Тюменский «рэггей»
Артур Струков и Роман Неумоев
в "Мухе" 27 апреля 2003 года
Остров в Карибском море. Население - негры. Привлек внимание
музыкальной общественности в конце 70-х, начале 80-х г.г. своей
музыкой "рэгги" (или "рэггей").
В Тюмени этот интерес возник ближе к середине 80-х, на гребне
увлечения панк-роком. Основным апологетом и главным рассадником
музыки рэггей стал Шаповалов Ю., относившийся с благоговейным
почтением к сопровождавшему ее таинственному культу
поклонения Джа и его главному проповеднику Бобу Марли. Какое,
казалось бы, дело тюменскому парню до ихнего папуасского мессии
Джа, который, по преданию, должен придти на Землю, чтобы
спасти всех черных и воздать по заслугам всем белым. Но Шапе
нравилась эта культовость, не попсовость простенькой на вид
музыки.
Шап О'валенко, вообще, до своего крещения, был склонен ко всякого
рода псевдорелигиям и любил говаривать, маясь с очередного
запоя: "Все брошу и уйду в кришнаиты." Недавно, правда, пришла
любопытная информация, что Боб (Роберт Неста) Марли
незадолго до своей смерти принял христианское Крещение, и не просто
Крещение, а в Православии! Об этом сообщил в телепередаче
"Канон" ее ведущий Иван Охлобыстин. Откуда он взял эти
сведения и насколько они верны неизвестно, но радует. Радует
возможностью чуда...
Большинством же тюменских музыкантов рэггей воспринимался вне его
религиозности, просто как отвязанная музыка с ударением на
слабую долю, протяжные вокальные партии которой были сродни
русскому народному пению, а точнее плачам. Первые хиты группы
"Инструкция по выживанию" в 1986 г., по сути дела, и были
плачем: "Лучше по уши влезть в дерьмо" - плач вопиющего в
пустыне, а "Товарищ Горбачев" - крик души простого советского
человека.
В 1988 году музыкой "рэггей" проникается Струков А. и пишет немало
песен в этом духе, перенимая от туземцев их лобовую
прямолинейность текстов и религиозность. А иногда и саму мелодию.
Так, например, долго у него в голове крутилась ''Do You Feel My
Love?'' Однажды Шапа ему говорит: "Да че ты маешься? Возьми
да сделай ее с русским текстом." Так получилась из попсовой
песенки Эдди Гранта жесткая патриотическая "Не продавай
свой крест, Россия/ Это все, что у нас есть". Песня особо
запала в душу Михайлову А., так что он собрался было применить
все свои нешуточные связи, дабы продвигать ее по всей стране.
И вдруг Алексей узнает, что музыка-то в ней чужеродная. "Что
же ты так?" - разочарованно пожурил он Артурку, и поставил
на нем крест как на музыканте.
В целом же, тюменский рэггей, успешно избежав слепого копирования
наркотического образа жизни растафарианцев, сохранил карибскую
жизнерадостность и распевность, вобрав в себя удалые черты
западно-сибирской разухабистости и проникновенного лиризма
средне-русской возвышенности.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы