Комментарий | 0

Эпитемизм – что это такое?

 

 

                                                          (визуальное искусство)
 
 
 
 

Эпитемизм – созидающее мировосприятие и миропонимание. Для того, чтобы понять, как возник эпитемизм и почему теория работает на практике, заглянем в предысторию этого явления. Прежде всего нужно прояснить смысл двух основополагающих понятий эпитемизма – «изотемы» и «эпитемы».

Термин «изотема» ввел в научный оборот лингвист и культуролог Ю.С. Степанов. «Изо» – от греч. isos «равный, одинаковый, подобный». «Тема», в трактовке автора термина, – пересечение исследовательских тем в области гуманитарных наук. Так по аналогии с термином «изобара» (линия, соединяющая на географической карте места с одинаковым атмосферным давлением) появился термин «изотема». Простейшее графическое отображение изотемы – две точки и линия между ними, то есть два понятия или термина гуманитарной науки и связь между ними.

Но для полноценного описания разнообразных, разноуровневых связей между понятиями и терминами не только гуманитарной науки, но и других сфер человеческой деятельности одной изотемы, на наш взгляд, явно недостаточно, что и предрешило появление эпитемы.

Эпитема – ментальные пересечения изотем, отражающих существующие и возможные связи между понятиями, терминами, концептами, явлениями науки, техники, искусства, политики, бизнеса и т. д. Простейшее графическое отображение эпитемы – это несколько точек (больше двух) и линии между ними, отражающие связи между понятиями, терминами, концептами, явлениями двух или более изотем. Причем изотем, существующих не только в сфере гуманитарных наук.

«Эпи» – первая часть составного слова, означающая расположение поверх, выше, возле чего-нибудь, следование за чем-нибудь. «Тема» – существующее или возможное, то, что мы в данное время рассматриваем. Кроме того, понятие «эпитема» мы наделяем также значениями «меж» и «сквозь», поскольку в нашем случае существующие и возможные связи моделируются и графически отображаются на фрагменте условно бесконечной прозрачной пластины неопределенной толщины – модели, предложенной Павлом Флоренским для отображения мнимостей. Ее две поверхности и толщу мы можем, решая собственные задачи, соотносить с различными областями человеческой деятельности, выявляя и отображая связи внутри эпитем или между ними.

Известно, что человек познает мир посредством имен и знаков. Но совокупность имен – еще не мир, мир – взаимосвязанные имена и знаки. Поэтому мы моделируем, исследуем взаимозависимые, разноуровневые структуры, их существующие или возможные связи. В этом суть эпитемного подхода.

Для того, чтобы на конкретном примере понять, как теория и практика эпитемизма меняет и расширяет наше мировосприятие и миропонимание, сузим поле нашего рассмотрения, например, до визуального искусства, и ограничим его картиной, – в ее реальном и цифровом форматах.

И картина, и экран – своеобразные аналоги упомянутой прозрачной пластины со всеми ее реальными и мнимыми возможностями. Как правило, изображение на прозрачной пластине мы воспринимаем как одно целое. На самом деле изображение может быть многослойным, если оно возникает за счет слияния отдельных элементов изображения на верхней и нижней поверхностях пластины, а также в ее толще.

Если взглянуть с другого ракурса, картина, образно говоря, возникает в результате слияния как минимум трех не отделимых друг от друга составляющих – того, что находится на плоскости холста, того, что считывается в процессе ее созерцания, а также интуитивно возникающих образов и связей, возможных и потенциально доступных. В этом смысле произведение искусства взаимодействует со зрителем, образуя существующий здесь и сейчас комплекс эпитем. При этом зритель – необходимая и органическая составляющая эпитемы.

При созерцании картины на холсте или цифрового произведения искусства на экране отсутствуют ограничения, обусловленные глубиной, масштабом, краями. Всякого рода ограничения преодолеваются,  при этом ничего не разрушая и не поглощая, поскольку понятий «вне её», «за её пределами» для ментальной составляющей картины не существует, как не существует для нее и иного, чужеродного пространства и времени.

Для визуализации сказанного уместна следующая аналогия. Представьте, что вы стоите перед окном в освещенной комнате. Поздний вечер. На стекле полупрозрачное отражение вашего лица. Глубже, за отражением на оконным стекле, в сумеречной перспективе угадывается пейзаж. Вы одновременно воспринимаете и отражение на стекле, и то, что проступает за окном. По аналогии, вы – это гипотетический зритель, стекло с отражением – холст или экран с изображением, пейзаж за стеклом окна – возможные, различимые интуиции.

На первый взгляд, если стекло сплошь покрыть рисунком, то изображение закроет, сделает навсегда недоступным то, что за ним. Но только не в нашем случае: мы можем выйти из комнаты и дома, в котором находимся, наружу и, обойдя дом, попасть в закрытое изображением пространство, то есть можем подойти к окну с обратной стороны. Более того – мы можем снаружи распахнуть окно, тем самым продемонстрировав, что плоскость холста или экрана преодолевать не нужно: по сути, они с обеих сторон всегда прозрачны, а художественное пространство неделимо и непрерывно и не существует в отрыве от наблюдателя.

Картина или экран – не «окно», «окно» в нашем случае – всего лишь удобная аналогия. И степень воздействия произведения искусства на зрителя зависит не только от того, что изображено, в частности, на холсте, но и, в большей мере, от качества и широты восприятия зрителем эпитемных связей, значимых для культуры в целом.

Визуальное произведение искусства не отделимо от зрителя, его интеллектуальных возможностей, оно является носителем и генератором эпитемных связей, способных активно порождать различные варианты внешне-внутреннего мира человека и по-разному их интерпретировать. А также порождать нечто большее, чем исходные предпосылки и смыслы. При этом визуальная составляющая произведения искусства при необходимости способна и должна существовать самостоятельно, быть самоценной даже при отсутствии разъясняющих или комментирующих текстов.

Эпитемное произведение искусства воспринимается зрителем в целостной полноте одномоментно, если не является формой или формами, перевоссозданными художником и длящимися в художественном пространстве и времени. В этом случае эмоциональному отклику часто предшествует фаза анализа и осмысления. Эпитемизм стремится к сопряжению знаний о различных сторонах процессов мировосприятия с творческими поисками субъектов миропонимания.

 09-06-2020 г.                 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка