Пока ползёт змея…
(философия современной войны)
Две чеченские кампании не были войной в точном смысле слова – скорее разделом между двумя мальчишескими группами в дворовой территории – и антитеррористической, антихулиганской борьбой с нашей стороны. Всё это укладывалось в подростковый возраст российской демократии. «Пятидневная» война с Грузией в поддержку миротворцев – инициация нового этапа истории России и определение её места – многополярного – в мире. Всё это заставляет задуматься о природе войны в истекшем столетии, её переменах и будущем. Здесь на помощь приходит искусство, кино в первую очередь – например, фильм Роберта Стоуна «Взвод». Над ним мы и поразмышляем о природе войны и её философии.
![]()  | 
	В самой глубине южновьетнамских джунглей, недалеко от границы с
	Камбоджой, ранним утром осени военного 1967 года стоял, глубоко
	вдохнув и затаив дыхание, стараясь не шевелиться, доброволец
	рядовой 25 пехотного полка армии Соединенных штатов Америки
	и краем глаза следил, как по его ботинку медленно
	извиваясь, ползет немалых размеров ядовитая змея. К нему в джунглях,
	в отличие от других солдат взвода, постоянно липнет
	всяческая живность – красные тропические муравьи, пиявки, насекомые
	– будто чуя свежую вольную кровь новобранца или же
	инстинктивно стремятся к самому живому из потенциальных мертвецов,
	которыми во все времена были солдаты и в мирное, и, тем более,
	в военное время.
	Крис Тейлор бежал от колледжа, где ничему не учили, кроме
	отвлеченных истин, и из благополучного буржуазного дома, где дед
	выиграл Первую мировую, а отец – Вторую и переписывается только с
	бабушкой, которая выиграла все войны сразу, потому что не
	воевала. Крис решил доказать чего стоит – и решил выиграть
	собственную войну. Это, собственно, и создает повод для
	кинодействия Оливера Стоуна «Взвод». Но очень скоро по ходу сюжета
	он уже успевает сообразить, что совершил ошибку, поддавшись
	вечному юношескому змею-искусу, понять, что стал «свежим
	мясом» не только для генералов, но и для своих же
	товарищей-солдат, для которых ты, новичок, – ничто, пока не покажешь
	себя в деле. Жизнь новичка ничего не стоит, и потому лучше
	погибать новичком – пока не настрадался. И это стало ясно в
	первой же засаде, где на него свалили ответственность за
	неожиданную атаку вьетконговцев, хотя и не его очередь была
	дежурить.
	Доброволец сознательно ищет ада чтобы заслужить свой буржуазный рай
	– или расплатиться за него: «ад – это невозможность
	рассудочно мыслить» – понимает он после бесчисленных боевых
	переходов по джунглям и рытья окопов. И вдруг осознает, что в этом
	аду живут все его боевые товарищи – не только на войне, но и
	на родине. А он, доброволец, пытается повторить подвиг
	Христа, добровольно воплотившегося из буржуазного рая богатых
	туда, где царствует жестокая необходимость нужды. Они
	безграмотны, малоквалифицированны, ничего не читали и жили в
	крошечных городках, в деревнях, в захолустье – и потому все они
	призывники, им не за что расплачиваться в прошедшей жизни да и
	завоюют они в лучшем случае маленькое место на фабрике. И
	вновь – нищету. А война для них – вынужденная необходимость и
	подчинение сержанту и взводу. Правительству – «GI», как
	называют солдат.
	Они держатся вместе, инстинктивно понимая, что, если выдержит взвод,
	то выдержит и каждый – и эту простую истину змей-искуситель
	скрыл от него, когда он бросил свои социальные слои, свою
	семью, свое студенчество. И вот в одиночку пережидает, –
	пока-то змея, неся своё ядовитое жало, проползет по «GI»
	ботинкам. Здесь уж не поможет никто.
	Самая подлость змея первородного греха в том, что он предложил от
	древа добра и зла – вместо того, чтобы откровенно дать каплю
	смертельного яда, в котором и добро и зло. Крис Тейлор
	приехал на войну в искусе на месте разобраться в себе, в своем
	добре и зле, и добре и зле всей Америки, всего разорванного
	мира, вместо того, чтобы не только учиться, но и мыслить
	самостоятельно – искусство, данное немногим и не сразу. Но он
	честно поставил жизнь на карту, по которой водят карандашами
	генералы в Пентагоне. Он мечтал – и это вечная мечта
	американцев, срытая сторона Американской мечты, – как Отцы Основатели,
	положиться только на себя, узнать, чего стоишь и начать все
	с нуля как они начали с нуля, чтобы создать Город на Холме,
	светоч и образец всему погрязшему в грехе миру.
	Замаливать грехи и свои, и Америки, и настоящие и будущие прибыл
	доброволец-пехотинец Крис Тейлор. Он не поддался искусу
	американского «древа жизни» – комфорта, этого смертного яда
	обеспеченных, да и необеспеченных слоев Америки. И решил вкусить
	плодов добра и зла там, где они в земном раю растут у истоков
	жизни и смерти – если не получишь вьетконговскую пулю в лоб.
	И теперь он затаил на вдохе жизни дыхание и даже
	инстинктивно не движется, – а велик соблазн после страхов боев и
	низкого окружения, после марихуаны в блиндаже базового лагеря,
	после разочарования в жизни – задрожать и получить дозу
	сладкого яда, не как в игре с сержантом Илайсом Гродином через
	дуло автомата сладкой дури вместо пули, – а в действительности
	всеразрешающего и всепрощающего причастия ядом?
	И этот по нетронутости и пышности рай непорочный виден только с
	земли, из грязи окопов, и таит в себе врага. Хотя бы тропическую
	змею – это и есть ад на земле, чего и достойны, не
	заработавшие денег для отступного, студенческой отсрочки или
	поддавшиеся искушению грешники–добровольцы. Для них рай –
	постоянный бункер с веселыми лампочками, с почти церковными свечами,
	с пивом. С облаками марихуанового дыма. Не хватает только
	баб. «Если и может быть, останешься в живых», – говорит
	рассудительный солдат. Здесь мы господа – и угол бункера украшает
	флаг Конфедерации.
	Здесь, в джунглях, где враги появляются, как призраки, Крис Тейлор
	сбрасывает Ветхого Адама и обретает то, что спасает, и яда
	Змиева – человеческую душу, без которой пуст и разум, и
	рассудок: сознание тайного единства всего живого и цельности
	собственной жизни. И ради этого надо жертвовать мертвым, как
	позже он пожертвует сержантом Бобом Барнсом – и потому он
	окаменел как улыбающийся отрешённой канонической улыбкой каменный
	Будда в джунглях, по лицу которого гуляет ящерица – и терпит
	неспешные извивы хозяйки джунглей-змеи, затаив дыхание, –
	как в бою без оружия. Он уже с честью прошёл искус. Но мечта
	– начать собой гордиться, – а гордыня мать всех пороков, –
	растаяла, осталось только – не покачнуться в борьбе на
	выбранной позиции не побежать, пока ползет змея.
	Пока ползёт змея – мы на вдохе жизни и ещё не зашатались в её
	джунглях, в которых, как в обществе – рай наверху и ад внизу; пока
	добро и зло борются в душах, и дух наш водительствует в
	борьбе, и мы встаем на ту или иную сторону; пока не будет
	разрешена очередная их схватка: например, между сержантами Бобом
	Барнсом и Илайсом Гродином, – между смертью и жизнью, между
	войной и миром, социальной машиной и людьми, которые вместе
	и только на войне – взвод.
	Война для еще не обращенного Криса Тейлора – чисто американское
	желание заставить современный мир плясать под дудку всесильной
	Америки, и он стреляет под ноги кривого вьетнамского парня в
	деревне, простоявшей лет тысячу (для вечно современного
	американца – нечто немыслимое). Он требует улыбки – но сам от
	стыда и бессилия впадает в слёзы. Но кровь забиваемого
	прикладом кривого вьетнамца орошает, как от жертвы – и жертва
	невинная, а она потому и жертва, что невинна – всех, в том числе
	и гуманного добровольца Криса Тейлора. Но, как говорит
	представитель всех – «никто ничего не видел»
	Здесь завязывается главный конфликт фильма: сержант Барнс убивает
	или расстреливает безоружного вьетнамца-крестьянина – война
	становится войной всех против всех, карательной экспедицией, а
	не «крестовым походом», как говорит один из героев. Для
	солдата-американца подпалить тысячелетнюю деревню, сжечь всю
	историю – всё равно, что прикурить сигарету, изнасиловать
	вьетнамских девушек – дело обычное. И тогда главный герой
	говорит впервые запретное на войне слово – «они же люди, а вы, как
	животные» – и делает свой выбор: человек сражается, военная
	машина смерти – сержант Боб Барнс воюет со всеми. Сержанты
	обмениваются словом «мертвец», только один – в переносном
	смысле, другой – как обещание. И вся машина военного
	правосудия в связи с событиями в деревне бессильна перед моральным
	выбором Авеля и Каина – конфликт заложен в самой войне, и
	можно только просить их о «перемирии». И конфликт – вооруженный!
	-разрешается, когда Авель-Гродин идет защищать взвод от
	возможного окружения, а Каин-Барнс сначала говорит, что людей
	мало, – хочешь убежать (в пределах взвода как микрокосма
	общества – отправиться в рай); но Гродин считает, что в одиночку
	двигаться быстрее и тем становится перед лицом собственной
	судьбы, без взвода. Под предлогом вернуть к своим
	(«заблудший»), во взвод в чаще джунглей Барнс его убивает
	предательски. Что сказал бы Бог по этому поводу – но он в таком раю,
	каким представляется бункер на базе солдату, – накурился дури и
	пьёт пиво. Глаза Каина видит Тейлор. Гражданская война
	между Барнсом и Гродином не завершена. Но убить Барнса может
	только сам Барнс – только война может окончить войну.
	Гродин задолго перед смертью откровенно говорит, что мы проиграем
	войну, он в неё не верит, хотя и умеет воевать, и не верит в
	то, что делает. В его глазах Барнс – верит в войну, Барнс не
	хочет, чтобы «нам надрали задницу» как говорит уже
	обреченный Гродин.
	Барнс же сознает свою обреченность войне и смерти – и не знает иных
	исходов для жизни: «что вы знаете о смерти?» – задает он
	риторический вопрос взводу, и все молчаливо подтверждают – «ты
	и есть смерть» «Я и есть реальность» заключает Барнс. Это –
	его место во взводе, в обществе. И Тейлор не хочет стать
	машиной для убийства – тогда война станет бесконечной – и
	говорит себе, что «готов наняться на любую работу» и надеется
	совсем не потерять рассудок. Пока что его работа – рубить перед
	собой и взводом лианы .» Всё будет в порядке» – утешает он
	умирающего.
	«Только звезды, – нет ни правильного, ни неправильного», –
	умиротворенно говорит Гродин в минуту вечернего затишья. И тем
	отказывается от выбора – но в ответ и звёзды закрывают ему, пусть
	и намарихуаненого Бога, и в минуту последнего, предсмертного
	бега от врага Гродин падает на колени и воздевает руки к
	небесам – а в них только безнадежно улетающий вертолет US air
	forces.
	Взвод – микрообщество. И даже один из грубых мобилизованных солдат
	говорит, что внутри болит от этой войны, и незачем толпой
	бить Барнса – зачем доводить дело до земной власти, которая
	вообще сильна организацией и людьми с оружием. Это значило бы
	отшатнуться и принять яд от змеи-реальности, слиться с нею,
	со смертью. Барнс – паразит среди людей, он всегда на стороне
	общества-машины, поломки которой он не хочет и не допустит,
	потому что это и его поломка. Вы меня не любите – убейте
	толпой, и никто не узнает – он готов на смерть от
	повернувшейся и перенастроившейся машины-общества, ставших вдруг людьми
	– это их и сломало, без машины они – толпа, не случайно Яхве
	запретил убивать Каина. Здесь все безымянны и безличны в
	поступках – это взвод, и камера Оливера Стоуна, и сам фильм –
	чтобы узнали о том, о чём, как считали делатели, «никто не
	узнает»
	Но Барнс отринут людьми, а «человек – человеку Бог», как считал
	Людвиг Фейербах, и становится Каином по отношению к любимому
	людьми (но не начальством) Гродину. Для Барнса общество, взвод
	– машина, (как механикой было для Каина богослужение) и его
	машина сталкивается с чужой, азиатской машиной (органичности
	деревни он не видит – не случайно перестреляли всех свиней)
	– и потому Тейлор после ночного боя ждет, пока раненный
	Барнс вновь обращается к машине, – зовёт врача – и казнит его
	из чужой машины – автомата Калашникова, чтобы не стать
	равнодушным винтиком машины войны, – тем более что покойный сделал
	ему «обрезание» – шрам под глазом на всю жизнь. Так он
	ощупью ищет смысл и дорогу в этой жизни. Он убивает саму войну и
	стремление, не обретя себя, навязывать всем свои взгляды Он
	кричит «нет» этому миру – и лишь надо не выдохнуть и не
	покачнуться назад, пока ползет змея. Терпеть эту реальность, но
	самим терпением сказать ей «нет».
	Только жизнь (а мы видим египетский знак жизни на груди Тейлора)
	даёт возможность различать добро и зло и не обращаться к
	несущему смерть искусителю. Воевать с собой и рождаться от двух
	отцов – от плоти и от духа – надо самому, а не записываться
	добровольцем во Вьетнам или Афганистан. Это касается и всей
	Америки. И всех государств-взводов, иначе люди не примут
	командиров в игру в покер – и сами командиры откажутся от игры и
	уйдут «в вертикаль», как это сделал капитан, посетивший
	казарму – «иначе вы надерете мне задницу». Ведь, искушение –
	навязать себя и утвердиться за счёт войны, которая всегда
	ведётся за счёт других. «А от дерева познания добра и зла не ешь
	от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию
	умрешь». (Быт.2:17) Не принимай на веру добра и зла и, сделав
	выбор, не поддавайся обольщениям искусителей проверить это
	в деле – ты жив, пока ползет змея – мимо и прочь.
	Достаточно Тейлору Вьетнама – теперь он вкусил от древа познания и
	родился – от двух отцов, повоевал за обе стороны (автомат
	Калашникова в его руках) и повторять не хочет. Думал переменить
	мир, сделал все ошибки – теперь – только выжить, и до конца
	жизни будет хорошо. Но хорошо ли? Фильм и начинается
	фразой: «мертвый – значит хороший». Надо быть хорошим и живым.
	Жизнь идет между добром и злом, поэтому мы и должны воевать
	сами с собой, и как люди. И как общество. И нельзя отступить,
	выдохнуть влившегося в лёгкие живительного воздуха, пока
	ползет змея…
	«Маленькая смерть», как и всё, что она символизировала во
	вьетнамской молодости Криса Тейлора – это перерождение, мистическое
	совлечение «ветхого Адама», инициация и мистерийное действо –
	оно открывает жизнь и всегда будет с ним, а пока что война,
	пока что змея ползет…
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             
