Комментарий | 0

В центре розы ветров (из истории Кубани)

 

 

Кубань находится на стыке Средиземноморского бассейна Атлантического океана и сухих степей Евразии. И степи, и море соприкасаются с Кавказскими горами, Север соприкасается с Югом, Запад с Востоком. Сухость и влажность, холод и жара колеблются по отношению друг к другу в зависимости и от сезона, и от исторической эпохи. Также на Кубани всегда колебались и этнокультурные Запад и Восток.

Греческая колонизация начиная с VII века до нашей эры заложила основу городского образа жизни на Кубани. Уходили и приходили народы, старинные греческие города продолжали существовать и в эпоху Средневековья, изменяясь, но и сохраняя элементы преемственности. Подобные тенденции более характерны для Европы, тем более что на Кубань с севера и запада регулярно приходили остготы, русичи, генуэзцы…

Краевед Денис Шульгатый обращает внимание на преемственность в менталитете и укладе жизни наиболее урбанизированных культур на территории Кубани – древнегреческой и восточнославянской. Основой их зажиточности являются торговля хлебом. Также жители Кубани, начиная с античных времён, предлагали  свои идеи и ресурсы более значительным силам (та же продаже хлеба в акваторию средиземного моря или участие боспорян в выработке художественного стиля, характерного для германцев, аланов и гуннов эпохи Великого переселения народов). 

Восприятие мира кубанцем близко к античному восприятию мира по Освальду Шпенглеру. Оно предполагает понятный, ограниченный мир, состоящий из хорошо известных элементов. Именно так, по мнению философа, осознавали реальность жители древнегреческих полисов…

Такая специфика во многом является порождением климата и географического положения, которые благоприятствуют производству сельхозпродуктов и успешной торговле ими.

Но жизнь на геополитическом перекрёстке между Европой и Азией не только удобна для торговли, но и опасна. Поэтому древние греки  и славяне Кубани издавна отличались и сильной военной организацией. Будь то Боспорское царство или дореволюционное Кубанское казачество. Причём и те, и другие многое переняли у наиболее воинственных соседей: боспоряне – у сарматов, кубанские казаки – у черкесов. И древние греки, и славяне с самого начала поселения на Кубани обладали хорошей «морской пехотой» и флотом, которые были не всегда эффективны в условиях степи и лесистых гор.

Нельзя забывать, что между боспорянами и кубанскими казаками было и русское Тмутараканское княжество, территория которого примерно соответствовало территории Боспорского царства.

С включением степного Прикубанья в состав Российской империи в конце XVIII в. появилась возможность для возникновения и в степях крупных оседлых поселений, которых раньше здесь было крайне мало. И которые в перспективе могут преемственно существовать тысячелетие за тысячелетием. То, что античные греки создали на побережье…

Вхождение территории Кубани в состав Российской империи в конце XVIII–XIX веков, деятельность советской власти привели к небывалому распространению на Кубани, развитого городского уклада жизни в степной и горно-предгорной его частях. Регион впервые в истории консолидируется. С восточными славянами на Кубань пришла и промышленная, и научно-техническая революция. Социально-экономическая и культурная значимость региона возросла во много раз.

    Так что преемственность в образе жизни между представителями наиболее урбанизированных народов, проживавших на Кубани, вполне прослеживается. На более или менее одинаковые природно-климатические условия накладывалась развитая земледельческая цивилизация с сильным городским началом (как у греков, так и у восточных славян).

Но история Кубани начинается отнюдь не с античных греков. В период ранней и средней бронзы (IV – начало II тыс. до н. э.), в том числе и на Кубани, шло формирование древнейших индоевропейских культур.

В целом на территории степной и предгорной Кубани народы и культуры сменяли друг друга довольно часто. Эти территории особенно сильно затрагивали миграции с востока.  Переход в Северном Причерноморье и на Кавказе от эпохи энеолита к ранней бронзе, от ранней бронзы – к средней, от средней – к поздней, от поздней – к раннему железному веку практически никогда не обходился  без крушения прежних культур, общей деградации и упрощения их уровня.  Например, на смену богатой Майкопской культуре с сильным социальным расслоением пришли культуры бедные, простые, социально однородные. Всё это сопровождалось масштабными миграциями. Иногда на смену прежних культур приходили почти совершенно новые, иногда происходил синтез новых и старых. После наступала стабилизация и рост вновь возникших культур, потом всё повторялось снова.

До скифов цикл существования отдельной культуры в степной части Кубани продолжался в среднем не менее пятисот лет. Со скифов (VII в. до н. э.) на Кубани существенно окрепло номадическое начало, основанное на кочевом скотоводстве и культурно-политическом влиянии кочевников на оседлое население. Циклы жизни отдельных этнических культур в регионе укорачиваются и теперь насчитывают в основном двести-триста лет или того меньше. Одновременно унифицируется жизненный уклад, различий между кочевыми культурами, первоначально иранскими (скифской, сарматской (сиракской), аланской), а потом тюркскими (болгарской, хазарской, половецкой, золотоордынской, ногайской), становится меньше. Определённым исключением стало долгое господство хазарского каганата, совмещавшего контроль над степью и приморскими городами.

В эпоху поздней бронзы (конец II – начало I тыс. до н. э.) собственно северокавказские культуры в горной части региона приобретают уже отчётливо выраженную собственную специфику. Впоследствии носители этих культур стали предками адыгов (черкесов). Но уже через полтысячелетия, в ту же скифскую эпоху, оседлые жители гор и предгорий испытывают непрерывное давление кочевников, которое оказывает существенное влияние на их культуру и уклад жизни (развитие культуры наездничества и многое другое). Тем не менее, горцы сохраняли свою специфику и самобытность. Например, устройство общества, основанное на сильных и самодостаточных малых коллективах.

Кубань издавна находилась на перекрёстке, как географических направлений, так и исторических эпох. Но уже к началу нашей эры сложились наиболее стабильные составляющие, на которых основана жизнь людей в регионе: отдельные сельские коллективы в горах и города, связанные с богатыми земледельческими территориями на побережье и на равнине. Последний уклад получил своё полное развитие после включения региона в состав России…

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка