Комментарий |

Историческое задание Нового Завета

На добром слове

Кому и не спаси Бог.

Ныне и присно…

В третьем тысячелетии от Рождества Христова пора бы нам, сынам
человеческим, уяснить в традициях евангельской экзегетики (греч.
exegeomai – истолковываю) всю сумму философских подходов к поискам
не только смысла нашего явления в мир, но и сути исторического
задания венцу Божьего творения.

Не высветит ли тогда наш активно христианский взгляд события и
слова священной истории таким чудесным образом, что получит неоспоримое
подтверждение идея богочеловечества, сотрудничества Божественных
и человеческих энергий в деле спасения с прямым возложением на
род людской миссии осуществления Божьей воли на Земле?

Проще всего было бы спросить об этом Самого… Но, увы, увы…

Лишь кланяемся с Господином Богом –

Пренебрегает Вышний диалогом…

И приходится опять Благовестие читать.

И те из нас, которые не скользили по строкам четырех
Евангелий, а упорно цеплялись мыслью за мысли, именно в них нашли
начатки религиозно-философской идеи бессмертного бытия.

БЛАГОВЕСТИЕ

Еще Ориген (ок. 185-254) – христианский теолог, философ,
ученый, основатель библейской филологии и автор термина "богочеловек",
– подчеркивал, что:

"если тщательно изучить Евангелие во многих отношениях,
рассматривая его с точки зрения противоречий, связанных с историческим
значением слова... то охватывает головокружение, и после этого
или перестанешь выступать за истинность Евангелий и вычитывать
из них то, чему привержен, так как не осмеливаешься полностью
отказаться от веры в Господа, или признаешь четыре Евангелия и
свяжешь их истинность не с телесными знаками".

Поскольку, утверждал Ориген, Бог является автором Священного Писания
как такового, постольку ничто в этом тексте не имеет несакрального
значения.

Сколько раз в Новом Завете встречаем недвусмысленный призыв к
активности самих людей в стяжании бессмертного, преображенного
порядка бытия, Царствия Небесного, что "силою берется"
(Мф.11:12), повеление "не слышать только, а
исполнять слово"
(Иак.1:22)!

Сам выход из статуса раба Божьего в сына и друга связан в проповеди
Христа с этим условием реального исполнения Его метафизического
и нравственного задания людям: "Вы друзья мои, если исполняете
то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб
не знает, что делает господин его…"
(Ин.15:15-16).

Сам Иисус определил три направления Своего земного служения:

– проповедь об этом новом строе бытия, который сменит нынешний
смертно-вытесняющий тип существования. Это и есть Его постоянное
возвещение Благой Вести, "Евангелия Царствия Божия"
(Мк.1:14);

– нравственное Его учение, тесно увязанное с преображением. Именно
в Нагорной проповеди появляется первоформула обожения, онтологического
уподобления человека Богу: "Итак, будьте совершенны, как
совершен Отец ваш Небесный"
(Мф. 5:48);

– и наконец, то что Спаситель называл Своими делами. А чудесные
дела эти обнимали весь круг властного покорения смертоносных сил
мира сего: исцеление больных, воскрешение умерших и покорение
природных стихий.

И тут же прозвучало поразительное слово, открывающее смысл Его
чудотворения как пророческого откровения о человеке, усыновленном
Богу, как примера и задания ему: "Истинно, истинно говорю
вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и
больше сих сотворит"
(Ин.14:12).

Отправляя на самостоятельное служение апостолов, этих представителей
низового человечества, правда, поднятых Христовым избранием на
огромную высоту, Он опять же напутствует их на такие же дела:
"Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте,
бесов изгоняйте…"
(Мф.10:8).

При этом Христовы чудеса как бы опытно-показательное предварение
будущего, ведь действуют они на время, радикально не исцеляя мира,
не отменяя хода стихийно-смертной природы: бури не перестают бушевать,
люди болеть, страдать и умирать, да и воскрешенные Им в конце
концов умирают, как все смертные.

Христос оставляет такое тотальное исцеление и такую отмену на
будущее: и Своему новому пришествию, и всем сынам и дочерям человеческим,
вставшим на путь обожения.

Чтобы предварение стало действительностью, нужно всеобщее участие
в чуде овладения стихийно-природным ходом вещей, когда человек,
по Божьему замыслу, тварный Бог, осознает себя орудием осуществления
Божьего Дела, и в потоках Божественной благодати "больше сих сотворит":
не одного Лазаря воскресит, а всех, и не одного слепого прозрит,
а весь мир выведет в свет преображения.

И те из нас, которые не скользили по строкам четырех
Евангелий, а упорно цеплялись мыслью за мысли, нашли евангельскую
опору для фактически всех основных новаторских идей русской религиозной
философии.

Это переход к Царствию Небесному не как разделительно-катастрофический,
мгновенный процесс, каковым предстает он иногда лишь как угроза
человечеству, отвернувшемуся от истинных, Божьих путей. А как
органически-постепенный, скажем, эволюционный, настаивающий на
неуклонном созревании начатков нового бытия, на деятельно-творческой
метаморфозе мира сего в иной онтологический порядок.

Таковы евангельские образы Царствия Небесного, явленные в притчах
о посеве и всходах, о горчичном зерне, разрастающемся ветвистым
древом, о закваске (то есть о принципах высшей бессмертной жизни),
квасящей все тесто (то есть человека и мир), преобразующей их
не в миг, а в длящемся процессе претворения…

Это и великое, можно сказать, космогоническое откровение о Боге,
провозглашенное устами Бога Сына: "Отец Мой доныне делает
и Я делаю"
(Ин.5:17). Так ответствовал Иисус евреям,
оскорбленным Его чудесными делами исцеления в субботу, в день
покоя.

А если оказывается, что Бог не почил, а делает и будет делать,
то есть продолжает и творить, и созидать, и поддерживать сотворенное
(а значит и Его творение в определенном смысле еще не окончено),
то и Царствие Небесное приобретает какой-то другой, совсем не
субботний, не созерцательно-блаженно-покоящийся вид.

И тогда жизнь вечная открывает новый эон (греч.
aion – век, путь жизни) творческого труда и совершенствования
Вселенной, как это предполагал Н. Ф. Федоров (1828–1903), Н. А.
Бердяев (1874–1948) и другие мыслители. И любознательный читатель
обязательно прильнет к этим источникам, обосновывающим разумное
будущее человечества.

Наконец, и идея всеобщности спасения пронизывает проповедь Иисуса,
который не устает повторять, что Он пришел "взыскать и
спасти погибшее"
(Мф.18:11), "призвать не праведников,
а грешников к покаянию"
(Лк.5:32). Вспомним и притчи
о блудном сыне, о заблудшей овце, о потерянной драхме, о работниках
последнего часа, дышащих этих духом.

"Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Ин.12:47), –
слова Христа дают основание полагать, что, грозя истреблением
"соломе", "плевелам" человеческим, Он имеет в виду лишь природные
греховные качества людей, открывая всем возможность стать причастниками
Божественного порядка бытия: "…и будет вам награда великая, и
будете сынами Всевышнего: ибо Он благ и к неблагодарным и злым…"
(Лк. 6:35).

И те из нас, которые не скользили по строкам четырех
Евангелий, а упорно цеплялись мыслью за мысли, нашли сакральные
слова: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог" (Ин. 1:1). "Все чрез Него нАчало быть, и без Него ничто не
нАчало быть, что нАчало быть"
(Ин. 1:3).

То есть информация и есть Вселенское начало, тот самый мир причин,
из которого рождается мир осязаемый.

ПУТИ НАУК

И вся новозаветная история человечества была наполнена усилиями
лучших его представителей понять механизмы этого рождения. За
основу было взято кредо античного гиганта философской мысли Платона:
"Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались
философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и
смерти"
.

Давно известна мысль об удивлении как начале философствования.
И суть этого главного удивления: как это я вдруг перестану существовать,
и что за такое я тогда явление, сознающее, чувствующее, творящее,
и вместе ничтожное, не владеющее своим бытием, жертва любой гибельной
случайности.

Вот такое удивление себе, смертному, и высекает философическое
раздумье, прежде всего горестное, зацепляющее сердце и ум недоумением,
неразрешимостью, загадкой…

Смерть наша – вечный вопрос без ответа.

Жизнь – для того, чтобы поняли это.

Почему я таков, откуда я пришел и куда направляюсь, что за мир
вокруг меня и есть ли в нем некие вещие знаки, намеки на мое предназначение…

Что? Где? Как? Почему? Кто? Куда? –

Шесть вопросов... От них – никуда...

"По рассуждению Платона, человек создан для философии;
по мнению Бэкона, философия сотворена для людей"
(английский
историк Т. Маколей).

История человеческой мысли… Путь науки наук – философии начался
с отталкивания от Божественного. С утверждения, что – "создать
мир легче, чем понять его"
(А. Франс). Вряд ли кому под
силу изложить ее путь в рамках одного многостраничного тома, не
говоря уже о нескольких страничках статьи.

И те из нас, которые не скользили по строкам четырех
Евангелий, а упорно цеплялись мыслью за мысли, хорошо осознаЮт,
что главное – понять, исполняется ли историческое задание Нового
Завета?

Потому и вычленяем из философских учений самое близкое к нашей
теме. Пришедшую на смену экзистенциализму, как отрицательной стадии
переживания и осознания трагизма смертного бытия, положительную
и светлую русскую религиозную мысль.

И отмечаем – Н. Ф. Федоров стоит у истоков ее взлета,
он наиболее радикально-дерзновенный, практически ориентированный
выразитель основных оригинальных идей: богочеловечества как синергии,
соработничества рода людского Богу в онтологическом деле искупления
и возвышения творения в новый обоженый статус бытия;

метафизики всеединства, строящейся на идеале космической соборности,
гармоническом единстве множества, в котором каждый элемент равноценен
другому и целому, черпая свой прообраз, свою модель в Божественном
Троичном, нераздельном и неслиянном, питаемом любовью бессмертном
и всемогущем бытии;

наконец, идеи всеобщности спасения.

И отдаем должное концепции "русского космизма", его двух ветвей,
назвав одну – активно-христианской (Н. Федоров, Вл. Соловьев,
С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский, А. Горский, Н. Сетницкий
…),
а другую – активно-эволюционной, натурфилософской, естественно-научной
(А. Сухово-Кобылин, К. Циолковский, Н. Умов, В. Вернадский,
А. Чижевский, В. Муравьев
…).

И отмечаем те стержневые идеи этих философов, которые подхвачены
русскими учеными, нашими современниками.

Это и развитие С. Г. Семеновой федоровского проекта
регуляции как внешней природы, вплоть до космоса, так и внутренней,
самого человека (психофизиологическая регуляция), достижения бессмертия,
имманентного воскрешения, трансформации эротической энергии ("Николай
Федоров. Творчество жизни", М., 1990).

Это и ее углубление – в контексте современной картины мира – теорий:

идеи богочеловечества;

Троицы как образца для устроения человеческого общежития; активной
творческой эсхатологии, нацеленной не на финальную катастрофу,
а на постепенное, творчески-трудовое преображение природы человека
и мира;

условности апокалиптических пророчеств, раскрытых лишь как угроза,
а не роковой неотменимый приговор;

апокатастасиса (греч. – всеобщее восстановление,
возврат к исходному состоянию), идущего еще от ранней христианской
мысли – от Оригена и святого Григория Нисского.

С. Г. Семеновой раскрыта и важность для современного мира идеи
всеобщности спасения, убедительнее всего обнаруживающая жизнетворческие,
универсальные потенции религии Христа. Недопустимо, когда человек
принимает Бога карающего, даже мстительного, сортирующего свою
сознательную тварь, приговаривающего какого-то на участь неисцеляемых
грешников, неудачников бытия, вредный сор.

Потому что это может тонко, по психическим и ценностным каналам
чувствующих и сознательных существ, проецироваться на их земное,
историческое поведение, на их как бы свыше санкционированное осуждение
других индивидов и народов.

Потому что такая установка неизбежно обрекает жителей Земли на
губительную рознь, а в дальней перспективе на самоуничтожение
– из-за невозможности единения перед глобальными планетарными
и космическими угрозами.

В этой связи чрезвычайно актуальными стали вопросы сохранения
цивилизации, образно говоря, из ситуации, когда у Творца спрашивают:
"Как устроен мир?" А Он отвечает:
как бы вы хотели, чтобы он был устроен?.."

Примечательно, что именно научное направление русского космизма
на рубеже веков привело к такому философскому открытию, которое
в значительной степени отвечает на вопрос Вышнего Творца. Русские
ученые предложили концепцию разумного будущего человечества.

Труды А. Л. Яншина, Н. А. Козырева, Н. Н. Моисеева, А. К. Адамова,
А. И. Субетто, В. Н. Сагатовского, В. П. Казначеева, А. В. Трофимова,
В. И. Инюшина, Г. И. Шипова, П. П. Гаряева, А. Е. Акимова, А.
П. Федотова, Л. С. Гординой, М. Ю. Лимонада и еще многих, перечисление
которых грозит заполнить целые страницы текста, – легли в основу
ноосферного (разумного) будущего народов всей планеты и ближнего
космоса.

Понятие ноосферы сегодня имеет множество толкований – это и сфера
накопленного опыта человечества, это и сфера всех мыслей, когда-либо
посещавших сознание людей. Все они происходят из определения,
впервые введенного священником Тейяром де Шарденом и широко обоснованным
В. И. Вернадским – сфера разума.

В мае 2002 года в Москве в геологическом музее имени Вернадского
прошла Международная конференция на тему "Перспективы сохранения
и развития единой цивилизации планеты. Культура. Экология. Космос".

Пожалуй, впервые люди из разных стран мира собрались не по принципу
принадлежности к тому или иному течению мысли, но по единству
конечной цели, важность которой на сегодня мало у кого вызывает
сомнения. Здесь были и умудренные профессора, и молодые ученые,
и религиозные деятели, и люди творчества, и государственные мужи,
и даже те, кого принято называть экстрасенсами.

На конференции была создана Ноосферная
духовно-экологическая Ассамблея мира
. А в сентябре того же
года в Йоханнесбурге на Глобальном гражданском форуме Земли, посвященном
перспективам выживания цивилизации, НДЭАМ (Ассамблея мира) была
учреждена как международная организация.

Возглавила Ассамблею мира оперная певица и общественный деятель
Любовь Сергеевна Гордина – кандидат технических наук, гранд-доктор
философии, академик и профессор семи международных и отечественных
академий.

Ассамблея мира – это известные и популярные люди нашей планеты.
К их мнению могут прислушаться правительства разных стран. Пришло
время в принятии решений руководствоваться не только собственными
потребностями. Не учитывать интересы всей планеты становится опасным
для самих людей и человечества!

Перечень крупных международных акций только за последние два года
свидетельствует о серьезности объединительных усилий Ассамблеи
мира. Это:

симпозиум-пресс-конференция "Ноосферные технологии в культуре,
образовании, науке, технике, здравоохранении" 8-9 апреля 2005,
Россия, Санкт-Петербург, парусник-барк "Седов";

участие во Всемирной выставке ЭКСПО-2005, Япония, Нагоя;

сетевой литературный конкурс "К разумному будущему человечества",
февраль-май 2006;

конференция "Сохранение и развитие единой цивилизации планеты.
Культура. Экология. Космос" и "Второй Солнечный семинар" – 9-11
июня 2006, Белоруссия, Минск;

саммит "Ноосферно-экологическое образование граждан планеты Земля"
– 28-31 июля 2006, Россия, Краснодарский край, станица Шапсугская;

второй планетарный конгресс по биосфере 22-26 сентября 2006, Бразилия,
Бразилиа…

Наконец, самый важный проект НДЭАМ Ноосферная духовно-экологическая
Конституции человечества (Ноо-Конституция). Это свод этических
национальных кодексов, созвучный понятию "коллективная совесть",
правовой документ об объединении в духовно-нравственное пространство
всего мирового сообщества. По выражению известнейшего ученого,
исследователя древнего народа Майя, Хосе Аргуэльеса: "Этот
документ определяет вектор развития цивилизации и может стать
главным в III тысячелетии".

После утверждения Ноо-Конституции Гражданским форумом землян (Испания,
Барселона) в ноябре 2006 года откроется юридическая возможность
народам, парламентам, правительствам, конфесcиям присоединиться
к ее целям и задачам на пути к разумному будущему всего человечества.

(Окончание следует)

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка