Комментарий | 0

О роли неравенства в человеческих сообществах

 

 

 

 

Любопытно, что в течение нескольких тысяч лет как угнетенные, так и прогрессивная часть интеллектуалов, начиная с Платона, боролись всеми возможными тогда способами за установления справедливого общественного устройства на основе равенства всех и каждого, но - безрезультатно.

Тем не менее, насчет возможности установления равенства особенно никто не сомневался, поскольку перевороты, ротация управленческих кадров как бы со всей ясностью показывали не такое уж большое отличие в умственных способностях отдельных представителей этих кадров за редким исключением, типа Тамерлана или Наполеона.

Так дело и шло вплоть до Карла Маркса и Иосифа Сталина, пытавшегося реально воплотить идеи Маркса в жизнь по установлению истинно справедливого общества в течение нескольких десятков лет.

Что получилось в итоге, нам хорошо известно.

Идея всеобщего равенства и построения справедливого общества с треском провалилась по причине самостоятельного возврата социалистических стран в лоно капитализма без возражения народов этих стран.

Но не всё так просто, потому что представители властных элит, контролирующие непосредственно или через своих управляющих ход событий в государствах, действительно примерно равны в своей, энергичности, сообразительности, чувствительности, впечатлительности, решительности, степени общительности, любопытства, доминантности, настойчивости, кооперации в действиях, составляющих в своей совокупности, уровне и взаимоотношениях индивидуальность, а также они не обходятся без жизненного опыта, кое-каких навыков, определенной степени абстрактного мышления, способности общения в виде членораздельной речи, воли и даже некоторой доли креативности. Правда, последняя больше проявляется в интригах, войнах и хитросплетениях политики. В противном случае, эти деятели не проникли бы во властные структуры и им пришлось бы заняться иными делами, но им более подходит, как и всем животным в стае, с одной стороны, выпячивание своих достоинств, с другой стороны, уничижительное поведение перед вышестоящими, без которых к власти не удастся приблизиться и, тем более, не получится укрепиться в ней.

Объясняется это примерное равенство представителей власти тем, что они одинаковы в своем стремлении удержаться у власти любыми средствами. Поэтому они волей-неволей заняты своими делишками в борьбе за нее и укреплению в ней, и им как-то некогда заниматься конкретными организационными делами или подумать о страждущих с позиции альтруизма, который им без надобности в силу специфики дел в этой банке с пауками. Так что приходится нанимать менеджеров, которым они поручают вести конкретные дела, но строго их контролируют и быстро меняют при малейшем отклонении от желаний этих властолюбцев.

Все они уравниваются по своим качествам в силу содержания своей деятельности, которая в основном сводится к захвату власти, ее удержанию, а также приведению населения страны к послушанию в основном обманом и мелкими подачками, меняясь местами во властных структурах, но, тем не менее, большей частью оставаясь в них и даже протаскивая в них свое, чаще всего, бездарное потомство. То есть эта деятельность не дает возможности развернуться тем способностям, которые у них могут присутствовать, вследствие однообразных занятий по обману населения и изыскания методов как можно более длительного удержания у власти, а также довольно быстрой деградации и умственно, и эмоционально именно из-за эгоцентричной и приспособительной основы своих занятий.

Глядя на эту публику, невольно приходишь к выводу о том, что их неплохо было бы вообще убрать со сцены, либо действительно уравнять со всеми остальными, хотя бы по доходам.

Так что совсем неудивительна постоянная борьба как народных масс, так и лучших представителей интеллигенции за уравнивание всех и каждого на основании лозунга борьбы за справедливость в виду постоянного лицезрения этой властной, но совсем не глубокомысленной публики.

Но, вот ведь, незадача, так ничего и не получилось с этим уравниванием ранее, и не получается теперь. И все эти хитроумные, корыстные, подлые и насквозь лживые паразиты оказываются по каким-то причинам непотопляемыми.

Поэтому имеет смысл попытаться выяснить корневую причину этого обстоятельства, а также результаты, которые из этого выходят.

 

***

Развитие всего живого в значительной степени зависит от случайности, которая проявляется в воздействии на геном живого существа среды, окружающей его, а также в виде ошибок в процессе репликации и рекомбинации РНК.

В результате, происходящие мутации генома, могут воздействовать на живое существо либо гибельно, либо развивая его в сторону более успешного приспособления к меняющейся обстановке всеми доступными способами, проявляющимися в разнообразных формах.

Известно, что живые организмы в отличие от неживых имеют совокупность признаков: обмен веществ и энергии, способность к росту и развитию, размножению, к поддержанию определённого состава. Кроме того, для них характерно наличие саморегулирующейся метаболической системы (обмен веществ), и они обладают способностью к точному самовоспроизведению собственной метаболической системы (репликация ДНК, её матричное копирование и специфически детерминированный синтез белков-ферментов).

Собственно говоря, это развитие живых существ в рамках приспособления к окружающей среде происходит уже не совсем случайно, а под воздействием фактора активности, присущей каждому живому существу, который конкретно сводится к своего рода автоматическому соотнесению себя с окружающей средой благодаря постоянному поступлению через органы чувств сведений из этого окружения, которые обрабатываются в соответствующем центре иди центрах, предоставляя информацию о том, как следует применяться к этому окружению, чтобы не погибнуть, а также, по возможности, улучшать свое положение в нем.

Иначе говоря, это активное и практически постоянное соотнесение себя со средой происходит по причине неудовлетворенности тем, что есть, для того чтобы попытаться попасть в более приемлемые, безопасные и, возможно, удобные для существования и воспроизводства условия.

Подобное стремление характерно для всех живых существ, в отличие от неживых объектов, благодаря имеющейся у них возможности получать, обрабатывать, использовать и передавать информацию, которая, в частности, отражается и накапливается в геноме каждой клетки организма, постепенно усложняя и изменяя последовательно весь организм, создавая различные виды живых существ в зависимости от условий, в которых они находятся, с той или иной способностью к развитию вследствие непременно проявляющейся неудовлетворенности имеющемся ради, возможно, лучшего – более теплого, приятного, сытного, безопасного и способствующего размножению, но в условиях постоянной конкуренции, состоящей в основном в поедании друг друга.

Таким образом, для живых существ характерно, в отличие от неживых объектов, то, что в них, благодаря указанному восприятию информации, происходит сочетание непредвиденного, то есть, случайного, и вполне определенной неудовлетворенности того или иного рода настоящим.

Другими словами, случайность и детерминизм в форме определенности действий являются основой существования всякого живого существа, поскольку оно неизбежно подвержено воздействию собственного окружения.

В частности, знание законов человеком, которые отнюдь не всеобъемлющи, не способно устранить эту основу, но, вместе с тем, определенность действий человека, в отличие от остальных живых существ, не зависит целиком от его окружения (исключительная адаптивность этих существ), а зависит еще и от его знаний,  настроения, симпатий, фантазий, чувствительности, степени благоразумия, воли, любознательности, интересов, креативности, целеполагания и прочих свойств его самосознания, которые могут быть противоположны одной лишь направленности на приспособление к среде.

Более детально, это состояние человека по сравнению с животными можно охарактеризовать так.

 

***

Обычное живое, базирующееся в своих действиях на инстинктах и рефлексах, и потребляющее только ощущения, как видно, ограничено в потреблении информационных потоков и собственном наиболее полном выражении.

Другими словами, эволюция интегрально представляет собой постепенное накопление разнообразных, более или менее сложных живых существ, появляющихся и исчезающих в ходе естественного отбора в течение миллиардов лет. Эти существа характеризуются полной слитностью с окружающей средой, то есть они не способны самостоятельно отделиться от нее именно вследствие того, что записанная в генах каждого живого существа программа действий определяет его как один из динамических элементов, составляющих живую среду, единственной опорой которого является инстинктивно-рефлекторная деятельность, но не сознательно-целевого воздействие на окружающее и себя самого.

Понять это представление можно по аналогии с работой компьютера в соответствии с различными программами, внесение которых меняет его свойства, но которые компьютер не способен генерировать самостоятельно, так как он не взаимодействует непосредственно по своей воле и соображениям с собственным окружением, то есть сознательно, а является орудием своего хозяина, которое тот может включить и выключить.

Если всё же допустить появление такой самостоятельности, то становится необъяснимым отсутствие подобной трансформации, например, у шимпанзе в течение миллионов лет, геном которого всего лишь на 1% отличается от генома человека.

Примером подобного внесения изменения генетической программы может быть возникновение определенных зон коры головного мозга человека в отличие от животных, в частности, зоны, отвечающей за функцию человеческого общения, а именно: коррекция гена FOXP2 позволила гоминиду в свое время сделать имевшуюся у них звуковую коммуникацию более членораздельной, в отличие от животных [1].

Однако, человек, отделившись от животного мира, вместе с тем не мог не остаться в нем по чисто физиологическим причинам.

В результате, постепенно получилось существо с двойственным сознанием и соответственно – мозгом, измененным по своей структуре по сравнению со своими животными предками.

Одна часть этого мозга сохранила особенности мозга животных с его эгоцентричной направленностью прежде всего на собственное выживание и доминирование с использование инстинктов и рефлексов, другая, изменившись в объеме и по структуре, позволила человеку выйти за рамки только инстинктов и рефлексов в сторону проектно-целевого мышления и альтруизма на основе абстрактно-образного и вместе с тем логического мышления, что позволяет в своем определенном сочетании принимать креативные решения.

Подтверждением появления этих, только человеческих способностей показали недавние исследования мозга, в соответствии с которыми стало ясно, что такого рода познавательные способности человека обеспечиваются, в отличие от животных, наличием в мозге таких участков, которые способны не просто принимать и передавать информацию, но и создавать новую информацию на основе поступившей.

В частности, по сравнению с обезьянами, число извилин в мозге человека, которое обеспечивает большую степень молекулярной активность в коммуникационных соединениях между нейронами, стало намного выше.

К тому же, геном человека так же изменился по сравнению с геномом обезьян, как бы получив дополнительную программу.

Надо полагать, что именно после подобной перестройки стал возможен своего рода симбиоз получившегося индивида и сознания более высокого уровня, чем сознание животного. Эта процедура принесла ему возможность проявить самосознание, создающее предпосылки для творческого мышления. Все остальное: способность к труду совместно с соплеменниками, связная речь, креативность, интересы, любознательность и т. д. вырабатывается как следствие за определенный и сравнительно не очень длительный срок, закрепляя симбиоз низшей (инстинктивно-рефлекторной) совместно с  высшей (осознанно-целевой) форм сознания и тела, продуцируя тем самым развитой ум, укрепляя самосознание, а также производя движущую силу ускоренного развития новых существ и их сообществ благодаря возникшему антагонизму между низшей (животной) и высшей формами сознания [2].

Иначе говоря, дополнительная программа, которая была некоторым образом введена в геном, положила начало появлению несколько миллионов лет назад прототипа человека в виде нескольких вариантов гоминидов, способных к собственному осознанию, или определению своего «я», то есть способных перейти в некоторой степени к инициативно-целевому поведению. Эти прототипы человека несколько миллионов лет менялись в соответствии с естественным отбором и, отчасти, сознательным отбором. В результате иного по сравнению с человекообразными обезьянами взаимодействия со средой их мозг увеличился, так как приходилось решать непростые задачи переустройства окружения с помощью орудий труда, охоты, домашнего хозяйства и т. д.; их конечности изменились (задние наиболее приспособились к ходьбе из-за кочующего образа жизни, превратившись в нижние конечности, передние конечности приспособились к изготовлению искусственных орудий и обращению с ними); гортань трансформировалась в сторону наибольшей пригодности к звуковому словесному общению, существенно повышающему эффективность коллективных действий при охоте, приготовлении пищи, воспитании детей и т. д.

Представители биологов-эволюционистов считают происшедшие изменения результатом случайных мутаций.

Мутации до появления прототипа человека проявлялись и действовали только в рамках рефлекторно-инстинктивной деятельности живых существ, и они не способны вывести эти существа за пределы подобной активности ни за какой срок.

То есть случайный характер мутаций означает для живого существа возможность лишь приспосабливаться к среде, но не возможность выхода за пределы среды.

По этой причине бессмысленно рассматривать мутации в качестве основного сквозного фактора, приведшего в конечном итоге бактерию к внеприродному в значительной степени существу – человеку.

Тем не менее, на этой – преувеличенной - роли случайности настаивают эволюционисты, отказываясь понять, что источником возникновения самосознания не может быть естественный (случайный) набор такой программы в геноме, которая дает не наилучшее приспособление существа к окружению, а, напротив, в значительной степени, провоцирует в итоге стремление к полному отделению живого существа от природы.

Мутации в живых организмах есть проявление взаимодействия организмов с окружающей средой, то есть с другими организмами и неорганическим соединениями. С помощью этого проявления организмы закрепляют в своих программах, записанных на белковых соединениях в геноме, позитивный для себя отклик этого взаимодействия, найденный как бы случайно. Однако эта «случайность» отнюдь не случайна для живых организмов, поскольку отличие живых организмов от безжизненных комплексов состоит в способности к поиску наиболее приемлемых условий для себя методом проб и ошибок вследствие всегдашнего стремления живого существа к лучшему устройству в жизни, отражающееся в неудовлетворенности настоящим, на что неживое не способно.

Поэтому каждое позитивное случайное изменение, отражающееся в структуре генома, означает накопление количества этих спонтанных «поисковых» изменений, неизбежно приводящее с достижением определенного предела к качественным изменениям организма. Тем не менее, любые природные процессы имеют естественные границы, следствием которых является то, что переход количественных случайных изменений в качественные структурные преобразования замыкается в установленных природных рамках: в данном случае - в рамках рефлекторно-инстинктивных адаптивных действий всех организмов, что представляет собой единственно возможное проявление сознания на уровне случайных изменений (мутаций), следствием чего является лишь поиск более приемлемых условий для существования методом проб и ошибок.

Единственно возможным это проявление сознания является, таким образом, потому что использование новых связей организмом, позитивных для размножения, означает, по сути, постепенное формирование только «условных» рефлексов на запомнившееся раздражение, отражающееся на фенотипе.

С одной стороны, подобное явление не имеет отношения к произволу, и его нельзя назвать чисто случайным.

С другой стороны, сознание живого организма на данном уровне развития, то есть при наличии программы, способной лишь инициировать рефлекторно-инстинктивные действия, само по себе не способно перейти на новый уровень сознания, который отличается свободным выражением себя, то есть - к самостоятельному и инициативному переводу того, что есть в то, чего нет, но хочется, чтобы было.

Поэтому отбор на базе случайных изменений кода белковых соединений и соответствующее формирование совокупности генов, которая в свою очередь может дать миллионы дополнительных белковых соединений, а число вариантов взаимодействия этих белковых комплексов возрастает до астрономических величин, способен дать лишь основу для введения программы, открывающей возможность выхода этого самого совершенного, но еще чисто природного существа на другой уровень сознания, позволяющий этому существу превратиться из природного существа отчасти во внеприродную сущность.

Надо полагать, вероятность случайного выбора из имеющихся миллиардов вариантов в течение любого мыслимого срока единственной компактной программы для осознанно-целевой деятельности существа, в данном случае высокоразвитого примата, близка к нулю.

Этот фактор сам по себе, по-видимому, означает искусственный способ установки и фиксации новой программы в этой совокупности генов с миллиардами вариантов программирования, на что не способна бессмысленная эволюция.

Случайность и высшее сознание (осознанно-целевое выражение сознания) являются антагонистами в том отношении, что, если субъект, обладающий высшим сознанием, ошибется, то он способен понять свою ошибку и исправить содеянное, существенно ускорив собственное продвижение по пути развития, тогда как случай является своего рода окраиной сознания, представляя суть именно низшей части сознания. Случаем сознание пользуется, если не знает, что и как делать на данном уровне развития, но, принимая случай во внимание, хотя и медленно – с откатами и зигзагами – всё же продвигается вперед.

Случайность, более тяготея к хаосу, не способна быть надежной опорой структурному порядку, нарушая его всё время. Поэтому, давая непрерывные изменения живой среде, она же способствует столь же непрерывному разрушению складывающегося порядка, заставляя живые существа полностью подчиняться себе, особенно не размышляя, основой чего является рефлекторно-инстинктивный механизм действия - один и тот же для всех живых существ, что бы с ними не происходило.

Однако мирозданию требуется как разрушение, так и более-менее успешное созидание, которое может удовлетворить сознание, придав стимул его развитию удалением от бессмысленности существования только на уровне потребления ощущений.

Таким образом, в мироздании наиболее преуспевает в отношении приобретения смыслов в соединении их с ощущениями только то, что может сообразить, как эффективнее разрушить или создать, чему способствуют отнюдь не случайные процедуры и не какой-то порядок, непременным условием которого является стабильность, а только креативность и самодеятельность, всегда приводящие к сравнительно быстрому достижению ожидаемого или неожиданного результата, вред, пользу или даже невеликий смысл которого  может понять только существо с этими свойствами, то есть сознающее себя существо.

Это означает, что определенность действий, или детерминизм, выражающийся в неудовлетворенности настоящим, свойственный всем живым существам, в человеке дополняются инициативностью и креативностью в рамках уже осознанной неудовлетворенности настоящим.

Поэтому наиболее эффективно созидать и разрушать, кроме субъекта, обладающего как сознанием на уровне ощущений, так и самосознанием, никто и ничто не способно.

Таким образом. появление существа с двумя уровнями сознания как живого и наиболее свободного представителя активного, эффективно формирующего из пассивного среду (бытие) для себя в мироздании, то есть - перла бытия, является неизбежным проявлением активного (сознания) среди пассивного (неживого).

 

 

***

 

Поскольку наибольшее выражение сознание приобретает в мозге как животных, так и человека, постольку именно в нем проявляются отличия между ними в весе самого мозга и в дополнении мозга человека структурными разделами, отвечающими за членораздельную речь, ассоциативное мышление, инициативно-креативную деятельность с получением новых знаний и т. п.

Тем не менее, вариабельность самого мозга, результаты долговременных мутаций, наследственности, болезней, отдельных внешних факторов, таких, например, как климат, смешение различных рас или племен, отставание в развитии, вызванное окраинным расположением некоторых сообществ, приводят к значительным отличиям в структуре мозга отдельных людей как по размерам определенных отделов и подотделов мозга, так и в появлении дополнительных секций мозга.

Число молекулярных связей между нейронами так же может существенно отличаться, тем более что непрерывное изменение триллионов возникающих и распадающихся связей между нейронами мозга человека электрохимическим способом в отличие от электрических импульсов, применяемых в компьютерах, приводит, помимо прочего, к значительным отклонениям в его структуре.

В результате, мозг одних может иметь секции, которые позволяют человеку мыслить не только вариативно, но и проявлять немалую сообразительность, вплоть до высокой степени креативности, других – высокую степень альтруизма, или, наоборот, - повышенный эгоцентризм. Он также может отличаться и по объему памяти и прочими индивидуальными особенностями.

По последним научным данным, различия между крайними вариантами количественной изменчивости отдельных полей неокортекса лобной области составляют примерно 300%, теменной области – 40%, лимбической и нижней теменной областей – 200-800%, количественные различия подкорковых центров мозга достигают 150-370%, что предполагает бесчисленной количество вариантов индивидуального поведения.

Результатом этой вариабельности мозга, когда число нейронов в одинаковых структурах мозга разных людей может различаться в 15-8 раз, является уникальность каждого человека и соответственно - возможность неповторимости способов выработки конкретных решений и идей.

В частности, известный ученый в области исследований мозга С. В. Савельев полагает, что основным источником персональной неповторимости являются подполя полей коры полушарий, что ведет за собой непонимание среди людей внутреннего мира друг друга, тем более что в части этих подполей сосредоточены центры, определяющие индивидуальные особенности характера, привычки и врожденные склонности человека. Более чем 40-кратные количественные различия морфофункциональных центров головного мозга человека создают такие изменения поведения человека, которые невозможно компенсировать образованием или воспитанием, что ведет к появлению непреодолимых барьеров между отдельными людьми. И это обстоятельство усугубляется еще и тем, что кора головного мозга может состоять из мелких и более крупных клеток [3].

Увы, эти различия морфофункциональных центров головного мозга вполне могут создавать неспособность значительного числа людей быстро и творчески соображать, тем более что совокупность характеристик мозга, обеспечивающих, в частности, высокую степень креативности или даже сообразительности, встречается не так часто.

Поэтому большая часть населения слабо воспринимает и понимает поступающую информацию, а некоторые и вовсе не способны к обучению вплоть до тупости ленивца, проявляя равнодушия ко всему происходящему.

Конечно, не всегда это происходит вследствие недостатков структуры мозга, например, небольших размеров ряда отделов мозга, отвечающих за быструю и эффективную обработку поступающей информации, а из-за того, что эта информация или практически отсутствует, как это происходит на окраинах цивилизации, либо же эти потоки незначительны или в значительной степени фальсифицированы, а также вследствие того, что подавляющему большинству людей некогда творчески соображать – они заняты целый день только прокормлением себя и собственной семьи, а получить образование, стоящее немалых денежных вливаний, и вырваться тем самым из тенет проблем только выживания им не удается.

Как бы то ни было, позитивные структурные особенности мозга в отношении способностей, которые может проявить человек, составляют природную базу талантов в разных сферах деятельности, на основе которой они сами сумеют проявить себя, или их удастся выявить в той или иной части сообщества.

Кроме того, структурные особенности мозга позволяют привязать их к отдельным типам сознания, которые не просто указывают на неравенство людей по их умственным, креативным и эмоциональным способностям, но и дают возможность продемонстрировать их принадлежность к различным общественным группам, особенно существенно влияющим на ход развития цивилизации.

Более того, в ходе развития цивилизации, которая возникает только на соответствующем уровне самосознания человека, он в своих сообществах начинает пытаться не только использовать вполне осознанно окружающую среду в своих целях, но и обращает внимание на самого себя как на явление, способное меняться в своих намерениях совершенно произвольно, то злобствуя, то благодушествуя, то уничтожая всё вокруг, то одухотворяя его.

Подобное противоречивое создание в своих разнообразных «копиях» в своем двойственном сознании уже тем самым выбралось из сугубо биологической замедленной эволюции, в основе которой лежат мутации генома и неудовлетворенность природного эгоцентричного сознания, но только частично – в своем самосознании, способном на произвольное мышление. Однако это же сознание осталось в своей животной форме тем же хищным, злостным и неблагодарным.

Как следствие, особенности сознания конкретных людей, проявляющиеся во врожденных особенностях мозга и выработанных социальных инстинктах конкурентного общества, невольно заставляют их распределяться по отдельным группам, в которых эти особенности находят наиболее эффективное применение.

То есть в рамках цивилизации начинает действовать уже преимущественно не сугубо биологический замедленный отбор эволюционного типа, основанный более на случайности, характерный и для животного мира, а осознанное или нет выделение из общей массы населения тех особ, которых вследствие врожденных качеств, а также появившихся интересов и благоприятных обстоятельств более всего влечет к тем занятиям, которые их более всего удовлетворяют.

Происходит своего рода экстракция из общей массы кажущегося на первый взгляд однородного населения тех особ, неудовлетворенность которых окружающим находит опору как в себе самом, так и во внешних обстоятельствах.

Выше было проиллюстрировано то обстоятельство, что мозг одних людей может отличаться от мозга других более чем значительно. Столь же заметно в конкурентном обществе может меняться ситуация и соответственно положение, которое занимает человек.

В результате, неординарные люди стремятся использовать как свои незаурядные качества, так и ситуацию себе во благо. А это перспективное благо для таких самобытных особ проявляется для них в соответствии с определенным сочетанием глубинного эгоцентризма их животной составляющей сознания и альтруизмом самосознания по трем основным позициям: стремление к власти, стремление к справедливости, стремление к новому.

Сама по себе эта экстракция персон в конкурентном обществе (цивилизации), в отличие от мира животных, начинает довольно быстро менять это новое образование благодаря введению ими культурных и технических новшеств в поле перманентной конфликтной ситуации противостояния власть имущих и оппозиции ей.

Тем самым конкурентные человеческие сообщества (цивилизация) попадают в пространство ускоренного развития, или собственное время цивилизации существенно уплотняется в сравнении с предыдущим.

Такого рода экстракция неизменно производит сравнительно немногочисленные по сравнению с общим населением группы, более всего влияющие на развитие общества в целом, а именно:

- слой креативных персон, обеспечивающих культурное, научное и технологическое развитие цивилизации;

- властные элиты, руководящие сообществами любого типа;

- неформальную оппозицию, противодействующую любой властной элите.

Следует также отметить, что остальная часть населения, занимающаяся обычным трудом как физическим, так и умственным в сферах различных профессий, не склонна вести нервную жизнь слоев, так или иначе участвующих в развитии цивилизации. Большая ее часть озабочена банальными проблемами выживания, а остальное население предпочитает добиваться комфорта и выгодных позиций в структуре общества, перемежая удовольствия от приятного времяпровождения со столь же приятными связями с противоположным полом, всячески стараясь удалять от себя всеми возможными способами мешающих этому процессу креативщиков и прочих умников.

Но справиться с этими возмутителями спокойствия им не удается, о чем свидетельствует развитие цивилизации, парадоксальным образом предоставляя этим, в лучшем случае нейтральным посредственностям, всё больший комфорт и спектр удовольствий.

Однако в среде этого ординарного населения всегда находится резерв для обновления убыли развивающих слоев, поскольку в нем обязательно появляются неординарные персоны, которым скучно вести столь однообразную жизнь в рамках питания, размножения и отдохновения, благо способности для этого у них имеются, уберегая тем самым цивилизацию от застоя, хотя периодами обывателям удается развитие приостановить, но, в целом, оно идет с ускорением, что мы и наблюдаем, пока ускоряющееся собственное время цивилизации не приведет ее к точке сингулярности и соответствующему коллапсу [4].

(Окончание следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка