Слова Назидания ("Кара соз")
Стихотворное переложение
Однажды философ Сократ,
Беседуя с учеником Арист`одимом
О том, чьи деянья важней,
Спросил его – чьим он творениям рад -
Людским, или тем, что одним Богом созданы?
А тот Арист`одим, неверящим слыл средь людей.
«Людским рад» - сказал ученик.
«Я радуюсь славным поэмам Гомера,
Картинам Зевкс`иса прекрасным,
Трагедий Софокла мне нравится яркий язык.
А Бога деяния не принимаю на веру.
Хорошее создано им и плохое, ведь это всем ясно».
«Но, созданный им человек,
Есть самый разумный из всех сотворённых,
Венец он живого всего.
Поэт и художник не сделают это вовек.
Скажи, разве может картина, пускай отдаленно
С живым человеком сравниться, с твореньем Его?».
«Согласен» - сказал ученик, -
«Разумными люди сознательно созданы Им.
Я этим, как вы восхищён.
И вещи, полезные, те, что Он создал для них,
Мне нравятся. Но, как тогда объясним
Всё вредное - создал случайно, наверное Он?»
Сократ продолжал объяснять:
«Пять органов чувств Он создал для чего нам?
А, чтобы ты мог посмотреть
И видеть прекрасное, и обонять, осязать,
Приятное слышать, хорошее всё, отличать от плохого.
Защиту дал им, чтобы ты не поранил их впредь.
Заметь, Он с любовью создал нас:
Глаза наши, нос расположены близко ко рту,
Чтоб ели мы чистую пищу,
И запах её был приятен. Другие как раз
Отверстия, нужные нам, подальше убрал, чтобы ту
Не портили радость для органов чистых.
«Ну, а почему Он с любовью
Сздал нас?» - спросил Арист`одим Сократа,
Уже он в сомнениях сник.
«Подумай. Животные знаешь же ты, безусловно
Детёнышей любят своих, охраняют и рады
Когда те растут, значит, жизнь продолжается в них".
«Так Он - нам отец, а мы дети,
Но как мне узнать, что уже обо мне позаботился Он,
Зачем ему, чтоб я молился?»
«В молитвах нуждаешься ты!» - так учитель ответил,
"Ему не нужны они. Ты, посмотри, видишь вон
Пасутся волы, они могут, как ты говорить и учиться?
Построят ли город они?
Простой инструмент изготовить не смогут -
Пусть даже в них разум возник.
Мы созданы так, что всё это смогли.
Всё правильно в нас и с любовью построено Богом.
Выходит, что ты, Арист`одим, пред Богом есть вечный должник».