будет поезд назад?

Дежурный: – В столицу?

Лазарь: – Да. В столицу.

Дежурный: – Много разных. Ближайший – через час.

Лазарь: – А какое сегодня число?

Дежурный: (с удивлением) – С утра было десятое августа.

Лазарь: – Десятое?...


Картина шестая

Комната Ольги в доме Анны. На стенах иконы. Полки с книгами. На окне цветы.
Вся комната в цветах. Букеты на столе. Ольга полулежит на кровати. Лазарь сидит в
небольшом кресле. Вечер.

Ольга (читает стихи):

Как шар сухой травы по плитам мостовой,
По пыльному двору катает сердце ветер,
И мрамор оплела лазурь, как будто ветка,
В ночи открылась дверь – мой дом, спаситель мой….

Лазарь: – Красиво… А чьи стихи?

Ольга: – Не знаю. В детстве запомнила. А что такое мостовая?

Лазарь: – Это дорога из камня.

Ольга: – Голова болит еще?

Лазарь: – Болит… Зачем же вы так…?

Ольга: – Ты сам виноват. Завтра утром мы идем к отцу Власию. Ты с нами?

Лазарь: – Конечно.

Ольга: – Отец Власий должен дать ответ. Быть нам мужем и женой или нет.

Ты уже хочешь?

Лазарь: (трогая большую шишку на затылке) : – Я не против.

Ольга: (хлопает в ладоши) – Это чудесно… Ты исправляешься.

Лазарь: – А твой дядя очень сильный.

Ольга: – Он дурачок, поэтому сильный. Он может даже корову
приподнять. Оторвать от земли, и она будет болтать копытами.

Лазарь: – Он ведь мог и кулаком меня ударить по голове…

Ольга: – Лопатой надежней.

Лазарь: – Так и убить можно.

Ольга: – Он аккуратно.

Лазарь: – Я думал, что сгнию в вашем подвале…

Ольга: – Это наказание. Его нужно принимать со смирением и мужеством.

Лазарь: – Мне кажется, что это не справедливо. Я ведь ничего не сделал…

Ольга: – Ты не должен вспоминать о своем поступке. Ты искупил его
своим страданием.

Ты сидел в темноте, с разбитой головой и голодал. Это был хороший урок.

Лазарь: – Со мной никто никогда так не обращался.

Ольга: – Нельзя ослушиваться. Мать очень суровая.

Лазарь: – А ты хочешь знать, о чем мне рассказала старуха?

Ольга: – Нет. Мать наложила на это запрет. Если ты расскажешь, тебе
опять накажут.

Лазарь: – Господи! Так же?

Ольга: – Нет. По-другому…

Лазарь: – Не пойму я вас. Все время о Боге говорите, а разве можно
так поступать с ближним? Ведь Бог дал заповедь любить
ближнего… А вы мучили меня.

Ольга: – Мы любим тебя. Ты о своих грехах беспокойся, а не о чужих.

Лазарь: – Нету у меня никаких грехов…

Ольга: – Есть. У всех есть грехи. А когда ты был без сознания, тебе
что-нибудь снилось?

Лазарь: – Мне?.. (пытается вспомнить…, с ужасом вспоминает, что
будто еще вчера она разговаривал с женой о своем странном сне и
встречался с женой писателя Петра Свиблова)… (выдыхает)
Снилось…

Ольга: – Интересное?

Лазарь: – Еще бы… Очень интересное.

Ольга: – А что?

Лазарь: – Ты только не расстраивайся, но мне снилась моя жена…

Ольга: – У… Она красивая?

Лазарь: – Красивая.

Ольга: – Ну, снилась и снилась. А мне снился какой-то странный
человек. Почти дедушка.

Лазарь: – Вот как? И что он делал?

Ольга: – Он сказал, что он писатель.

Лазарь: – А имя не назвал?

Ольга: – Он заблудился… Самое смешное, что он говорил мне, что он
вышел не на той станции. Прямо как ты…

Лазарь: – И что было дальше?

Ольга: – Ничего. Я сказала, что тут нет поездов. И он пошел в лес… И
сон оборвался.

Лазарь: – А может это не сон вовсе. И он бродит где-то вокруг?

Ольга: – Не думаю. Сон. Как не сон? Я спала… Потом пошла цветы собирать.

Это сон…

Лазарь молчит… Затем спрашивает.

Лазарь: – А отец Власий добрый? Расскажи мне, он какой?

Ольга: – Не знаю. Он только молитвы читает. Не разговаривает с нами.
Только с матерью иногда. Очень редко.

Лазарь: – Выходит, что может так случиться, что он со мной и говорить не будет…?

Ольга: – Завтра узнаешь. Он будет исповедовать. Ты должен подумать и
рассказать ему все свои грехи. Если ты раскаешься от всего
сердца, то Бог тебя простит. Только от всего сердца. Все
дурное, что ты делал, ты должен возненавидеть.

Лазарь: – Не думаю, что у меня получится.

Ольга: – А тебе когда крестили?

Лазарь: – Младенцем.

Ольга: – Это правильно. Ты больше не хочешь в город?

Лазарь: – Ольга, я не понимаю, что я тут буду делать. Толку от меня никакого.

Что я умею? Я городской житель. Я все жизнь прожил в городе. Я даже
гвоздя забить не могу.

Ольга: – Как же это возможно?

Лазарь: – Что я буду тут делать? Объедать вас?

Ольга: – Отец Власий скажет. Чуть-чуть осталось.

Лазарь: – А долго идти к нему?

Ольга: – Несколько часов. В гору. Сможешь?

Лазарь: – Постараюсь. А почему я не могу стать мужем твоей матери…?

Ольга: (удивленно) – Мамы?

Лазарь: – Конечно, для тебя я слишком стар. Мне почти 40 лет. Ты
годишься мне в дочери.

Я не могу жить с такой молодой девушкой…

Ольга: (задумывается) – Но мама так сказала. Она не ошибается.

Лазарь: – Она что? Бог? Человек ошибается. Ольга, мне тут будет
тяжело. Тут мне все чужое. Понимаешь?

Ольга: – Привыкнешь. Отец привык. Мать говорила. И ты привыкнешь…

Лазарь: – А отец сюда тоже попал из города?

Ольга: – Из города.

Лазарь: – Он что прилетел сюда? Как? С неба свалился?

Ольга: – Этого я не знаю. Не с неба. Он приехал сюда, когда сюда
можно было приехать.

Лазарь: – А с матерью можно поговорить?

Ольга: – Ты свой разговор упустил.

Лазарь: – Не понимаю.

Ольга: – Вместо того, чтобы с мамой говорить, ты к старухе пошел.
Мама тоже знает, как отсюда уйти.

Лазарь: – Вот как…

Ольга: – Именно так. И мы отсюда уйдем. В другой мир.

Лазарь: – В город?

Ольга: – Нет, город – это зло.

Лазарь: – Умрете что ли?

Ольга: – Нет, не умрем. Умрем мы потом. Мы отсюда тоже уйдем, когда
время придет. И все исполнится.

Лазарь: – Что все?

Ольга: – Пророчества.

Лазарь: – Какие?

Ольга: – Потом узнаешь. На самом деле мы тут не одни живем.

Лазарь: – Как это? Еще люди? Где? Далеко отсюда?

Ольга: – Это не люди. Далеко.

Лазарь: – Звери что ли?

Ольга: – Они выше, чем люди. Не звери. Ты их увидеть не сможешь. А
если увидишь – ослепнешь навсегда.

Лазарь: – Жуть какая…

Ольга: – Не бойся. Если останешься с нами, все у тебя будет хорошо.

Они называют себя сестрицы.

Лазарь: – Те, кто выше, чем люди?

Ольга: – Да. Мы больше не будем о них говорить.

Лазарь: – Почему? Нельзя?

Ольга: – Они не велят.

Лазарь: – Чем больше я тут нахожусь, тем сильнее у меня ощущение,
что ваш дом это будто какие-то преддверья ада.

Ольга: – Ада? Разве можно говорить так о нашем доме? Тут красиво и спокойно.

Лазарь: – Только я тут заперт, как в тюрьме.

Ольга: – Ты так ничего и не понял…

Лазарь: – Я не свободен.

Ольга: – Что тебя тяготит?

Лазарь: – Я словно связан по рукам и ногам. Я не принадлежу себе.
Будто я чья-то игрушка. Кто-то играет мной. Я уже не понимаю,
где явь, а где сон.

Ольга: – Раз ты не понимаешь, то иди спать. Завтра рано вставать.

Лазарь: – Да… Нужно отдохнуть перед дорогой. Спокойной ночи.

Ольга выходит из комнаты. Лазарь ложится на кровать…

***

Лазарь внезапно проснулся от каких-то звуков. Будто кто-то поет. Светает.

Но еще темно. Кричит петух.

Встает, одевается, выходит в коридор и видит, что из-под одной из
дверей струится свет.

За ней поют. Он подходит к двери – она чуть-чуть приоткрыта… Эта комната Ольги.

Его взору открывается странная картина. Анна абсолютно голая. На
груди большой деревянный крест. В левой руке у нее
окровавленный серп. Он тихо поет, словно заклинание. «Ты есть Повелитель
един, ибо Воля Твоя есть неиссякаемый источник всех сил,
сущих во Вселенной и ничто не избежит Тебя. Ты – Царь Мира, Ты
обитаешь на Небесах и в святилище сердца добродетельного…»
Внезапно Лазарь замечает в другом углу Веру. Она в длинном
строгом платье. Она встает со стула, накидывает на плечи Анны
покрывало.

Вера: (тихо) – Ну вот и все. Он ничего не понял. Судьба его решена.

Мне пора, дочь моя. Я возвращаюсь домой. Завтра он станет мужем
твоей дочери и моей внучки. Отец Власий благословит и обвенчает
их.

Анна кивает головой. Вера обнимает и целует Анну. Собирается выходить.

Лазарь быстро возвращается в свою комнату. Раздевается и ложится в постель.

Притворяется спящим. Спустя минуту он слышит, как Вера уходит по коридору.

У его двери она останавливается, смотрит через щель. Лазарь
притворяется спящим. Он в ужасе и страхе.

Продолжение шестой картины.

Утро. Ольга будит Лазаря. Он вскакивает. Надевает брюки и рубашку.

Лазарь: – Какая чудовищная ложь. Какой обман! Я хочу поговорить с
твоей матерью (с вызовом).

Ольга: – Позвать ее? Но она не будет говорить с тобой. Ты еще не
прощен до конца.

Лазарь: – Позови… (сжимает ей руку)

Ольга: – Мне больно. Пусти.

Лазарь отпускает руку.

Ольга: – Ладно. Жди…

Выходит из комнаты. Лазарь нервно ходит по комнате. Он вспоминает,
все, что было с ним после удара лопатой. Разговор со своей
женой и женой писателя Петра Свиблова.

Разговор с Жаном на станции в Ливно. Ночное происшествие.

Входят Анна и Ольга.

Анна: – Надеюсь, что мне не придется вас наказывать? (с усмешкой)

Лазарь: – Мне нужно с вами поговорить. Очень серьезно. Это возможно?

Анна: – Вы думаете, что это что-то изменит?

Лазарь: – По крайней мере, я смогу понять, что тут происходит…

Анна: – Говорите.

Лазарь: – Ваша мать и вы заодно. Вы давно все решили, а теперь
морочите мне голову.

Издеваетесь надо мной.

Анна: – Для нашего мира все, что вы говорите, не имеет никакого смысла.

Решили не мы. Все, и, правда, давно решено. И от вас ничего не зависит…

Лазарь: – Неужели…? А если я совершу поступок, который вас удивит?

Анна: – Удивит? Меня может удивить только одно.

Лазарь: – Я даже знаю что.

Анна: – Знаете?

Лазарь: – А вас это обрадует?

Анна: – Мне кажется, что вы заблуждаетесь....

Лазарь внезапно выскакивает из комнаты, забегает в комнату Ольги,
словно что-то ищет, и. увидев, хватает с пола окровавленный
серп. Пытается выбежать из дома.

Анна: – Куда? Ты с ума сошел? Зачем тебе серп?

Лазарь: – Я к вашей матери. Вы же этого хотите?

Убегает…

Анна: – Причем тут моя мать?...Опомнитесь… Иван, Иван…

Ольга: – Иван плохо бегает, мама…

Анна: (хватается за голову) – Ужас… Сумасшедший (крестится и молится губами).

Ольга: – Что же делать?

Анна: – Не переживай. Все будет хорошо. Вставай на колени. Он слаб,
чтобы исполнить желаемое.

Становятся на колени перед иконой и начинают молиться…

Затемнение.

Лазарь подбегает к дому матери Анны. Распахивает дверь.

Навстречу ему выходит женщина. Это не Вера. Лазарь от неожиданности
роняет серп на землю. Это его умершая бабушка.

Бабушка: – Я так давно ждала тебя, внучек (тихо плачет). Ты совсем забыл меня.

Лазарь: (падает на колени, обхватывает бабушку за ноги, склоняет
голову) : – Бабушка, милая моя, прости меня… Я помню о тебе.

Бабушка: – Забыл, не ходишь ко мне. Не вспоминаешь меня (говорит
будто в забытье, отрешенно).

Лазарь: – Я теперь никогда не забуду…

Бабушка: – Теперь да… Не забудешь. Лазарь. Беги скорее назад. Твой
поезд скоро придет.

Лазарь: – Поезд?

Бабушка: – Твой поезд. Очень скоро. Тебе надо успеть. Как можно скорее…

Это твой единственный выход.

Лазарь: – Но на станцию нет дороги…

Бабушка: – Беги, не думай ни о чем (толкает Лазаря).

Затемнение. Продолжение сцены.

Лазарь выбирается из леса. Перед ним та же картина: Станция.
Открытый навес для ожидающих. Закрытая будка кассы. Лавочка. Над
ней фонарь. Но он не горит. На лавочке никто не сидит. Он
подходит к путям. И слышит шум приближающегося поезда.

Мимо него стремительно проносится поезд, но резко тормозит, так что
последний вагон оказывается рядом с ним. Открывается дверь
вагона. Лазарь бросается к перилам и заскакивает в вагон.
Поезд сразу трогается. Вагон старый. Маленький. В одном из купе
открыта дверь.

Навстречу ему выходит Петр Свиблов:

– Лазарь, рад вас видеть.

Лазарь отшатывается:

– Петр? А что вы тут делаете? Куда мы едем?

Петр: – Лазарь, я надеюсь, что наши мытарства окончены. Мы возвращаемся. Домой.

Жаль, что попрощаться мы ни с кем не успели.

23 ноября 2009 года.

Последние публикации: 
Дом Анны (13/11/2010)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка