ДАР СЛОВА #99
Проективный лексикон Михаила Эпштейна


                                              3  марта 2003

           Тема недели: причастия будущего времени (окончание)

_______________________________________________________________

Страдательные причастия будущего: "сделаемый",  "сотворимый", "прочитаемый"...   Мелетий Смотрицкий - грамматический пророк.  Полная и симметрическая схема всех причастий. Время как вид, будущее как завершение. Философский смысл причастий будущего: нравственная вменяемость действия и его результатов.
_____________________________________________________________

В прошлом выпуске говорилось о действительных причастиях будущего времени. Хочу еще раз подчеркнуть устойчивость этого малоосознанного и малоисследованного феномена в русском языке. Почти четыреста лет назад  Мелетий Смотрицкий в своей знаменитой "Грамматике" (1618) [1], по которой  в следующем веке учился  Михаил Ломоносов, указал, что в русском языке имеются причастия будущего времени, причем двух залогов. Привожу его примеры:

действительный: прочтущий, сотворящий
страдательный: прочтомый, сотворимый (сотворящийся)
И сегодня, несмотря на все грамматические запреты, причастия будущего регулярно и продуктивно используются в  русском языке. В частности,  в интернете, где "отклонения от нормы"  менее подвержены редакционному контролю. Поисковая система Гугль находит 88 случаев употребления причастия  "пожелающий", 70  - "сделающий", 45 - "увидящий", причем эта статистика относится только к форме мужского рода единственного числа именительного падежа.

Это наблюдение над реальностью языка и несоблюдение его окостеневших догм следует расширить. Как и предполагал Мелетий Смотрицкий, в русском языке есть возможность для образования и употребления не только действительных, но и страдательных причастий будущего времени.Они обозначают  признак такого предмета, который подвергнется  определенному действию в будущем. Значение соответствующих причастных оборотов может быть синонимически передано придаточным предложениями определительными ("...который будет сделан")  или изъяснительными ("то, что будет сделано").

              Признание, сдЕлаемое публично, облегчит твою совесть - и участь (=которое будет сделано).
             Сделанного тобою уже достаточно для признания современников,  а сделаемое пусть принесет тебе славу и среди потомков  (=то, что будет сделано)

            Письмо, прочитАемое тобою утром, сильно тебя удивит
 (=которое будет прочитано)

            Молитвы, прочитаемые завтра, были услышаны Богом еще вчера (=которые будут прочитаны)

            Никому не пожелаю наказаний, испытАемых грешником в будущей жизни (=которые будут испытаны)

            Чудеса, сотворИмые при окончании мира, превзойдут те, что творились в начале, а радость, испытАемая праведниками на небесах, превзойдет наслаждения земной жизни  (=которые будут сотворены; которая будет испытана)

            Познанное нами - ничто в сравнении с познАемым на исходе жизни (=тем, что будет познано).

            Свет, увИдимый тобою в конце пути, преобразит в твоих глазах и все прошедшее (=который будет увиден)

            Изобретение, признАемое всем обществом,  скорее воплотится в жизнь (=которое будет признано)

    Страдательные причастия будущего времени образуются от глаголов совершенного вида посредством суффиксов -им- и -ем- по той же модели, что и страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида.  Как и  все другие формы страдательных причастий, они образуются только от переходных глаголов.
сделать - сделающий - сделаемый
пожелать - пожелающий - пожелаемый
прочитать - прочитающий - прочитаемый
испытать - испытающий - испытаемый
признать - признАющий - признАемый
потерять - потеряющий - потеряемый
увидеть - увидящий - увидимый
услышать - услышащий - услышимый
сотворить - сотворящий - сотворимый
достичь - достигнущий - достижимый
постичь - постигнущий - постижимый
Страдательные причастия будущего времени могут приобретать  модальное значение вместо временного: не то действие, которое будет, но которому может быть подвергнут данный объект.

        достижимые цели = цели, которые могут быть достигнуты

        сотворимый мир = мир, который может быть сотворен

Страдательные причастия будущего времени встречаются гораздо реже, чем действительные, они остаются скорее в резерве, в потенции языка, но  примеры их употребления можно найти  и в 19-ом, и в 20-ом веках.

Всё прекрасно в божьем мире:
Сотворимый мир в нём скрыт.
Но он в храме, но он в лире,
Но он в разуме открыт.

    Поэт  И. П. Клюшников (1811-1895)

Это - опыт, всецело взаимостный, междусубъектный, общий тому, кто устремился его обрести, с другими,
творчески наследуемый и наследующе-сотворимый вместе с ними.

    Философ Г. П. Батищев (1932-1990)

Страдательные причастия будущего могут производить странное, отчасти искусственное впечатление, и поэтому более всего их можно рекомендовать для тех стилей и типов речи, где требуется именно остранение языка, преодоление речевых автоматизмов: поэзия, художественная проза, эссеистика, философия.

--------------------------------------------------------------------

Таким образом, общая схема причастий в русском языке приобретает ясный логико-грамматический смысл и симметрию. В современном  языке не шесть,  как обычно считается, а восемь форм причастия:
четыре формы причастий прошедшего времени: образуются от  глаголов совершенного и несовершенного видов;
две формы  причастий настоящего времени: образуются только от глаголов несовершенного вида;
две формы  причастий будущего времени: образуются только от глаголов совершенного вида.

  Несовершенный вид                  Совершенный вид

                                  Прошедшее время

Действит.     читавший                   прочитавший
Страдат.       читанный                   прочитанный

                                 Настоящее время

Действит.    читающий                           -
Страдат.      читаемый                           -
 

                                  Будущее время

Действит.           -                         прочитающий
Страдат.             -                         прочитаемый
 

---------------------------------------------------------------------

Одна из интересных особенностей системы русских причастий - то, что категория времени содержательно и морфологически соотносится в ней с категорией вида. Настоящее соответствует несовершенному виду, а будущее - совершенному.  Будущее как бы притягивается к настоящему, служит его завершением и закрытием, мыслится как окончание того действия, которое происходит в настоящем. "Делающий - сделающий". "Читаемый - прочитаемый".  Отсутствуют: совершенный вид настоящего времени (итог ранее начатого действия в настоящем)  и несовершенный вид будущего (открытое, продолжающееся действие в будущем).

Не хочется делать чересчур широких и обязывающих обобщений, но та эсхатологическая устремленность  к концу времени, понимание будущего как завершения, которое многие русские мыслители считали свойством русского религиозного сознания и культуры, в какой-то степени может соотноситься с указанной особенностью  причастий. Время предстает в видовых категориях,  будущее - в категории совершенного вида, как завершение настоящего.

_______________________________________________________________

Попытаемся далее посмотреть на причастия будущего времени не с лингвистической, а более общей, философской точки зрения.

За каждой грамматической формой стоят устойчивые смысловые модели, которые формируют наше сознание. Причастие, образуемое от глагола и используемое как прилагательное, обозначает действие  как такой признак лица или предмета, который проявляется во времени. Глаголом обозначается временное (то, что предмет делает),  прилагательным - постоянное (то, что предмету свойственно),  а причастие есть синтетическая,  глагольно-прилагательная форма,  означающая сам переход временного в постоянное,  действия  -  в признак действователя,  по которому судят о нем как о "подлежащем". Кстати, может быть, не случайна и сама омонимичность слов "причастие как церковное таинство" и "причастие как форма глагола-прилагательного",  ведь суть таинства тоже состоит в причащении  временного к вечному.

Причастия будущего вполне органичны для русского языка,  и только консервативная лингвистическая мораль запрещает их употребление.  В официальной  грамматике  действия, совершенные в прошлом и настоящем ("сделавший", "делающий"), считаются  релевантными для характеристики деятеля, а   действие, отнесенное к  будущему ("сделающий"), якобы не может стать грамматическим признаком (определением). Но это неверно по крайней мере с четырех точек зрения: сравнительно-лингвистической, теоретической, практической и философской.

       1. Причастия будущего времени существуют во многих языках мира, в том числе таких основополагающих для мировой культуры, как санскрит, греческий и латынь.

        2. В русском языке есть грамматические формы для образования причастий будущего времени: суффиксы "-ущ-" ("-ющ-"),  "-ащ-" ("-ящ-") прибавляемые к глаголам совершенного вида.

        3. Такие причастия уже существуют в языке и регулярно употребляются как классиками 19 в., так и современными писателями.

        4. Будущее задает явлениям признаки не менее важные,  чем прошедшее и настоящее. Причастия будущего есть  необходимая смысловая форма соединения временного и постоянного, действия в будущем и признака в настоящем. Человек есть  не только то, чем он был, но и то,  чем он будет. Существенность будущна,  будущность существенна.

Причастия будущего нужны языку еще и  для осознания ответственности деятеля за смысл  своих действий.  Такие причастия  означают,  что мы не свободны от интенций и результатов своих поступков,  что действие,  которое будет совершено,  есть свойство человека,  его "свершащего",   проявление его сущности.  Человек  - сделающий,  прочитающий,  поймущий,  примущий,  узнающий, почувствующий,  увидящий,  преодолеющий,   восторжествующий  -  это и есть человек в своей полноте,  исторически вменяемый, нравственно ответственный за свое будущее.
 

-------------------------------------------------------------------

Итак, большая тема "лексика и грамматика времени",  занявшая три месяца и 14 выпусков "Дара", со 2 декабря 2002 г. по 3 марта 2003 г., завершена, по крайней мере на ближайшее время.
                                     _______________________________________________________________

1.   "Грамматики славенские правильное сунтагма по тщанием многогрешного мниха Мелетия Смотринского", Вильно, 1618. Она была перепечатана в 1619 г., а затем перешла, как единственное пригодное пособие, и в Москву (изд. 1648 и 1721).

Краткий экскурс в историю причастий будущего времени можно найти в статье В. Шаповала "Нарисующему домик - приз! (Причастия будущего времени в нашей речи)", где, в частности,  содержится ссылка на 17-ый выпуск "Дара" (25 декабря 2000).
_______________________________________________________________
Предыдущие выпуски "Дара слова" на тему времени

Время-1. Слова о времени у Даля и Хлебникова. Временялы, выгодно меняющие одно время на другое.  Отчего страдают времябесием и времябоязнью
Время-2. Энергия смыслообразования. Гражданство и времянство. За что не любят вечностников. Времязависимые сидят у времени на игле. Злободневное и добровeчное
Время-3. Две разновидности письма - времяпись и вечнопись. Время как  вид искусства. Кого считать времяносцем. Временитые люди и времучие места. Язык - азартная игра. Пора языкотворчества.
Время-4. Любимые слова американцев. Самые красивые русские слова.  Политика - искусство отмывания времени. Времяупорные дамы и режимы.  Компьютерные времярезки, исторические времярубки и большевистский времёж
Время-5. Главный закон корня. Ветви и кроны. Языководство. Можно ли овременить Россию? Изгибы и пробоины времени. Времнины, времяпады, времяизвержения.  Время и семя. Времяточивое детство и местомиги памяти.
Время-6.  Логос и неологизм. Новому году - новое слово. Японское времялюбие и карамазовское времястрастие.  Чувство времени и способы его выражения. Кто времлет будущему?  Времливые мыслители. 8 часов завременья
Время-7. Однословия В. Колмановского. Расширьте свой времяём. Времяпоклонничество - самая массовая из сект. Времяугодливые классики. Времяеды опаснее дармоедов.  Овременять или развременять религию?
Время-8. Последние времясловия.  Иновременное, надвременное и подвременное. Времяведение как наука. Правила времесла. Вожди и времяводы.  Лексическая крона времени в русском языке: 166 слов. Глагол времен.
Хронос-1. Америка как демократия и хронократия.  Хронос выше демоса и плутоса. Хрономания - болезнь трудоголиков. Хронема -  гуманитарная единица времени. И ее смеховой двойник - хренема.
Хронос-2. Xроноцид - преступление 20-го века.  Болезни времени и вечности.  Диагноз: хронопатия.  Конец истории. Где утопия, тогда и ухрония. Tопохронная цивилизация. Очередь как топохрон.
Причастия будущего времени-1. Вопреки запретам академической и школьной грамматики, они существуют.  "Сделающий, сумеющий, пожелающий, увидящий, прочитающий..."  Отнесенность к будущему - важный признак настоящего. Причастия будущего органичны для русского языка,  и только консервативная лингвистическая мораль мешает их употреблению.

_____________________________________________________________

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Книга М. Эпштейна "Отцовство. Метафизический дневник" (С.-Петербург, 2003) поступила в продажу. Ее можно приобрести через сетевой книжный магазин "Озон".