Комментарий | 0

Неожиданное сопоставление

 

 

Подъём на «Волшебную гору» требует уплотнённого сознания: допускающего слишком разные варианты реальности: в том числе такие, какие предлагают, бесконечно споря, Сеттембрини и Нафта: и споры, прописанные Т. Манном, вовлекают в такие интеллектуальные сады, чьи гуманитарные густоты могут смутить не подготовленного человека.

 

Томас Манн

 

 Впрочем, не подготовленный не решиться погрузиться в «Трагедию доктора Фаустуса» - столь же музыкальную, сколь и философскую, ибо новая музыка, созидаемая Леверкюном, требует всего человеческого существа, суля безумие – от запредельности напряжения.

… «Глазами клоуна» смотреть на мир проще: может быть – и человечнее: ибо в построениях Манна слишком много от параллельных пространств, впускающих в себя… мало кого.

 

Генрих Бёлль

 

 Клоунада Бёлля тонкая и чувственная, отчасти детская, однозначно трагическая, невротическая и грустная.

Льётся алкоголь, много ли заглушая?

Мелькают города…

У Бёлля – в книгах: много сквозящего, больного, одинокого: крепко продувает их онтологический ветер – истории, бытия; и обломки войны вечно летят в лицо…

В метафизическое лицо читателей…

Не лучше ли – нырнуть в недра истории: в тёмные недра, освещаемые огнями догадок, фонарями вымысла: но – Манн конструирует мир древнего Египта с такою всесокрушающей мощью: что верится – так оно и было.

Детально, кропотливо, постепенно восстанавливается быт и возможности развития библейской притчи, занимающей в Ветхом завете так мало места.

Иосиф выиграл, всё претерпев.

Он выиграл, когда должен был проиграть.

 Выигрывают ли хоть что-то персонажи Бёлля?

…его описания, раскрытие его персонажей, общая тоскливость его прозы.

 Дом всегда без хозяина.

Одиночество в мире тотально.

  Пространство Манна столь наполнено, что об одиночестве и не задумываешься: не до него: избыточность всего велика.

Только доктор Фаустус одинок: призванный реформировать музыку так, что мало кто поймёт, вынужден замкнуться в капсуле себя…

 «Дом без хозяина» - вариант семейной саги, относящей читателя к тридцатым, варьирующей – в определённом смысле – мотивы «Бильярда в половине десятого».

Без диалогов: сплошные размывы и разводы описаний, герои и трогательные, и жалкие в чём-то: кто тут выиграет?

«Будденброки» все кажутся выигравшими: твёрдостью своей, основательностью, подчёркнутой немецкостью, всем ладом жизни, не подразумевающих шатаний.

 Антифашисты Бёлля естественны настолько, что будто и фашизма не было.

 Тем не менее, было – как было.

 И высятся пирамидально словесные громады Манна.

И раскачивает на ветру бытия внушительно-добрые, трогательно-человечные построения Бёлля…

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка