Онтологические прогулки
Лаборатория бытийной ориентации №79. Белый Лукич 
  
	Для меня увлекательней краеведения всегда было лишь вышивание
	крестиком. Но, дней десять назад, прогуливаясь по ул. Республики,
	я встретил известного сибирского издателя Ю. Л. Мандрику. Он подарил
	мне несколько номеров краеведческого журнала «Лукич» и вот с тех
	пор я читаю, читаю этот журнал и не могу оторваться. Если спросить,
	что же мне так сильно нравится в этом журнале, я, наверное, и
	объяснить-то толком не смогу. Очень ли мне интересно, что в 1850-ом
	году стояло на месте магазина «Океан»? Не очень...
	Но вот читаю с утра до вечера объявления и сообщения из газеты
	«Сибирский голос» начала прошлого века... «Врач М. Д. Скаткина
	предлагает подкожные впрыскивания мышьяка. Массажистка А. С. предлагает
	массаж общий, хирургический и гинекологический. Состоялся маскарад
	в пользу общества взаимного воспомоществования приказчиков г.
	Тюмени. Часовой городской каланчи пожарной команды ночью увидел
	отдаленный огонь в районе табора. Приставом 3-й части Ветриловым
	задержаны И. Редькин и П. Звейняк за похищение плах из-под полов
	больницы. Тюменский мещанин Андрей Дубровский посажен в тюрьму
	за необъявление полиции в течение суток о прибывших. В деревне
	Гусевой началась эпидемия какой-то горловой болезни вроде дифтерита.
	В театре А. И. Текутьева г. Рычапов сделал девушке лет 15–16 гнусное
	предложение. Из товарно-пассажирского поезда, прибывшего из Екатеринбурга,
	высадили безбилетника в нетрезвом виде. Поезд, пришедший через
	час из Тюмени, отрезал лежащему на рельсах пассажиру (тому самому)
	голову. В приказчичьем клубе — маскарад. Обращала на себя внимание
	маска «истинно-русская свинья» черного цвета и идиотского вида.
	В театре г. Рычапов, будучи пьяным, жестоко избил своего кучера
	Шишкина». Что-то просвечивает через это — бытие, должно быть.
	Через Хайдеггера не знаю, не уверен, а через это точно просвечивает.
	А как подумаешь и осознаешь, что все они, и разгульный г. Речапов,
	и массажистка Герасимова и мещанин Дубровский уже мертвы,— комок
	повисает в солнечном сплетении...
	Интересного уйма в «Лукиче». Все интересно! В. А. Чупин в статье
	«Тюмень, которой не будет. А могла бы...» составляет список утрат
	— чудесных храмов и зданий, тупо снесенных, а на их месте была
	воздвигнута дребедень, превратившая Тюмень в Нетюмень. С. Н. Кубочкин
	описывает историю тюменской женской гимназии и родовспомогательного
	заведения Войнова. Тут же некролог тюменскому жителю Вацлаву Карловичу
	Хилькевичу, умершему в ирбитском госпитале от ран, полученных
	в боях с красногвардейцами; описание публичной выставки, бывшей
	в городе Тюмени в 1871 году; письма волостного писаря Е. Я. Киреева,
	скептически относившегося к научно-техническому прогрессу и мучительно
	размышлявшего о смысле жизни; роман в открытках М. И. Иванова
	и M-lle Пятницкой.
|  | 
| Частный театр купца и городского главы А.И. Текутьева | 
	Однако, что просвечивает? Что просвечивает сквозь заметки газеты
	«Ермак» (28 апреля 1912 г. — 29 апреля 1917г.), пытавшейся владеть
	умами провинциального города? Основным занятием редактора «Ермака»
	А. М. Афромеева было проведение заочных лекций по семиструнной
	гитаре. В газете можно найти полезные советы касательно разведения
	мака и повышения удойливости скота. Есть сообщения о некоторых
	широкомасштабных проектах переустройства русской жизни, например,
	описание идеи Трансуральской водной магистрали, призванной соединить
	Волгу с водными путями Сибири. Есть в газете литературная страничка:
	к 75-летию со дня кончины А. С. Пушкина печатался «Скупой рыцарь»;
	в нескольких номерах с продолжением публиковали рассказ Л. Н.
	Толстого «Не играй с огнем — обожжешься». Но, на первом месте
	в газете описание разных скандалов: на торжественном обеде так
	угостили одного сибирского редактора, что он, едва живой, поднялся
	с пола; какой-то Шмуклин обворовал какого-то Шайчика; разгорелась
	конкуренция кинематографистов г. Шустера и г. Ромашева ( и тот
	и другой рекламировали показ картины «Мертвая петля», кроме того,
	г. Шустер усиленно рекламировал выступление в «электротеатре»
	концертанток сестер Грей). И из номера в номер насмешки над главой
	города А. И. Текутьевым (видимо, Афромеев имел на него какой-то
	зуб): и портрет Текутьева служит для доказательства дарвиновской
	теории происхождения видов, и, говорят, был он в юности фальшивомонетчиком
	и жуликом, а построенный им приют наполнили его дети от Нади,
	Маши и Даши. Тоска, пустота, чертополох, и было же еще какое-то
	слово, чтобы выразить вот это все... да! бездуховность. Собственно
	говоря, и то бытие, которое Хайдеггер узрел, уйдя от высот христианства
	к досократическому почвенничеству и сделав свое экстремальное,
	тираническое и закрытое усилие — что это было? Не была ли это
	просто сверхконцентрированная пошлость, пропитавшая все модусы
	повседневной жизни и растворявшая в себе все окружающеее и человека
	в первую очередь?
	Мертвые, безусловно, могут танцевать в качестве разноцветных тряпичных
	куколок. Но, мертвые могут долго сидеть с вами за столом, пить
	чай, заглядывать вам в глаза и постепенно становиться как бы живыми.
	Так произошло с Петром Алексеевичем Городцовым (1865–1919), специалистом
	по этнографии Сибири. «Лукич» в трех номерах помещает письма этого
	приятного человека своему брату Василию. Городцов, служа чиновником
	в Тюмени, Тобольске, в сибирских селах, собирал песни, сказки,
	обряды, заговоры; приглашал иногда крестьян, содержал их в городе
	на свой счет и целые дни под их диктовку писал до полного изнеможения,
	до опухоли в руке (служба страдала, понятное дело). Интересный
	факт — служа при Николае II в селе Покровском, Городцов судил
	за конокрадство Григория Распутина.
	Вот Городцов студент, но в стороне от студенческого пьянства в
	буфете (так называемая «мертвецкая»). «Нет сапог, калоши рваны
	до невозможнейших размеров и в мундиришке изъян». Жалобы на «ушной
	катарр» и просьба выслать рубликов десять. Рассуждения о красоте
	судебно-медицинского вскрытия трупа и об эстетичности человеческого
	мозга. Разглагольствования о неуместности своей в Европе и уместности
	в Сибири. Знакомые твердят Городцову, что нельзя в Сибирь без
	жены ехать, а то с тоски там помрешь, но он хочет ехать холостяком:
	«в Тоболии холодно, а это, как известно, не благоприятствует пламенению
	чувств». Знакомство с Сибирью начинается с села Викулово. Городцов
	удивлен, что сибирское крестьянство живет, не в пример русскому,
	хорошо, привольно, сытно. Его поражает, что сибирские крестьяне
	за 100–150 верст ездят друг к другу на пирушки. Не менее поразительно
	также, что «местное население не ест полевой птицы и зайцев, которых
	считает собаками». Петр Алексеевич застрелил зайца, дал разделывать
	кухарке, а ту вырвало. С кухаркой, конечно, не повезло: она брала
	много денег на муку, на крупу, а потом вообще запила.
|  | 
| Фонтан-бассейн на Александровской площади | 
	«В Сибири все обстоит благополучно, здесь царят полный мир и благодать,
	ни японская война, ни петербургская резня нисколько не смущают
	покоя сибирского обывателя, и сибирские мужики так пьянствуют
	и гуляют, как не пьянствовали и не гуляли с сотворения мира».
	«Наш Тюменский уезд гарантирован от революционного движения небывалыми
	урожаями за последние 2 года, мужики прямо не знают куда девать
	хлеб. И все-таки какое страшное и злобное недовольство в народе».
	Приехал Городцов в Тюмень и сразу спустил все накопленные деньги.
	«В Тюмень прибыл роскошный цирк. Ну и, вестимо, пошел дым коромыслом:
	артисты, артистки, конфеты, букеты, ужины и черт знает что еще.
	Просто безобразие. В заключение я возымел такое отвращение к цирку,
	что в него теперь ни ногой!». А девицы тюменские — «шутихи и куропатки».
	«Ты посылал мне в гор. Тюмень твою статью по археологии; представь
	себе, проклятая сибирская почта не доставила ко мне твою посылку,
	словно я неизвестен никому в Тюмени».
	«1 января 1898 года, т. е. в самый Новый год, я сделал предложение
	одной тюменской барышне, предложение мое принято, и я — жених.
	Звать мою невесту Евфросиния Владимировна Петрова». Фрося, говорит
	Городцов, не блещет внешней красотою, но играет на рояле. 7 марта
	1902 года Фрося тихо скончалась от чахотки на руках своей матери.
	«На реке Ишим нашел две чудовищные головы каких-то гигантских
	травоядных чудовищ». Около Тюмени близ самого вокзала рыли длинную
	и глубокую яму для водопровода и напали на кости 2–3 мамонтов.
	На кирпичном заводе купчихи Бурковой рыли колодец и нашли костяк
	мамонта. 25 июля 1914 года во время грозы возле Петра Алексеевича
	«появилась шарообразная молния и разорвалась». В эту же грозу
	на покосе убило двух татар.
	«Я теперь являюсь обладателем 70 заговоров, это, несомненно, целый
	клад. Дело это интересное, но крайне опасное. Знахари народ крайне
	подозрительный и мстительный. Недавно мужики выбили окно в квартире
	учителя за то, что он записывал не заговоры даже, а только народные
	песни». «Знахари и особенно знахарки — люди крайне корыстные и
	назойливые и постоянно просят денег: сначала Богу на свечку, а
	затем на платье, а знахарь и просто на водку». «Есть секретные
	области наговоров, куда посвященных вводят строгой клятвой и угрозой
	смерти». Городцова умиляет прелюбопытный народный язык: «едера
	сладкие, питера пьяные»; сибирская сказка, в которой водится одноглазый
	циклоп Полифем (!). Он рассказывает, как собирает материалы по
	сибирской демонологии (домовые, водяные, лешие, овинницы), как
	знакомится с вопленницами на свадьбах, со знахарями-зелейщиками,
	которые дали ему прыгун-траву и разрыв-траву. Он хвастается брату,
	что записал много сказок и легенд, которых нет у Афанасьева; многие
	в редакции более интересной.
	И вдруг П. А. Городцов ссорится с тобольским губернатором Гондатти
	(«несомненным потомком итальянца-шарлатана»). Распоряжением Тобольского
	губернского управления он удален со службы и предан суду за превышение
	власти. «Суд навредил: старички-посказители решили: барина прогнали
	со службы, т.к. занялся колдовством, а уж с нами-то что будет?».
«Надоела мне Сибирь! Люди и климат уж слишком суровы и коварны».
	В июле 2003 года в Сибири все обстоит благополучно, здесь царят
	полный мир и благодать, ничто не смущает покоя сибирского обывателя
	и сибирские мужики так пьянствуют и гуляют, как не пьянствовали
	и не гуляли с сотворения мира. В углу сидит Бурушка косматенький,
	который пошепчет-пошепчет, да и идет к булочной у прохожих булочки
	выпрашивать.
Лаборатория бытийной ориентации:
- №78. Хтонический город подземных дурачков
- №77. Жорж Батай. Мысли online
- №76. Берег Турецкий
- №75. Десять лет радиопередаче «Вечный зов»
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             