Пацану без книг никак нельзя
	Уважаемый Лев Пирогов!
Осмеливаюсь
	предложить свои заметки о книгах в моем детстве. Можете
	использовать, если подойдут. Не подойдут, не расстроюсь. Мне 55 лет.
	Живу и работаю в Кемерово. С уважением, Валерий
	Плющев.
	В доме была этажерка. На ее полках в живописном беспорядке
	размещались тетрадки и учебники старшей сестры, кое-что из маминых
	специальных педагогических книжек и бумаг. Нижний отдел я без
	особого сопротивления со стороны домашних приспособил для
	своих поначалу немногочисленных детских книжечек.
	На этажерке жили две великие книги, которые я школьником перечитал
	буквально на десять рядов: тяжеленные томищи-кирпичи
	«Пионерский театр» и «Пионерская энциклопедия» — большеформатные,
	толстенные, с колоссальным количеством картинок, растрепанные
	и истертые от долгого и активного употребления. Я мог,
	наверное, шпарить из «Пионерского театра» наизусть чуть не
	страницами за всех персонажей пьес. Бывало так, что, дочитав
	последнюю страницу, начинал с первой по новой. Что за наслаждение
	было переживать пьески с картинками, жизненные приключения
	их героев, таких, как «Чук и Гек», «Снежная королева» и
	многих, многих иных, в числе которых, конечно, была и
	идеологическая лабуда (это стало ясным много позднее). Не одно
	поколение поселковых школяров разыгрывало на школьной сцене и даже
	на сцене сельского клуба действа по этой книге,
	предварительно, высунув языки от усердия, переписывая, и, конечно,
	заучивая слова той или иной роли. Поначалу сестра носила этот
	«Театр» в школу, затем эстафету принял я. Но и после меня книга
	продолжала работать, воспользуемся штампом ушедшего
	времени,— несла культуру в подрастающие массы.
	Книгу эту, насколько знаю, уже без меня, когда мама лежала в
	полубеспамятстве от инсульта, выкинули в тележку с мусором во
	дворе, а затем и вывезли за деревню на свалку. Такую книгу я не
	видел потом никогда, нигде и ни у кого. Горько...
	«Пионерская энциклопедия» обогатила и научила на годы вперед. В
	школе, к примеру, еще только начинали знакомить с гербами
	советских республик, а я давно уже все знал, видел все красочные
	геральдические отпечатки, недоумевая, куда это вдруг исчезла
	из школьной программы Карело-Финская республика — ведь она в
	энциклопедии-то числилась с гербом, флагом и всеми
	обязательными причиндалами. Почему испарилась целая республика?
	Учительница на этот вопрос не отвечала, чем явно подмачивала
	свой авторитет педагога в моих глазах. Впрочем, мама,
	пережившая арест отца и моего деда (о его убийстве властью семья
	смогла узнать лишь в годы перестройки, мне удалось даже
	расстрельное дело подержать в руках в Абаканском областном архиве),
	все популярно объяснила, и я уже не лез с опасными вопросами
	во время уроков.
	В первом классе в самый первый учебный день я записался в школьную
	библиотеку. Хозяйничала там библиотекарша по фамилии Панченко
	(имя-отчество, к сожалению, забылось): миниатюрная женщина
	с прекрасными живыми карими глазами. Хорошо ее помню, но
	просто счастье мое, что иногда ее подменял муж — Михаил
	Львович, учитель нашей школы, «физкультурник» и военрук. Это был
	носатый худощавый мужик, насмешник с горящими очами
	увлеченного человека. Очень любил беседовать на равных о прочитанном с
	нами — малышней, которых старшие школьники поддразнивали
	«пердачами». Выделял особо своих любимцев: этим оставлял самое
	«вкусненькое». Я думаю, что входил в круг избранных.
	Помню самую первую книжку, прочитанную самостоятельно — «Булька»
	Льва Толстого в детской книжной серии — изданную в самом конце
	сороковых годов, потому была сильно потрепана и подклеена. Я
	тогда прочитал с ударением на первый слог фамилию великого
	Льва и подумал: «Что за мужик такой, толстый?». А над
	горькой судьбой собаки по кличке Булька горевал по-настоящему,
	даже слезу пустил, когда никто не видел.
	Была в то время своеобразная отвратительная по своей сути мода:
	писать на страницах и форзацах свое личное отношение к
	прочитанному: «Книга очень хорошая!»,— либо прямо противоположное,—
	«Книга плохая!» Некоторые ухари всю свободную площадь
	заполняли такими вот откровениями. И не лень было копировать по
	десять, двадцать раз одно и то же. Было любопытно: ну ладно,
	один раз написал, а зачем время-то убивать, одно и то же
	тиражировать десятки раз?
	...В ранние детские годы зима с завидной регулярностью насылала
	крещенские морозы. В отличие от нынешних небольших градусов, при
	которых занятия в школе сразу отменяются, я помню лишь один
	отмененный урок в первом классе, когда мы, отзанимавшись
	три часа, сидели в пальтишках и шапках на четвертом уроке, да
	чернила замерзли в непроливашках, а надо было писать. На
	улице все тонуло в тумане, на три шага ничего не видно, градусы
	свирепели — минус 45, и это днем, в классе к этому времени
	оставалось в строю меньше половины личного состава —
	остальные заболели, и нас, дрожащих и заледеневших, к великой
	радости все-таки отпустили домой. В тот день я, лежа на кушетке у
	теплой русской печки, за остаток дня одолел симоновские
	«Дни и ночи». Подобный подвиг позже не удавалось повторить
	долгое время. Весь остальной период крещенских морозов,
	повторявшийся ежегодно с завидной постоянностью, мучаясь и замерзая,
	мы дисциплинированно отбывали в классе все положенное
	урочное время, хотя на улице заворачивало так, что собаку не
	выгонишь. Мороз был страшным: носы, щеки, подбородки
	прихватывало запросто, несмотря на варежки, вязанные мамой из овечьей
	шерсти, и валенки с носками и портянками, пальцы на руках и
	ногах, пока добежишь до теплого дома, задеревенеют настолько,
	что не чувствуешь. А потом у печки, топившейся круглые
	сутки, греешь и ревешь, когда отходят с болью.
	И вот в такой-то день мы с Вовкой Олесовым — моим другом той ранней
	школьной поры, умным мальчишкой-книгочеем — бегали без
	пальто, только в шапках, на большой перемене в библиотеку: метров
	80 от школьного двухэтажного деревянного здания. Что было
	мочи неслись в низкорослое строение с покосившимися оконцами
	и низкой дверью, обитой для тепла в продранное тряпье. Вот
	там и ютилась библиотека средней школы. Она, конечно, была
	нищей по нынешним меркам (у меня сейчас книг много больше, о
	разнообразии вообще молчу), но тогда, казалось, что в этом
	месте сосредоточены несметные богатства и сокровища. А как мы
	завидовали однокласснице, которая приходилась племянницей
	библиотекарше!
	Время было удивительное, тогда некоторые книги буквально на глазах
	становились учебниками жизни. Таким учебным пособием для нас
	с Вовкой стала «Школа» Гайдара. Томик в красном переплете в
	серии «Школьная библиотека», который я, наверное, перечитал
	раз десять, никак не меньше! Восхитительный рассказ,
	мальчишечья романтика, испытания жизнью — все это буквально
	завораживало. В школьной библиотеке был только один экземпляр
	«Школы», а читался он всеми «влет». Выстраивалась длиннющая
	очередь из жаждущих. Сдавая книгу после чтения, тут же становился
	в строй ожидающих. И каждый из очередников следил, когда
	дойдет время до счастливого предшественника, а затем нельзя
	было упустить его, направляющегося сдавать прочитанное: бежать
	на переменке в библиотеку надо было только вместе. После
	чего, получив в руки заветную книжку, испытывалось счастливое
	блаженство.
	Уже взрослым перечитал гайдаровскую прозу вновь. Написано добротно и
	интересно. Однако магия и очарование куда-то испарились.
	Как исчезли они и у «Двадцать тысяч лье под водой», и у
	«Капитана Сорви-голова», и у многих других юношеских книжек.
	Как-то с моим другом (было нам в ту пору лет по сорок) согласно
	пришли к твердому выводу: «Мы прочли главное, что надо было
	прочитать в детстве и отрочестве. Советская власть лучшее для
	этого возраста издавала так, чтобы было доступно и городскому
	пацаненку и деревенскому. И на дефицит литературный нашему
	поколению жаловаться грех. Туфту не переиздавали, если она
	все-таки проскакивала, то редко, и не переводили пустые книги
	с чужих языков. Зато главные сокровища литературы, пусть
	даже у плодовитого автора за его жизнь появлялось всего одно
	достойное произведение, делали доступными для всего
	подрастающего поколения».
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             