Михаил Эпштейн

                          БУДУЩЕЕ ПОСЛЕ "БУДУЩЕГО"

                Из цикла "К новой модели будущего". Статья 1



        Одержимость "будущим" - одно из обольщений и проклятий 20-го века, унаследованное от оптимизма и прогрессизма 19-го века.  Но это еще не дает  оснований отравлять  21-ый век  скепсисом, унаследованным от 20-го века.  Откуда опасность, оттуда и спасение.

  Футуромания и футурократия, одной из форм которых был коммунизм,  во многих частях света заняли место религий и  требовали неисчислимых жертв на свой алтарь. Дети и внуки  убитых "во имя великого будущего" не могут думать без содрогания об этом идоле минувшего века. Все еще считается неприличным, чуть ли не постыдным говорить о будущем - оно якобы запятнало себя сотрудничеством с  "оккупантами будущего", утопистами и тоталитаристами, которые во имя будущего учиняли насилие над прошлым и настоящим.

 Но именно теперь пришла пора признать, что будущее все-таки невиновно. Оно обмануло всех, кто пытался им овладеть. Оно оказалось не тем кровожадным божеством, за которое его выдавали жрецы-революционеры. Напротив, будущее - ниспровергатель всех божеств и идолов, даже тех, что воздвигаются в его честь. То, что "коммунистическое будущее" осталось в прошлом, означает, что будущее очистилось от еще одного призрака, и такое очищение, или демифологизация времени, и есть особая функция будущего.  Теперь будущее опять надвигается на человечество, уже не с восклицательным знаком, но со знаком вопроса.

        Эпоха, в которую мы живем, эпоха "после смерти будущего", не просто отменяет будущее, но заново открывает его  чистоту.  Теперь, после всех утопий и антиутопий,  нам дано - быть может, впервые в истории - почувствовать всю  глубину и обманчивость этой чистоты. Это не чистота доски,  tabula rasa, на которой можно написать все, что угодно, воплотить любой грандиозный проект. Скорее, у будущего чистота ластика, который стирает с доски четкие линии любого проекта, превращает любые предначертания в размытое пятно - тускнеющий остаток испарившейся утопии. Нам открывается образ будущего как великой иронии, которая  никогда не позволяет себя опредметить, предсказать,  подвергнуть  строгому анализу и прогнозу.

        В сущности, единственный непревзойденный субъект иронии  - это будущее. Сошлюсь на Бахтина, который писал о невозможности завершить историю изнутри самой истории - и о  будущем как смеховом разоблачении таких попыток остановить неостановимое. "...Ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, все еще впереди и всегда будет впереди. Но ведь таков и очищающий смысл  амбивалентного смеха". [1]  Можно добавить, что таков и очищающий, идолоборческий смысл будущего как смеховой открытости бытия,  в которой исчезают все его завершенные формы. Знаменательно, что "будущее" в русском языке - того же корня, что "бытие", тогда как прошлое и настоящее образованы от совсем других языковых представлений: "проходить" и  "стоять". Будущее - это и есть бытие в его невмещаемой полноте; самое таинственное в бытии -  это его будущность,  неостановимость и неустанность, его инаковость и вненаходимость по отношению ко всему сущему.

        Не звучит ли моя похвала будущему как новая ересь утопизма? Суть в том, что для преодоления  утопизма постмодернистская критика утопии, позиция антиутопизма или даже постутопизма необходима, но недостаточна. Нужно возродить любовь к будущему, уже не как к обетованной земле, но как к  состоянию обещания. Это не та любовь, которую завещал нам Н. Чернышевский в романе "Что делать?": "Любите будущее. Переносите из него в настоящее столько, сколько можете перенести". Будущее здесь представлено как склад  готовых атрибутов счастья, которые только ждут, чтобы их перенесли в настоящее. Но  только то будущее и достойно любви, из которого ничего нельзя перенести в настоящее, поскольку оно само уносится вперед с той же скоростью, с какой настоящее уносится назад, в прошлое.  Вопреки тому, что  обычно говорят о будущем, оно  не только наступает, но и с каждым мигом отступает туда, где мы не можем его настичь.

        Отчасти сам язык виноват в том, что будущее предстает наезжающим на нас, подминающим под свои колеса.  Мы говорим:  "будущее наступает", как если бы речь шла о пехоте.  Кстати, в английском языке эта ассоциация не задействована, там будущее "приходит", "прибывает", как  поезд на транзитную станцию,  откуда отправится дальше,  из настоящего в прошлое.  В русском языке "будущее" ведет себя агрессивно.

         Точнее всего было бы сказать, что у будущего есть два взаимоисключающих свойства, два раздвигающихся предела: будущее предстоящего  события и предстояние самого будущего. Известно, что по мере продвижения вперед дальнее становится близким, но сама даль отодвигается. Что же такое будущее: приближающийся предмет - или вспять бегущая даль?  В том-то и дело, что будущее всегда раздвоено, как ироническое высказывание, где "да" означает "нет". Будущее одновременно приближается и удаляется, как готовая отдаться блудница и вечно недоступная девственница. Оттого мы и влечемся к будущему, что в нем соединяются идеалы Содома и Мадонны.  Бесстыдно распахнутое  лоно,  в которое каждый волен вторгаться, -  и лучистый, невинный лик, тающий в дымке. Одно будущее стремительно наступает и плотно обступает нас,  становится настоящим. Оно зазывает и отдается - и к нему взывают утописты всех времен, требуя поскорее его приблизить и им овладеть. Другое будущее отступает от нас с той же скоростью, с какой первое будущее наступает.

         Именно о таком всегда отступающем будущем писал философ Семен Франк в своей книге "Непостижимое": "Мы не знаем о будущем решительно ничего. Будущее есть всегда великое х  нашей жизни - неведомая, непроницаемая тайна". [2]  Тем самым предполагается  скорее алгебраический, чем арифметический, подход к будущему - не как к определенной величине, но как к неизвестному. Мы знаем, что вслед за осенью всегда приходит зима, а за весной - лето. Но разве зима или лето относятся к категории будущего? Нет, это элементы повторяющегося цикла, которые выступают как будущее только по отношению к предыдущим фазам, и вместе с тем выступают как прошедшее по отношению к следующим фазам того же цикла. Любое время года имеет такое же отношение к будущему, как и к прошедшему. Будущее как таковое не может быть встроено в цикл, в ритм повторений.

        Любое событие сначала выступает как будущее, потом - как настоящее,  наконец - как прошлое: разыгрывается во всех трех регистрах времени. Отсюда полнокрасочность, выпуклость события, которое мы созерцаем и спереди, и сбоку, и сзади. Событие приходит к нам из будущего и уносится в прошлое, но само будущее никогда не приходит, его нельзя взять, присвоить, исчерпать. Будущее - как пушка: оно в нас выстреливает событием, а само откатывается назад.

        Период, в который мы сейчас вступаем, - это уже не период после чего-то: посткоммунизм, постмодернизм, постиндустриализм, постструктурализм. Это скорее период "прото-",  зарождения  новых культурных формаций.   Когда мы делаем наброски, то пользуемся ластиком едва ли не больше, чем грифелем. Вот почему сейчас такая огромная потребность в неизвестном будущем, которое скорее стирает определенность наших проектов, чем способствует их воплощению. "Прото" не предвещает и не предопределяет будущего, но размягчает настоящее, придает любому тексту свойства черновика, незавершенности, сырости. "Прото" - это новое, ненасильственное отношение к будущему в модусе  "может быть" вместо прежнего "должно быть" и "да будет".  "Прото" - эпоха  сменяющихся проектов, которые не подчиняют себе нашей единственной реальности, но умножают  альтернативные возможности. Будущее не пишется под диктовку утопии, напротив, стирает ее жесткие черты  и превращает в "прото-утопию", набросок одной из многих будущностей.  Будущее выступает как мягкая форма негации, как расплывчатость любого знака, диффузность любого смысла.

         В отличие от авангардистского  или утопического проекта, сознательно устремленного в будущее ради его переделки, "прото-" указывает на неподотчетность и непредрешимость будущего, которое действует так же, как бессознательное у Фрейда или язык у Лакана. Будущее столь же непредсказуемо, как и неотменимо, оно - общий круг всех инаковостей, оно - самое "другое" из всего, что нам дано пережить, с чем дано соприкоснуться. Язык все-таки есть, бессознательное все-таки есть, и нам даны некоторые способы их дешифровки, некая, пусть несовершенная грамматика. Но будущее - это язык без грамматики, это бессознательное без сновидений, - чистое ничто, которое неизбежно становится всем, чтобы снова и снова оставаться ничем.
 

------------------------------------
Примечания

1.  М.Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского, изд. 4. М., "Советская Россия", 1979, с.193.

2.  С. Л. Франк, Непостижимое, в его кн.  Сочинения. М., "Правда", 1990, с. 216.