Алексрома

РОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ из ДУХА СМЕРТИ

краткий обзор философских концепций музыки

Слово "музыка" происходит от греческого "mousike", которое было адаптировано в латыни как "musica". Это слово произошло от "Музы" и распространялось на все виды искусства, которым покровительствовали музы. В системе древнегреческого образования музыка рассматривалась как упражнение для души, в отличие от "гимнастики" - упражнения для тела.

В Восточной культуре, однако, существует другое объяснение происхождения слова "музыка": по суфийской легенде Моисей услышал божественное повеление на горе Синай в словах Muse ke - "Моисей, внемли", а откровение, снизошедшее на него, состояло из тона и ритма. Во всех Восточных религиях музыка имеет божественное происхождение: например, Кришна всегда изображается с флейтой, а индусская богиня красоты и знания Сарасвати - с вИной, которую, кстати, изобрел никто иной, как Шива. На протяжении веков были известны также песни и стихи Давида.

Происхождение земной музыки на Востоке объясняется, как там заведено, через притчу: Бог создал статую из глины по образу Своему и попросил Душу войти в нее; но душа отказывалась быть заключенной в тело, потому что ее естественное состояние - свободно летать и не быть ничем ограниченной. Тогда Бог попросил ангелов сыграть ей их музыку. Когда ангелы заиграли, душа пришла в экстаз, и через экстаз, для того, чтобы сделать музыку более ясной и понятной для себя, она вошла в тело. По мнению мыслителей Востока существует пять различных опьянений: опьянение красотой, молодостью и силой; опьянение богатством; опьянение властью; опьянение знанием и опьянение музыкой. При этом опьянение музыкой - самое сильное, потому что оно затрагивает глубочайшие части человеческого существа.

В западной философии - более рациональный подход к толкованию музыки.

Пифагор (около 550 до н.э.) рассматривал музыку как отрасль математики.

Платон (5-4 век до нашей эры) относил музыку к разряду этики. Он считал, что музыка оказывает очень сильное моральное воздействие на слушателей, а потому нужно подвергать ее очень строгой цензуре, чтобы нравственные устои слушателей случайно не пострадали по вине недобропорядочных музыкантов. Он считал, что чем музыка проще, тем лучше. Сложная музыка никуда не годится, потому что вызывает у людей депрессию и нервные расстройства.

Аристотель считал, что музыка способна сформировать характер человека. Он также заявлял, что оценить музыкальное исполнение могут только те, кто сами исполняют музыку. Типа, сам на баяне не играешь - в критики не лезь!

Согласно христианской доктрине, музыка должна быть подчинена словам, мелодия в церковной музыке использовалась для акцентирования текста.

Начиная с 17 века пробудился интерес ученых к музыке.

Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) пытался связать музыку с движением планет.

Рене Декарт (1596-1650) видел основу музыки в математике.

Иммануил Кант (1724-1804) ставил музыку на нижнюю ступень в иерархии видов искусства по той причине, что она лишена слов. Бессловесность музыки по Канту делает ее развлекательной, но бесполезной для высокой культуры. Но в сочетании с поэзией она, конечно, может иметь смысл.

Гегель утверждал, что музыка, в отличие от других видов искусства, не существует объективно, независимо от слушателя, и реализуется только тогда, когда ее кто-то слышит. (Тогда еще не было компактных дисков. Мы-то знаем, что музыку можно потрогать руками!)

В 19-м веке о музыке, наконец, стали говорить сами композиторы и исполнители. Тон в музыкальной критике стали задавать Шуманн, Берлиоз и Лист.

В наше время философия музыки исходит из идей Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900), которые привнесли в теорию музыки новые концепции символизма и динамизма. Музыка близка к внутреннему динамизму процесса, она не опирается на жизненные образы, и поэтому у слушателя не существует конкретных препятствий для ее непосредственного восприятия. Ницше видел в музыке Аполлоно-Дионисийскую двойственность - сочетание формы и рационализма с опьянением и экстазом.

В 20-м веке большой вклад в теорию музыки внесла американка Сюзан Лангер, эстет и философ. Ей принадлежит известное изречение music is time made audible: "музыка - это озвученное время". Это значит, что символизм музыки реализуется в форме звука и может существовать только во времени.

А теперь - собственная теория, которая будет, несомненно, менее авторитетной и более спорной.

Если мы задумаемся, откуда произошли струнные, духовые и ударные инструменты, станет очевидно, что традиционная музыка - это в своей основе музыка охоты. По своему происхождению струна - это не что иное, как жила убитого зверя, барабан - натянутая кожа освежеванной добычи, труба - спиленный рог. Можно ли считать музыку, исполняемую на таких инструментах, музыкой высших сфер? Вопрос, конечно, риторический. Или мы принимаем за высшие сферы совсем не то, что нам хотелось бы.

При всем при том в нашем мире практически полностью отсутствует музыка любви: чмокающие и хлюпающие звуки считаются музыкально неэстетичными. Заметьте, что в живописи обнаженное тело выступает образцом эстетики, но музыкальное воспроизведение звуков, издаваемых этим телом, недопустимо никакими канонами. Я имею в виду, разумеется, не голос, а непроизвольные звуки: храп, отрыгивание, испускание газов и так далее.

Или вот еще: людей принято хоронить под музыку. Существует множество похоронных маршей, в том числе и шедевральных, таких, как похоронный марш Моцарта, но нигде в мире нет традиции сопровождать музыкой рождение ребенка. Кроме того, у всех народов принято усыплять детей заунывными колыбельными напевами, но почему детей не будят веселой песенкой? Малыш, наверное, был бы больше рад, если бы вместо нервического трезвона будильника мама промурлыкала бы ему на ухо что-нибудь типа "вставай, вставай, дружок, с постели на горшок".

Как мы видим, музыкой и пением обычно сопровождается уход из этого мира, окончательный или временный. Получается, что существующая в нашем мире музыка - это музыка смерти. Кстати, когда умер Курт Кобейн, статистики посчитали среднюю продолжительность жизни рок-музыкантов. Получилось меньше 30 лет, вдвое меньше обычного. Возникает мысль: да, музыка - это кайф, это опьянение и это наркотик, но за любой кайф приходится расплачиваться, и музыка здесь не исключение. Как говорится, помирать, так с музыкой!