![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Наконец добился интернета по карточке. По РТР посмотрел советский мультфильм - про то, как зайчик приглашал друзей встречать Новый Год. В итоге никого не собрал - кто-то уснул в берлоге, кто-то разлетлся по жарким странам. Даже гусеничка не смогла - превратилась в куколку (заснеженную булку с хлопающими глазами). И уж какие тутт гости, если и ножек нет? Мама утешала плачущего зайчика - Новый Год без гостей не бывает, а ведь он все равно придет, значит сам себе гость. И потом - друзья не знали, что жизненные планы у них так изменятся. В результате Новый Год встретили - возле елки непонятным образом все-же объявилась пара гостей - олененок и, наверное, ежик. Чистый сюр. Им наполнены все советские мультфильмы (особенно кукольные). Не знаю, к чему я это пишу. Но вот эти мультики из прошлого для меня как старые калиндари что-ли.
Опять таки, уверен в СПб как в мечте об альтернативной жизненности. Город потряс своей ненормативностью. У среднегстатистического москвича машинально крутится вопрос - зачем столько избыточной вопиющей красоты. В этом городе функциональный постооветский человек в китайской одежде кажется себе чем-то неприемлемым, как газетный автомат в партере оперного театра. По приезде в Москву длительно испытывал культурный шок от однообразия блочной малой Родины, эпизодически лелею мечту о частичном переезде. И люди совсем другие - не слишком русские (чаще в хорошем смысле). Такие тихие психопаты, каждый официант в кофейне с врожденной двусмысленной учтивостью. Может, это слишком московский взгляд. Хочется снова вернуться в эти марсианские хроники.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Привет!
Питер. Да, праздник, который ни с кем. С годами все сильнее ощущаешь, что ты не нужен этой красоте. И никто не нужен. Жители Петербурга на самом деле (смешная присказка столь часто теперь употребляемая, что я бы ее сократил, нсд, и все), так вот, на самом деле они люди без места. Отсюда точно высвеченная Вами психопатия. Хотите избавиться от макропространства? Wellcome! Common-common!
Живучесть питерских коммуналок во многом объясняется тем, что и в любой тесноте и мерзости петербуржец как бы отдыхал, отключался от Питера в целом, так сказать. В нумерах, во дворах-колодцах обнаруживалась хоть какая-то почва. И феномен срединного Петербурга Достоевского – из той же оперы. Срединный Петербург – город в городе. Маленькие сравнительно короткие улочки и переулки, и не Нева а выгнутая оглоблей узенькая КАНАВА, обставленная фасадами-декорациями, лубочный Питер. Купол СОБОРА где-то далеко сбоку, его можно почти забыть.
Все детство прошло в десяти минутах хотьбы от Дворцовой, но когда вспоминаю, то лишь время, проведенное в глухом дворе – теплое, прогулки же в Александровском саду, или на шикарном бульваре, эти прогулки вызывают в памяти ощущение странной тоски. Нет, еще в Исаакиевском садике, с его тогда потрясающими розовыми кустами в самом центре(теперь их нет), на которых зимой гроздьями качались снегири (тоже исчезли), куда мы почти каждый день приходили с бабушкой, там было хорошо. Особенно летом, из-за этих роз, которые, как мне теперь представляется, странно примиряли и утешали, они дружили с тобой, заслоняя оформленную в камне фантастической красоты пустоту. Блин, просто маленький принц какой-то!
В детстве словно кто-то внутри приказывал: не смотри на это! Не надо!
Потом прошло. Стоило выпить стакан-два сухаря в мороженице, и дома начинали с тобой разговаривать.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Да, помню, потрясения начались сразу-же по приезде - за декоративным фасадом дома обнаружился несоотносимый с ним двор-колодец, поднимался по полуразрушеной лестнице, как внутри фильма Тарковского. Антисоветское устройство квартирки, с четырехметровыми потолками, газовой колонкой, невиданной длинной кухней с грустным окном в стену соседнего корпуса, с нервным, утонченным наймодателем с органичным даром мелкого бытового обмана, с трудом скрывающего неприязнь к вторжению в его город, в его прихотливо структуированный бред. Нетронутое (года с 90-го) убранство. Обнаружился проигрыватель с раритетными пластинками "Аквариума", "Аукциона", "Звуки му". Вобщем, квартирка оказалась моим местом. Выпивая возле круглосуточно одинакового окна (стояли белые ночи) во двор-колодец, я узнал чувство абсолютной непричастности к делам мира сего, просто встретился с собой. В таких местах только и могла появиться столь многочисленная генерация чудесных ленинградских людей, вроде Кайдановского. Наверное, такие квартирки как исключения остались и в Москве (где их активно поглощает либо постсоветский маргинальный ужас либо инфернальная либеральная симуляция), но почему-то кажется, что во внутреннем городе Достоевского это все еще нетронутая среда обитания, сохранившаяся в первозданности. Не знаю, может это все мороки эгоцентризма, к собственно Петербургу отношения не имеет.
О внешнем городе можно говорить бесконечно. По нему гуляешь, как по стране, брошенной неким неизвестным народом, так наверное изумлялись только что открытой крито-миккенской культуре. Город мифических великанов с неисчеслимыми прихотями, овеществляемыми незамедлительно - в камне, бронзе, живописи. Микроскопические прихоти, мгновенно превращаемые в неисчислимые дворцы (ни одного одинакового). Вместе с тем, становятся яснее некие сверхопытные неформулируемые черты существа русской государственности. Особенно в Петропавловском соборе - очень странное место, с пенопластовыми надгробиями и трудоуловимым ощущением бутафории. Вообще, едва-ли в мире есть более странное, непонятное место, чем Петропавловская крепость. Навеное, об этом городе можно писать бесконечно.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Да, прихоти, точное слово. И в то же время иллюзия, что ничего нельзя с этими прихотями делать уже никому, даже великанам.
Бесконечно можно говорить об этом.
Но Москва на меня всегда действовала потрясающе. Необъяснимостью своего существования ничуть не меньшей. Случайно ли , что Питер основал сумасшедший член когда-то самой московской из московских семей? То есть, я лично чувствую глубокую связь этих двух городов при всей их известной большой разнице.
И. Приезжая в Москву, понимаешь, что мы тут все в Питере немного мертвые.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Не знаю, иногда кажется, что вся московская витальность как ярчайший сон туберкулезника перед отключением от системы жизнеобеспечения. Все живое пытается пассивно сопротивляться сверкающей бабловой энтропии. Увы, активны в этой борьбе лишь всякие полинявшие зайчики, сбежавшие от Норштейна, тщетно мечтающие о собственной тотемности. Проживаем какое-то бесконечное ожидание чуда, временно таскаясь призраками своего будущего. А это наверное и есть реальная жизнь. Кто-ж знал, что капитализм - это так нестерпимо больно, и так бесконечно. А могли-бы догадаться (по фильмам Линча или Пазолини хотя-бы). Не думаю, что в Питере "онтологически" мертвее - хотя конечно врожденная зыбкость, жуткая гоголевская улыбка неметчины - это ваше, да. Вот захвачу молодого "негодяя" Женю и приеду к вам. И начнется у вас новая жизнь.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Москва, в переводе - Мекка.
Место где падают ниц.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Женя
Интересно. Расскажите. Меня Москва не перестает удивлять своей лоскутностью, случайным собранием совершенно разных пространств, где подлинными остаются "вторые планы", а "первые планы" - как раз всегда недостоверны, сиюинутны (пока не уходят во "вторые"). При этом общее пространство почти неформулируемо, топь, обожравшаяся чужими идентичностями. Почему-то остальная Россия московскость артикулирует непристойно однозначно, на самом деле смотрясь в надтреснутое зеркальце. Не знаю, может взгляд мой, как всякого уроженца, замылен. При этом, фрагментарность, извилистые, живописнейшие бесконечные переулки, ведущие в никуда, иногда просто в промзону, топография, в принципе лишенная целей, создает необычайную укромность. Интересно, что новостройки, спальные районы через некоторое время неизбежно приобретают эти родовые черты центра города. Следить за эволюцией, скажем, Строгино также интересно.
Ун_Ма,
А в чем невозможность Москвы?
Личность Петра просто необъяснима. Крайне странны жутковатый сциентизм, его болезненный интерес ко всему уродливому, неприемлемому. Это завораживает своей бесцельностью, фанатичной кровожадностью. Известно, что Петр собственноручно казнил, а потом объяснял анатомию толпе, изучая отрубленные головы прямо на эшафоте. Все это какого-либо рационального объяснения на самом деле не имеет.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ОНА
Москва складывалась стихийно, и инерция длит эту стихийность.
Cтоит на семи холмах, и ландшафт этот, возвышенно-округлый, сообщает ей женственность и округлость.
Вся в кольцах.
Улицы и переулки изгибисты и лукавы. Длинные спуски и пологие подъёмы её приятны для прогулок. Весело катиться трамваям вниз по какой-нибудь Чертановской...
Купола её церквей не вонзаются в небеса - лаская, лишь касаются.
Основательна. В ней меньше фальши, хотя и вкуса - тоже меньше. Москва - эклектика, разноголосица стилей.
Огрызающаяся и бесшабашная.
(Она - не совсем она, т.к. стоит на холмах)
И т.д.
ОН
Питер стоит на болоте и костях.
Искусственен. Задуман как единый художественно-прикладной проект. Начало определяет развитие, и инерция длится.
В зачатии - плод зависти, амбиций и насилия, и отсюда - аура.
Угловат, линеен и островерх. Фасаден.
Похорошу мил. Стилистическое единство, город вкуса, но и с долей фальши театрального свойства, присущей всему не слишком спонтанному.
Питер - плац, шлагбаум, форма, муштра, оранжерейные цветы.
Равнодушно-вежливый и оценивающий.
(Он - не совсем он, т.к. сидит в яме.)
И т.д.
Гурвинеку
Ун-Ма с пятницы вдали от интернета.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
В Европе времён Петра было всё то же самое.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Привет!
Интернет все же дали сегодня. Было воспитательное отключение.
Не знаю, Москва каким-то образом в моем воображении сохранила и часть своего средневекового еще характера, и неубиваемую веру в свою исключительность, из которой и произошла Россия, привязанная к Москве навсегда, и ей чуждая.
Москва есть смутное послание, при том, что не совсем понятно, кто и что, какие конкретные субъекты и объекты, или какие коды передают это послание через типа седой дым времен. Вроде, не найти таких, элементарных, или ясных проводников-кодов. Люди? Да они приезжие все, хотя и москвичи. Люди Москвы явно находятся под влиянием какого-то мощного поля, они лишь приёмники, но ничего не передатчики, так кажется. Остатки памятников? Сами по себе они ничего не гарантируют. В Новгороде, или Пскове, старые Кремли и соборы ничего кроме тоски не навевают, по-моему. Московские обычаи и традиции? Известно, что с ними стало.
Но несмотря на непрочность традиций, Москва как Китай, и я бы скорее назвал ее Вторым Китаем, а не Третьим Римом.
Про Мекку посему поддерживаю.
Интересно как Москва превращает российских политиков, обычно людей крайне посредственных, во что-то существенное. Поселите в Кремле хоть Башмачкина, и от него ляжет тень если не величия, то хотя бы приличия. Разве Хрущев мог бы править из Петербурга? Представить Лужкова питерским градоначальником довольно трудно.
И наоборот, Петра 3-го, Павла 1-го в Москве бы возможно и не замочили так вот элементарно, типа, как собак бездомных. Москва даже явному самозванцу давала шанс, и он растерзывался толпой зверски, но публично, и убиваемым предоставлялась льгота. Умирая, они слышали хор московских столетий. Под этот хор убивали Отрепьева, насиловали и убивали Ксению Годунову, бросали на копья Нарышкиных. В Питере же убивали под крысиный писк.
Вывод: Москва невозможна, потому что она противоречит прежде всего пространству, центром которого является. Москва, как столица России еще гораздо более непонятная вещь, чем Петербург. В случае Питера антагонизм страны и столицы был явным, кричащим, и логичным, понятным – гениальный бред сумасшедшего азиата, вообразившего себя европейцем, говоря упрощенно. В случае Москвы даже приблизительное объяснение ее противостояния не только России, но и всему миру, затруднительно.
Да, что-то на Софокла потянуло, блин.
Гурвинек, Женя, и все, приезжайте, конечно. Это будет точно некий обмен другими жизнями.
Все пока, так как сегодня, однако, меня порадовали прямо с утра не только сетью, но и работой.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Молодец, Попов - за Тарковского написал. Дзыбо!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ВШ, вы удивительно точно сформулировали мое детское влечение к городу. Бесцельные трамвайно-троллейбусные поездки с приятелем по разным окружностям: от Зацепы до Мясницкой и обратно, по садовому кольцу, меньше - по бульварам, - были чуть не основным времяпрепровождением. Но очарование постепенно развеевается, когда чувствуешь атомистичность московской жизни, непроизвольную бесчеловечность. Скорее это субъективные возрастные изменения в восприятии, но как ни странно мне Петербург показался внутренне удивительно теплым, человечным городом по сравнению с Москвой нового века.
Ун_Ма,
Пойду на Воробьевы горы, побивать камнями галантерейного булгаковского типа :0)
Вы удивительно точно написали - я просто ощущаю внутреннюю потребность в пресмыкательстве перед любой московской паспортистской. Что-то невероятное - стоит выехать в подмосковье или в провинцию, этот морок моментально развеевается. Действительно, в Москве свои сакральные права чувствует любая секретарша в присутственном месте. При этом сформировался новый антропологический тип чиновника (обязательная простонародность, два подбородка, загривок, сложная барсетка, тонкое понимание различий швейцарских часов, театральных новинок, страсть по сусальности, псевдорусский и псевдосоветский пафос).
С чувством собственной исключительности не просто, это следствие хаотичного атомизма, попытка сохраниться в толпе, при этом средний москвич моментально чувствует инаковость любого приезжего и рифмует ее с идеей толпы. По идее толпы в Питере не меньше, но снобизм там несколько иной.Еще интересное чувство -распространение страха поглощения Западом при внешнем доскональном копировании ритуалов, включая субкультурные экзотические проявления - вроде букввализма в повторении Ямайского образа жизни и мыслей (забыл как называется). Конечно это некие отрывочные,не очень достоверные наблюдения.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Насчет мысленных путешествий придумал четверостишие
Слишком
«И происходит встреча безбрежности мечты с предельностью морей»
Бодлер-Цветаева
Я все еще рассматриваю карту,
Как тот бодлеровско-цветаевский мальчишка,
Мир умещен на плоскости Декарта
Мечта состарилась, и беспредельна - слишком.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Ямайский образ жизни ассоциируется у меня не с Бобом Марли, а с ямайским ромом, хорошо знакомом с детства по историям типа Остров сокровищ. Йо-хо-хо! И бутылка рому!
Пойду домой, метро, то-се. Завтра почитаю Эпштейна, И Серебрянную, и, если успею, Вегерю. Кто такой Иванов как бы, тоже надо бы успеть. Мешает душевная тревога, и где-то даже чувство тоски, это мешает. Но парадокс в том, что если этого нет совсем, и долго, то значит, ты не в реале совсем. Господи, помилуй мя, и с соответствующими последствиями обязательно, причем, последствия, или приложения, пожалуйста, в первую очередь.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Гурвинеку
В моём сознании никогда не было реальной целостной Москвы - только та, что в моей фантазии. Я в Москве жила с 19 лет, но так и не заимела её ментального плана - всё кусочно-гладкое. Даже самый центр её. Это особенно чувствуется, когда общаешься с теми, чьё детство и юность прошли в пределах Садового кольца. Я долго не могла внутренне прислониться к чему-то в Москве - определиться с местом, в котором хорошо. Потом привязалась к Коломенскому. Как только привязалась, оно тотчас изменилось.
Что касается людей, то Москва сейчас стала совсем иная, чем была 20 лет тому назад. Так называемых "гостей столицы" всегда было много, но они и смотрелись гостями. Теперь сами москвичи смотрятся гостями. И дело не в том, как люди выглядят, а в том, что они эманируют.
Атомистичны все большие города. Питер сегодняшний не знаю.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Ун-Ме
Иногда и хорошо, что мечты не сбываются.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Денису Савельеву
Олега Павлова статья о Михаиле Тарковском - ошибка вышла.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Привет!
ВШ
Валерия, на всякий случай, вдруг с почтой что. Публиковать посланный мной вчера, 25-го, текст ни в коем случае не надо. Там сплошные недодумки, а, главное, выдумки, никак не соотнесенные с реальным внутренним опытом. Бывает. Заранее благодарю.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Сергей, отозвала текст.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
"Реальный внутренний опыт" - это хорошо. Можно не видеть реальность, но нельзя не заметить собственных фантазий.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Некоторые странности реального внутреннего опыта.
Подметил. Недавно спрашивает прохожий. Где Малая Монетная? Не знаю - говорю с сожалением. А сам иду на работу, которая на углу Б. Посадской и еще какой-то улицы, знакомой сто лет. Пошел через проходную на этой улице, случайно поднял глаза, читаю название: Малая Монетная.
Позавчера, иду уже затемно домой, то есть, на метро. У перекрестка спрашивают: Где Крестьянский переулок? Не знаю. Сворачиваю за угол, случайно поднимаю глаза, читаю: Крестьянский переулок. Каждый день два раза весь его вышагиваю, да он всего сто метров длиной.
Таки что? Какие-то ярлыки, понятия, названия оказались важнее моего внутреннего опыта по поводу этих двух конкретных улиц. На 1-й взгляд. С другой стороны, если бы меня спросили, а где здесь автосалон Лексус, я бы ведь ответил правильно, да за углом. То есть, под реальным внутренним опытом я имею в виду известное мне "содержание" переулка, а не его действительное название, которое могло и поменяться, или мнимое, плод моей фантазии.
Короче, тут что-то есть, хотя и трудно сформулировать.
Гурвинеку
А Вы где родились, если не секрет?
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
В этом есть нечто шизоидное. Прохожий не может спросить о Лексусе, у него другой внутренний опыт, ему нужна квартира на третьем этаже, и общаться с ним можно только на уровне ярлыков, а пытаться общаться с ним на уровне своего внутреннего языка и внутреннего опыта - это ...
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Олегу Ивлеву
Вы только не нервничайте! А то я сам уже нервничаю (мне вредно!), но мы с Вами, собственно, единомышленники в этом роковом вопросе. Просто есть люди, которые и про квартиру на третьем этаже где-то слышали. Вот их и надо спрашивать.
Кстати, верность реальному внутреннему опыту иногда нелегко дается. Об этом свидетельствует трудная судьба писателя Льва Пирогова. Такой вот мой внутренний опыт.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ВШ, перемены небывалые. Ведущие, вобщем-то, к необходимости отмены внутреннего опыта общения с городом, как такового. У Лема, по-моему, на какой-то планете жили люди без памяти, т.е. с одной оперативной. Ну жили и жили, в ус не дули. В ситуации с "приезжими" больше всего пугает их абсолютная бесприютность, перманетная гуманитарная катастрофа - живут по 20-ть человек в комнате или прямо на стройке в пространствах размером с будку. Ощущение 19-го года. Обездоленные, перемещаются в поисках пропитания по городу небольшими толпами. Полностью поменялся состав работников в торговле и услугах. Сформировалась космополитичная маргинальная культура, дух оптовых рынков поглощает город, сливаясь с мощной массовой молодежной культурой а-ля "Фабрика звезд". Все происходит очень быстро, как взрыв растительности. Может в итоге это будет интересно?
Ун_Ма, я в Замоскворечье зародился, в районе Серпуховки. Под окном моей квартиры стоял бревенчатый дом Тарковских (в одну безлунную ночь разобранный и вывезенный в неизвестном направлении). Через улицу Дом-музей Есенина (после поджога теперь там какой-то олигархический особняк). Помню из детства еще невыветрившийся в 80-е купеческий дух крошечных домиков, угловых булочных, пустынности с сельским оттенком, сквозь которую проносился чешский трамвай из Столицы нашей Родины. Благо - до Кремля десять минут езды. Вообще говоря - где-бы не находился в Москве, полное ощущение, что до Кремля 10 минут.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Да, интересная у Вас биография. А все уже сожгли в Москве?
У нас вот такая бодяга. На месте типа дуэли Пушкина строят автомойку, ну, чуть сбоку. За Казанским сразу стоят Супермаркет. В Михайловском саду собираются олигархические дома с подземными парковками строить. Рядом с Русским музеем, ну, чуть сбоку, тоже что-то затевают. Планируют позже засыпать Обводный канал. У дома Книги, на канале Гр-ва строят спуски для туристских катеров чтобы удобно было. В Таврическом саду собираются строить жилые дома. Сгорела немного только Новая Голландия, чуть-чуть. В общем, терпимо где-то пока, т.к. Церетели вообще отсутствует, и галерей Шилова, или Глазунова нет. Все-таки, хорошо иметь интеллигентное начальство.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Это не начальство, это население у вас все еще другое. Скоро изменится. У нас население активно культуру бабла одобряет+транснациональное отребье. Против лома нет приема. Ну что-ж, будут другие "первые планы", не привыкать, не итальянцы чай. Все путешествие сами себя с корабля современности сталкиваем. Вон, Крылов жалуется, что у него от предков даже серебряной ложки не осталось. А вот у меня зато целый мешочек фамильный в диване припрятан.
Сносят, поджигают, не раздумывая. А когда по другому-то было?
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
"Вы только не нервничайте!"
Не буду.
"А то я сам уже нервничаю (мне вредно!), но мы с Вами, собственно, единомышленники в этом роковом вопросе."
Я так это и понимаю.
"Об этом свидетельствует трудная судьба писателя Льва Пирогова. Такой вот мой внутренний опыт."
Да, знаю такого, я оставил ему на этом форуме пару записок. Это Вы и есть? А почему трудная? Не пишется, или не печатают? Я видел у него пару обалденных кусочков, даже переписал в блокнот.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Привет!
Ивлеву
Нет, Пирогов, это не я, с чем, собственно, поздравляю Пирогова. Но мы с Львом очень похожи, например, мне Вы тоже оставили пару записок. Уменя, возможно, тоже было что-то переписать в блокнот. Например, вот это:
Сегодня иду я
Гулять на Майдан,
Сигналю в дуду я
И бью в барабан.
Трублю незалежность
И крах диктатуры,
И Вакха, и нежность
Оранжевой дуры...
Гурвинеку
Мешочек фамильных это круто. Как удалось сберечь? Не поделитесь в ноу-хау? Наверное, в ломбард ни разу ничего не пришлось сдать.
У моей бабушки были золотые часы с эмалью и бриллиантами. Перед войной, имея кучу детей на руках и мужа в Крестах, сдала в ломбард. Потом выкупила, но бриллианты в ломбарде выковырили. Но, все же, часы эти, хоть и без бриллиантов, и еще кое-что, осталось у родственников.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Нет, спасибо, я из оранжевой поэзии люблю только про верблюда.
Но книжки у Пирогова вроде нет, что непонятно.
Отправка сообщений в этом обсуждении блокирована в данныймомент времени. Свяжитесь с модератором для дополнительных сведений.
Список обсуждений
Новые за последний день
Новые за неделю
Дерево обсуждений
Инструкции пользователя
Форматирование сообщений
Новые сообщения
Поиск по ключевым словам
Модераторы
Редактировать профиль