Литературный «блог»
Были книги, которые чем-то заканчивались.
Наступило время книг, в которых всё только начинается.
	В литературе, как и в целом по искусству, соблюдение формальных
	конструкций передачи образа с учётом психологии восприятия не
	менее важно, чем содержание. Стоит пересказать стихи Пушкина,
	переставив слова местами, превратив их в прозу, как
	показавшийся горизонт полноты смыслов исчезает за пеленой
	обыденности обычных слов. Играющий рифмами на гранях строки
	вдохновенный свет прояснения ума рассеивается. Словно хрустальный
	бокал, бывший только что в наших руках, падает и разбивается в
	дребезги, а наполнявшее его драгоценное вино уходит в грешную
	землю. Также и прозаическое произведение (в отличие от
	вольного пересказа) обладает внутренней рифмой, завораживает
	алгоритмами сюжетных ходов благодаря законам композиции. Слова
	так созвучны друг с другом, что и без аллегорий раскрывают
	свою музыкальную сущность. Музыка и инструмент неразрывно
	связаны в музыканте, в его онтологии мышления, и эта связь
	обязательна, у гения она должна быть абсолютной. Профессия
	музыканта в том и состоит, что своим умением, знанием и талантом
	он соединяет эти три вещи, в уме несоединимые. Профессия
	литератора не менее обязывает.
	Мнение о «блогах» часть образованной публики начинает выражать с
	эмоциональной типовой посылки: «Ябыл сегодня в Интернете. Читал
	блог такого-то. Какой ужас!» – и далее рефлектирует в
	границах темы – как русский язык стал доступен всем и каждому и
	как от этого плохо русскому языку. Это рефлексивный вирус,
	что время от времени прокатывает эпидемией по всей территории
	мышления и выходит далеко за рамки рассуждений о месте
	«блогов» в нашей культуре. Что же касательно письменности, то
	стоит напомнить: плохо пишут и в форме романа, в форме повести,
	в форме традиционной книги. И что могло бы опровергнуть
	мнение критически настроенных господ литераторов, плохие романы
	продолжают сегодня писать с не меньшим успехом. Поэтому
	считать, что в Интернет произошёл массовый отток графоманов, и
	они как-то там культивируются средой обитания, было бы
	надуманным преувеличением. «Традиционалисты» Маринина, Донцова –
	уже стали для нашего времени именами нарицательными. Имени
	нарицательного «блоггера» ещё не сложилось. Возможно, что
	Ницше был прав, когда говорил, что всеобщее образование надолго
	испортит не только мышление, но и саму мысль. Но что
	позволено неистовому иррационалисту Ницше – не позволено «быкам».
	И наше право, под улюлюканье блюдущих традиций, повсеместно
	пестовать выправление мысли. «Блог», как более открытое
	средство общения со своим читателем, чем книга, представляется
	для этой работы и самым подходящим объектом реализации
	литературной вольности и недостающим субъектом для анализа.
	«Блог» ещё не успел раскрыться как новая литературная форма. Он
	заполняется стихами, прозой, разнокалиберными заметками – он
	лишь средство для мгновенной публикации. Его можно использовать
	в качестве терапии, и его беспрерывное ведение (какое
	удачное двойное слово) может быть результатом психологического
	заболевания. Не будем забывать, что понятие «графомания»
	обозначено в некоторых специализированных словарях как
	помешательство. В любом случае, значение предшествуют форме. По
	Шиллеру «ощущение у меня вначале является без определённого и
	ясного предмета; таковой образуется лишь впоследствии. Некоторый
	музыкальный строй души предваряет всё, и лишь за ним
	следует у меня поэтическая идея». Тоже и задумав писать роман,
	писатель прежде узнаёт в этой форме прозвучавшую в его душе
	идею. «Вы сказали: "Я хочу написать большой роман с любовью, с
	героиней – как Бальзак". И я подумала: "Как хорошо. Как
	точно. Как вне самолюбия. – Поэт"» (из письма Цветаевой –
	Пастернаку). Думаю, что таковая последовательность процесса
	касается и всех прочих литературных форм.
	Безусловно, что в отличие от «блогов», имеющих место быть продуктом
	прогрессивных технологий, все литературные формы до этого
	были найдены исключительно самими литераторами. А что такое
	«блог», который появился благодаря «компьютерным сетям»? Ведь
	никогда массово не приходило в голову запихивать
	литературное произведение в форму телеграммы, например? А уж тем более
	издавать их массовым тиражом под литературной обложкой:
	например, «Телеграмма – драма» или «Телеграммы от дамы».
	Литература всегда умела держать себя в отношениях с жизнью на
	определённом расстоянии, в собственно культивируемых рамках, чем
	была горда и прекрасна.
	Однако история «блогов» берёт своё начало не только от языка
	программирования. Такой взгляд был бы неполным и, безусловно,
	дилетантским, как в анекдоте про Бен-Ладена, который смотрит на
	Пизанскую башню. Тем более что и форма «дневника» (значение
	родственное понятию «блог») тоже может быть литературной –
	например, «Дневник писателя» Фёдора Достоевского. И тут
	видится совсем другая история…
	«Мы получили домашнюю газету от здешнего первого министра, где,
	между прочим, и мы были приглашены к нему на вечер. Надобно тебе
	знать, что во многих домах, особенно между теми, которые
	имеют большие знакомства, издаются подобные газеты; ими
	заменяется обыкновенная переписка… Обязанность издавать такой
	журнал раз в неделю или ежедневно возлагается в каждом доме на
	столового дворецкого. Это делается очень просто: каждый раз,
	получив приказание от хозяев, он записывает всё ему
	сказанное, потом в камеру-обскуру снимает нужное число экземпляров и
	рассылает их по знакомым. В этой газете помещаются
	обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие
	домашние новости, потом разные мысли, замечания, небольшие
	изобретения, а также и приглашения, когда же бывает зов на обед, то
	и le menu. Сверх того, для сношений в непредвиденном случае
	между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы,
	посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают
	друг с другом».
	Это отрывок из незаконченного утопического романа «4338-й год»
	Владимира Фёдоровича Одоевского, датируемый 1837 годом. То есть,
	что сегодня мы воспринимаем в форме «блога», было
	психологически обусловлено развитием человеческого самосознания. Что и
	предвидел писатель, философ Одоевский.
	А вот ещё цитата из рассказа Александра Богданова «Праздник
	бессмертия», опубликованного в 1914 году… «Спектротелефон каждой
	виллы соединял квартиры с театрами, газетными бюро и
	общественными учреждениями. Каждый у себя дома мог свободно
	наслаждаться пением артистов, видеть на зеркальном экране сцену,
	выслушивать речи ораторов, беседовать со знакомыми».
	А сколько литературной радости принесли «блоги» Василия Розанова
	«Опавшие листья»?
	Даже символизм «блоггера», «пользователя» был заранее придуман
	некоторыми творческими личностями. «Я часто думаю, что должен
	существовать специальный типографский знак, обозначающий
	улыбку, – нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки,
	именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос»
	(Владимир Набоков в интервью Олдену Уитмену, 1969 года ).
	Будучи активным участником игры нашего самосознания «блог» формально
	открывает и перед литераторами новые возможности, которые
	исчисляются не только коммуникативными особенностями
	моментальной публикации и прочее, прочее. Ещё точнее, он интересен
	для литераторов не только этим. Одна из таких особенностей,
	которая мне кажется значительной, это когда окончание
	произведения соотносится регламентом публикации с началом нашего
	чтения. Вернее, последняя заметка, запись, глава… что угодно.
	И тогда получается, что таковая не может прозвучать как
	финал, завершающий аккорд чего-либо. То есть, это возможно в
	представлениях автора, но не является таковым для читателя. По
	аналогии с книгой, как если бы книги приходилось читать с
	конца. В этом можно было бы усмотреть лишь формальный «жест»
	постмодернизма и даже неудобство для традиционного автора,
	если бы… Если бы это не было так похоже на ту реальность, на
	которую всё ещё играючи претендует и всякое литературное
	произведение. Ведь таково условие и нашего восприятия, общения с
	самой жизнью, когда мы смотрим из последнего настоящего во
	все стороны продолжительности некоего непрерывного письма.
	Удивительное совпадение, рождающее в душе подлинного
	литератора воспоминание о подходящих под эту форму идеях.
	Можно ли говорить о «блогах», как о новой литературной форме? Станет
	ли таковая предметом возможных литературных проекций? Когда
	появилась первая печатная книга, это на просто ускорило
	развитие цивилизации, это качественно изменило сознание. «Блог»
	– это не только новая литературная форма – это новая
	культурная эпоха.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             