Поэзия: модули и векторы. Спам как аллегория медиального мусора и поэтической музы
Сергей Бирюков
I now salute you in the name of Ghod, I who a piteous widow must complain. My son, my joy, arrested by a squad — And in far Lagos he shall soon be slain. The cash for his defense my husband hid (I mean the late Abacha, even he), I cannot use; for unjust laws forbid That my funds can now be released to me. There’s thirty millions that I cannot touch But I can send to you, a man I trust: O heed a widow’s prayer; your sleeve I clutch! Relying on your kindness now I must Request the number of your bank account. I swear you’ll gain a very great amount. James D. McDonald, Поэтическая обработка нигерийского спама_ 1
«Когда б вы знали, из какого спама...» – Введение
«Сегодня ко мне пришел спам», пишет юзер <живой> в своем блоге под заголовком «Живая поэзия и спам» _ 2. «Ах, какой роскошный спам мне сегодня пришёл....», восхищается <Краевед> _ 3. «Сегодня пришёл очень интересный спам от некоего aaas. В спаме было всего лишь одно слово: asynchronous», удивляется Jemma _ 4. Спам в русском языке уже на чисто лингвистическом уровне персонифицируется – в немецком языке, к примеру, спам либо отправляют, либо его получают. Спам, таким образом, представляет собой как бы аллегорию ненужной, бесполезной, раздражительной и агрессивной семиотической субстанций сегодняшнего мира – медиального мусора.
Но, «когда б вы знали, из какого спама...» пишет юзер <yms>, отсылаясь к знаменитой строке Анны Ахматовой о происхождении поэзии из сора _ 5. И действительно, что для сегодняшнего интернет-юзера более наглядно символизирует «мусор», нежели спам. Несмотря на это, спам, как гость незваный и не желанный, способен своей загадочностью вызвать удивление, иногда даже восхищение. Порой он даже является представителем поэтической музы. Но в отличие от прелестной музы опять-таки из известного Ахматовского стихотворения «Муза», спам является перед автором не редко, не в тихие минуты ночного уединения («Когда я ночью жду ее прихода»), а навещает его постоянно, напрашивается в гости с неудержимой наглостью. Бороться с ним бесполезно, единственная плодотворная стратегия – отдаться ему, испытывать на себя его власть. И превращать его в поэзию.
Спам как литература?
Чем спам похож на литературу, на поэзию? Спам завораживает своим уклоном в мир абсурда. Здесь встречаются печальные нигерийские вдовы _ 6, ищущие спасение своим земным владениям в раю Швейцарских банков, здесь предлагаются загадочные аппараты для завивания косичек. Спам-сообщения носят, как правило, подчеркнуто земной характер, они обнаруживают явную фиксацию на низовые части человеческого тела. Несмотря на это, они отличаются своеобразным алогичным построением сюжета. Иногда они представляют собой одно загадочное перечисление каких-то ничего не значащихся слов, тем самым приближаясь к современной зауми. Тексты изобилуют орфографическими опечатками и грамматическими ошибками, придающими сообщению особый визуальный и звуковой облик. Вот один образец из моего собственного почтового ящика (с 08.06.2006):
Hi, V A L « U M P R 0 Z & C S 0 M & C « A L i S V « A G R A A M B « E N M E R « D i A X & N A X L E V « T R A all 50 % off – http://www.qliondeasa.com
________________________________________
your reference to burglars, but I think I am right in believing (this is what he called being on his dignity) that you think I am no good. I will show you. I have no signs on my door-it was painted a week ago-, and I am quite sure you have come to the wrong house. As soon as I saw your funny faces on the door-step, I had my doubts. But treat it as the right one. Tell me what you want done, and I will try it, if I have to
Само перечисление фармацевтических средств для повышения сексуальной потенции и для снижения депрессивного состояния уже носит признаки визуальной (а при чтении – и звуковой) поэзии. Как стихотворение оно легко может истолковаться как критический комментарий к состоянию западной цивилизации, которая держится на одной возбудительной и успокаивающей фармацевтике. Название указанного веб-адреса <qliondeasa.com> звучит вполне заумно, а постскриптум тем более напоминает сюжет абсурдистской рифмованной прозы.
Чем объясняется этот странный облик спама, приближающий его к поэтическому тексту – или более корректно: придающий ему некоторые черты поэтического текста, посредством использования искаженного синтаксиса, введения неологизмов, семантизации ошибок и опечаток?
