Римская мозаика (отрывки)
Римская мозаика
(отрывки)
Заговор?
	Четырехчасовая прогулка по центру Рима означает, что ваше лицо будет
	зафиксировано в среднем 200 раз различными телекамерами.
	Большая часть этих данных попадет в архив, где будет храниться
	от трех месяцев до трех лет.
	Вы появитесь на втором плане приблизительно в 40 любительских
	фильмах, которые осядут в домашних архивах, а около 120 ваших
	фотографий украсят чужие альбомы во всех уголках мира.
Солнцезащитные очки могут немного улучшить ситуацию.
О Маэстро и купидонах.
	Однажды Микеланджело сидел без денег. С ним это часто случалось –
	заказчики платили крайне нерегулярно, а то и вовсе норовили
	кинуть. В мастерской было темно и сыро. У окна, за которым
	туманилась серая флорентийская осень, стоял Миланези,
	пристально разглядывая последнюю работу – крепко спящего купидончика
	из белого каррарского мрамора. «Вот, за пару скудо продам» –
	предложил Микеланджело. «Буонаротти, да ты что, ты прям не
	делец!» – возмутился Миланези. «Кто ж так бизнес делает! Его
	можно продать раз в десять дороже. Обработать под старину,
	отвезти в Рим, закопать где-нибудь. А потом выкопать как
	антик и загнать какому-нибудь кардиналу. В Риме сейчас на них
	мода.»
Рождественское.
	Рождество, день накануне, уже к обеду закрываются магазины и банки,
	в воздухе реет легкая суматоха последних приготовлений,
	владельцы баров, гремя ключами, опускают жестяные жалюзи, а на
	каждого прохожего приходится по три разноцветных пакета с
	обязательными красными лентами на ручке. Все спешат домой, в
	круг семьи, есть рыбу и меняться подарками, смотреть
	телевизор, к восьми вечера улицы пусты, угрюмые карабинеры коротают
	неудачные дежурства в стеклянных будках и только неуемная
	полиция шныряет по улицам и под проливным дождем гладко и хищно
	блестят темно-синие акульи бока машин.
	Поехать на ужин, прихватив бутылку игристого, поздороваться и
	расцеловаться, помочь в приготовлениях, не дожидаясь ужина,
	украсть на кухне с подноса тартинку с лососем и съесть ее там же,
	между плитой и холодильником, накрыть в четыре руки на стол,
	открыть, налить, чокнуться, заесть другой тартинкой...
	Через два часа удовлетворенно отложить салфетку на стол и
	испросить разрешения покурить на балконе. Посмотреть фильм.
	Расчувствоваться, потому что уж очень жалостливый. Похвалить
	режиссера. Покурить еще раз, болтая о новостях и общих знакомых.
	Распрощаться. Выйти. Сесть на мокрый скутер и вернуться
	домой. Снять обувь. Раздеться. Почистить зубы. Зажечь лампу у
	кровати. Прочитать с десяток страниц. Заснуть. Проснуться
	посреди ночи от дождя за окном.
Снова заснуть.
Распродажа
Вот уже четвертый вечер подряд город наводняла толпа.
	Уже часам к пяти начинала заполняться пустынная обычно набережная,
	тоненькие ручейки пешеходов бежали в направлении центра,
	станции метро фонтанировали пассажирами, а из дверей автобусов
	изливались на остановки разноцветные пятна пальто и курток,
	которые тут же всасывались и растворялись в людских
	водоворотах у перекрестков. Ближе к улице Кондотти поток крепчал и
	шел волною, набирая силу, у бутиков Картье и Булгари начинал
	пениться и бурлить, пока не разбивался, наконец, о ступени
	Испанской Лестницы, оставляя на ней темные хлопья присевших
	отдохнуть фигур, уставших от груза многочисленных пакетов.
	У Гуччи очередь в норковых шубах походила на огромного мохнатого
	питона – его хвост заканчивался только на третьем перекрестке,
	а голова выдавливала темные стекла входных дверей, которые
	заслонял телом набриолиненый юноша из породы привратников.
	«Пускаем только по трое» – зычно кричал он питону в морду, а
	питон шел кольцами и азартно подтягивал хвост перед броском.
	Напротив, в Праде, мародерствовали японцы, и кто-то уже стелил
	коврик для сеппуку и блестел сталью, угрожая испачкать
	внутренностями ковровые дорожки, если сейчас, вот сейчас немедленно,
	не будет найдена, принесена, доставлена с дальнего склада вот
	такая (три взмаха рук) зеленая кожаная сумочка. Его более
	счастливые собратья уже теснились на выходе, сплошь и целиком
	покрытые доспехами свертков. Народная примета – копни
	поглубже в гору самодвижущих пакетов, и там, внутри, в самом
	сердце ее, ты найдешь улыбающуюся дочь страны восходящего
	солнца, трепетно сжимающую пальчиками лямочки и ручки от всей этой
	немыслимо подешевевшей роскоши.
	У Фенди, ошалелые продавцы бросали на прилавки, как охапки сена,
	кошельки, сумки, портмоне и ключницы, а с другой стороны
	прилавков бесновалась толпа женщин, и доносились выкрики «Еще!
	Еще!». Мужчины, танцующие стриптиз, жигало и донжуаны всех
	мастей – всмотритесь в этих женщин! Запомните этот азарт в
	глазах, эту страсть, это вожделение – запомните его навсегда. И
	если когда-нибудь вы сможете вызвать своим искусством то же
	самое выражение на лице визави, я сниму шляпу перед вашим
	мастерством и ни один станиславский не скажет – «не верю».
	Хитрые римские аборигены прогуливались налегке – для постоянных
	клиентов и знатоков уже неделю назад, в обход закона, начались
	скидки из-под прилавка и все самое ценное было давно куплено,
	распаковано и вывешено в шкаф, и в глазах аборигенов то и
	дело поблескивали искры тайного превосходства.
	Чуть дальше в переулки толпа редела, а кое-где и спадала на нет, и
	только у бутика Версаче слышалось неизменное «Коля, ну ты
	что, ну иди сюда скорее!» – нерукотворный памятник отважному
	кутюрье, бизнесмену и первооткрывателю.
Смеркалось.
Заканчивался четвертый день скидок.
Была ли скрытая камера?
	Он шел прямо на меня. Его вытертые джинсы тесно облегали стройные
	бедра, приобнятые широким кожаным ремнем, а ярко-оранжевая
	рубашка цвета римского заката подчеркивала разворот плеч.
	Сапоги ковбоя с серебряными набойками печатали шаг по асфальту.
	Стетсон цвета парного молока ладно гармонировал с
	бежево-белой эмалью пряжки. Он шел прямо меня, и на секунду в его
	глазах я отразилась целиком – черные брюки и черный легкий
	пиджак, белая футболка в черных пятнах с надписью «Angels flying
	school», черные мужские очки а-ля Силвестр С., тонкие кожаные
	мото-перчатки без пальцев, ярко-красная помада и сигара,
	затянутые в высокий хвост светлые волосы и черные каблуки
	босоножек.
	Глазели прохожие, пытаясь понять, сбор ли это фриков, слет ли
	поклонников творчества Квентина Т.
Он приподнял легким щелчком шляпу.
Я отсалютовала ему жестом «victory».
	Два человека, решившие устроить личный карнавал посреди будней и
	встретившиеся случайно – не могут не поздороваться.
Салют под куполом цирка.
	За окном бухает выстрелом, рассыпается шкворчаще на сотни искр, и
	сколько не подпрыгивай на терассе, сколько не выбегай на улицу
	– не увидишь ничего кроме отражения разноцветных всполохов
	на дальней крыше. Там, сразу за холмом – вилла Миани,
	зеркальные залы, окна во всю стену, канделябры с позолотой и
	спускающаяся уступами сад под терассой, откуда открывается лучшая
	панорама Рима. Виллу Миани сдают под дни рождений и
	корпоративные празднества, но, в основном – под свадьбы, и в
	прайс-листе есть обязательный салют, который бухает за моим окном
	почти каждый вечер.
Салют-невидимка.
	Я читаю чужой дневник, старый, давно заброшенный хозяином дневник,
	полный любви до физической боли, и эти, так хорошо сложенные
	в ряд слова будят во мне воспоминания. Сначала логическая
	схожесть ситуаций обрастает картинкой, потом, как из сна,
	выплывают призраки эмоций, и все это грозит слиться в такую
	четкую мозаику, что я кричу стоп и иду искать бутылку белого, и
	сую ее в холодильник, а потом читаю еще пару страниц – и
	сбегаю снова, звеню бокалом и тыкаю штопором в плотное тело
	пробки, и вкручиваю в нее острую спираль.
	И сейчас я пью тепловатое вино, и пишу вам, и пытаюсь понять –
	отчего же я так хочу забыть всю эту эмоциональную джигитовку и
	прыжки под куполом, отношения двух у меня все время
	ассоциируются с воздушной гимнастикой – на трапеции головой вниз,
	качает, или раскачиваешься сам, и надо вовремя поймать партнера,
	чтоб через минуту прыгнуть самому и искать чью то руку то
	ли над залитым светом кругом, то ли под темным куполом
	(неба).
	Самые удачливые и профессиональные занимаются этим всю жизнь, другие
	же срываются, падают, встают и начинают заново или не
	начинают больше никогда, уходят по доброй воле, ломают ноги и
	позвоночник или отделываются легким испугом, повиснув на лонже,
	сорвавшись на сеть батута.
	Ну и конечно же – зрители. Аплодисменты. Свист. Не ври что – все
	равно. Они есть, и это – данность.
Вино невероятно теплое, а в холодильнике кончился лед.
	Я слушаю салют чужого праздника и думаю, почему я не стремлюсь
	выходить еще раз на арену.
Про старое
Сегодня я видела на дороге свой старый скутер.
	Сначала решила, что просто показалось, тот же цвет, та же модель,
	сколько их таких крутит в водовороте уличного хаоса. Но
	мгновенное, внутреннее узнавание было настолько сильным, настолько
	ярким, что не поленилась нагнать на светофоре. Сердце не
	обмануло – это был он. Особые, родные приметы – отсутствие
	правого зеркала, сбитого страшной мартовской грозой, повалившей
	тогда наземь не только скутеры но и деревья на набережной,
	царапина по правой стороне, зацепилась о старенький синий фиат,
	когда мы, смеясь, отъезжали от пляжа – тем незабвенным летом в
	небе стояло три солнца, а вечера были похожи на пену и бархат
	след от содранной наклейки на бардачке – я хотела иметь ее постоянно
	перед глазами, она продержалась весь первую после ...
	невыносимую зиму а потом была содрана ветром, дождем и ногтями.
	Все неполные пятьдесят тысяч км римских дорог, улиц и
	переулков, четыре очень разных года – все помню.
	Включился зеленый, мелькнула между машин разноцветная куртка его
	новой владелицы – она легко обошла меня на повороте и рванула
	дальше по тоннелям.
Вот так проезжают мимо твои бывшие скутеры с новыми седоками.
	Проходят люди, которых любила, давно спят с другими и по другому
	лицу проводят по утрам ладонью. Проваливаются в небытие
	предметы, все проносится мимо, через и сквозь.
Мнемозина – серая бабочка, слабо шевелит усиками на тонкой, бесконечной игле.
Ватиканский рынок.
	Ватиканский рынок. Вернее, рынок Триумфале, но в просторечии зовут
	Ватиканским, ибо – недалеко. Суббота, час дня. Самое время
	выйти на охоту за зеленью и фруктами, а главное, за рыбой.
	Каппучино в угловом баре, минута дороги, кипящее шумом и
	переливающееся запахом торговые ряды. Белые грибы по двадцать за кило
	(у одного из них, гигантского, ножка толщиной в мое
	запястье), лисички, первые артишоки. Картофель, лук, разноцветные
	перцы, целая лавка помидорных дел мастера – от мини, больше
	похожих на крупную смородину, чем на пасленовые, до огромных
	буро зеленых для салата. Мясной ряд. Фрукты. Рыба. Вот она то
	мне и нужна. В первой выбираю двух морских окуней, оставляю
	их чистить -»пойду дальше, на обратном пути заберу» – «имя
	скажи?» – говорю, продавец не понимает, переспрашивает –
	«давай лучше напишу сама» – отрывает кусок оберточной бумаги,
	ну-ка, сынко, повернись! – пишу на его плече коряво синим,
	отдаю -увидимся!
	Соблазняюсь нежнейшими огромными креветками, но беру меньше дюжины,
	продавец смотрит вопросительно-непонимающе – «куда мне
	больше, я и этих то не съем» – уходит взвешивать, ворча «девушки
	должны хорошо и много есть». В следующей лавке соблазняют
	уже меня -хвалятся рыбками-подростками – «смотри какие нежные,
	ни одной косточки. Бросишь на сковородку – и все, за пять
	евро – это почти даром». Смеюсь «уговорили, давайте» – он
	выбирает споро, бросает тонкие тельца на вощеную бумагу –
	«чистить?» – «чистить, конечно!». Его коллега возмущается шутливо
	– «ага, как для нас – так нечищеными, а как придет bella
	bionda– так ты ей и мальков почистить велишь» – «Ну что ты,
	Мариза, такое говоришь, я женат, двое детей дома по лавкам
	сидят, куда мне с красавицами заигрывать» – смотрит на меня
	грустно, крутит кольцо на пальце, а в глазах танцуют чертенята.
	Болтаю с ним, пока чистят, говорит что встают в час ночи и
	едут на центральный рынок выбирать свежее – чтоб к пяти утра
	уже открыться здесь и все приготовить. «Дома отоспишься « –
	говорю. «Ага» кивает согласно – «на том свете». Улыбаемся
	одновременно, Паоло, самый пожилой, заворачивает покупку «в
	двойной пакет?» – нет, спасибо, я так донесу.» Еще минут пять
	– и я бы выучила их всех по именам и знала бы у кого какая
	жена, дантист и машина.
	По дороге набираю яблок. Никогда не выбираю по красоте, но по запаху
	– вот и эти, некрупные неидеальны, но пахнут оглушительно.
	Беру еще изогнутых по-человечьи груш – недаром этот сорт
	зовут «монашкиными лягвиями». Нежные и сладкие.
	Внутри просыпается голод, тянется, позевывая – и медленно-медленно
	выпускает когти.
Телеграфным
	Тепло. В полдень можно еще ходить в одной футболке и солнцезащитные
	очки по-прежнему необходимы.
На обед давали куриную котлету с овощами.
	Не все, что тебе нравится – полезно. Это применимое к пище
	высказывание прекрасно работает и для любовных отношений, проблема
	только в том, что то, что я люблю – не может быть плохим по
	определению. Кровожадный глагол никогда не был склонен к
	компромиссам.
	На самом же деле хочется пива, книгу и Аппиевую дорогу вокруг. Я
	даже не буду затыкать глотки цикадам.
	Еще хорошо подошли бы к моему теперешнему состоянию наклеивание
	марок на конверты, сбор фотопанорам или неспешный
	полуторачасовой секс.
	Сейчас я выпью кофе и займусь симуляцией последнего, буду выписывать
	переменные в микробазе микроданных – Php, следовательно –
	негнущимся в мозг.
Рано темнеет.
По карнизу дома напротив крадется кошка. Ей тоже хочется счастья.
Оделия.
	Она подходит к нашему столику и садится рядом. Она – подруга одного
	из присутствующих. У нее силиконовые губы и тысяча ручных
	браслетов. Загорелая в шоколад, тренированное тело, шорты с
	сохранившими форму бедрами, какие то ужасные побрякушки,
	густой макияж. Декольте, способное поглотить половину
	тихоокеанского флота, плавные манеры старой кошки и глубокий,
	монотонный голос. Ей под пятьдесят. Когда она говорит, то в профиль
	похожа на уточку.
	Вульгарна ли она? Да, несомненно. Она пришептывает и закидывает ногу
	на ногу, она плавно касается руки собеседника, она трогает
	бокал кончиками пальцев. Она манерна. Она тащит одеяло
	внимания на себя с неумолимой уверенностью того, что «не может
	быть иначе».
Оделия, ее зовут Оделия.
	Я наблюдаю за ней краем глаза, отпивая амаро. Нет, она не
	затрагивает моего инстинкта альфы, но чревоточит мой эстетический
	вкус. Пока болтаю с прочими, она рассказывает, перегнувшись
	через стол, что то вполголоса моему визави. Рассказывает долго,
	потом восторгается красными розами»о, они -это так роскошно,
	когда мне подарили букет, высушила их, одну за одной и
	украсила ими потом стену спальни.»
Я представляю эту пыль, трупики сушеных роз и тихо вздрагиваю.
	Разговор мечется через стол подобно сумасшедшему теннисному мячику.
	Через какое-то время, пока остальные обсуждают нечто
	отвлеченное, она поворачивается ко мне, задает пару вопросов из
	серии – кто ты, что ты. Я отвечаю, еще пару минут мы говорим на
	пустые темы а потом она вдруг замолкает, прикуривает и
	говорит «вот скажи, ты знаешь, как забыть мужчину?»
Я мотаю головой: «в смысле?»
	« Ну вот забыть. Выкинуть из жизни. Видишь ли, я его люблю, а он
	меня не хочет. А я не могу вышибать клин клином, я вообще не
	могу думать о ком-то другом – только о нем. И я не знаю, что
	делать» – выпускает дым в сторону, вглядывается мне в глаза и
	за одно мгновение я прощаю ей вульгарность, манеры, прощаю
	все и раскаиваюсь в отстраненности – потому что сквозь грим,
	сквозь одежду и голос, сквозь внешность – проступает живой
	человек, у которого болит. Который переживает в меру сил
	некий опыт – как умеет, как может. И совсем, совсем не знает,
	что ему с этим опытом делать. Рядом со мной сидит точно такое
	же как я, испуганное внутри себя человеческое существо.
Оделия.
Ее зовут – Оделия.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             