Творческая командировка
	В старых советских фильмах и книгах случался такой персонаж —
	писатель или известный журналист Центральной Газеты в творческой
	командировке в глуши: на заводе посреди Степи, в совхозе
	посреди Говна, в шахте посреди Земли, в самолёте посреди Небес.
	Его туда послал народ в лице Союза Писателей или
	Журналистов, чтобы он вжился, прожил, пережил и написал бы так про свой
	народ, чтобы народ прочитал и сказал: «Да, это я».
	В одном таком чёрно-белом произведении киноискусства в диких степях
	стоит сталеплавильный комбинат, который должен дать
	Рекордную Плавку. Собственно, он даёт её каждый день, но каждая
	следующая плавка должна бить собой предыдущую. А ведь есть ещё и
	далёкий Харьков, в котором тоже Идут На Рекорд, и поэтому
	расслабляться нельзя. А по слухам, есть ещё где-то за океаном
	Детройт. И если уж вдруг этот самый Детройт выплавит
	больше, чем мы (или хотя бы чем Харьков), мы вообще не сможем
	смотреть в глаза родной партии, родному правительству,
	отцу-ветерану, матери-героине и сестрёнке с бантиками и октябрятской
	звёздочкой на застиранной блузке. Люд на комбинате молодой,
	мобильный, примчавшийся со всех концов Великой
	Социалистической Державы — поднимать в чистом поле социалистическую
	индустрию и возводить вокруг неё город. И индустрия вовсю уже
	цветёт и работает, а города пока — десяток бараков да редакция
	местной многотиражки, в которую часто пишет один из героев
	фильма — целеустремлённый юноша с огнём в глазах и
	непослушными вихрами на голове.
	И вот в это пышущее кипящей сталью и юной кровью степное железное
	сердце должен приехать Известный Писатель/Журналист. Его
	готовятся встречать. О нём говорят, о нём думают. Ведь если
	раньше в центральных газетах об их трудовом подвиге сообщали
	одной строчкой — «Трудовой подвиг тружеников социалистического
	труда — бабабамский трамкомбинат выплавил рекордное
	количество стали!» — то теперь приедет наблюдательный и умный
	человек, Писатель, он будет жить среди нас, он будет смотреть,
	видеть, чувствовать с нами, есть с нами за одним столом... уж
	он-то теперь напишет о нас, напишет так, что страна узнает
	своих героев, нас, как знаем нас мы сами, и это будет, конечно
	же, справедливо и правильно. Особенно Писателя-Журналиста
	ждёт мальчик, сотрудничающий в многотиражке. Он ждёт его, как
	юный увлеченный кузнец ждал бы, наверное, самого Гефеста. Он
	даже толком не знает, чего он больше хочет — приобщиться
	Секретов Мастерства или просто увидеть Писателя, постоять с
	ним под одним солнцем... И вот писатель приезжает.
	Едва выйдя из принесшего его транспортного средства, он видит, в
	Какую Глушь его занесло, и надевает на своё тотальное
	разочарование воображаемое рубище смирения. Писателя встречают.
	Простые рабочие и ИТРы радуются ему, как обрадовались бы,
	наверное, тут любому новому человеку, а нерадостность самого гостя
	относят на счёт понятной утомлённости долгим переездом... Но
	юноша из многотиражки начинает беспокоиться. Вот, Писателя
	ведут в гостиницу, он, увидев ещё издали дощатый сарайчик с
	вывеской, грустно замечает, что «ресторана, конечно, нет», и
	спрашивает у одного из сопровождающих, кто отметит ему
	командировку... Но он не впивается цепким взглядом в гладкие и
	щетинистые молодые щёки тех, кто идёт с ним рядом, он не
	следит за движениями их лицевых мышц, не перехватывает взоров,
	не пытается удержать рукопожатия лишнюю секунду, чтобы
	прочувствовать его искренность, и — главное — мы идём уже пять
	минут, а он за всё это время не спросил, сколько мы сегодня
	выплавили! Он даже не посмотрел в сторону комбината. А когда
	один из встречавших предложил ему свою помощь в несении
	чемоданов, Журналист Центральной Газеты ответил: «Да,
	любезный...».
	Юноша из многотиражки поражён. Он пытается успокоить себя, думая о
	трудной дороге, об усталости... Но будто большую мокрую
	грязную тряпку бросили на его огонь. Он оставляет Писателя с его
	кислой миной в «гостинице» и уходит разбираться со своими
	терзаниями.
А Писателю скучно. Он сидит на койке и смотрит в угол.
	На следующий день он идёт на комбинат, смотрит на огромные
	бессмысленные ковши, отмечает всеобщий энтузиазм, да, такой же
	скучный однообразный всеобщий энтузиазм, как и везде, смотрит на
	график производственных показателей, такой же, как и везде, и
	возвращается в гостиницу. Юноша недоумевает: почему? почему
	этот человек ни с кем даже не поговорил? почему не спросил
	о причинах, побудивших стольких людей всё бросить и приехать
	сюда, об ожиданиях, о мечтах, о социалистических
	обязательствах? Друзья успокаивают юношу: «Это же такой человек! Не
	боись! Ему и смотреть не надо — он и так уже всё знает. Видел,
	как он о других писал? Вот, и о нас так же напишет, не
	сомневайся...» И юноша уже не сомневается. Да, Писатель напишет
	о них так же, как и обо всех других. Он вообще обо всех
	пишет одинаково. А юноша не замечал этого, потому что речь шла о
	других, но они-то не другие! Он бежит к Писателю в
	гостиницу, а тот, скучая и страдая, сидит у окошка с блокнотом,
	замечает юношу и спрашивает: «Может быть, так написать:
	«Труженики эмского комбината героически...». И юноша вскипает, его
	огонь вспыхивает и в момент уничтожает грязную мокрую тряпку,
	юноша начинает говорить всё, что думает,— с жаром, сияя
	очами и размахивая руками с совсем не металлургическими
	пальцами. Писатель слушает это словесное пламя, но не горит в нём.
	Ему одновременно и стыдно, и скучно.
	Рекордную плавку, конечно, опять дали. Мальчик написал об этом в
	свою многотиражку, Писатель — в свою Центральную Газету, но все
	труженики, прочитав обе заметки, будто сказали, что, вот,
	здесь настоящее, а здесь нет. Ну, и т.п.
	Так вот. Я о чём. Я о том, что сценарий этого замечательного фильма,
	думаю, написал не пламенный мальчик, а как раз тот самый
	скучающий писатель в творческой командировке. Я думаю, что и
	не было никакого мальчика. В творческой командировке писатель
	сталкивается с чуждой непонятной средой, и на фоне всего
	этого становится особенно понятен сам себе. Из всего, что он
	видит, слышит и чувствует здесь, понятнее и ближе всего ему
	он сам. Но задача-то перед ним стоит — написать именно об
	этом чуждом, непонятном и — по большому счету — неинтересном.
	Писать о неинтересном без интереса — нельзя: это никому не
	нужно, нужна глубина понимания и т. п. Что же делать? И автор
	выстраивает в себе альтернативное лицо, представляет себя
	себя, но такого, которому интересно, который болеет за
	требующее описания дело. Иногда для этого следует лишь вспомнить
	себя в молодости, себя раннего, не разочаровавшегося и не
	уставшего, себя горящего и устремлённого. Пусть он уже не
	чувствует и не думает так, но он помнит, как он так чувствовал и
	так думал. И может взглянуть как своими тогдашними глазами на
	себя теперешнего, так и своими теперешними на себя
	тогдашнего. И именно эти взгляды в конечном произведении получаются
	самыми правдивыми. А плавки? А что плавки? Ну, упомянем
	торжественно выезжающие ковши, подметим пару бытовых конфликтов,
	нарисуем ходульного мудрого начальника (чтобы одобрили
	реально ходульные и немудрые начальники, да, они на самом деле
	такие), сделаем, чтобы бригада передовиков воспитывала
	разгильдяя... Но это всё туфта, задание. Подлинный смысл
	творческой командировки — в столкновении с самим собой. И чем более
	чуждая среда окружает автора, чем ему тяжелее и неприятнее,
	тем лучше он видит себя, тем больше смысла в такой
	командировке. А ведь только познавая себя, автор может помочь своему
	читателю сделать то же.
	В идеале для писателя вся жизнь должна быть творческой
	командировкой. Т. е., если вдруг начинаешь чувствовать себя где-то дома,
	пора сниматься с места и ехать (идти, лететь, устраиваться
	на работу, влюбляться, жениться, записываться добровольцем) в
	чуждое. Это позволяет не привыкать к себе, не переставать
	слышать и видеть, не расслабляться. А чтобы конфликт с
	окружением был полнее, чтобы отчуждение чувствовалось каждой
	клеточкой, надо не просто присутствовать, но участвовать. С
	отвращением подметать улицы, с отвращением сидеть за библиотечной
	стойкой, с отвращением строчить репортажики в газетку, с
	отвращением придумывать рекламные ролики, с ненавистью
	разгружать у ларька «Газель» с водкой. А как только начинаешь
	привыкать — подыскивать себе новое место: потому что если ты
	привык к себе, значит, ты чувствуешь себя штампами и думаешь о
	себе клише. Это профессиональное умирание. Пора ехать в
	творческую командировку.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             