ХАПТИКА - НАУКА ОБ ОСЯЗАНИИ (1)

Михаил Эпштейн


                                В других чувствах человек уступает многим животным, а что касается осязания, то он далеко превосходит их в тонкости этого чувства. Именно   поэтому человек самое разумное из всех живых существ. Это видно также из того, что и в   человеческом роде одаренность и неодаренность  зависят от этого органа чувства и ни от какого   другого. Действительно, люди с плотным телом не    одарены умом, люди же с мягким телом одарены    умом".
                   Аристотель. О душе.

              Чем больше будут говорить при помощи     кожи,    одежды чувства,  тем больше будут приобретать мудрости.

    Леонардо да Винчи, Предсказания,
    в его кн. Избранные произведения, М.,                 Олма-пресс, 1999, с. 368 (фрагмент 1001)

  Самое глубокое в Человеке - это его кожа.
Поль Валери

ХАПТИКА (haptics) -  наука об осязании и прикосновении, о  коже как органе восприятия, о тактильных формах деятельности и самовыражения.  Слово "хаптика" (и соответствующее прилагательное "хаптический"), образовано от греческого слова  haphe  (осязание) и  haptikos (осязательный, тактильный), которые в свою очередь образованы от  haptesthai (трогать, хватать).

Например, у Аристотеля можно прочитать: "Осязание же (haphe) получается от непосредственного соприкосновения (haptesthai) с предметами, поэтому оно и носит это название. Хотя и остальные органы чувств воспринимают путем соприкосновения, но через иное. По-видимому, только осязание воспринимает непосредственно (di'hautes)".  [1]

Созвучие с грубоватым глаголом "хапать" усиливает шанс этого ученого термина на вхождение в русский язык.
К тому же есть основания предполагать этимологическую связь греческого haphe  и русского "хапать": последнее имеет аналогию  не только в ряде славянских языков (чешское chapati, хватать, польское chapac, хватать), но и в романо-германских.   Макс Фасмер толкует "хапать" как возможное продолжение индоевропейского "khap", родственное латинскому "capio, capere",  брать, верхненемецкому happig, жадный, нижненемецкому happen, жадно хватать. [2] К этому можно добавить   английское capture, схватить, поймать, взять в плен.

                        Три направления в хаптике

В хаптике как научной дисциплине можно выделить психологическую, техническую и эстетическую  ветви.

Первая - самая ранняя по времени возникновения; еще в начале 20-го века стали появляться экспериментальные исследования по психологии восприятия, в том числе тактильного. Классической считается книга  Дэвида Каца "Мир касания" (1925). Но еще раньше появился учебник Титченера по психологии (1910), где уделяется внимание осязательным перцепциям. Современная классика - книга Эшли Монтагю "Прикосновение. Человеческий смысл  кожи" (1986), где прослеживается значимость осязания, в частности, тактильных контактов ребенка с родителями, для формирования личности. [3] Психологическое направление в хаптике граничит, с одной стороны, с  педагогикой, теорией воспитания, с другой стороны, с  гуманистической психотерапией и холистской медициной ("целостным целительством").

В последние двадцать лет хаптика стала популярна в исследованиях, посвященных проблемам искусственного интеллекта и виртуальной реальности.  Чувство осязания оказывается важнейшим и сложнейшим  для воссоздания компонентом  виртуальной среды, которая должна создавать полную иллюзию реальности и воздействовать на все органы чувств. Да и искусственный разум оказывается не слишком разумным, если он отключен от тех тактильных перцепций и операторов, которые лежат в основе концептуальных систем:  твердое - мягкое, тяжелое - легкое, холодное - горячее, гладкое - шершавое...  Только так, "наощупь," воспринимаются важнейшие параметры окружающего мира. В работе над компьютерными симуляциями человека и окружающей его предметной среды  хаптика часто соединяется с кинестезией - или включает ее в себя.  Кинестезия (от. греч. "kinesis",  движение, и  esthesia,  чувство, восприятие) - область ощущений, связанных с мускулами, суставами, движениями и напряжениями мышечной ткани.

С 1990 г. при Массачусеттском Институте Технологии работает Лаборатория Человеческой и Машинной Хаптики (Тhe Laboratory for Human and Machine Haptics), более известная как Лаборатория Осязания. Ее цель - изучение человеческих и построение машинных хаптик, а также развитие виртуальных и телеоперационных систем ваимодействия людей и машин. Сюда входят такие разделы, как биомеханика кожи, нейрофизиология, психофизика, моторно-информационный   контроль, манипуляционные стратегии и их компьютерные модели...  С 1999 г. издается электронный журнал по хаптике (HAPTICS. The Electronic Journal of Haptics Research), где печатаются весьма специальные  работы, такие как "Силовой контроль по способу закрытой петли за хаптической симуляцией виртуального окружения". [4]

Наконец, третье,  направление в хаптике связано с философией и эстетикой осязания, а также с опытами создания нового, тактильного вида искусства (touch art). В последние десятилетия, в связи с новым осознанием телесности как метафизического ограничителя сознания и форматора бессознательных и когнитивных структур, возрастает интерес и к осязанию. Однако кроме  M. Мерло-Понти и  Г. Башляра,  Р. Барта и Ж. Делеза, уделяющих скромное место осязанию в своих феноменологических анализах телесности и чувственного восприятия, в области хаптики трудно назвать какие-то специфические достижения и прорывы. [5]

Что касается тактильного искусства, то датой его рождения, по крайней мере как теоретической проекции, можно считать 1924 год, когда итальянский футурист Ф. Маринетти выступил со своим манифестом "Тактилизм". "Может быть, в кончиках пальцев и в железе больше мысли, чем в мозге, который гордится своей способностью наблюдать за феноменами". Однако, этот проект не получил практического применения.  Если не считать психофизически акцентуированного искусства слепых и для слепых и недифференцированных опытов синестезической эстетики в движении Fluxus, то первые опыты хаптики как самостоятельной разновидности искусства  имели место в России в середине 1980-х годов (см. манифесты из книги Михаил Эпштейн, "Новое сектантство" [6]). Едва ли не первым опытом осуществления такого проекта стала   "Тактильная выставка памяти Генриха Сапгира", Арт Полигон (С.-Петербург, январь 2001).  [7]  Характерно, что само выражение "touch art" (тач-арт), как обозначение нового вида искусства,  возникло и получило распространение  в русскоязычной Америке. Eго предложил в 1993 г. Михаил Эпштейн, а в 2000 г.  был подготовлен первый проект выставки "тач арта" (см. Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник" #13, 28.2.2001).
 

                                Эстетика осязания [8]

Известно, что  наряду с логикой - наукой о мышлении - существует еще эстетика - область "низшего", как считали в 18-ом веке,  чувственного познания. Немецкий философ Баумгартен, заложивший основы эстетики, различал "постигаемое умом..., познаваемое высшей способностью, объект логики" и "чувственно воспринимаемые знаки чувственного - объект эстетики."  Для него эстетика есть "низшая гносеология", "наука о чувственном познании".  [9]  Но эстетика, как она сложилась в кругу гуманитарных дисциплин, оказалась скорее наукой об искусстве и о художественных формах прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического. Между тем в искусстве далеко не все  способы чувственного познания участвуют на равных. Искусство, в том виде, как оно существует сегодня, - прерогатива двух чувств: зрения и слуха (изобразительные, музыкальные искусства, литература - синтез устного и письменного слова, и т.д.). Обоняние и вкус лишь в минимальной степени затребованы в область искусств, где им принадлежат лишь две самые боковые, прикладные ветви - парфюмерия и кулинария (если считать таковые искусствами). Осязание же вообще оказалось за пределом  эстетики, поскольку ни одно из искусств не связало свою судьбу с этим "низшим" из чувств.

        Получается, что  и в чувственном познании, низшем по сравнению с рациональным, логическим,  выделяются свои высшие и низшие ступени, и эстетика занимается почти исключительно двумя "высшими" - зрением и слухом, поскольку только они оказываются причастны к созданию и восприятию искусства.  Какая же дисциплина занимается тремя "низшими из низших" видов чувственного познания? Оставляя сейчас обоняние и вкус в стороне, отчасти потому, что они все-таки охвачены  эстетикой в той или иной степени, как составляющие прикладных искусств, обратимся к осязанию - и попробуем сфомулировать для него основоположения  особой науки, отличной от эстетики. Это различие тем более велико, что эстетика, как проницательно заметил Баумгартен, имеет дело с "чувственно воспринимаемыми знаками чувственного" - и это верно для зрения и для слуха, тогда как осязание тяготеет к восприятию чувственного без  опосредующих знаков, к чувственности как таковой.

         Следуя за Баумгартеном, назвавшему "низшую" логику "эстетикой",   "низшую" эстетику можно назватъ  "хаптикой".  Хаптика - это наука о "низшем из низших" родов познания, о чувственном познании без посредства чувственных знаков.  В ряду наук о познании  хаптика будет стоять рядом с эстетикой, но с противоположного края,  чем логика, отличаясь  от эстетики примерно так, как сама эстетика отличается от логики - сдвигаясь еще далее в сторону чувственного, в сторону чувственности как таковой.

ЛОГИКА                         ЭСТЕТИКА                          ХАПТИКА

чистое мышление      искусство, зрительные       осязание как основа
общие понятия            и слуховые образы          познания и творчества

Возможны в этой "низшей" сфере познание и творчество, своя система ценностей?  Мы ответим словами Баумгартена, обращенными к тем критикам, для которых уже переход от логики к эстетике был непривычен и, того хуже, неприличен, поскольку потакал запросам плоти, "распущенности", низших чувств:

        "Могут возразить, в-десятых: низшие способности, плоть скорее следует подавлять, чем возбуждать и подкреплять. Ответ: а) нужно господство над низшими способностями, но не тирания над ними; б) к
такому, естественно обретаемому господству как бы за руку приводит эстетика; в) эстетики не должны возбуждать и подкреплять низшие способности в качестве порочных, а должны ими руководить, чтобы они не повреждались еще более от своего пагубного применения или чтобы под предлогом избегать злоупотребления ими, предлогом, прикрывающим лень, не упразднялось бы вовсе пользование свыше данным талантом"[10]

        В центре хаптики - тоже искусство своего рода, но пренебрегаемое эстетикой даже больше, чем парфюмерия и кулинария, хотя это искусство выполняет цель продолжения человеческого рода и задает смысл всему телесному существованию человека. Это ars amori, искусство любви, точнее, осязательных переживаний и постижений, которые полнее всего проявляются в любви, как "плотском познании".  Эпистемология и логика, как правило, игнорируют тот факт, что "познание" во многих европейских языках, вслед за библейским употреблением этого слова, означает еще и чувственную любовь, взаимное познание мужчины и женщины. Этот изъян и призвана восполнить хаптика, в центре которой - учение о прикосновении  как способе познавательной и творческой деятельности.

-------------------------------------

Примечания

1. Аристотель, О душе,  Соч. в 4 тт., т.1, М., Мысль, 1975, с. 447.

2. Макс Фасмер. Этимологический словарь
 русского языка, тт. 1-4,  пер. с немец. О.Н.Трубачева, под
 ред. Б.А.Ларина. М., Прогресс, 1986-1987,  т.4, 222.

3. David Katz. The World of Touch (1925). Ed. and transl. by Lester E. Krueger. Hillsdale (New Jersy) Hove and London,  Lawrence Erlbaum Associates, publishers, 1989.
 E. B. Titchener. A textbook of psychology. New York, Macxmillan, 1910.
Ashley Montagu. Touching : The Human Significance of the Skin. NY: HarperCollins, 1986.

4. Maurice Merleau-Ponty. The Visible and the Invisible, followed by working notes. Ed. by Claude Lefort. Transl. by Alphonso Lingis. Evanston: Northwestern University Press, 1968, p.254-55 (note of May 1960)

5. Обширная библиография по психофизической и техно-компьютерной хаптике составлена Маргарет Мински::
Haptics Bibliography

6. Михаил Эпштейн. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России. М., Лабиринт, 1994,  сс. 45-47. См. также Иван Соловьев. К теории соприкосновения (публ. М. Эпштейна), в журнале "Человек". М.,  Наука,  1991, #1, сс. 197-198. Перепечатано в  книге М. Эпштейн "Бог деталей", М., изд. Р. Элинина, 1998, сс. 194-195.

7. Выставка проходила с 19 до 28 января  2001  года, куратор проекта - Этер граф де'Паньи. См. Картинки с выставки и подробное описание экспоната "Наши любимые книги", а также работы  Михаила Эпштейна "Книга и тело" и  "КАК ЭТО НАЗЫВАТЬ? Маленький словарь осязания и тактильного искусствa (touch-art)", Ирины Даниловой "Об осязательном искусстве" и др. материалы журнала   "Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник" (#13, 28.2.2001)

8. Фрагмент из книги Михаила Эпштейна о философских, эстетических и эротологических аспектах хаптики. Предполагается, что работа над монографией будет завершена в 2002 г.

9. Цит. по  История эстетики. Памятники мировой эстретической мысли в 5 тт., т.2, М., "Искусство", 1964, с. 452.

10. Цит. изд., с. 454.