ПСИХОЛОГИЯ ВОЗМОЖНОГО

Михаил Эпштейн

        В настоящее время существуетмного видов психотерапии, в том числе игровая терапия и смыслотерапия.Если вдуматься, то их общим знаменателем является именно выход человекав сферу возможного. Источники психической репрессии - это "принцип реальности"и "диктатура Сверх-Я", одномерность бытия, развернутого в плоскости сущегои должного.

        Можно предположить, что троякоерасчленение психического у Фрейда на "Сверх-Я", "Я" и "Оно" в какой-томере соответствует соотношению трех модальностей. Во всяком случае, для"Сверх-Я" однозначно устанавливается его связь со сферой должного, которая,по Фрейду, образуется детским представлением о родителях как о высших существах,законодателях и судьях, и составляет впоследствии основу традиционной религиии морали. Возникая из "идентификации с образом отца", "Идеал-Я" получает"суровую, жесткую черту настоятельного долженствования".  [1] С другой стороны, столь же очевидно, что "Я" представляет принцип реальностии его гибкое приспособление к окружающей среде с целью выживания в ней."Я", по словам Фрейда,  "стремится применить на деле влияние внешнегомира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящийв "Оно", заменить принципом реальности. ... "Я" репрезентирует то, чтоможно назвать рассудком и осмотрительностью". [2]

         Уже  соответствие"Сверх-Я" и "Я" с модальностями необходимого и действительного подсказывает,что это соотношение может распространяться и дальше, на третью позициюв этих изоморфных системах. Если зоны психического у Фрейда определяютсячерез принципы реальности и долженствования, то естественно предположить,что третья зона, "Оно", структурно входит в соответствие с принципом возможного.

        И действительно, "Оно" отождествляетсяу Фрейда с принципом наслаждения, с бессознательной силой половых влечений,с тем, что в широком смысле можно назвать потенциальностью, а вузком, биологическом смысле - потентностью. Эти понятия совпадаютсловесно далеко не случайно, они развились из одного латинского корня,обозначающего способность, в том числе и прежде всего мужскую способность.По-видимому, именно половая потенция и послужила наиболее зримым и осязаемымпрототипом потенциального бытия как философского понятия, включающего всепереходные степени от возможного к действительному: кажется - может быть- пожалуй - вероятно - очевидно - несомненно. Кстати, и соотносительноепотенции философское понятие акт также имеет недвусмысленныйэротический смысл. Иными словами, "потенциальное" и "актуальное", которымифилософия пользуется с классической древности, есть, по своему исконномусмыслу,  соотношение двух состояний мужской потенции: латентно-способногои двигательно-активного. В этом смысле Фрейд далеко не случайно пользуетсямодальными определениями психологических зон, он возвращает модальностямтот первоначальный, образно-природный смысл, какой они имели в дофилософскомязыке.

        По-разному можно объяснятьсовпадение трех модальностей и трех сфер психического. Возможно, что Фрейдв своем психоаналитическом построении сознательно или бессознательно воспроизвелсхему трех модальностей, известную по учебникам грамматики и логики и такили иначе присущую человеческой ментальности как таковой. Каждую из модальностейон наделил особой психологической функцией и субстратом: (1) повелительноймодальности придал черты родительского авторитета, "Сверх-Я", посколькуименно от родителей исходит к ребенку преобладающий императив высказываний("ешь!", "читай!", "не бегай!"); (2) пожелательной, или условно-сослагательноймодальности придал черты сексуального влечения, либидо, владычествующегов "Оно", поскольку именно из этой запретной зоны проистекает большинствожеланий, оформляемых сослагательной частицей "бы" ("я хотел бы!", "я сделалбы!", "поесть бы!", "уснуть бы!"); (3) изъявительной модальности, констатирующейсобытия и факты, придал черты сознательного "Я", которое опирается на нейтральный,срединный принцип реальности и пытается в этой зоне урегулировать и нейтрализоватьмогучее противоборство "Сверх-Я" и "Оно", необходимо-должного и возможно-желательного.

        Но закономерно и обратноепредположение: первичны те психологические зоны, которые были обнаруженыФрейдом, эти древнейшие очаги душевной динамики, а уже из их последующей рационализации родилось философское учение о трех модальностях, так что"Сверх-Я" стало отождествляться с необходимым, "Оно" - с возможным, а "Я"- с действительным.

 Наконец, можно исходить из структурного соответствия  (изоморфизма)всех уровней: лингвистического, логического, онтологического и психологического,- не ставя вообще вопроса об иерархии и субординации этих уровней. И тогдатри наклонения глагола, три модальности суждения, три модуса бытия и трипсихологических зоны, три "ипостаси" фрейдовской "троицы",  станутпроявлением общего принципа троичности. Сослагательные глаголы, вероятностныесуждения, возможное бытие и область либидо обнаружат свое структурное сходство,без дальнейших пререканий о праве на первенство.

        Таким образом, "Оно" выступаеткак потенциальность, присущая  нашей душевной жизни. Разумеется, нетникакой необходимости придерживаться узко-биологической трактовки потенциальностикак "либидо", как "потентности", от чего отказались уже ближайшие последователиФрейда. Для Юнга бессознательное - хранилище архетипов, которые определяютсяв его учении как формы чистой потенциальности: они актуализируются лишьв прикосновении к конкретному образному материалу. Юнг сравнивает архетипс "системой осей какого-нибудь кристалла, которая до известной степенипреформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладаявещественным существованием... Архетип сам по себе есть пустой, формальныйэлемент, не что иное, как способность преформирования, данная возможностьоформлять представления" (курсив мой - М.Э.). [3]   Архетип -это только формальная возможность тех бесчисленных образов, которые кристаллизуютсявокруг него в "маточном растворе" разных эпох и культур, отсюда его принципиальнаянеисчерпаемость и открытость все новым актуализациям.

        В других психоаналитическихтеориях роль  бессознательного может закрепляться за стремлением квласти, за поиском смысла, за языковыми структурами, пока они еще не выявилисебя в речи... Во всех этих примерах "Оно" выступает как потенциальность,частным случаем которой служит половая потентность, принцип наслаждения,либидо, язык (который в соссюровском и лакановском  понимании относитсяк речи, как потенция к акту).

        Отсюда вытекает новый, болееобобщенный психологический подход к человеческой потенциальности, которыйне ограничивается только либидональным, архетипическим, политическим, лингвистическимили каким-либо другим ее аспектом. Суть в том, что потенциальность психическойжизни всегда объемнее ее актуализации - и на узком стыке между ними порождаютсявнутренние конфликты, неврозы, страхи, фобии, депрессии.

        Есть разные способы терапии.Один из них рекомендует как можно более полную реализацию потенций, изживаниеих в самой действительности. На такой точке зрения стоял австрийский психоаналитик,фрейдо-марксист Вильгельм Райх, предлагавший своим пациентам вести болееактивную сексуальную жизнь и отчасти помогавший в этом своим пациенткам.Этот путь привел его, уже почти на грани безумия, к поискам таинственнойкосмоорганической субстанции - оргона, который представлял бы собой химико-биологический эквивалент желания: его инъекция в организм делала бы человека абсолютносчастливым, уравновешенным и сводила бы на нет индивидуальные различиямежду людьми (ибо, по Райху, личности различаются неврозами, а здоровьеусиливает сходство индивидов).

        Но очевидно, что человек,реализовавший все свои потенции, был бы еще более несчастен, чем человек,который вообще не может их реализовать. Есть основание связать  состояниедепрессии именно с реализацией всех возможностей, как бы включенных в актуальность существования здесь и сейчас и тем самым закрывающих горизонт иной жизнии возможных миров. Таково состояние  утомленности  бытием, когдадаже возможности выступают как часть этой внешней реальности, посколькуони тоже "даны", "существуют", введены в состав окружающего. Депрессияесть психологический преизбыток актуального над потенциальным, что обнаруживаетсядаже на первичном, физиологическом уровне. Как отметил еще Аристотель,после совокупления  всякое животное бывает печальным. Естественнаяпричина меланхолии в животном мире -  переход половой потенции в акти, следовательно,  резкое преобладание актуального над потенциальнымв "посткоитальной" модальности бытия.

  Точно так же творец испытывает печаль и  подавленность именнов момент окончания своего труда,  воплощения творческого замысла.

     Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
     Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

- передает это состояние Пушкин в стихотворении "Труд". [4]  Модальныйсмысл "седьмого дня", наступающего после шести дней творения, состоит непросто в покое как отдохновении от трудов, но в борьбе с "меланхолией завершения",преодолении депрессии, бездействии как накоплении  новых возможностей,так что потенциальность бытия заново начинает преобладать над актуальностьюсовершенного.

        Таким образом, психотерапиякак интенсивное изживание всех сексуальных и прочих  потенций можетскорее  сделать несчастным человека, полностью "излечившегося", - изъяв из его душевного состава именно то, что делает его человеком, существомпотенциальным.

        Есть другой путь: реализациянесбывшихся возможностей в иллюзорном мире, куда выплескивается тот избытокчеловеческой потенциальности, который не нашел себе воплощения в реальности.На этом основано психотерапевтическое значение искусства вообще и, в частности,психодрамы,  где подавленные, неврогенные влечения пациента психическиизживаются в групповой игре, в ролях, условно реализующих то, что отвергалосьсамой реальностью.

 Наконец, есть и третий путь, не практический и не иллюзионистский,а рационалистический,  магистральный для фрейдовского психоанализа:пациент осознает с помощью врача свои вытесненные влечения и выводит ихиз бессознательного, подчиняет принципу реальности, т.е. реализует их вплане самосознания и волевого самообладания. "Психоанализ является теморудием, которое должно дать "Я" возможность постепенно овладеть "Оно"".[5]

        Как бы ни  различалисьмежду собой все эти терапевтические способы, они сходятся в  том,что именно реализация вытесненных влечений и подавленных потенций - реализациядействительная или условная, в бытии, на сцене или в сознании - служитисцелению человека от психических недугов.

        Но есть, по-видимому, ещеодин путь. "Я" постигает себя как форму бесконечной, незавершимой потенциальности,которая "архетипически" и "либидонально", в игре и в мышлении, превосходитвсе свои реальные проявления.  Этот, условно говоря, четвертый путь,наиболее радикально отличный от трех предыдущих, - потенциация, а не реализацияпсихического бытия.

        Л.С.Выгодский сравнивал нервнуюсистему со станцией, к которой ведут пять путей, а отходит только один,отчего составы, сгрудившиеся на этой станции, сталкиваются и расшибаютсядруг о друга, пока один из пяти не прорвется на единственный путь, т.е.в саму реальность. "Нервная система таким образом напоминает постоянное,ни на минуту не прекращающееся поле борьбы, а наше осуществившееся поведениеесть ничтожная часть того, которое реально заключено в виде возможностив нашей нервной системе и уже вызвано даже к жизни, но не нашло себе выхода". [6]  Еще раньше сходный образ использовал крупнейший физиолог 20-говека Чарлз Шеррингтон, показывая, что человеческая психика устроена в формеворонки, широкая часть которой обращена вовнутрь, а узкая выводит в окружающиймир.

 Зададим, однако, вопрос: всегда ли широкое отверстие служит входом(восприятие, сознание), а узкое - выходом (выражение, поведение). Одновременноведь происходит и обратное: один путь подводит к станции, откуда ведутмного путей. Воспринимая одно реальное событие, мы подвергаем его множествувозможных интерпретаций. Одному факту соответствуют десятки значений, одномувоздействию среды - сотни возможных реакций и эмоций, одному действительномуобъекту - множество его воображаемых проекций, вымышленных образов и деформаций.В этом смысле нервная система работает не только на сужение потенциальности,внутренне присущей человеку (акт поведения, самовыражения, выхода в реальныймир), но и на смысловое расширение тех реалий, которые, как брошенный вводу камень, расходятся в психическом мире человека кругами все новых значений,эмоций, фантазий, интерпретаций. Метафора воронки обратима: не только внутренняяпотенциальность человека сужается на выходе в реальность, но и реальностьрасширяется, становится волнистой и вероятностной на входе во внутренниймир. Переворачивая образ Выготского, можно сказать, что к нервной системеподводит один путь (действительность), а от этой станции вглубь человекарасходятся много путей (возможностей восприятия, истолкования, ответногочувства и поведения).

 Это и есть принцип потенциальности, согласно которому движениеидет не только от потенциального к реальному, проходя через стеснение,вытеснение, накопление неразряженной энергии и образование невроза, - нои от реального к потенциальному. Метод терапии - перевернуть психическуюворонку и вернуть неразряженную энергию той психической сфере, где онаи накапливалась. Иными словами, неврозы возникают на пути стеснения психики,если она ориентирована на узкий выход вовне, если она подчинена принципуреализации. Но в этой же воронке можно пустить и обратный ток, смывающийзастойные невротические образования на узком выходе в реальность, - ток психической жизни  пойдет в обратном направлении, от реальногок потенциальному, где его ждет  расширение русла.  Все эти гниющиеуголки и запруды на пути к единственному протоку в реальность очищаютсявстречным током потенцирования бытия.  Состояние личности меняется,когда она переживает себя как несбывшуюся и несбыточную возможность, какбытие-в-возможности, а не просто возможность-в-бытии.

        Психологию возможного можноопределить как обобщенную дисциплину, которая имеет дело со всеми видамии уровнями человеческой потенциальности.  [7]  Классический фрейдовскийпсихоанализ, игротерапия Дж. Морено и смыслотерапия Виктора Франкля - разновидностиэтой потенциотерапии, которая в целом направлена на гармонизациюскрытых, подавленных человеческих возможностей и окружающей  реальности. Терапевтическая игра или психодрама, в ходе которой пациент обнаруживаетскрытые грани своего "я", - это один из способов переключения модальностей.Ребенок переключает модальности постоянно, "с ходу" переносясь из игрыв быт, из условного мира в действительный и обратно, почти не замечая самогоперехода, - для взрослого же здесь скрывается мучительная проблема, посколькувозможное отделено от действительного всем его опытом "самореализации",т.е. упорного приспособления к единственной реальности окружающего мира.

        "Смыслотерапия", или "логотерапия",принципы которой заложил Виктор Франкл, основана на осмыслении потенциальности,которая в данном случае предстает как потенциальность смысла. СогласноФранклу, основоположнику "третьей венской школы психотерапии", первичноймотивацией человеческой жизни является поиск значения (а не наслажденияили господства, как считало два предыдущих поколения венских психоаналитиков- фрейдисты и адлерианцы). Но само значение трактуется им как форма потенциальности:"человек... должен актуализировать потенциальное значение своей жизни".Причем "то, что называется самоактуализацией, вовсе не есть достижимаяцель, по той простой причине, что чем больше стремишься к ней, тем большеее упускаешь. Иными словами, самоактуализация возможна только как побочныйэффект самотрансценденции".   [8]   Здесь формулируетсяважный момент "нечаянности" и "непресказуемости", свойственный миру возможного:душевная жизнь не должна подчиняться заведомо определенной цели самореализации,ибо эта самореализация достигается именно тогда, когда мы меньше всегососредоточены на себе и своем отношении с реальностью. Уход от себя - лучшийспособ прийти к себе. Задача не в том, чтобы реализовать потенциальныйсмысл своей жизни, а в том, чтобы сохранить его потенциальность после исверх всякой реализации.

        У логотерапии есть свой "категорическийимператив", который переводит все содержание жизни в модальность возможного:"Живи так, как если бы ты жил уже во второй раз и при этом действовал впервый раз так же неверно, как ты собираешься действовать сейчас".  [9]  Эта максима призывает пациента перенести настоящее в условноепрошлое, чтобы  это прошлое могло быть исправлено из условного будущего.Пиши такую книгу, как если бы ты уже написал ее в прошлом и можешь теперьписать ее иначе или вообще не писать. Иными словами, поступай так, какесли бы возможность твоего поступка отличалась от его  реальности,уже оставшейся позади.

        Казалось бы, зачем такоенагромождение времен и условий, не проще ли сразу поступать так, как считаешьнужным? Но в том-то и дело, что для логотерапии важно перевести поступокв иную модальность, чтобы человек созерцал реальность поступка, уже илиеще не пребывая в ней, но распоряжаясь поступком как своей возможностью.В этом и состоит целительное значение логотерапии как вида потенциотерапии:она возвращает человеку мир его возможностей, то есть тот целостный универсум,в котором он сам сознает себя универсальным существом. Максима, предложеннаяФранклом, предполагает, что человек не просто совершает возможный поступок,а сохраняет возможность поступка после того, как он уже совершен.

        Одно из активных направленийсовременной  психотерапии так и называется - "терапия возможного". Суть  этого метода - выявление возможностной природы той конкретнойситуации, которая представляется пациенту данной раз и навсегда и потомумучительной и  травмирующей. В беседах с пациентом врач помогает емуобнаружить, что каждое "есть", составляющее его идентичность, - это только"может быть", каждая ситуация имеет альтернативу,  а его "я" - это спектр возможностей быть другим. [10]

 Итак, с модальной точки зрения, позывы и побуждения, которые возникаютв "Оно", но не  доходят до "Я" или отклоняются-вытесняются им, частопод воздействием репрессивного и карающего Сверх-Я,  имеют статусвозможностей, которым отказано в реализации. Эта непрестанная игра возможностейи составляет содержание нашей бессознательной жизни. Задача традиционнойпсихотерапии состоит в том, чтобы вывести эти подавленные возможности изподполья наружу и включить в поле сознания. Но это не означает, что богатствопсихической жизни должно подчиниться принципу реальности. Осознание возможностей- процесс взаимообратимый и двунаправленный. Сама реальность, предстоящаясознанию, включается в  игру этих возможностей и осмысляется как однаиз них. В этом и заключается роль потенциотерапии - психологии возможного.



Примечания

1.    Зигмунд Фрейд. "Я" и "Оно", в его кн. "Я" и "Оно".Труды разных лет, в 2 тт. Тбилиси, "Мерани", 1991, т. 1, с. 388.

2.   Ibid., с. 362.

3.  C. G. Jung. Von den Wurzeln des Bewusstseins. Zurich, 1954,SS. 95-96.

4.  Как показывают психологические исследования, среди людей творческоготруда доля страдающих депрессией гораздо выше, чем среди остального населения,возможно, именно потому, что они профессионально заняты  "реализациейсебя". См., например, Kay Redfield Jamison. Touched With Fire: Manic-DepressiveIllness and the Artistic Temperament. New York: Free Press, 1993.

5. Фрейд, цит. соч., с.389.

6. Л. С. Выгодский. Психология искусства, цит. изд., с. 311.

7.   Психологию возможного следует отличать от "психологииспособностей", известного раздела психологии, исследующего одаренностьи способы ее выявления, предрасположенность к разным профессиям и т.д.Способность  относится к возможности как частное к целому. Способность- это такая возможность, которая требует профессиональной разработки, - общественно востребованная и усиленно реализуемая возможность, за упражнение которой общество вознаграждает индивида и ответно удовлетворяетего потребности.  Поэтому за способностью предполагается некая устойчивость,стабильность, ограниченная избирательность, профессиональный отбор в сферевозможностей.

8. Viktor E. Frankl. Man's Search  for Meaning: An Introductionto Logotherapy. New York: Simon & Shuster, Inc., 1984, p.115.

9.  Ibid., p.114.

 10.    Этот вид терапии сравнительно малоизвестен,отчасти потому что краткосрочен, рассчитан всего на несколько сеансов.См. William Hudson O'Hanlon. A Field Guide to Possibility Land: PossibilityTherapy Methods. Omaha, Neb.: Possibility Press, 1994.

    ----------------------------------------------------------------------
"Психология возможного"  - одна из  глав книги  МихаилаЭпштейна "Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре", которая выходит летом 2001 г. в издательстве Алетейя (СПб).