Комментарий |

Юбилей недели. Классику поп-арта Энди Уорхолу исполнилось восемьдесят лет

Олег Рогов

Феномен Уорхола заключается в том, что он вывернул наизнанку традиционные
отношения мэйнстрима и авангарда. Обычно массовое искусство кормится
новаторством, Уорхол же изначально был «заточен» под коммерческое
использование новых техник, и это ему блестяще удалось.


Энди Уорхол (1928-1987)

Любая эпоха выдвигает на авансцену медийных деятелей культуры,
которые становятся своего рода иконами ремесла и коммерческими
брэндами. Энди Уорхол – не только творец-новатор, куда более важно,
что его жизнь и творчество сформировали определенный контекст
современного искусства.

Искусство как вид коммерции

Икона поп-арта, создатель нового направления в современном искусстве,
Энди Уорхол родился 6 августа 1928 года. В детстве его звали Андрей
Вархола. Родители знаменитого художника, американские эмигранты,
были выходцами из деревенской среды русинов (небольшая этническая
восточнославянская группа) в Австро-Венгрии.

Акцент на рыночную сторону художественной культуры был сделан
весьма рано – Уорхол изучает коммерческое искусство в институте
технологии и впоследствии работает иллюстратором в журналах и
рекламном бизнесе. Это была успешная деятельность – буклеты, витрины,
открытки и плакаты привлекали внимание, о новом художнике и его
необычной манере подачи материала говорят уже не только производители,
но и художественные критики.


Энди Уорхол. Модель. 1950. Музей Энди Уорхола. Питтсбург, США

Реклама в Америке всегда рассматривалась как особый вид художественного
творчества, пресловутое «общество потребления» таким образом развивало
новые направления искусства в его более традиционном понимании
и живописи в частности, не тяготясь сугубой утилитарностью. Скорее,
наоборот, гордясь прикладным аспектом творчества, которое покупают
вместе с товаром.

Уорхол как бы произвел обратное движение: реклама пользуется приемами
«высокого искусства», так пусть же искусство пользуется наработками
рекламы. Он создает серии полотен, на которых изображены такие
невозможные для традиционной живописи и привычные американскому
обывателю объекты, как банки кока-колы, консервов и томатных супов.
Яркая упаковка этих продуктов – а Уорхол знал толк в упаковочном
декоре – на картинах преображается в нечто невероятное: цвет,
усиленный в несколько раз, словно кричит с картин зрителю. Вот
только о чем?

Тайна, наверное, в том, что ее нет. Критики, стараясь рационализировать
непривычный визуальный ряд, предлагали множество трактовок, от
сугубо провокативных до остро-социальных. Мол, Уорхол таким необычным
способом, сигнализирует о бездуховности общества. Кто-то писал
об окончательной и бесповоротной погруженности духа в материю,
кто-то усматривал в этих объектах мистический смысл. А кто-то
вспоминал, что именно этим дешевым томатным супом Уорхол питался
во времена своей безденежной юности.

Мэйнстрим – соблазн для маргиналов

Вскоре объекты кулинарной сферы сменились на полотнах Уорхола
изображениями людей, выполненными в сходной манере – те же кричащие
кислотные краски, та же мультиплицированность образа, его бесконечное
тиражировавние. Мэрилин Монро, Мао Цзе Дун, Мик Джаггер, Элвис
Пресли смотрят на зрителей с его картин с тем же бесстрастием,
что и банки консервов. За основу взяты известные фотографические
изображения поп-идолов кинематографа, эстрады и политики, что
как бы стирает границу между этими видами творчества, отказывая
живописи в традиционной уникальности и единичности воспроизведения
образа.


Энди Уорхол. Двойной Элвис Пресли. 1963. Афиша

Конечно, успех Уорхола был скандален. Неизбежно внимание было
привлечено и к его личной жизни, но и из этого Уорхол сумел извлечь
не только само собой разумеющуюся выгоду. Он традиционно покровительствовал
интересным, с его точки зрения, художникам и музыкантам, привлекая,
тем самым, к ним внимание профессиональной критики, раз уж они
оказывались в зоне его присутствия.

Энди Уорхол создал своего рода комьюнити вокруг своей личности,
нечто вроде неформальной школы нового искусства. Среди его открытий,
например, знаменитая группа Velvet Underground, на многие годы
определившая вектор развития современной рок-музыки. В активе
Уорхола – не только «фабрика живописи», на которой производство
картин было поставлено на промышленную основу, но множество кинофильмов,
протяженностью от нескольких минут до множества часов и создание
собственного телеканала.

Его жизнь могла бы оборваться очень рано. В 1968 году в Энди Уорхола
стреляет активная феминистка Валери Соланас, женщина из его многочисленного
окружения. По ее словам, Уорхол слишком довлел над ее личностью,
что и вынудило ее к таким радикальным действиям. «Он слишком контролировал
мою жизнь», – заявила она полиции. Уорхол стал инвалидом на два
года, но смог поправиться и вернуться в «медийный строй». Он умер
почти через двадцать лет после этого выстрела, в феврале 1987
года.

Уорхол доказал, что маргинальность, при должной коммерческой упаковке,
может быть хорошо востребована рынком. Другое дело, что при коммерческом
успехе вчерашнего андерграунда, он расширяет колею мэйнстрима,
причем этот процесс практически бесконечен. Мэйнстрим по природе
своей всеяден и переварит любой радикализм. Тем самым, он обновляется
и молодеет, напившись свежей крови, как знатный вампир. И, вместе
с тем, впитывая авангард, мэйнстрим дарит широкой публике возможность
потреблять радикальное творчество, которой она была до этого лишена
в силу своей инертности.

Что при этом происходит с бывшим нонконформистом – вопрос особый
и требующий конкретного подхода в каждом случае. Это похоже на
удар брошенного бумеранга, который вернулся. «Нате вам, сволочи,
революционное искусство!» «Отлично, нам нравится! Вот тебе деньги
и слава!» Ответный удар обычно бывает более чувствительным. Кто-то
ломается («за что боролись?»), кто-то приспосабливается, а кто-то
приспосабливает рынок под себя. Наиболее яркие примеры – Пабло
Пикассо и Сальвадор Дали. И, конечно, Энди Уорхол.

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS