Наблюдатель. Два слова о культуре охотников и собирателей.



Ю р и й  К у др я в ц е в  1 9 5 7  г о д

Сетуя на функциональную безграмотность клиентов, коллег и прочих современников, вовлечённых так или иначе во взаимодействие с продуктами научно-технического прогресса, рассуждая о преимуществах и недостатках тех или иных программных продуктов и электронных систем, мечтая о "сингулярности" и "трансчеловечестве" или даже буднично планируя рекламную стратегию и тактику какого-нибудь "брэнда" или "политика", специалисты, стоящие сегодня у всё менее локальных рулей цивилизации, всё реже и реже реально учитывают в своих мыслях тех, кто отстал... хочется сказать: тех, кто отстал навсегда. Иногда, правда, говорят об увеличении разрыва между "интеллектуальной элитой" и "простыми смертными", ставя, между делом, вопрос "что с этим делать?", но из дальнейших рассуждений, как правило, становится ясно, что представителям "интеллектуальной элиты" глубоко плевать, на то, "что с этим делать", т.к., ставя вопрос, ответить на него они даже не пытаются.

Между тем, следует задуматься: а об отставании ли вообще идёт речь? О разрыве ли? Отставание возможно только при движении в одну сторону, к более-менее сходным целям. Разрыв возникает в ранее единой ткани. А была ли когда-нибудь эта ткань единой? Существует ли хотя бы смутное единство целей у тех, кто считает себя авангардом, и у тех, кого считающие себя авангардом считают отставшими?

Несколько крайних примеров.

В новом большом красивом светлом фирменном магазине молочного комбината под ноги стоящим в очереди людям кидается мальчик лет десяти, проползает по-пластунски между чужими сапогами и ботинками и начинает тоненькой палочкой шерудить под прилавком, выгребая оттуда оброненную покупателями и продавцами мелочь. Он совершенно не обращает внимания на окружающих людей. Его взгляд ни разу не встречается с чьим-то ещё взглядом. Он воспринимает окружающих его людей как природное явление, как просто объекты, из которых иногда вываливается нужная ему мелочь. Только когда он набирает количество мелочи, достаточное для покупки еды, у него включается механизм социального взаимодействия - на секунды. Получив от продавщицы сырок, он опять наглухо выключается из чуждого ему социума.

Как случились первые заморозки, с тех пор почти каждый день, идя на работу, встречаю мужичка, собирающего рябину. У него лопатообразная с проседью борода, жамканая линялая ушанка из некогда замечательного кота, потёртый тулупчик, сапоги и отшлифованный до блеска, видимо, ладонями, тёмный деревянный посох с торчащим на конце небольшим, из гвоздочка, крючком, которым он аккуратно, со знанием подцепляет рябиновые грозди. Ходит он, абсолютно не замечая тротуары, газоны и бордюры. Т.е., не так, как и многие из нас, которые плевать хотели на всякие эти правила, границы и установления, нет, - у него нет необходимости плевать, так как нету самих установлений, он не "пишет по линованной бумаге поперёк, назло", а просто не видит линий, как представители иных народов не слышат разницы между твёрдыми и мягкими согласными звуками или не различают оттенков цвета. В его культуре, в его цивилизации не существует тротуаров, как чего-то, по чему принято ходить, и газонов, по которым ходить не принято.

Полный мужчина ежедневно ковыряется на небольшой грядке, разбитой под балконами многоэтажного панельного дома и обнесённой живой изгородью из ежевики, и становится с граблями на её защиту, когда соседи с первого этажа, желающие пристроить ещё одну комнату к родовому гнезду, начинают расчищать стройплощадку.

Пытающейся утихомирить его соседке он выкрикивает возмущенно: "А как я без грядки?! Петрушку-лук я где брать буду?! Как я без зелени буду, а?!" Слово "купить" в сочетании со словом "зелень" не приходит в его голову: в его мире зелень не продают и не покупают. Вопросы собственности на землю в его мире решаются тоже без всяких конституций и кодексов (и слов таких нету): он первый захватил эту землю и обрабатывает её, поэтому это его земля.

Деревенская девушка в городской школе модельеров жалуется соученице: "Скучно здесь так... Дома куры, гуси, огород, сестричка... А тут я домой приду, уроки сделаю и, если заказов нету, си-ижу просто на стуле, пока спать не захочется... А на улицу нельзя: там курят, парни глупости говорят... Увидит кто с ними - ещё подумают, что я гулящая... Как потом замуж выходить?.. Скорее бы уже выучиться да домой..." Соученица спрашивает: "А телевизор не смотришь?" "Нет, - говорит, - Что там смотреть? Там же нет ничего, глупости одни..."

Два маленьких ханурика в яру у кооперативных гаражей жарят на велосипедных спицах голубей и пекут яблоки.

Вот.

А главный редактор журнала "Искусство кино"
Даниил Борисович Дондурей в это же время, сначала на семинаре ОГИ и "Открытой России" "Ответственность текста", а потом ещё в телепередаче "Времена", улыбаясь, говорит о том, что "сегодня без телевидения невозможен терроризм, невозможна экономика, невозможно государство", что "телевидение формирует сознание народа", что это "универсальный инструмент влияния" (за буквальную точность цитат не ручаюсь: не стенографировал)...

А мне это всё напоминает знаменитый рассказ Кафки о строительстве Великой китайской стены... А ещё об инженерах... Понятно, что я описал именно крайние случаи. Но крайние не значит редкие. И ещё - не на самом краю, но у самого этого края - немалая часть населения России. И опять - край ли это вообще? Стремятся ли эти люди к правовому государству? К торжеству глобализации? К свободе слова? К трансчеловечеству, прости господи, и "сингулярности"? Ощущают ли они себя отставшими? Мне кажется, что нет. Это не хвост цивилизации - это другая цивилизация или, если хотите, другие цивилизации. Что-то есть в этом от кастовости. Попытки затянуть этих людей к чужому счастью электронной рукой плодят уродов. Те из них, кто поддаётся заразе, превращаются в ужас той цивилизации, которая бездумно всасывает их внутрь себя. Я имею возможность этот ужас http://denisbooks.rema.ru/d_sum/denis_yatsutko_bidiot-log.htm ”>наблюдать в http://denisbooks.rema.ru/peaple.out.html ”>непосредственной http://denisbooks.h1.ru/cgi-bin/lukumony/YaBB.pl?board=bidiot_ext ”>близости и ответственно заявляю, что ни люди эти не становятся счастливее от столкновения с культурой высоких технологий, ни уж, тем более, культура эта ничего не выигрывает от странной противоестественной любви к ним.

Экстенсивно-количественный путь упорно не желает приводить к качеству. Правительственные программы, в соответствии с которыми каждую сельскую школу и сельскую библиотеку необходимо начинить компьютерами, дают мало толку. Вы видели компьютеры, мониторы которых закрыты ситцевой занавесочкой с вышитыми крестиком петухами? Зайдите в сельскую библиотеку и посмотрите.

Чёрт, я не говорю, что прогресс должен быть остановлен, а школы и библиотеки надо закрыть, нет, конечно. Но надо реально смотреть на вещи.

Если в обществе собирателей, охотников, примитивных животноводов и земледельцев объявить демократию, принять конституцию, снабдить каждого компьютером, телевизором и оптоволоконным кабелем, это общество не станет в тот же момент развитым по понятиям того, кто его всем этим снабдил. Хотя он и может себя в этом некоторое время убеждать. Пока не попадёт под нож к хирургу из собирателей или - проще - не станет работать в одном коллективе с десятком-другим охотников и земледельцев.

Великая стена, конечно, строится, шахта работает, а бой, так или иначе, проходит, но работа "рекламы", "избирательных технологий" и многие другие современные мифологии в реальности напоминают того полковника из "Войны и мира", который придумал план сражения, а потом сам себя убедил, что более-менее по его плану оно и прошло.

Хрен. Голова уже гудит, чёрт... Буквы с клавиш стёрлись, промахиваюсь иногда...

Так вот, хрен.

Девочка-модельер всё ещё просто сидит, пока не захочет спать, а дедулька в кошачьей шапке собирает рябину.

И на них никакое телевидение не действует, хотя бы потому, что телевидение делают люди, не понимающие их языка. Я уж не говорю о компьютерах и - это тоже важно - о праве.

И это, повторюсь, не разрыв. Это соседний мир. Между мирами есть естественные шлюзы, сквозь которые проходит нормальный обмен продуктами. Попытка просто грубо стереть границы и перетянуть всех по, условно, эту сторону приводит к противоестественному смешению. Полезен ли такой коктейль?

Лично я считаю, что нет. Считаю, основываясь и на логике, и на опыте. Как минимум, вреда от этого пойла больше, чем пользы.

И - последнее - когда пьёшь, полезно знать, что именно ты пьёшь. Хотя бы примерно. И если в твоём коктейле собиратель, просто вредно считать его, например, средним классом, или, допустим, электоратом... Короче, не поднять ли тут кое-кому веки?

X
Загрузка