Умереть, чтобы жить

К психологии исламского "камикадзе"

Анатолий Железняк

E-mail: tol_z@mail.ru

Является ли самоубийством поступок мусульманского террориста, сознательно взрывающего себя вместе с врагом? Объективно – безусловно. Однако субъективно, с точки зрения самого террориста (и других людей его веры), – это вовсе не самоубийство, а тяжелая операция под общим наркозом. Причем с гарантированным положительным результатом – немедленной и безоговорочной телепортацией в рай. А там – вечная жизнь в праздности, с красивыми девушками и изысканными яствами [1] . Абсолютно уверенный в таком исходе террорист, таким образом, пытается совместить "общественное" (подвиг во имя веры) с "личным" (путевка в рай). Т.е. самоубийцей движет не только фанатичная ненависть к врагу, чувство религиозного долга и т.п., но и ... потребность в самосохранении, неизбывная человеческая потребность в вечной жизни... Да и мать убийцы-самоубийцы особенно не горюет: ведь в ее представлении сын-герой не только не погиб, но и обеспечил себе бесконечную прекрасную жизнь...

* * *

Итак, сознательно убивая себя, террорист-мусульманин пытается удовлетворить свою потребность жить, жить вечно, с удовольствием, без страданий и забот. Перед нами яркий пример того, как культура (в данном случае религия) опосредует потребности человека, данные ему генетически. Опосредует настолько, что сама потребность деформируется, выворачивается наизнанку, превращается в свою противоположность...
Одна и та же потребность в разных культурах может удовлетворяться совершенно разными способами. Настолько разными, что самое полное и радикальное удовлетворение потребности с точки зрения одной культуры воспринимается в другой культуре как самое полное и окончательное неудовлетворение. И такой потребностью является потребность в самосохранении – универсальная базовая потребность всех живых существ!
Так как там насчет "общечеловеческих ценностей" и прочих "общечеловеческих инвариантов"?!


[1] О мусульманском рае см. Коран – 4:60; 47:16-17; 55:46-77; 56:11-37.