Комментарий | 0

Дневной дозор ночных тетрадей (24)

 

 

 

 

Седьмой сезон. Зима

 

         1

Если уж толковать евангельские слова Иоанна о начальном Слове, то надо ясно помнить о их контексте, из которого очевиднейше явствует, что Христос посреди великого молчания принес единственное слово сущее и оригинальное: слово Этики. Альфу и омегу высшего Закона. То есть: "В Начале была Этика". Иисус и принял смерть именно за эту проповедь. Так что словоцентричность нашей цивилизации как раз и оказалась коварнейшей ловушкой. Евангелие же насквозь антисловоцентрично.

       Но факт: поэты давно и рьяно занимаются магией и колдовством: химичат со словом. (То есть живут супротив истине Христа и всего древнего Востока). Даже Геннадий Айги, поэт редкостно не суесловный, умеющий слушать тишину и молчание, говорил: «Основная цель поэзии – развитие собственных поэтических средств». С другой же стороны, в этом же интервью Айги в ответе на вопрос об общем впечатлении от современной русской и мировой поэзии сказал: «Похоже, что Слово сгнило насквозь, и не только в окружающем меня пространстве. Сгнило в нем некое "ядро"...» И далее пояснил, что в "в современном слове" связь с чем-то Бóльшим, чем человек, "как бы исключена". И добавил, что из слова ушла интонация благодарения "даже за самый промозглый день". (1985 г.) По существу, это и была одна из двух главных тем его содержательно-прозаических высказываний последних лет жизни. (Умер в 2006-м).

       За это ли его любили на Западе? Трудно сказать. Ведь он был очень тихим человеком и хорошо говорил по-французски и не скрывал своей любви к французской поэзии. Боюсь, что главным фактором оказалась все же новизна его поэтического языка. Невозможно закрыть глаза на то, что весьма многие интервью Айги посвящены вопросам технологии поэтической алхимии и поэтического автономного, словно это вещь-в-себе, процесса.

 

         2

О Боге говорят лишь те, кто его утратил или заменил идолами человеческого порченого ума. Ибо из совести идеологию не сошьешь и наместником совести никого на земле не назначишь. Здесь не может быть соревнований.

 

         3

Нам, людям порченого ума, не нужна простота и ясность истины, нам нужен мрак словесных хитросплетений, ибо мы привыкли в самообману. Мы не готовы к повороту, мы не готовим его и не стремимся к нему всем сердцем. И потому мы усложняем даже самые простые священные тексты, стремясь показать себя тонкими филологами.

 

         4

"Успешность", знаменитость, известность по-прежнему для большинства людей свидетельство высокого качества продукта этих людей. Но ведь это колоссальная ошибка: сводить вместе две эти абсолютно разные парадигмы. Как в системе рекламы весьма быстро самым "известным" становится никуда не годный товар, точно так же и в сфере культуры хорошее качество задвигается во все задние планы, дворы и на задворки. А еще чаще – выталкивается в забвение.

 

         5

"Знающий" – вовсе не обязательно человек начитанный и многоопытный в современном понимании этого слова, более того, знающий – это определенное внутреннее качество индивида, это то измерение сокровенного знания, к которому человек допущен той силой, что причастна к знанию. Да ведь и прежде под "опытом" понимали внутренний, "чистый" опыт, и уж точно без всех фальсификатов современной гиперобщительности и "обмена знаниями". Это весьма и весьма принципиально. Это так же принципиально, как видеть, что именно суетно-надменный интеллект – источник тотальной антиэкологичности современного многоопытного, аки змий, сапиенса.

 

         6

Мир наконец должен остановиться. Всякое движение катастрофично. Нужно постоять, посидеть, задуматься, опомниться.

 

         7

Истинна ли Венеция? А если неистинна, тогда красота ее – фальсификат. И так с каждым предметом. И с каждым человеком, включая "великих" артистов и "гениальных" поэтов, поэтический табель о рангах которых перевернут ныне вверх ногами. Большие поэты с серьезным объемом ежедневной душевной жизни, с прикосновением к основаниям бытийства, с чувствованием этих касаний и следствий из этого, находятся в самых нижних строчках подобных перечней, с почти нулевым вниманием критиков и салонных жюри. А фонетические виртуозы-петухи, мастера аллюзий и всех иных хитроумных залпов и блефующих фейерверков в виде перечней культурных изысканностей и джентльменских ментальных наборов – негласно избираются "королями" с помощью нехитрых современных технологий, где мнение не купленных ценителей абсолютно не представлено. Побеждает вульгарная артистичность, но не поэзия. Как, впрочем, и во всём ином. Без опоры на безусловно смелый личный вкус и без личного поиска ты останешься замороченным дураком. Хотя ясно, что лучше всего выпекать хлеб самому.

 

         8

Кто бог для интеллекта? Машина. Такова сущность и интеллектуалов, умеющих изящно и красноречиво баять. Но они выдают это за душу. Нюх в этой сфере давно пропал. Выработался нюх интеллектуально-виртуальный. Своего рода галюциногенный. Однако не растительного, а вербального свойства. Сущность машины явилась изнутри, реальная машина – лишь следствие.

 

         9

Толпы "интеллигентов" уверены, что они сами определили предметом влечения Европу и штаты. При этом они с точностью до часа меняют прически и одежку по мановению палочки извне. Вся их речь – калька с речи "дирижеров". Весь их словарь с чужого плеча. Хиросима и Нагасаки разве не сказали людям, что штаты –нелюди? Да, как государство, как истеблишмент. Но вот уже Вьетнам, где "нормальные американские парни" (в лексике книжонки Василия Аксенова "славные американские парни") массово творили такие изощренно паскудные зверства и гнусности над мирным населением, что это не может быть передано никаким фильмом ужасов, и сам командир гитлеровских эсэсовцев застыл бы перед этим кошмаров с окаменевшим лицом. Нелюди. Но кто из наших отечественных интеллектуалов и эстетиков содрогнулся и перечеркнул в своей карманной книжке слово США? Я таких не встречал. Ибо все они живут под гипнозом. Марионеточные люди, марионеточный век.

 

         10

Не случайное, абсолютное зло непременно обаятельно, соблазнительно, красиво. Красота зла броска, эффектна, захватывающа. Она сама набрасывается на вас, заманная, как Кармен и Монро, да что там –почти как Воланд.

         Восприятие внешне очевидной красоты дано нам задарма. Не должно ли это было нас насторожить? Разве это не отвлекающий маневр, которым укрывается красота истинная, фильтрующая людей, открывающаяся лишь тем, кто не пошел по торной широкой дороге? А чутье на истину? В ком оно есть? Кто занимается восстановлением этого почти умершего чутья, его реанимацией в медленно-медленных, в тщательно-пристальных опытах?

 

         11

Слишком большой разрыв между внутренней и внешней Россией.

 

         12

За всё приходится платить. В том числе за наслаждение своеволием. За наслаждение дегустации всех причудливо являвшихся (явных и тайных) хотений. И вот расплата крушением цивилизации и "концом света", эпохой надвигающегося тяжкого похмелья.

Как случилось, что человек потерял себя? Разве лежащий в столь тяжком похмелье, похожем на сновидение Кафки – это человек? В кого он превратился и где же его истинное зерно, из которого он некогда вырос?

 

         13

"Множественность форм бытия" – в этом был основной пафос интеллектуальных тусовок российско-евро-американских мажоров. Именно это они декларировали в качестве универсальной инструкции. Однако всё их совокупное поведение как раз и разрушало и вконец разрушило эту множественность, сведя мир к одному алгоритму. Множественность форм бытия чтит границы, их неприкосновенность, только тогда формы существуют и растут в натуральности, то есть в естественности целомудрия. Любая форма становится фальшью, т.е. "артистическим" кривляньем, если за ней начинают наблюдать. Вот почему проект "глобальной" культуры не мог не провалиться в тартарары.

       Мир устроен <творцом> так, что либо ты маленький, но настоящий, либо ты большой, но фальшивый. "Маленький", т.е. ото всех наблюдений укрытый, не возвеличенный, никому извне не ведомый. Либо ты с сущим, либо же ты огромная раскрашенная кукла на потребу.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка