Комментарий | 0

Геракл: жизнь после 12 подвигов. (3) (Опыт историософско-антропологического прочтения)

 

Геракл и Омфала

 

 

3. Омфала

 

Миф о Геракле и Омфале популярен не меньше, чем мифы о подвигах героя, а что касается количества и разнообразия его интерпретаций (от патетических до самых скабрезных), то он, наверное, первый в Гераклиаде, что не удивительно, потому что миф этот об отношениях мужчин и женщин, семейной жизни и границах сексуальной свободы. Вот о таком втором рабстве идет речь в этой истории, но это отнюдь не основной (исторический) смысл мифа о Геракле и Омфале, о котором речь пойдет ниже.

После ссоры и примирения Геракла с Аполлоном в Дельфийском храме[i] Гермес, вестник богов и покровитель торговли, продал Геракла за три серебряных таланта[ii], выставив его на продажу как безымянного раба, лидийской царице Омфале[iii], дочери бога реки Иардан, которая унаследовала царскую власть от своего покойного мужа Тмола (Τμῶλος букв. «с гор»). Вырученные деньги Гермес отнес царю Эвриту для сирот убитого старшего сына Ифита в качестве виры (компенсации). Хотя Эврит денег не принял[iv], Геракл, и в самом деле, излечился от болезни.

Выздоровев, Геракл расправился с эфесскими разбойниками в царстве Офмалы – хвостатыми пигмеями Керкопами[v], которые занимались разбоем и причиняли много зла. Частично истребил, а прочих схватил и передал связанными Омфале. Царя Авлиды Силея[vi], который не чтил обычаев гостеприимства и обращал чужеземных странников в неволю, заставляя их вскапывать виноградники, Геракл убил ударом мотыги[vii].

Другая легенда гласит, что в соседнем с Лидией городе Келены жил некий Литиерс[viii] – побочный сын фригийского царя Мидаса, приглашавший к себе в дом путников, а потом заставлявший их соревноваться с ним в уборке урожая. Когда они отставали, он бил их плетьми, а вечером, выиграв соревнование, отрубал им головы, а тела прятал в снопы, распевая при этом печальные песни. Геракл пришел в Келены, чтобы спасти пастуха Дафниса[ix], сына Аполлона или Гермеса, который, обойдя весь свет в поисках своей возлюбленной Пимплеи (Πίμπλεια, букв. «насыщающая»)[x], похищенной пиратами, наконец, нашел ее среди рабынь Литиерса. Тот вызвал Дафниса посоревноваться в жатве, но Геракл, занявший его место, победил Литиерса, отрубил ему серпом голову, а тело бросил в реку Меандр. Дафнис получил не только Пимплею, но и дворец Литиерса, врученный ей Гераклом в качестве приданого.  

У жителей города Итона, разграбивших значительную часть подвластной Омфале страны, Геракл отнял награбленное, захватил город, из которого те совершали набеги, перебил там мужчин, а сам город сровнял с землей[xi]. Наконец, на берегу лидийской реки Сангарий Геракл поразил стрелой огромного змея, уничтожавшего людей и урожай[xii]. Как пишет Диодор Сицилийский, «восхищенная мужеством Геракла и поняв, кто он на самом деле и какого рода, Омфала пленилась его доблестью. Отпустив Геракла на свободу и сочетавшись с ним, Омфала родила Лама (Λάμος, букв. дерзкий, решительный, родоначальник царской династии в Лидии)[xiii]. Ранее, еще во время пребывания Геракла в рабстве, у него родился от невольницы сын Клеодей»[xiv]. Впрочем, в разных версиях мифа сообщается о троих сыновьях и одной дочери Геракла от царицы Омфалы.

 

***

В нашей стране уже не одно поколение детей (с 1922 года) выросло на древнегреческих мифах в пересказе А.Н. Куна. Из истории Геракла и Омфалы мы запоминаем только то, что «никогда еще не испытывал Геракл таких невзгод, как на службе у гордой лидийской царицы. Величайший из героев терпел от нее постоянные унижения. Казалось, что Омфала находит наслаждение в издевательствах над сыном Зевса. Нарядив Геракла в женские одежды, она заставляла его прясть и ткать со своими служанками»[xv]. Однако трехлетнее пребывание разведенного Геракла у вдовы Офмалы с античных времен было, скорее, символом семейной идиллии и вместе с тем поводом нескончаемых шуток и насмешек над женатыми мужчинами-подкаблучниками, которые живут по указке жены, целиком и полностью посвящая себя заботам о доме и семье, забыв о мужском достоинстве, которое заключается отнюдь не только в детородном органе, а в том, чтобы быть творцом (зачинателем), хозяином своей судьбы, принимающим решения, добытчиком и защитником. Казалось бы, находясь в рабстве у Омфалы, Геракл забыл о предназначении мужчины. Отсюда атрибуты Геракла в этой истории – прялка и веретено, женская одежда и домашний колпак на голове. Тогда как Омфала изображается в шкуре Немейского льва с Геракловской палицей, которой иногда играют маленькие дети у ног великого героя. В эпоху Возрождения и более позднее время рядом с четой Геракла и Омфалы нередко изображали крылатого Амура, символизирующего чувственную любовь[xvi]. Всё это, что лежит на поверхности, и отрицать это бессмысленно. Но есть и другой, отнюдь не комический, сущностный, или смысловой, слой мифа о Геракле и Омфале, который выражен в именах и образах персонажей этого мифа.

Символично само имя Омфалы, которое в детской литературе предпочитают не переводить. Древнегреческое слово ομφάλη означает пупок, который с древности считался символом женской чувственности и сладострастия[xvii]. Неслучайно и то, что ее сыном от первого мужа был Тантал, осужденный на вечные голодные муки в Аиде за разглашение тайных замыслов богов Олимпа. Подвешенный за ноги Тантал не мог дотянуться до находившихся у самых губ яств и питья. Тантал – это символ вселенского голода, ненасытной жажды чувственных удовольствий. Царица Лидии – это молодая вдова царя Тмола, которого убил вепрь, насланный на него богиней охоты и девственности Артемидой за изнасилование ее жрицы Ариппы (Αρυππα, чистая, непорочная)[xviii] в храме, после чего она там же и повесилась на стропилах[xix].

Омфала заплатила за Геракла, безымянно выставленного Гермесом на невольничьем рынке, целое состояние – три таланта серебра (1 талант – это 67,2 кг): так велика была ее жажда чувственных наслаждений. Но впоследствии это оказалось достойной платой за хорошего, можно сказать, идеального мужа, каким через год рабства стал для нее Геракл. Да и сама Омфала, видимо, превратилась в образцовую «супругу и добродетельную мать» троих сыновей и одной дочери.

Вспомним, почему Геракл оказался в рабстве. Он искупал убийство (скорее всего, символическое) Ифита – старшего сына царя Ойхалии Эврита, который, умирая, завещал лук Аполлона, заметьте, живому Ифиту (а тот, в свою очередь, подарил его Одиссею[xx]). Эврит, наверное, потому и отказался от денег, полученных от продажи Геракла. Ифит символизировал прежние, отжившие нормы морали и справедливости, присущие родоплеменному строю, когда честность и справедливость были неразрывно связаны с завоеванием ближайших и дальних племен с целью грабежа (людей просто убивали, даже не превращая в рабов), человеческими жертвами богам[xxi], домашним рабством женщин и детей, практически не ограниченной никакими моральными и правовыми нормами сексуальной свободы мужчины (печальная предыстория покойного мужа Омфалы, Тмола, и повесившейся жрицы Ариппы – лишнее тому подтверждение). Вот таков был «кодекс чести и справедливости», который уничтожает Геракл в лице Ифита.

Рабство Геракла и положение хозяйки Омфалы – это не столько символ унижения мужского достоинства, сколько освобождения женщины, веками бывшей на положении домашней рабыни. Это и совершенно новые для того времени отношения между мужем и женой, когда муж начинает в чем-то помогать жене. Другое дело, что мужчина, который, нарушая естественное, обусловленное биологической природой, разделение труда, берет на себя почти все функции вместо жены, действительно, и по сей день выглядит жалко. Что же касается внешнего перевоплощения Геракла в стиле трансвестита, то миф не зря дополняется историей о сатире Пане, который передает Овидий. Пан попытался (мягко говоря, неудачно) овладеть Омфалой, после чего распустил слух о веретене, прялке и женской одежде, в которую облачался великий герой[xxii]. Геракл и в годы пребывания у царицы Омфалы отнюдь не забывал о своем главном предназначении – способствовать своими подвигами, о которых было сказано выше, становлению человеческой цивилизации и культуры.

Но, может быть, еще более существенной в мифе о Геракле и Омфале является, так сказать, «политэкономическая» составляющая.

Во-первых, если в мифах о 12 подвигах Геракла всего один раз речь идет о деньгах, которые обещал заплатить царь Авгий за очистку своих тридцать лет не чищенных стойл, да и то в связи с заключенным при свидетелях пари, то в мифе о Геракле и Омфале деньги – одна из главных тем: купля-продажа Геракла, вира (компенсация) Эвриту, от которой он отказался, проблемы производства (виноградники покойного Тмола, доставшиеся Омфале).

Во-вторых, семья, которую создали Геракл и Омфала – это уже не просто форма продолжения и размножения человеческого рода (человеческий род и безо всякой семьи миллионы лет успешно решал эту задачу; даже еще Геракл попутно зачинает 50 сыновей от дочерей царя Фепса). Именно семья, а не племя, становится главным субъектом хозяйственной деятельности и права собственности и, соответственно, наследования. Символично и то, что Омфала была лидийской царицей, ведь слово λύδιος означает не только географическое название «лидийский», но и то, что связано с горами, камнем, крепостью, как слово λίθαξ (камень, каменный[xxiii]). Более того, λύδιος – это пробный камень[xxiv]. Собственно, для Геракла сожительство с лидийской царицей Омфалой, действительно, было пробным вариантом семейной жизни (после этого герой женится на Деянире – официальной второй жене Геракла, от которой будет также иметь трех сыновей и дочь).

В этом отношении очень показательно включение мифа о Дафнисе и Пимпелии в Гераклиаду. Оно довольно тонкое и многозначное. Его нельзя сводить к праведному гневу Геракла против «маниакального убийцы» Литиерса, поскольку «головы», которые он срубал – это созревшие колосья пшеницы, само имя «Литиерс» означает молитву о росе (влаге), обращенную к богам[xxv] (отсюда – его печальные песни[xxvi]). Миф о Дафнисе и Пимпелии, как и миф о покровителе жнецов Литиерсе, – это поэтическое одухотворение земледельческой деятельности и сельскохозяйственной культуры вообще. Недаром Пимпелию отождествляли с первой из девяти муз Полигимнией – музой священного пения, но при этом изображали вплоть до Нового времени крестьянкой в поле с лопатой, серпом и т.п. в руках. Если и можно говорить о смысле победы Геракла над Литиерсом в контексте мифа об Омфале, то в двух смысла: во-первых, избавление Пимпелии от рабства Литиерса означает новую степень свободы человека от произвола богов; во-вторых, в плане политэкономическом, как бы это ни казалось каким-то вульгарно-социологическим подходом в толковании символики мифов. В сущности, победа Геракла над Литиерсом и передача его дворца Пимпелии в качестве приданого – это аллегорическое отображение того, что семья, а не племя в целом, с тех пор стало главным субъектом сельскохозяйственной деятельности.

В-третьих, проблемы честной оплаты наемных работников и, соответственно, нечестность при оплате их работы, символически представленные в образе «царя-бизнесмена» Силея (букв. таракана), которого Геракл убивает символической мотыгой.

В-четвертых, проблема кражи чужой собственности, комически изображенную в сюжете о хвостатых Керкопах, которые занимались вообще-то тем, чем до Геракла издревле занимались все племена.

Читая миф о Геракле и Омфале, невольно вспоминаешь замечательную работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанную на основе этнографического материала, собранного американским ученым Л.Г. Морганом[xxvii]. В частности, о том, что в период архаики произошел переход не просто от промискуитета (неупорядоченных половых связей) к моногамной семье (это было еще в родоплеменную эпоху), а к такой, которая становится главным субъектом собственности (наследования) и, соответственно, социальной основой государственности. Я бы даже сказал более категорично: миф о Геракле и Омфале – это художественно-аллегорическое изложение экономических, правовых и моральных принципов «семейного кодекса» времен ранней архаики: 1) женщина перестает быть домашней рабыней, какой она была в патриархальной семье в родоплеменную эпоху; 2) семья становится главным хозяйственным субъектом, одним из основных юридических субъектов отношений собственности, а также социальной основой государства; 3) государственный закон запрещает обращаться со свободным человеком, как с рабом.

Это ли не истинный подвиг[xxviii], который в очередной раз совершает символический Геракл как образ поступательного развития человечества со всеми присущими этому процессу социальными издержками, трансформацией традиционной культуры и системы ценностей, а также личными драмами.

 

 
Геракл и Омфала.
Древнеримская мозаика

 

 

[ii] Талант – очень крупная денежная единица в Древней Греции. 1 талант – это 67.2 кг серебра.

[iv] См.: Аполлодор. Мифологическая библиотека.  Грейвс Р. Омфала. Грейвс http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/136.htm.

Что касается похода в Колхиду за Золотым руном, якобы совершенного Гераклом во время второго рабства, то Аполлодор просто обозначает такое мнение («некоторые говорят»), но явно его не разделяет. Вероятно, он имел в виду «Аргонавтику» Аполлония Родосского. Действительно, ни хронологически, ни сюжетно («фактологически», если тут как-то уместно это слово) версия Аполлония совершенно не вяжется с древними мифами ни о Геракле, ни о Ясоне, а является литературно-художественной, надо сказать, очень искусственной, хотя и занимательной, фантазией «на тему».

[v] Кер­ко­пы – это разбойники, пред­став­лен­ные в антич­ной тра­ди­ции в паро­дий­ном плане, в виде кар­ли­ков. Обыч­но тра­ди­ция сооб­ща­ет толь­ко о двух бра­тьях-кер­ко­пах. См. Свида, s. v. Κέρ­κω­πες: «Жили на зем­ле два бра­та, чинив­шие вся­че­ские кавер­зы, по име­ни Кер­ко­пы (Хво­ста­тые), про­зван­ные так из-за ужас­ных сво­их дея­ний. Одно­го из них зва­ли Пас­сал (Кол), дру­го­го — Акмон (Нако­валь­ня). Видя это, мать их Мем­но­нида пре­до­сте­ре­га­ла их от встре­чи с Чер­но­за­дым, т. е. с Герак­лом («Белый зад» у греков был идиомой трусости – А.Ч.). Ксе­на­гор гово­рит, что из-за сво­их сквер­ных при­вы­чек они были пре­вра­ще­ны в обе­зьян (πί­θηκοι), и от них полу­чи­ли назва­ние ост­ро­ва Пите­ку­сы («Обе­зья­ньи»). Име­на же их Кан­дул и Атлант. Эти Кер­ко­пы — сыно­вья Феи и Оке­а­на. Гово­рят, что они пыта­лись обма­нуть Зев­са и были пре­вра­ще­ны за это в камень. Есть посло­ви­ца κερ­κω­πίζειν «вилять хво­стом», кото­рую Хри­сипп объ­яс­ня­ет тем, что зве­ри виля­ют хво­стом… Кер­ко­пы — ковар­ные, хит­рые, лука­вые, льсти­вые…». О пре­вра­ще­нии Кер­ко­пов в обе­зьян сооб­ща­ет так­же Овидий («Мета­мор­фо­зы»), XIV, 90—100).

[vi] Силей, – возможно, его имя производно от σίλφη (таракан).  Недаром Геракл убивает его мотыгой.

[vii] Диодор Сицилийский. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1454004000#8  

[viii] Литиерс (Λιτυέρσης) – побочный сын фригийского царя Мидаса, покровитель жнецов. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%D1%80%D1%81

[ix] Дафнис (Δάφνις, от δάφνη «лавр») – прекрасный юноша-пастух, сын Аполлона или Гермеса и нимфы, которого музыке обучал Пан. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%84%D0%BD%D0%B8%D1%81

[x] Πίμπλεια  Вейсман А.Д. Древнегреческий словарь. С. 1002.

[xi] Диодор Сицилийский IV.31; Вакхилид III.24-62; Аполлодор II.6.3; Палефат 45.

[xii] Гигин. Поэтическая астрономия II.14; Плутарх. О реках 12. Грейвс Р.  http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/136.htm Наверное, в этом змее, убитого Гераклом, при желании можно усмотреть какой-то символ (вроде библейского змея-искусителя), имеющий отношение к сексуальной жизни людей, но в данном случае это было бы натяжкой, неподтверждаемой имеющимися источниками, кроме поздних литературных вариаций мифа.

[xv] Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. http://www.sno.pro1.ru/lib/kun/89.htm

[xvi] Экскурсовод Эрмитажа Алексей Пашков опубликовал в интернете интересную и весьма содержательную статью, посвященную интерпретациям мифа о Геракле и Омфале в западноевропейском изобразительном искусстве с античности до ХХ века включительно: Алексей Пашков. Метаморфозы Омфалы. См.: http://peterburg-blog.ru/metamorfoz-omfal/, а также сходную – искусствоведческую – статью о Геракле. https://a-dedushkin.livejournal.com/665498.html. Кроме того, этот сюжет – среди прочих – отражен в интернет-публикации (также хорошо иллюстрированной) «Трансвеститы в древнегреческой мифологии», написанную в духе бесчисленных фрейдистских интерпретаций мифа. https://shakko-kitsune.livejournal.com/969287.html. Остроумная интерпретация мифа в прямо противоположном ключе содержится в эссе Юрия Рудени «Геракл и Омфала. Миф о мужском достоинстве» https://www.proza.ru/2010/05/03/1377. Наконец, назову откровенно юмористическое, однако написанное на основе хорошего знания работ Роберта Грейвса, изложение этого мифа Андрея Смирнова в книге «Геракл без галстука», глава 16 «На свободе» https://e-libra.ru/read/140782-gerakl-bez-galstuka.html.

[xvii] Омфал (Ὀμφάλη) – букв. пупок. Самый известный омфал – Дельфийский, хотя и находился в храме Аполлона, по преданию, был первоначально посвящен богине земли Гее, куда и пришел Геракл за советом, как ему избавиться от болезни, поразившей его после убийства Ифита. "То, что жители Дельф назвали омфалом, было сделано из белого камня и рассматривалось как центр земли…" Павсаний (X, 16, 2) (То же в одной из од Пиндара). См.: Энциклопедия знаков и символов.

[xviii] Имя жрицы Αρυππα искусственное, оно образовано с помощью частицы α – «не-» + «ρυπα» – грязь (т.е. букв. «негрязная»). См.: Вейсман А.Д. Древнегреческий словарь. – СПб, 1899. С. 1118.

[xix] Грейвс Р. http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/136.htm.  Аполлодор II.6.3; Плутарх. О реках 7; Тацит. Анналы II.47. Тмол. Возможно, отец Тантала. Энциклопедия мифологии http://godsbay.ru/hellas/tmol.html.

[xx] Впрочем, более убедительной, чем романтические позднеантичные версии, мне представляется юмористическая версия Юрия Рудени: лук Аполлона был украден вместе со скотом плутом Автоликом, который он, естественно, подарил его своему внуку – хитроумному Одиссею. https://www.proza.ru/2010/05/03/1377.

[xxi] Обычай виноградарей убивать путников в пору виноделия, когда совершался обряд в честь духа Лозы, был широко распространен в Сирии и Малой Азии, а аналогичные жертвоприношения во время сбора урожая встречались повсеместно и в Азии, и в Европе. Джеймс Фрэзер подробно рассмотрел этот вопрос в "Золотой ветви". Здесь Гераклу приписывается наложение запрета на человеческие жертвы, т.е. социальная реформа, которой особенно гордились греки, несмотря на то что войны между ними становились все более жестокими и разрушительными. Грейвс Р. Омфала. http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/136.htm

[xxv] Имя Лиетерса составлено из двух корней: λιτυ – молитва, обращенная к богам, и έρση – роса, влага. https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-39082.htm + https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-25870.htm

[xxvi] См.: https://en.wikipedia.org/wiki/Pimpleia, а также Схолии к "Идиллиям" Феокрита Х.41; Атеней XIV.619; Гесяхий, Фотий и Суда под словом Lityeraes.

[xxvii] Книга «Происхождение семьи, частной собственности и государства» была написана Энгельсом в течение двух месяцев – с конца марта до конца мая 1884 года. Разбирая рукописи Маркса, Энгельс обнаружил подробный конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество», составленный Марксом в 1880-1881 годах и содержащий много его критических замечаний, собственных положений, а также дополнений из других источников. (Книгу Моргана «Древнее общество» дал Марксу М.М. Ковалевский, который привёз её из Америки). Ознакомившись, Энгельс решил написать специальную работу, рассматривая это как «в известной мере выполнение завещания» Маркса. Кроме его конспектов, при работе над книгой Энгельс привлёк дополнительные материалы своих собственных исследовании по истории Древней Греции и Древнего Рима, древней Ирландии, древних германцев и другие.

[xxviii] Понятие «подвиг» в древнегреческом языке обозначалось двумя словами: 1) κατόρθωμα – достижение, успех, счастье, добродетельный и честный поступок (А.Д. Вейсман. Словарь древнегреческого языка. СПб, 1899. С. 696.); 2) άθλος или ἄθλιος (мн. число; одного корня со словом «атлет») – награда за победу в состязаниях, присуждаемая судьей; и в тоже время, означающее «выставляемый на состязание», «несчастный», «бедственный», «жалкий», «мучительный» (Словарь Дворецкого). Подвиги Геракла – это, конечно, преимущественно κατόρθωμα как производное от глагола κατορθόω, означающее «выпрямлять», «направлять», «заставить воспрянуть духом», «успешно доводить до конца», «благополучно завершать», «одерживать верх», «побеждать». https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-21264.htm. Впрочем, во всех подвигах Геракла всегда присутствует и элемент ἄθλιος.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS