Комментарий |

Исход героев Сола Беллоу

Беллоу С. Серебряное блюдо: рассказы. Сост., пер. с англ. Л. Беспаловой. – М.: Текст, 2006. – 253 с.

Наверное, такие истории могут случиться в любой стране. Герои
могут быть каких угодно кровей и какой угодно веры. В принципе,
это обычные эпизоды из обычной жизни обычных людей. Тут есть и
повседневный быт, и какие-то забавные случаи, как и всегда, из
простых ситуаций следует глубокая мораль – в общем, все литературные
каноны соблюдены.

Но Сол Беллоу, лауреат Нобелевской премии 1976 года, на самом
деле пишет историю своего народа. Жизнь евреев в Соединенных Штатах,
их общая, но вместе с тем, у каждого своя судьба.

Обыкновенный биографический жанр Беллоу превратил в неповторимые
художественные повествования. Он не останавливается на бытописательстве,
не уделяет большого внимания подробностям момента. В рассказах
«По-прежнему», «Зетланд: свидетельство очевидца», открывающих
этот сборник, на паре десятков страниц уместились жизнеописания,
охватывающие целые годы. Тезисы, наброски, сухое перечисление
фактов.

Действительно, все это может произойти с человеком любой национальности,
но каждый переживает, казалось бы, одни и те же события по-разному,
через призму собственной истории, собственной национальной судьбы.

В иудаизме существует представление о том, что хотя Моисей и вывел
однажды народ Израиля из египетского плена, – каждый еврей сам
в своем сердце должен пройти этот путь по пустыне. Таковы и рассказы
об осевших в Америке выходцах из Одессы и Петербурга, Киева и
Варшавы. Каждый из них постоянно выходит из Египта, подвергается
всем мыслимым и немыслимым испытаниям, ищет свою свободу.

И хоть имеется в виду не географическое перемещение, а стремление
освободиться душой и телом, но вечная история о прибывшем в Америку
еврейском семействе будет повторяться вновь и вновь. Таковы Брауны
из рассказа Беллоу «По-прежнему», таковы многие и многие их соплеменники,
о которых никто не писал, но как похожи их судьбы!

В рассказах Беллоу можно при желании увидеть и другие ветхозаветные
сюжеты. Вот, например, один день из жизни Луи, еврейского тинэйджера.
Он оставляет дома больную мать, спутывается с проституткой, попадает
впросак, а затем возвращается в свой дом. Не есть ли это интерпретация
сюжета об отвернувшемся от Бога Израиле после смерти царя Соломона,
разделении Царства, поклонении Ваалу, а затем возвращении к вере
своих отцов?

С кем можно сравнить героя из рассказа «Зетланд: свидетельство
очевидца»? Пожалуй, с царем Давидом – такой же простой юноша,
наделенный многими талантами и обладающий многими знаниями. Конечно,
царь Давид не читал Карла Маркса и Джеймса Дьюи, не увлекался
логическим позитивизмом Карнапа, как Зет, но во все времена остается
какой-то общий смысл наших мыслей и действий.

Каждая еврейская история похожа на истории русских, итальянцев,
англичан, но вместе с тем еврейские истории всегда повторяют одну
– историю еврейского народа, вечно ищущего, находящего и отправляющегося
на новые поиски.

Последние публикации: 
Улица Урицкого (15/07/2009)
Алло (02/07/2009)
Проект (14/05/2006)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS