Посетив выставку…

 

           Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик

1 апреля - 2июля 2017 года

 

1 апреля в музее Фаберже открылась выставка Сальвадора Дали. Кто же из нас не знает Сальвадора Дали! Образ, созданной им псевдореальности, настолько плотно вкладывается в современную нам действительность, что, кажется,  нет поводов для споров, настолько всё очевидно. Лет сорок пять тому назад, в начале 1970-х годов, я во Всемирной истории искусств впервые увидел некоторые его работы. После смерти С. Дали в 1989 году многочисленные родственники его жены Елены Дьяконовой, близкой подруги Марины Цветаевой,  добились открытия выставки его работ в Музее им. А.С. Пушкина. Я поехал из Ленинграда  в  Москву, чтобы, отстояв несколько часов в огромной очереди, воочию посмотреть экспонируемые шедевры С. Дали. Выставка была не представительной: некоторые скульптуры, наброски, рисунки…  И вот в метро я вижу анонс о выставке Дали: 157 работ живописи и графики! Многие из них впервые экспонируются в  Петербурге. Такой выставки у нас ещё не было.  Сомнений нет. Иду.

Поскольку я пишу не репортаж о выставке, а совокупность общих впечатлений, то сразу же хочу обратить внимание возможного читателя на любопытное совпадение: практически одновременно с открытием выставки вышел в Москве роман Александра Потёмкина «Соло. Моно».  Суть дела в том, что А. Потёмкин в лице героя его романа в своих жизненных принципах руководствуются некоторыми аллюзиями, которые  навевают ему картины Сальвадора Дали.

 

С.Дали Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека.
 

Или, например, «Постоянство памяти».

 

С.Дали Постоянство памяти

 

Почему-то в романе А.Потёмкина не упомянуты картины С. Дали «Загадка  Гитлера» и «Предчувствие гражданской войны», хотя именно в наше время эти картины и заложенные в них мысли весьма и весьма актуальны.

С.Дали Загадка  Гитлера
 
С.Дали Предчувствие гражданской войны
 

…И вот, я вхожу в дворец Белосельских-Белозерских  на Фонтанке, в котором  не так давно был открыт музей Фаберже. Фаберже и Сальвадор Дали? Что их связывает? Пасхальные яйца Фаберже и яйцо на картине «геополитический мальчик…»?  Это и есть высокое искусство, преодолевающее века, годы и расстояния.

            Выставка необычайно интересна. Впервые петербуржцы увидели иллюстрации Дали к «Божественной комедии «Данте».

С.Дали В руках Антея
 

Особенно удались художнику иллюстрации к первой части трилогии «Ад». 

 

С.Дали Илл. к трилогии "Ад"

 

Восхищённые зрители буквально замирали перед рисунками и акварелями, изображающими мучения грешников в аду.  Известный иллюстратор Библии и «Божественной комедии» Густав Доре выглядит, с моей точки зрения,  по сравнению с работами Дали сентиментальным и даже поверхностным, хотя иллюстрации Дали к «Чистилищу» и «Раю»  мне показались не слишком убедительными. Они скорее похожи на эскизы. Может быть, художник планировал развить эти темы. Кто знает?

            Впечатление от выставки огромное. Оригинальное оформление выставки: полутёмный зал, верхняя подсветка только картин или рисунков позволяет зрителю сосредоточиться на одном изображении, не отвлекаясь боковым зрением на соседнее произведение.

            Всемирно известных картин С. Дали на выставке немного: в центре  зала огромное полотно «В поисках четвёртого измерения»,  далее «Обычный языческий пейзаж» и некоторые другие. Но всё-таки главное – это графика и акварельные наброски, –  практически неизвестные не только любителям искусства, но даже зачастую специалистам.

            Сальвадор Дали – человек чрезвычайно многосторонний. Наш читатель знает  и его мемуары – «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», и даже его единственный роман «Сокрытые лица» (1944 г.)  Как ни странно, проза С. Дали написана почти в реалистической манере, за исключением некоторых пассажей, подобных, допустим, перу нашего Гогол. Ничего сверхъестественного – сюрреалистического читатель в ней не найдёт.

            Сальвадор Дали гениально выразил в своих работах внутреннюю сущность ХХ веках, века глобальных катастроф, новых религиозных вероучений и вселенских катаклизмов. Лучшие современные писатели – В. Пелевин, В. Сорокин, А. Потёмкин немало позаимствовали не столько от художественной практики С. Дали, сколько от его мировоззренческой позиции.

            Выставка позволяет составить полное впечатление о зрелом творчестве Сальвадора Дали, очевидно, что её организаторы подлинные знатоки живописи и искусства.

Санкт-Петербург.  Май 2017 года.

X
Загрузка