ФН, или Scientiae Desideratae.  #1. Культуроника

В 3-м номере "Веера"  было опубликовано введение в новый раздел журнета - Фантастические Науки.
Теперь мы начинаем разворачивать веер новых дисциплин, методов, теорий и всяких других форм
будущего знания.

Первой в ряду возможных и желательных наук идет

КУЛЬТУРОНИКА
 

Михаил Эпштейн

        В системе человеческих знаний-умений есть одно непроясненное звено. Науки, как известно, делятся на три большие категории: естественные, социальные и гуманитарные. У первых двух есть практические надстройки - методы преобразования того, что данные науки изучают, a
а у третьей эта надстройка отсутствует, точнее, еще не приобрела своего места и функции в  системе.

Предмет            Науки                        Практика



Природа             Естественные        Техника

Общество          Социальные           Политика

Культура            Гуманитарные                  ?


Как видим, остается пустой ячейка практического применения наук о культуре. Что по отношению к естественным наукам есть техника как преобразование природы, а по отношению к социальным наукам есть политика как преобразование общества, еще не определило своего статуса в отношении гуманитарных наук.

    И тем не менее они остро нуждаются в своем собственной технологии и в своей собственной политике - отсюда и постоянные попытки технологизировать или политизировать гуманитарное мышление, пренебречь его спецификой ради выхода в конструктивное измерение.

 Наш "Веер будущностей" - "техно-гуманитарный вестник" - это именно попытки  воплотить трансформативный потенциал гуманитарного мышления, не утрачивая его специфики, не технологизируя и не политизируя феномена культуры. Эту область активного преобразования культуры на основе ее гуманитарного исследования можно назвать КУЛЬТУРОНИКОЙ. [1]  Культуроника - это  изобретательская деятельность в гуманитарной сфере, конструирование новых форм  действия в культуре, новых техник общения и познания - таких моделей творчества,  которые были бы специфичны для культуры и вместе с тем  работали бы на ее трансформацию.

 Часто наука и техника различаются как сферы открытия и изобретения. Но гуманитарные науки не меньше нуждаются в изобретениях и изобретателях, чем естественные. Говоря о гуманитарных технологиях, о том, что по-английски я бы предложил назвать  techno-humanities, я вовсе не имею в виду, что гуманитарные науки должны  заимствовать  "техно" от технологий, основанных на естественных науках. Наоборот, естественные науки в свое время позаимствовали понятие "техно" у сферы искусств (греческое "techne", "собственно, и означает "искусство"). Теперь пришла пора вернуть долг, вернуть "техно" в гуманитарную область.

 Гуманитарным наукам должны соответствовать гуманитарные искусства  - не те искусства, которые изучаются гуманитарными науками, а те, которые возникают на их основе.   Гуманитарное мышление разворачивается как в форме наук, так и в форме вторичных искусств, включая искусства коммуникации, информации, знаковой кодировки и перекодировки,  -   искусства преобразования культуры, подобно тому, как первичные искусства преобразуют природу (скульптура преобразует  мрамор, театр и танец -  человеческое тело).

 Мы спрашиваем у естественных наук, каков технический потенциал того или иного открытия. Так и про гуманитарную идею или теорию можно спросить: способна ли она породить новое культурное движение, исследовательский метод, художественный стиль? Можно ли на основе данной идеи создать новое интеллектуальное сообщество,  творческую среду?   Вот какие вопросы обращает культуроника к гуманитарным наукам, ища в них задатки искусств, творческих практик, интеллектуальных ремесел.

 Культуроника - это такое исследование культуры, которое выявляет ее нереализованные возможности, создает альтернативные  языки, искусства, науки, философские системы. Культуроника недаром рифмуется с электроникой. Новые электронные технологии вносят радикальные перемены в структуру знания, поскольку позволяют мгновенно преобразовывать накопленные веками информационные ресурсы. Соотношение между мертвым знанием и живым мышлением стремительно мeняется в пользу живого, как и соотношение между "прошлым" (овеществленным в машинах, приборах) и живым трудом.

Раньше знание накапливалось в таких неподвижных формах: рукописи, книги, библиотеки - которые делали невозможным его быстрое и масштабное преобразование.  Только маленькие  фрагменты: строка, книга - подлежали  истолкованию и знаковой трансформации. Теперь основные информационные ресурсы человечества - в распоряжении каждого посетителя Сети (само слово "по-сети-тель" уже  воспринимается как тот, кто  "по сети").
Вся информация вовлекается в процесс трансформации; море знаний начинает все быстрее вращаться и втягиваться в  воронку творческого сознания. Информационный век прокладывает дорогу новому, трансформационному веку, каким обещает стать 21-ый.

Сошлюсь на слова Джеймса Дудершафта,  руководителя проекта "Миллениум"и почетного президента Мичиганского университета: "Произойдет сдвиг в производстве знания: от знания того, что было, к знанию того, чего еще никогда не было". [2]  На самом деле, эти две формы знания связаны. Нужно создать нечто небывалое, чтобы глубже понять нечто существующее.   Культуроника  развертывает веер будущностей для того, чтобы моделировать как реальные,  так и альтернативные  виды культурной деятельности.

 В естественных науках, в частности, в физике и биологии, поиск закономерностей также все чаще ведется через сопоставление реальных процессов и их воображаемых или экспериментально созданных альтернатив. До недавнего времени главные объекты научного исследования существовали только в единственном числе. В распоряжении ученых  была только одна, расширяющаяся вселенная, одна, земная форма жизни.  Исследование этих единичных феноменов не позволяло прийти к обобщениям о природе вещества или природе жизни именно потому, что  они были доступны для наблюдения только в единственном числе, тогда как обобщение требует сравнения разных форм одного явления.

 Только с возникнованием компьютерных симуляций естественных процессов стало возможным сопоставление альтернативных вселенных или  форм жизни. По словам  Кристофера Лэнгтона, отца-основателя теории искусственной жизни, "какую-либо закономерность можно обнаружить лишь исследуя не просто существующий, но гораздо более широкий ряд возможных химических соединений. Закономерность имеется, но ее нельзя найти в том очень малом наборе явлений, которым природа первоначально снабдила нас" [3] Пользуясь компьютерами, ученые могут конструировать не только возможные химические элементы, но и целые вселенные и  формы жизни. Сравнивая альтернативные вселенные с актуальной, можно отделять общие закономерности от более или менее случайных свойств известной нам вселенной.

     Итак, в отличие от культурологии, которая изучает известные культуры, культуроника изучает то, чего еще нет, - проектирует, моделирует и продуцирует возможные культурные объекты и формы деятельности, включая:

Новые художественные и мыслительные движения;
 Новые дисциплины и методы исследования в гуманитарных науках;
 Новые стили поведения, общественные ритуалы, знаковые коды, интеллектуальные моды и фасоны;
 Новые типы религий, культур и цивилизаций...

Культуронику нельзя смешивать с художественным творчеством или другими формами действия внутри определенных предметных областей культуры. Культуроника - это  метапрактика, метауровень гуманитарного сознания и действия. Так же, как в области естественных наук мы различаем явления природы (предмет науки) и технологические процессы (применение науки), а в области социальных наук - общественные процессы и их сознательную политическую трансформацию, так и в области гуманитарных наук следует различать три уровня:

1. предметный (формы первичной знаковой деятельности:  язык, ценности, нормы, обычаи, верования,  ритуалы, мифы, науки, искусства):
КУЛЬТУРА

2. теоретический (познание, информация):             КУЛЬТУРОЛОГИЯ

3. практический (деятельность на
основе познания, метапрактика, трансформация):          КУЛЬТУРОНИКА
 

------------------------------------------------------------------------------
Примечания

1. В дальнейшем мы предлагаем использовать это сочетание суффиксов "он" и "ик" (греко-латинского происхождения)  для названия новых дисциплин, образующих практические, технические отрасли: знания как умения, науки как искусства: "футуроника" (ср. футурология), "лингвоника" (ср. лингвистика) и т.п. Ср. "биология"  - наука о живом; "бионика" - изучение живых организмов для создания новых приборов, систем, механизмов  (напр., в области навигации, локации, разработки новых датчиков и систем обнаружения).

2. "The shift will also come in knowledge production, away from knowing what has been to what has never been." Emory lecture "The Future of the University in the Digital Age" (March 8, 2000), by James J. Duderstadt (president emeritus of the University of Michigan and director of the Millennium Project). He predicted that subtle shifts in scholarship will occur as research is done in teams linked by technology:  (Emory Report,  March 20, 2000 Volume 52, No. 25). http://www.emory.edu/EMORY_REPORT/erarchive/2000/March/ermarch.20/3_20_00duderstadt.html

3. John Horgan. The End of Science: Facing the Limits of Knowledge in the Twilight of the Scientific Age. NY: Broadway Books, 1997, p. 199.