Специфика языка спама объясняется сугубо прагматическими соображениями. Множественные ошибки, бессмысленные цитаты, визуальная организация словесного материала, который приближает спам то ли к заумной поэзии, то ли к формам визуальной поэзии, вводятся в тексты для того чтобы ввести в заблуждение спам-фильтры. Те отслеживают как часто используются «запрещенные» слова и соответственно квалифицирует сообщение как спам.
Спаммеры со своей стороны реагировали творчески и придумали выход из положения. Для того чтобы «спрятать» нежелательные с точки зрения фильтров слова в «невинной» словесной массе, спам-генераторы вносят в сообщения произвольно набранные тексты и цитаты. Это могут быть выдержки из литературных произведений, из Библии, это могут быть произвольные чередования заумных слов. Этим объясняется и обилие ошибок и опечаток, которые вызывают пресловутый поэтический эффект.
Поэтика ошибки и машинный ум
Итак, ошибки делает спам поэтичным. Поэтику ошибки точно описал Велимир Хлебников: «Вы помните, какую иногда свободу от данного мира дает опечатка. Такая опечатка, рожденная несознанной волей наборщика, вдруг дает смысл целой вещи и есть один из видов соборного творчества и поэтому может быть приветствуема как желанная помощь художнику.» _ 7 Такая «несознанная воля наборщика» в спаме представляется массовым феноменом. Ее эффект еще усиливается тем, что наборщик здесь представляет собой автоматический языковой генератор. Спам не пишется вручную, он создается и рассылается автоматическими текстовыми генераторами в большом количестве. Соответственно, он является своего рода «машинной» или «автоматической поэзией».
[...] в Интернете все делается чаще всего вовсе не людьми, а бездушными программами, спам переходит границу, отделяющую прямой маркетинг от абсурда. _ 8
Автоматическая или машинная поэзия являются, само собой разумеется, одним из главных увлечений Интернет-сообщества. Автоматическая обработка художественного текста, роботы и боты как виртуальные авторы, возможности автоматического генерирования художественных текстов в русской сетевой литературе, как и в англоязычной или немецкой, широко распространены, ибо позволяют поднять философские вопросы о самой природе человека.
Так, сетевой писатель и журналист Леха Андреев, под прикрытием созданной им виртуальной фигуры Мэри Шелли, написал «Манифезд антиграматнасти» _ 9. В этом манифесте Мэри Шелли выступает с апологией неправильно написанного, индивидуального языка, который противопоставляется безлично правильному языку эпохи автоматической обработки языка, когда spell check программы делают рукописи не по-человечески правильными. Поэтика ошибки и порожденный ею эффект отчуждения противопоставляются машинному уму, который понимает только правильный язык. Именно несовершенство является залогом человечности, как в знаменитой новелле Е.Т.А. Гофмана «Песочный человек», где живые люди от автоматов отличаются своими несовершенными манерами. Ироничность ситуации сегодня состоит в том, что автоматы борются как бы между собой, ибо спам-генераторы стараются перехитрить спам-фильтры.
Автоматическое письмо воодушевляет воображение поэтов уже давно, причем оно оценивается весьма по разному. Оно имеет как бы утопичное и анти-утопичное начало: с одной стороны машинная лирика представляет собой высший поэтический принцип, абсолютно объективную поэзию. С другой стороны, машинальный ум страшит своей безупречностью, своей бесчеловечностью. Утопичное и анти-утопичное в дискуссиях об автоматическом письме, которые по сути своей представляют собой дискуссии, посвященные существу самого человека, тесно связаны. На них здесь невозможно остановиться более подробно. Стоит однако отметить, что как раз элемент насильственного влияния машины и добровольного подчинения автора поэтическому автомату, чья производительность и оригинальность превосходят возможности живого поэта, играет важную роль и в интерпретации спам-поэзии _ 10. Особенно ярко это выразил Сергей Тетерин, создатель виртуального поэтического робота «Кибер-Пушкин 1.0 бета»:
Прости, машина, что я усомнился в твоей гениальности. Прими же мои покаянные заверения в верности твоему таланту! _ 11
Спам-коллекции и музеи – спам как ready made
Есть разные подходы к тому, как эстетизировать ежедневный мусор из почтового ящика. Широко распространено коллекционирование спам-писем как «маленьких шедевров автоматического письма» _ 12. Так поступают, например, блоггеры из англоязычного и немецкоязычного сектора Интернета. Блог, с его возможностью сиюминутного опубликования материалов и их коллективного комментирования, кажется особенно подходящей формой для коллекционирования спам-поэзии. Здесь спам-сообщение выставляется в качестве ready made или objet trouvé, которое возвышается в ранг поэзии и уже не нуждается ни в какой доработке.
В русском Интернете одним из главных коллекционеров и истолкователей спама является Роман Лейбов, который в «Русском журнале» открыл собственный музей спама, выставляющий самые удивительные экспонаты _ 13.
Спам, оказывается, уже феномен исторический, и не только потому что его собирают в специальных коллекциях и музеях, а также потому что он представляет собой разновидность массовой рекламы, какой она развивалась с возникновения массового общества в конце 19-го, начала 20-го века. В эру массового «консума» реклама всегда распространялась различными способами: листовками, плакатами, книжками и брошюрами, позже, с возникновением электронных медиа – рекламными роликами и видео-клипами, и в конце концов в эпоху интернета – банерами и спамом.
Русские авангардисты начала 20-го века в свое время увлекались рекламой, так как увидели в ней некоторое родство с собственным творчеством, а именно, в мультимедиальной подаче материалов, в выходе искусства на улицы и в массы. На фоне устаревшего, изжившего себя поэтического языка, именно реклама стала вдохновительницей поэзии. Самый знаменитый пример тому является творчества А. Крученых, который цитировал счет из прачечной и заявлял: «<...> если сравнить эти строки с 8-ю строчками из «Онегина» – в тоске безумных сожаленiй» и т. д., то окажется: стиль их выше Пушкинскаго!» _ 14
Стилизация и коллективное творчество
Наряду с коллекционерами спама, есть так называемые «споэты», которые использует спам как материал для поэтической обработки. Особой популярностью пользуется стилизация под разные жанры или авторов, то есть один и тот же самый спам-текст переписывается в виде сонета, баллады, верлибра _ 15. Либо тексты стилизуется под авторскую манеру писания, о чем свидетельствует состав «spoets», публикующихся на одном из самых популярных вебсайтов, посвященных спам-поэзии, «the Words of Adam Spamus», среди которых E.E. Spammings, Spamblo Neruda, William Spamlos Williams, H.P. Spamcraft, Spamily Dickinson.
«Споэтам» при переработке разрешается вносить некоторые изменения в текст спам-сообщения, с целью выявить более четко его поэтические свойства. Эти изменения в правилах проекта детально оговариваются. Разрешается обработка начала и концовки текста, также можно придумать собственное название тексту. Однако, строго запрещается изменять последовательность слов:
Each spoem uses a passage of text taken verbatim from actual spam; words may be trimmed from beginning or end, but never resequenced.
Spoets may add punctuation or line breaks, and may title each work as they like. _ 16
Обработка цитировавшегося выше спам письма из моего почтового ящика, согласно данным правилам, выглядела бы примерно так:
No signs on my door your reference to burglars, but I think I am right in believing (this is what he called being on his dignity) that You think I am no good. I will show you I have No signs on my door – it was painted a week ago-, and I am quite sure you have come to the wrong house. As soon as I saw your funny faces on the door-step, I had My doubts But treat it as the right one. Tell me what you want done, and I will try it, if I have to.
«Споэт» Кристин Томас экспериментирует с разными методами обработки спама. Она составляет целые стихотворения из одних «headers» или «subjeсt lines», приближая стихотворения тем самым к жанру центона.
Sunday, September 18, 2005
A to Z todays top needs. Be agressive Be bold be on time be stylish be present be counted be liquid be cold be chill be ice be assertive be happy be elgant be understanding be powerful be famous be hot be hotter be ahead of the game. be understated be unfallible be hard as a rock be logical be combustible be ultimate be free. spam poetry – posted by Kristin @ 10:06 PM comments (1) _ 17
Похожий подход предложил упомянутый уже Роман Лейбов, который объявил конкурс творческих двустиший на основе «сабджект»-lines: «брался сабджект спама и к нему сочинялась вторая строка.» _ 18. Здесь «шедевры автоматического ума» дописывается в творческой коллективной игре _ 19.
«Фантики без конфеток» – эстетика обмана
Можно привести другие примеры подобной художественной переработки семиотического материала виртуальной среды. Так, один из самых ярких виртуальных персонажей русского Интернета, Май Иваныч Мухин, «автором» которого выступил опять-таки Роман Лейбов _ 20, уже в середине 1990-х годов инициировал проект «фантики без конфеток» _ 21:
В то время, в связи с растущей коммерциализацией русского Интернета, баннеры были главным симптомом нашествия коммерческой рекламы в доселе более или менее «чистом» русском Интернете. Множество двигающихся, мерцающих баннеров изуродовало сайты. Но особенно пользователей раздражало, что банеры часто не отсылали к обещанному содержанию, а обернулись лишь обманчивыми обложками несуществующего «контента».
Роман Лейбов как Май Иваныч Мухин тогда предложил следующий способ противодействия: создать специально пустые банеры, «фантики без конфеток», которые, когда на них щелкаешь мышкой, ведут никуда. Коммерческий жанр банера поэтизировался, или, как говорится в описании проекта, он лишается всякой «утилитарности». В ходе проекта производилось множество пустых, и таким образом чисто эстетических банеров, лишенных своих изначальных функции и названий. Причем соблюдается как бы парадоксальная диалектика, ибо банеры и так ничего не содержали, изначально представляли собой пустые сообщения. Весь процесс держится на том, что можно условно назвать эстетикой обмана: обманываются обманутые ожидания.
Мухин выкладывал самые удачные образцы фантиков на своем вебсайте и составил коллекцию (опять) этой разновидности современного сетевого фольклора.
ASCII спам как вид визуальной поэзии
Поэтика обмана также привела к возрождению в спам-поэзии, чуть не ушедшей в прошлое сетевого искусства ASCII-графики _ 22. Аббревиатура ASCII идет от английского «American Standard Code for Information Interchangе», в переводе «американский стандартный код для обмена информацией».
под ascii art'ом подразумевают ascii картинки, рисунки текстом, текстовые рисунки, текстовые картинки, рисунки символами, картинки знаками, картинки символами, картинки текстом, картинки из символов, ascii графика
ascii art -– искусство символами ascii изобразить что-то художественное. процесс рисования в этом случае напоминает мозаику, только вместо разноцветных квадратиков художник использует символы из таблицы ascii. полем такой творческой деятельности является экран 25x80 текстового режима _ 23.
ASCII-графика близка к таким формам визуальной поэзии как античные carmina figurata, фигуральные аллегории времен барокко, типографические опыты классического авангарда, а также известные в середине 20-го века машинописные тексты, как они представлены, к примеру, в творчестве Дмитрия А. Пригова.
Изначально, ASCII-графика развивалась для того чтобы компенсировать технический недостаток раннего Интернета, то есть невозможность включить в текст графические изображения. Выходом из положением являлась именно ASCII-графика, составляющая целые картинки из букв. Потихоньку технический недостаток был превращен в поэтический прием и ASCII-графика стала видом сетевого искусство. Сегодня – в связи с новыми мультимедиальными возможностями Интернета в эпоху WWW – подобные визуальные эксперименты уже уходят в прошлое, как исторический вид сетевого искусства.
Онo, однако, нашлo последнее свое убежище в коммерческом спаме, который использует ASCII-графику для того, чтобы перехитрить упомянутые выше спам-фильтры. Спаммеры возвращаются к модусу ASCII-графики, которая изображает запрещенное слово, не «называя» его. Этот феномен не только свидетельствует об особой креативности спаммеров, но представляет интерес и с точки зрения семиотики, ибо здесь вербальное общение маскируется под графическое, в своего рода поэтике обмана.
«Настало время пропеть гимн Спаму» _ 25 – Спам как эстетический обьект
Спам не только на практике превращается в поэзию, но и теоретически осмысляется филологами и возвышается в ранг эстетического объекта. Согласно Роману Лейбову, «настало время пропеть гимн Спаму». Лейбов в своей апологии спама опирается на традиционное для эпохи модерна определение поэзии как чего-то «антиутилитарного», или, по Канту, как «целесообразное без цели»:
Чем отличается эстетический объект от объекта неэстетического? Нарисованное яблоко, как остроумно заметил еще Чернышевский, нельзя съесть. Оно бесполезно, антиутилитарно. Из этого не следует, конечно, что любая бесполезная вещь является эстетическим объектом, равно как и не следует идеи обязательной бесполезности (или, тем более, вредности) эстетических объектов. Скорее, речь идет о некоторой особой предрасположенности бесполезного к тому, чтобы перейти в разряд прекрасного.
[...]
Будучи вещью абсолютно бесполезной, спам дрейфует к полюсу прекрасности. _ 26
Леха Андреев, упомянутый выше сетевой писатель, публицист и создатель «виртуальных личностей» как Мэри Шелли, в своем определении спама как «самой честной формы современной литературы» опирается на другую, не менее традиционную категорию для определения искусства, а именно на ее бескорыстную основу и искренность намерений. То есть он опирается на самом деле не на эстетические, а на этические критерии:
При этом спам является и самой честной формой литературы. Он бесплатен и никогда не скрывает своих истинных намерений _ 27.
Здесь не антиутилитарность, а наоборот открытая коммерческая функция делают спам предпочительным другим формам современной литературы, претендующим на статус искусства, а представляющим собой на самом деле лишь один из многих товаров на рынке культуры.
Литературовед Л.П. Глазиер _ 28, директор центра по электронной поэзии (State University of New York at Buffalo) и автор монографии по дигитальной поэзии, в спаме ценит именно его бессмысленность и формальную свободу, «no sense, no rhyme», которые приближают его к дадаистской поэзии. А немецкий культуролог Кристиан Штекер особое внимание уделяет «автоматической» природе спама как виду «машинной лирики» _ 29. Штекер, который работает в редакции по культуре немецкого журнала Der Spiegel, подобно Роман Лейбову просил своих читателей выслать самые удачные примеры спам-поэзии. Подборка «стихов» отправлялась кураторам знаменитого кафе Voltaire в Цюрих, где в свое время выступали дадаисты – и где в скором будущем в их честь будут выставляться распечатки спам-поэзии.
Если суммировать эти – порой противоречивые – теоретические позиции, то спам приближают к прекрасному такие качества как его бессмысленность и языковая нестандартность, его бесполезность и анти-утилитарность (правда, только с точки зрения получателей спама), его искренность, а также факт его автоматического производства.
Спам как аллегория медиального мусора
А в чем же состоит, при всех аналогиях, различие между футуристической заумью и дадаистской поэзией – с одной стороны– и спам-поэзии – с другой!? И в начале 20-го века поэтический ready made, в виде бумажной квитанции или любой найденной вещи, смог заместить художественный артефакт в смысле индивидуального произведения. Разница состоит в том, что эти ready mades и objet trouvé уже не «находятся» и выбираются, а сами нас выбирают, словно напрашиваются.
Уйти от спама невозможно, о чем красноречиво свидетельствует русское выражение «пришел спам». Его можно только творчески обезвредить, превратив в художественный объект.
Поэзия, искусство, культура в этом отношении представляют собой акт защиты, обезвреживания медиальной агрессивности посредством ее эстетизации. Если и в «классической» авангардистской поэзии присутствовал элемент насилия – и в отношении к слову (которое разрывается на части, в крайнем случае вообще уничтожается) и к читателю (вспомним метафорическую пощечину общественному вкусу), то в нынешней ситуации агрессор сам язык, освободившийся и расплодившийся с помощью бессчетных автоматических спам-генераторов. А поэт подчиняется. Поэтизация заданного семиотического материала – ответный шаг, реакция на насилие со стороны масс-медиа. Кристин Томас, как одна из представителей спам-поэтов, искренне озвучивает эту позицию:
I started feeling a little angry every time I sat down to my computer. I had to do something.
This site is that something. I write poetry, using only the subject lines of the hundreds of pieces of spam that I receive every day. A little bit Found Art, a little bit Whimsy, and mostly, just to find a way for me to find a peaceful intersection between digital communication and my life.
Поэтическая деятельность здесь является актом самообороны и самозащиты от агрессивно настроенной медиальной среды, от который другим способом невозможно защититься, разве только ценой ухода из медиа-мира. И Роман Лейбов описывает свои действия в терминах защиты, противоборства и субверсивного противостояния, хотя он эту мотивацию озвучивает не так прямо как Кристин Томас. Теоретическое возвышение спама в разряд поэзии, которое, конечно, содержит в себе и определенную долю иронии, является частью такой же ответной реакции. Своим читателям Лейбов соответственно рекомендует:
Не роптать, короче говоря, а задуматься, покаяться и больше не грешить по возможности. И в спаме видеть не происки дурных людей, а орудие Промысла _ 30.
Таким образом, спам можно представить в более общем смысле как аллегорию масс– медиального мусора и современной поэтической музы. А спам-поэзию как способ превратить «конз-ум» пустых конфеток в чистую «заумь». Поэзия, понятая в более широком смысле как способ к творческой обработке сегодняшней медиальной и рекламной продукции, тем самым становится истинно массовой, что возвращает нас опять-таки к классическому авангарду и к его интенции сделать искусство всем доступным.
Спам как аллегория – Слово «спам» исходит из английского «spam» – от Hormel’s Spiced Ham, и в начале 1990х годов стал употребляться для обозначения массовых рекламных рассылок _ 31
––––––––––––––––––––––––––––––––––
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы