Была ли любовь у Татьяны Лариной к Онегину?

 
 
 
Предмет разговора - любовь, и  в  качестве иллюстрации  я предлагаю рассмотреть прекрасное произведение Пушкина "Евгений Онегин".
Любовь есть присутствие в человеке Бога (Духа Божьего). Когда же Бог даёт человеку Свой Дух? Рождение любви в человеке начинается как дар и продолжается в процессе совместной жизни, когда в различных жизненных ситуациях человек разделяет устремления, радости и беды с человеком, обретая с ним духовное соответствие.
 
Мотив такой любви - сострадание и получение радости от любой возможности помочь любимому человеку. Возникшая при этом привлекательность и доставляет радость и счастье быть всегда вместе.
 
В отношениях между мужчиной и женщиной может быть и иная привлекательность, основанная на половом влечении. Она не является источником любви, это ещё не любовь.
 
Если человек проявляет себя в своих поступках и словах внешне прекрасными, хорошими качествами только для того, чтобы понравиться и создать о себе образ героя и интеллектуала, образ прекрасного человека, но по сути таковым не является, то Бог не даст истинной любви к такому человеку-артисту. Дух Божий просто не может допустить Своего рождения (возникновения) к тому, чего нет в действительности. Именно поэтому истинная, настоящая любовь к таким людям, как Евгений Онегин, никогда не может возникнуть и существовать. А если кто и имеет влечение к таким людям, как Евгений Онегин, то скорее рано, чем поздно, этот человек осознает, что любви у него никогда не было. Всё это полностью относится и к милой Тане Лариной.
 
Татьяна, согласно описанию её Пушкиным, была умна и привлекательна чертами глубокой русской женщины, а поэтому, если бы и состоялась женитьба её с Онегиным, то через некоторое время изменила бы своё отношение к Онегину, поняв его ограниченность и внутреннюю духовную пустоту. Давайте прочтём хотя бы немного о том кто на самом деле есть Онегин. Об этом хорошо говорит эпиграф: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках,– следствие чувства превосходства, быть может мнимого». Женитьба на таком человеке для Тани стала бы кошмаром в её совместной жизнью с ним. Вот некоторые стихи ниже, которые характеризуют Евгения Онегина, его духовную пустоту, но о которых не знала Татьяна, - так ошибаются женщины, которые доверяются внешним признакам, когда «жить торопятся и чувствовать спешат». Они совершают непоправимые.
 
Отношение Евгения к близкому человеку: «какая скука с больным сидеть и день и ночь… ему подушки поправлять, печально подносить лекарство, вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя!» Онегин в своём воспитании получил многое для того, чтобы нравится свету, но  в нём не сформировались моральные качества (1-я глава). Вот каков его жалкий масштаб:
 
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил...
 
… Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм...
 
… Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты,
От Ромула до наших дней,
Хранил он в памяти своей
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить....
 
… Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень,—
Была наука страсти нежной...
 
… Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой
Блистал послушною слезой!
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять...
 
… Евгений, Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил… зевая
Хотел писать– но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его...
И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он– с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку...
 
Акт убийства Онегиным своего молодого приятеля Ленского интересен признанием,  что он сделал это, не о чём не жалея, стараясь выстрелить первым. Извиниться перед Ленским, сказать о своём мерзком поступке с Ольгой на балу Онегину и в голову не пришло. Пустые люди всегда совершают мерзость без всякого сожаления. «Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первый тихо подымать. Вот пять шагов еще ступили, И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить– но как раз Онегин выстрелил…»
 
 
Любовь к своему будущему герою  у Тани определилась ещё до знакомства с Онегиным. Любовь её была придуманной, не действительной. Она возникла в одиночестве среди людей, её окружавших; возникла от прочтения любовных романов. Под их впечатлением и родился образ того, кого она бы полюбила. К тому же подошла пора созревания, полная чувств влечения к своему герою, придуманному на основе прочитанных светских книг.
 
(Все выделения в приведённых ниже цитатах мои - Г.Г.)
 
Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.
Пошла догадка за догадкой.
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха;
 
Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
ПОРА ПРИШЛА, она влюбилась.
Давно ее ВООБРАЖЕНЬЕ,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... КОГО-НИБУДЬ,
 
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Всё полно им; всё деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем.
 
Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный ОБМАН!
Счастливой СИЛОЮ МЕЧТАНЬЯ
Одушевленные созданья,
В единый ОБРАЗ облеклись,
В одном Онегине слились.
 
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя...
Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон.
 
Пушкин сообщает нам о своих переживаниях в связи с чувствами Тани  к "модному тирану":
 
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая; но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь,
Ты негу жизни узнаешь,
Ты пьешь волшебный ЯД ЖЕЛАНИЙ,
Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты
Приюты счастливых свиданий;
Везде, везде перед тобой
Твой искуситель роковой.
Тоска любви Татьяну гонит...
 
Тоска получить любовь придуманного героя стала гнать Татьяну скорее осуществить получение любви на практике, но к Онегину ли испытывала любовь Татьяна? Всегда перед человеком при возникшей проблеме (как у Тани: найти героя) начинается поиск ответа по решению проблемы, и он начинает искать его в доступной информации. Ну и здесь, конечно литература предлагает своих героев из разных произведений, а это обычно или пошленькие романы или романы содержащие невероятную ложь о чём либо, как например о любви Маргариты в романе "М и М". Литература есть прекрасная, а есть опасная, лживая и отличить её одну от другой не каждый это может, тем более в юношеском возрасте. Это возможно только для тех, кто живёт с Богом в себе в душе.
 
Заблуждение в любви опасно для жизни человека. Это заблуждение в любви было у Тани, и оно осталось до конца романа, когда Таня подтвердила свою ложную любовь в последней встрече Онегину. Её поступок с Онегиным героический, так как она предпочла измене мужу долг  преданности человеку, который связал свою жизнь с ней. Конечно, жениться не по любви - это плохо, но ещё хуже было бы, если бы она вышла замуж за балбеса Онегина. Таня - прекрасный человек, согласно Пушкину; такие женщины были и есть в России, на них и держится Россия. Преданность своей семье - высшее предназначение супругов.
 
Узнать настоящую, истинную любовь другого человека очень трудно и не всегда это возможно. Узнать же свою любовь к другому человеку, ложная она или нет, возможно, но для этого надо пуд соли вместе съесть.
 
Не все чувства могут быть причиной появления любви. Бог даёт человеку любовь (Своего Духа), когда человек имеет какие-то чувства, поступки, размышления, угодные Богу: сострадание к людям, совпадение с другим человеком по взглядам на жизнь, восхищение его поступками - всё, что человек желает видеть в нём, а поэтому желание быть всегда вместе с ним качественно другое.  Любовь к Онегину уже была у Тани до того, как она его увидела. Чувство было навеено романами и мечтами, но они не были любовью от Бога, а поэтому и любовью быть не могли. 
 
Даже после замужества у Тани остались чувства к Онегину, как к идеалу мужчины, которому она хотела бы принадлежать. Однако, она не знала, что идеалы эти ему не принадлежали, - Онегин был всего лишь артистом, добиваясь успеха своей красивой внешностью помадами, стоя три часа каждый день перед зеркалом. И книги он просматривал для того, чтобы в обществе удивить людей умными высказываниями, которые принадлежали не ему. С таким пустым человеком Таня жить бы не смогла.
 
Ошибка Тани в её "любви" свойственна многим женщинам, да и мужчинам тоже.
Последние публикации: 

X
Загрузка