Архив 29 августа - 18 декабря 2003 г.

Форумы на Топосе: Общий форум: ФИЛОСОФИЯ: Архив 29 августа - 18 декабря 2003 г.
Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено о вторник, 29 июля 2003 - 17:17:

В.Ш.
Да, прав. И его правота пугает, ведь в самом деле не охота дефинировать. Но надо. :)


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено о вторник, 29 июля 2003 - 17:18:

Здравствуйте, Трифон!


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено В.Ш. среда, 30 июля 2003 - 05:00:

Г-ну Роману Тарану спасибо за приглашение на свой прекрасный сайт. Я уже нанесла визит и (это закономерно для топосовского форума) сразу же натолкнулась на статью Е.С. Суровой "Стратегии удовольствия" по вопросу, о котором недавно напряжённо размышляла и приблизительно так же для себя сформулировала. С того момента, как написала на форуме, о том, что может и правильно, что русским невестам на свадьбах песни-плачи устраивали, всё время возвращалась ко мне мысль о культурном своеобразии ожиданий и соответствующих им напряжений. Подумала - и Вселенная пришла в движение. :о)))
Интересно артикулированно и это: "Получать удовольствие означает то, что «я», спроецированное в своих желаниях на тот или иной комплекс ощущений, получило их в достаточной степени для того, чтобы снять психологическое напряжение. (...) ... чувство удовольствия, прежде всего, связано с внутренним самоощущением, само-чувствием, при котором внешние источники не имеют существенного значения. Тем не менее, все эти ситуации предполагают самоосознание получаемого результата для себя, реконструируя событийность жизненного мира в бесконечно перетекающих метаморфозах чувственных видений. То есть в центре проблемы оказывается само «Я», которое находит удовольствие в комфортном, целостном восприятии собственного образа, чаще всего не имеющее характер рефлексии над происходящим. То есть принятие комфортности в целом, без попыток структурировать и анализировать событийность. Получаемое удовольствие заставляет мир «замереть». Пребывание в целостной комфортности образует ситуацию «неги», которой свойственен эффект «торможения» при полном погружении в себя для переживания полноты и остроты чувствования. Одновременно стоит отметить, что удовольствие в целом носит кратковременный характер. Оно прерывисто, требует одновременно как повторения, так и разнообразия. Так, допустим, поедание лакомств доставляет удовольствие гурману, но пресыщение тем же самым блюдом заставляет изменить сам объект желания. Как писал Р. Барт, обращаясь к мысли, высказанной Ж. Лаканом по поводу Сада: «Нет такого объекта, который бы поддерживал бы постоянные отношения с удовольствием. Тем не менее, для писателя такой объект существует…»[1]
Именно, именно!

И: " Жертва предполагает трагизм. Ситуативность подобной процедуры сопряжена с максимальным напряжением, разрешить которое возможно как посредством Стратегии боли и страдания, так и посредством Стратегии смеха. Смех создает прецедент уместности неуместного. Сам абсурдизм предопределяет разрушение страдания как негативного напряжения. Трагедийное переживание не исчезает в ироничном взгляде, но ускользает от мазохистского разрушения мира, делая удовольствие актом воления и одновременно полноты. — Черный юмор сопрягает страдание с актом свободы."
Именно, именно! Всё это очень важно уяснить. Особенно генез разочарований.


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено В.Ш. среда, 30 июля 2003 - 06:11:

О
А может быть, и нельзя дать определение? Может быть, можно лишь сказать чем характеризуется эпоха ПМ? Да и то трудно, когда текучесть, когда мы ещё не на берегу, а несёмся в потоке меняющегося времени... Согласно Дональду Вуду, например, имеется три крупных периода в культурной жизни человечества, если категоризовать по способам коммуникации: устный, письменный и сетевой. Согласно ДВ, социальная ткань общества радикально меняется с изменением способа коммуникации - определяющего для развития социумов. Например, возникновение письменной речи полностью упразднило совет старейшин со всеми выткающими для старейшин последствиями. Возникновение печатного станка обеспечило следующий переворот - книги на родных языках, вместо классических, способствовали возникновению национальной идентичности и созданию современных европейских государств. Чтение собственных книг способствовало развитию privacy и индивидуализма, независимому мышлению в тиши своего кабинета, критике соц. систем, эпохе Реформации и затем Просвещения. Печатный станок определил линейность циркуляции информации - рационально, интеллектуально, прогрессивно, вперёд и вперёд. А третий период человечества - сетевой - только начался, но социумы уже испытывают его влияние на себе, особенно западные. Человек всё более и более попадает в такую информационную ситуацию, в которой он не знает точек отсчёта. Мир становится всё более и более непрозрачным для него. Насущность прогресса уже не так очевидна. Потому Д. Вуд назвал такую ситуацию постинтеллектуализмом. Об этой ситуации и о том, как она проявляется литературе подробно писал Лев Пирогов в "Топосе". Так что ПМ - это только начало большого и неизвестного пути, характеризующееся массой мелких и крупных подвижек в жизни. Искусство как форма и способ познания будет в той или иной степени соответствовать потребностям человека напряжённого условиями, в которых он существует. ПМ - обусловлен. Всё меняется, к сожалению. Life is about change, как говорит мой приятель.


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено о среда, 30 июля 2003 - 13:15:

В.Ш.
репка

К цивилизационным изменениям обусловленным развитием технологий, думаю, нужно и относиться соответствующе. Как к изменениям. А точки отсчета, от них не зависят. Ситуация с ПМ, на мой взгляд, как раз способствует их восприятию, в силу ускоренного технологиями коммуникационного обмена, обострившего многие процессы, в которых произошел уход от этих точек. Хоть очевидность насущности прогресса, в принципе, всегда была под сомнением, Экклезиаст тому порукой, развитию технологий нужно отдать должное - с ними интереснее. Цивилизационный наказ сегодня (и всегда), это осознание перехода от скрипторства к соавторству. И живой опыт, в том числе переводчиков, здесь неслучаен и очень важен.
Прочитал у М.Бакулина: счастье - это соучастие. Согласен :).

яблоко


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено В.Ш. четверг, 31 июля 2003 - 06:18:

О
Расти репка большая-пребольшая! :о)
Смотря какие точки отсчёта мы с Вами имеем в виду. Я имею в виду помещение человека во всё более и более сложную искусственную среду, которая его томит и которую он не разумеет.
А что это на столе лежит кругленькое с пилюлями?


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено о четверг, 31 июля 2003 - 11:12:

В.Ш.
Это игрушка, которую я придумал читая наш форум в ноябре(фотоаппарат - мыльница, при близкой съемке все расплывчато становится).
Шар, внутри которого бегают разноцветные шарики четырех цветов. Всего их 72. Чтобы привести их в движение, надо покрутить прозрачный колпак, всего их тоже четыре и они укрывают маленькие шарики внутри яблока.

Может помните картинку, где яблоко было изображено схематически и художественно.


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено о четверг, 31 июля 2003 - 11:15:

вот эта


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено о четверг, 31 июля 2003 - 13:49:

В.Ш.
Под "точками отсчета" я понимаю те ценностные основы для людей, без осознания которых и жить-то невозможно. При отсутствии, хотя бы одной из них, уже трудновато.
Одна из главных "точек отсчета" для человека - он сам. Тут в какую среду не помещай, хоть искусственную, хоть в лесу выброси его, если самообладания нету, никакого разумения не хватит и притомиться не долго.


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено Роман Таран понедельник, 18 августа 2003 - 09:33:

В. Ш.
А почему бы Вам не оставить свои комментарии к статье г-жи Суровой на нашем форуме (http://ontoimago.spb.ru/forum/index.php)?


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено J.F.K. суббота, 23 августа 2003 - 17:07:

http://www.educationposts.com/manager.html


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ВГБ пятница, 10 октября 2003 - 07:57:

Читаю беседу Делеза и Фуко про интеллектуалов и власть. Фуко говорит: мне сказали - понятно почему Сартр занимается политикой, понятно почему занимаетесь вы, но почему Делез заинтересовался политикой - это непостижимо!


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ВГБ пятница, 10 октября 2003 - 08:09:

А Делез ему на это говорит: ты что, крутой что ли?
А Фуко: уж покруче тебя!
А Делез: ну и пошел на ... (убрано цензурою).
А Фуко:кусай за ... (убрано цензурою).
Делез: за чей, за твой что ли?
Фуко: да хотя бы и за мой!
Делез: да я тебе в миг отгрызу.
Фуко: смотри зубы не обломай!


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено Сомнение пятница, 10 октября 2003 - 15:45:

Не апокриф ли?


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ВГБ суббота, 11 октября 2003 - 12:32:

Вполне может быть...


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено Бога суббота, 01 ноября 2003 - 09:04:

Русский народ как тайное общество.
Болото,опричнина, смута, самозванство...
И так по кругу до бесконечности. Так у Платона, государство, сбившись с верного пути, удалившись изрядно от эйдоса, вынуждено ковылять по ложному кругу: тимократия - олигархия - демократия - тирания.И так до бесконечности.


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено В.П. среда, 05 ноября 2003 - 10:38:

Интереснейшая статья про нетософию и софионет!


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено Художник вторник, 11 ноября 2003 - 22:13:

Денису Соловьёву

По прочтению статьи "Аксиология еврейского тела", первое, что вспомнилось - это иллюстрации Phyz'а к текстам Чарльза Диккенса. Неужели художник Браун, подобно Альтману, тоже неосознанно воспроизводил антибританский образ, навязанный ему антибританцами?

Литературные образы Шолома Алейхема полны юмора и гротеска. Художник-иллюстратор обязан был исходить из этого качества прозы.

Антисемитизм проявился в восприятии евреем своего облика в том, что еврейский обыватель, подсознательно не любя себя, но любя своих детей, часто прививает им не всегда справедливое мнение, что они красивые, даже если это далеко не так. Неадекватность оценки своей внешности некоторыми евреями заметна каждому. Потребность в защите обывателем своего облика возникает из простого факта отличия от большинства. Заметность, не-как-все, травмирует сама по себе - любого, антисемитизм здесь может только добавить. Пошутить же над своим обликом, характерными чертами - признак не слабости, а силы. Альтман из последнего исходил.


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ДС среда, 12 ноября 2003 - 20:59:

Я, собственно, ничего не берусь утверждать, поскольку не располагаю никакими документальными свидетельствами, позволившими бы мне сказать, из чего Альтман исходил наверняка. Нет ни одного письменного источника, где Альтман !сам! определил бы свою позицию в этом вопросе в этом конкретном случае. Всё, что я имею перед собой, - свидетельства косвенные. К ним же я отношу, разумеется, и сами иллюстрации. Поэтому я могу только предполагать, предоставив читателю ряд версий – равновозможных по отдельности, возможных в разной степени или даже возможных одновременно.
Что касается самих иллюстраций, заметьте, созданных в 1948-ом году (то есть в годы «дела врачей» и прочих антисемитских прелестей сталинского режима) и опубликованных в 1957-ом. «Литературные образы Шолома Алейхема полны юмора и гротеска», как Вы пишете. Но они полны также и сочувствия, если Вы обратили внимание. Как раз последнего, при всём желании, в иллюстрациях Альтмана, которые также полны юмора и гротеска, я и не нахожу. Зато я отчётливо вижу там графическое стилистическое подобие антисемитской карикатуре, широко распространённой в Европе, Америке и России в первой половине 20-го века.


На фотографии слева карикатура 1909-го года с немецкой почтовой открытки. Справа иллюстрация Альтмана к рассказу Шолом-Алейхема «Будь я Ротшильд» (Шолом-Алейхем. С ярмарки. Рассказы. Гос. изд. худ. лит-ры, Москва, 1957, с.370).

Я, если Вы заметили из моего текста, и не утверждаю, что замеченное сходство обязательным образом говорит о том, что Альтман ненавидел своё еврейство. Хотя, что в этом неверятного было бы, если бы это было так? (о самоненависти, отрицании в себе еврейского и вполне понятном желании избежать судьбы, которая была уготована евреям в течении 2000-летней европейской истории с момента разрушения Второго Храма, написаны многие томы, в том числе крайне претенциозный, написанный Сартром в 1946-ом году, труд «Еврей и антисемит»).

Стратегии художника могли бы с таким же успехом подпадать социологической теории, хорошо разработанной в отношении средневекового еврейского искусства (в котором мы сталкиваемся с подобными же казусами, т.е. с привнесением еврейским художником в изображение элементов антитсемитской мифологии). Сама теория в таком способе репрезентации предполагает психологическое сопротивление евреев навязанному антисемитскому стереотипу (см., например: Strauss Heinrich. Die Kunst der Juden im Wandel der Zeit und Umwelt. Tubingen, 1972. P. 58–61). Почему бы и нет?

Более того. Довольно сомнительно, что персонажи иллюстраций Н.Альтмана, родившегося в Виннице и покинувшего город в очень юном возрасте, были !исключительно! портретами евреев, которых он видел в детстве в жидiвськой слободке. Более вероятным кажется как раз неизбежно близкое знакомство еврея-художника с антисемитской мифологией и карикатурой начала века. Хотя и то, и другое в качестве идеологической доминанты, предопределившей графический выбор художника, равным образом невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, или, по крайней мере, такого рода домыслы, будучи даже подтверждёнными документально, так же легко могут быть опровергнуты, если принять во внимание, что многие еврейские художники XIX-XX веков стояли перед совсем непростым выбором между полной ассимиляцией и сохранением себя в рамках еврейской традиции. Само это осцилляционное движение, не имеющее ни начальной, ни конечной точки, бывшей бы сколько-нибудь определённой в пространстве геополитической реальности, !уже! исключает возможность однозначного и конечного прочтения какого бы то ни было документа, имеющего отношение к нашей теме. Важно также и то, что хаскала, как еврейское просвещение охватившее средний класс восточно-европейского еврейства, была движением литературно-гуманистическим по плодам своим, если и открывшим пути еврейским художникам, музыкантам и учёным, то преимущественно на Запад, как в классическом случае с Марком Шагалом и Хаимом Сутиным. На Западе же еврейское просвещение, как известно, не носило такого подчёркнуто еврейского характера как на Востоке, где хаскала, будучи генетически связана с иудаизмом, осуществляла себя на еврейских языках. В случае же с Натаном Альтманом смущает как раз не лишённое тенденциозности некоторое фенотипическое одно-образие, несомое графической манерой художника, немыслимое, разумеется, по отношению ни к реальным евреям штетла, ни к многообразнохарактерным и разноликим героям Шолом-Алейхема, зато вполне подпадающее графическому языку антисемитской карикатуры, доводящему до абсурда наиболее характерные черты национального еврейского типа, а, лучше сказать, редуцирующему многообразие реальных черт к культурнозаданному и, соответственно, предсказуемому прейскуранту нескольких графических форм. Сомнения совсем иного рода возникают, когда мы обращаемся к другим работам Натана Альтмана на еврейские темы: произведениям, созданным в Свободной Русской Академии Марии Васильевой в Париже в период с 1910 по 1912 годы, еврейской графике 1913 года, скульптурному портрету молодого еврея 1916-го года, портрету старика-еврея 1920-го года, театральным работам в ГОСЕТе (Государственный еврейский театр) в 20-х и др.. Довольно сложно в этих, по крайней мере, сочувственных, в том числе собственному, еврейству работах, если вообще возможно, увидеть будущего автора иллюстраций к произведениям Шолом-Алейхема, при всём том, что еврейская тема, конечно, не может быть отнесена к числу магистральных, постреволюционных пристрастий художника. После революции художника занимали проекты много большего размаха: устроение декора парада первой годовщины революции, эскиз флага РСФСР, одобренный Лениным в самых лестных выражениях, преподавание в Департаменте Визуальных Искусств Наркомпроса, кубизм (до поры до времени, разумеется), наброски к портрету Вождя в Кремле, его же и наркома (не к ночи будет помянута) советской культуры А.Луначарского скульптурные портреты, написание статьи «Как я рисовал Ленина» (опубликована в Германии в 1923 году), книжная графика, написание натюрмортов, дизайн марок и фарфора, оформление театральных спектаклей и, наконец, увлечённая ловля рыбы в академическом Комарово. Убывание в арифметической прогрессии социально-политической масштабности художественных проектов, которые перечислены здесь почти в хронологическом порядке, – очевидно.

Иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема были созданы Н.Альтманом где-то на полпути этого убывания, в 1948-ом году, что было бы в историко-жизненном смысле крайне соблазнительно (несколько вульгарно-социологически и уплощённо, разумеется) истолковать в категориях пути обратного динамике творческой биографии, скажем, Марка Шагала, на ранних полотнах предстающего в окружении крестов («Автопортрет с семью пальцами», 1912, или «Я и моя деревня», 1911, где крест висит на шее самого художника, хотя и не означая !прямой! принадлежности художника к христианству), но силой любви к Белле, будущей жене, возвращённого в иудаизм. Вполне возможно, что Натан Альтман действительно проделал обратный путь: от утончённой еврейской графики, работы в театре-студии «Габима» над пьесой Ан-ского «Гадибук» в постановке Е.Вахтангова, кубизма, изысканных фовистско-импрессионистских поисков раннего периода к портретам вождя, полу-побегу в Париж в 1928-ом году, работе в «Театре Интернационального действия" Анри Барбюса, какому-то немыслимому возвращению в Советскую Россию в 1935-ом (!) (ну не в Израиль-в-проекте же в самом деле парижскому художнику было ехать!) и далее к сталинским академическим дачам в Комарово (покупаемых и наследуемых, как известно, чувством страха, в частности) и иллюстрациям к Шолом-Алейхему, если осознанно и не антисемитским, то как-то до странного вовремя подпадающим духу сталинской борьбы с космополитизмом. Последний, разумеется, был оборотной стороной советской разменной монеты в борьбе большевиков со всей мелкомасштабной культурной российской топографией, нарушающей Гармонию Больших Целей советской империи, будь то русское кулачество или еврейская «беднота»/беднота штетлов. Да, можно было бы сказать, что путь от еврейства, не лишённого, мыслимо, парижского шика, к «экуменической» религии веры в торжество единого, к ленинско-сталинской «соборности» восторженной подмены уникальностей вер едино-цельной религией, был предопределён для Натана Альтмана, впрочем, как и для многих оставшихся в живых его еврейских современников. Можно было бы даже предположить, что путь этот в высшей степени условен – подобно знаку креста в ранних работах Марка Шагала.

А в целом, если Вы заметили, в статье я был занят скорее проектом Collectio Judaica, нежели усердной эксгумацией идей и переделом посмертной келломякской собственности этого «старого человека» (О.Мандельштам).

С уважением
ДС.


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ДС среда, 12 ноября 2003 - 21:02:

Фотографии мне вставить почему-то не удалось, поэтому даю ссылку: http://www.rg.co.il/zdenka/pix/jews.jpg


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ДС среда, 12 ноября 2003 - 21:03:

На фотографии слева карикатура 1909-го года с немецкой почтовой открытки. Справа иллюстрация Альтмана к рассказу Шолом-Алейхема «Будь я Ротшильд» (Шолом-Алейхем. С ярмарки. Рассказы. Гос. изд. худ. лит-ры, Москва, 1957, с.370).


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено Бога четверг, 13 ноября 2003 - 08:21:

ПРО КАРИКАТУРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ.

И на иллюстрации и на открытке евреи - смешные и нелепые "петрушки". Нечто подобное я видел в русской газете "Плювиум", издававшейся в 1912 году. Правда там акцент был не только на смешное и нелепое, но и на гадкое: еврей подложил девочке бомбу, замаскированную под куклу.Девочку разорвало, а еврей за углом гадко ухмыляется и потирает руки. В немецком национал-социалистском плакате еврей приобретает черты грозного, таинственного и страшного ВРАГА.


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено С. Че. четверг, 13 ноября 2003 - 11:16:

Издание Шолом - Алейхема в 1948 г. - это гротеск само по себе. В музее при московской школе ¹1113 ( в телефонном справочнике она значится как "школа с еврейским этнокультурным компонентом" ) выставлены карикатуры периода дела врачей. Понятно, что это было за время, но ТАКОГО я не ожидала.
Самое смешное, что этот образ остаётся единственным коллективным образом европейских евреев, как ковбой шляпе и с характерной улыбкой - образ американца.
Весь современный российский идишистский китч выдает такие типажи, что Штрайхеру и не снились.
Я была в городке Сен - Поль де Ванс, где жил Шагал в свои последние годы. Чего - либо более католического, чем кладбище, где он похоронен, трудно представить.
Интересно, как сложилась бы судьба Альтмана, если бы он всё же поехал в Государство - В - Пути. Жил бы в Эйн - Ходе. Или всё же предпочёл бы Тель - Авив. Может быть, эволюционировал бы каким - то иным образом и вступил бы в "Новые горизонты".


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ДС четверг, 13 ноября 2003 - 17:48:

Боге
Смешными и нелепыми "петрушками" они кажутся только взятые отдельно, вне связи с антисемитской иконографией в целом и с общей национально-конфессиональной ситуацией,например, в России. Абсолютно ту же графическую манеру и тот же набор иконографических мотивов возможно найти в эти годы и в России, и выглядят эти карикатуры не смешными, а зловещими "петрушками", учитывая, что к этому времени евреи в России уже пережили пик антиеврейской законодательной активности Александра III и погромы, с ней связанные. К 10-м годам, в 1905-ом году, если быть точным, появились уже и Протоколы Сионских Мудрецов - в пандан к Первому Сионистскому Конгрессу в Базеле в 1897-ом году.
Что касается Германии, то в 1848-1849-ых годах евреям было предоставлено равноправие всеми парламентами Германии. Однако с 1870-ого года, когда Германия стала единым государством, можно отсчитывать историю уже собственно немецкого национализма госсударственного масштаба. Естественно, что это не могло не отразиться на евреях. К началу 20-го века сложилось несколько антисемитских школ в Германии, с деятельностью которых связана публикация большого числа научных работ, касающихся вопроса физической и ментальной ущербности евреев как нации и рассматривающих тело еврея в большом количестве диаграмм, таблиц и с привлечением материалов сроавнительной иконографии (см., например:Sander Gilman.The Jew’s Body( Routledge , 1991) или его же Picturing health and illness . Images of identity and difference( The Johns Hopkins University Press, 1995).
Так что просто смешной эта карикатура 1909 года может казаться только на первый взгляд, хотя, конечно, это ещё не Враг в более позднем смысле, а только его праобраз...
Вот, например, иллюстрация из немецкого памфлета 1893-го года "Израиль в Армии" Г.Нордмана (издано в Лейпциге): http://www.rg.co.il/zdenka/pix/jb4.jpg
А вот таблица отпечатков ног эпилептика и уголовника, иллюстрирующих их походку, из книги Чезаре Ломброзо, в традиции которой были написаны многие немецкие исследования, посвящённые проблеме "слабой ступни" еврея или вопросу непригодности еврея к военной службе: http://www.rg.co.il/zdenka/pix/jb3.jpg
А с чего бы еврейскому носу в Германии нужна была ринопластика, если бы его очертания представляли только вариант нормы или лёгкое отклонение от неё(1898): http://www.rg.co.il/zdenka/pix/jb2.jpg
А вот газетная карикатура уже совсем не петрушки, а до национал-социализма ещё далеко, - 30.8.1894г.:
http://www.rg.co.il/zdenka/pix/jb1.jpg


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ДС четверг, 13 ноября 2003 - 21:12:

С.Че

Я рад, что Вы всё так замечательно и аналитически точно понимаете. Но, по-моему, Вы ошиблись: иллюстрации в 1948-ом году были только созданы, а опубликованы были позже - в 1957-ом году...
А с Шагалом это что!Тот, по крайней мере, только был похоронен на "католическом" кладбище. И с другой стороны в поздних работах, например, в росписи потолока Оперы в Париже вместо ангелов, окружающих Иисуса, вы видите местечковых евреев и Рахель, "оплакивающую своих сыновей" (Иеремия 31:15),горящие синагоги и сцены погромов, как об этом пишет Бецалель Наркис. А вот самое смешное с Морицием Готлибом, который вообще учился в католической школе и был кандидатом номер один на звание национального художника у сионистов начала века. И который на самом деле всю свою короткую жизнь был в том безумном движении между еврейской самоидентификацией и полной ассимиляцией, о чём я писал выше. Был даже польским патриотом. Не смешно ли?- В католической Польше, где тело любого еврея враждебно воспринималось как инородное...
Вот Вам бонус в виде чудесного портрета Вильгельма Вахтеля (1875-1942), на тот случай, если Вы с ним не знакомы:
http://www.rg.co.il/zdenka/pix/boy_d.jpg
Трогательное левое ушко у мальчика, правда?:)) Какой уж тут Альтман со своими иллюстрациями - так называемой "отдушиной", как это традиционно принято описывать в соответствующе ангажированной литературе по этому вопросу...


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ДС понедельник, 17 ноября 2003 - 20:05:

С.Че.
Не знаю, что на меня нашло. Наверное, это те самые знаменитые сартрианские онейроидные состояния сознания. Я имел в виду, разумеется,"Белое распятие" Шагала 1938 года, а не плафон в Опере, над которым Шагал, конечно, тоже работал.
Так что великодушно извините за недоразумение. Формат очень нервный, наверное...:)


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено Художник понедельник, 17 ноября 2003 - 22:00:

ДС
Большое спасибо за подробные пояснения. Любопытна ТОЧКА отсчёта, взгляд изнутри.


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ДС понедельник, 17 ноября 2003 - 22:58:

:))


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено С. Че. вторник, 18 ноября 2003 - 00:17:

ДС
Спасибо!
Дитя чудное.
Я,кстати, нашла фотографию этого кладбища: my picture
Насчёт Готлиба - вспоминается Ромен Гари: "Во мне нет капли французской крови, но в моих жилах течёт кровь Франции". Достаточно еврейская очарованность другой культурой, хотя, конечно, Франция всё же не Польша с её воистину гоголевским антисемитизмом.


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ДС среда, 19 ноября 2003 - 12:24:

Спасибо и Вам!
Очарованность - да... Удивительно только, как хватает лишь одной несложной "грамматической" операции, чтобы очарованность превратилась в драматическое разочарование - и наоборот...


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ДС среда, 19 ноября 2003 - 12:27:

С.Че.
А мы были на Севере на днях - получились чудные фотографии. Можете посмотреть их у меня в ЖЖ, user - gippius... Душно как-то в городе последнее время...


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено С. Че. пятница, 21 ноября 2003 - 20:30:

Wow! Да это же Амирим!
Мы тоже там отдыхали этим летом. В этих местах действительно кажется, что широка страна моя родная, ибо ездишь по горным дорогам как по лабиринту и каждый раз открываются новые виды.
А фотографировали мы в основном Гамлу, снимки получились нормальные, но дух не захватывает.
Тут я пыталась снять реальный пейзаж вместе с макетом крепости: my picture


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено ДС пятница, 21 ноября 2003 - 23:08:

Он самый:)) Невероятное место, конечно, нужно будет при случае туда снова наведаться. А снимок отличный, похоже не столько даже на фотографию, сколько на этнографический этюд, как его мог бы набросать профессиональный путешественник 19-го века - без макета только, разумеется:)


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено Наблюдатель суббота, 22 ноября 2003 - 18:45:

Унылостью палестинский пейзаж конкурирует с Россией.


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено Но суббота, 22 ноября 2003 - 19:11:

В Израиле семь климатических зон, кстати. Да и Россия тоже разной бывает.


Начало страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеКонец страницыСсылка на это ссобещение   Отправлено Бога четверг, 18 декабря 2003 - 11:09:

После эссе С.Малашенка захотелось прочитать Г.Медведева о Чернобыле. Причем немедленно!


Отправка сообщений в этом обсуждении блокирована в данныймомент времени. Свяжитесь с модератором для дополнительных сведений.
Список обсуждений Новые за последний день Новые за неделю Дерево обсуждений Инструкции пользователя Форматирование сообщений Новые сообщения Поиск по ключевым словам Модераторы Редактировать профиль