О чём думает фотограф-любитель

 

 

Если ты снимаешь фотки хотя бы с относительной регулярностью, да к тому же выкладываешь их на различных фотохостингах, в блогах и социальных сетях, то с некоторого времени начинаешь обнаруживать весьма похожие, но при этом удивляющие тебя реакции аудитории.

 

* * *

Один из хитов сезона – (не)умение читать заглавия. Это песня. Жители самой читающей страны ухитряются как-то виртуозно их не замечать. Перед серией фоток ты пишешь, иногда весьма крупными буквами, например: «Наш замечательный лес. 19 мая 2019».

Тут же начинаются вопросы: «А хорошо бы знать, когда это было снято…» Ребят, а прочесть?

Очень забавна реакция, когда напоминаешь об этом не онлайн, а сидя с человеком за одним компьютером. Он даже и не читает надпись. И когда ты ему покажешь, он смотрит-смотрит, а потом: «А, вот оно как…» Причём всем голосом и видом выражается такое удивление, словно никакой надписи тут и быть не могло.

Фото автора

 

С другой стороны, я понимаю наших людей. Нет, правда, очень хорошо понимаю. Ведь у нас очень много национальной специфики. Ещё примерно в 2003 году я видел в Москве один автобус (это была пригородная Setra S 215 UL), на котором было аж три (!) номера маршрута. В нижней части переднего стекла был номер 344, в верхней – 368, а сбоку – 5! Жаль, тогда фотика с собой не было… Автобус шёл, видимо, сразу из трёх направлений – и сразу в два, и знаете, очень как-то удачно шёл.

Привычные к таким чудесам, наши люди, пожалуй, имеют основания переспрашивать!

 

* * *

Другой интересный вопрос (иногда – вопрос-комментарий) – «А почему на твоих фотографиях нет людей?». Или просто констатация, типа: «…и ни одного человека». Намёк и посыл читается между строк: «Видимо, ты странный какой-то, парень, всё “неживое” снимаешь, это так далеко от запроса наших народных масс! Вот ты бы людей снял, да погуще, да в толпе, мы бы “поняли”. А то пейзажи всё, улицы, виды… Философия какая-то».

На это я могу сказать лишь то, что да, пейзажи, улицы, виды и средства транспорта меня привлекают куда больше, чем люди, с точки зрения фотографирования. А вообще я хорошо к людям отношусь. Они мне просто не очень интересны. Может быть, именно вот этой своей предсказуемостью. И да, считайте, что я интроверт, со всеми вытекающими отсюда признаками аутизма и синдрома Аспергера. Погуглите, преинтересная вещь, между прочим. И явно пока недооценённая.

Хотя круг общения (т.е. друзья) у меня есть, и он вполне приличный. И даже в реале, представьте себе.

 

* * *

Одна из больших и очень странных загадок – это появление людей в хорошем кадре некстати. Ты нашёл великолепный вид, который к тому же, отлично освещён и сбалансирован с точки зрения композиции и пропорций. Осталось лишь нажать на кнопочку фотокамеры – и чудесный пейзаж снят. И вот словно из ниоткуда, с какой-то назойливой неизбежностью, в поле видоискателя обнаруживается некий «кадр» (не снимок, а именно homo sapiens), иногда на чём-нибудь вроде квадроцикла, иногда пешком, и идёт он демонстративно медленно, с остановками. Иногда вообще появляется неповоротливая конструкция в виде двух-трёх вальяжно прогуливающихся семей с колясками, самокатами, тремя поколениями родственников, включая двоюродных и восьмиюродных мужей жены брата сестры свёкра, и одеты они вызывающе безвкусно, и тащатся медленно, и выглядят издевательским контрастом красивому и благородному пейзажу. Хоть бы оделись поприличнее и спортом занялись, что ли!

Если на небе облака и дует ветер, то есть вероятность, что солнце, удачно сияющее на равнины, временно скроется, и придётся ждать ещё полчаса, и т.д. и т.п. Ждать, кстати, не всегда с руки – ты можешь спешить, или есть другой повод не задерживаться в этом месте. Короче говоря, видимо, это странный «закон подлости» или «не судьба». Иногда это забавляет. А вообще в большинстве случаев ты всё равно можешь прийти или приехать туда заново и переснять. Если, конечно, это не место вдалеке от дома, где ты оказался буквально на день, и именно тогда там вылез этот не к месту взявшийся товарищ или группа товарищей.

 

* * *

Бывает, что в твоём городе или там, где ты часто бываешь, есть некое место или здание, которое давно привлекло тебя, но ты так и не подумал, что его же можно сфотографировать! Идут месяцы, годы, а иной раз десятилетия, а локация так и не снята. Как тут быть? Правда, сам я больше так не поступаю, а при первой возможности фоткаю сразу.

Могу назвать несколько случаев, когда словно неведомая (и очень хорошая) сила буквально призывала меня сверху и изнутри: «Давай, давай, иди, сними, потом поздно будет…». Я шёл и снимал. И действительно, оказывалось, что делал правильно, потому что целые здания и окрестности меняли облик. Вы, конечно, уже поняли, что меняли они его не в лучшую сторону. Например, в моём городе закрыли сайдингом уникальные фрески шестидесятых годов на Лицее (бывшей Школе №1), выполненные в технике сграффито. Наверняка, и у вас было немало аналогичных случаев. А сколько подобных историй бывает из области «не снял такой-то автобус или вот этот поезд, который годами ходил здесь». И кстати да: есть популярные виды старого транспорта, которые «успели» отснять, и есть такие, приличные фотки которых буквально на вес золота и фига с два вы их найдёте, а если и найдёте – то там мощный копирайт и просто так их перепостить не получится.

 

* * *

Вот кстати о копирайте тоже надо сказать. Потому что если использовать чью-то фотку  – обязательно нужно давать ссылку на первоисточник. Всё, что есть – имя автора, откуда взято, активная ссылка на сайт. Ибо если всего этого не указано, а у исходного кадра есть некий статус, оговорённый на сайте-источнике, то наступает конкретное нарушение авторских прав.

Такое случалось и с моими кадрами, правда, на ресурсе, который выставлял их для прославления тех прекрасных мест, которые я снимал (к тому же, имя моё было подписано на самом кадре), поэтому «гнать волну» я не стал. Не будучи сторонником пиратства, я не практикую и ревностное «непущательство». Другое дело, если ваш снимок выдают за чей-то ещё, и тем паче пытаются на нём заработать, минуя вас – вот это уже серьёзно. В остальных случаях можно спустить дело на тормозах или попросту написать вежливо и спокойно, что, мол, зря вы так, источник-то с активной ссылкой укажите…

К слову сказать, писать нужно всегда вежливо и спокойно. Если ваши авторские права нарушены, это же не значит, что надо опускаться до уровня воришек и становиться на четвереньки? Спокойно, конкретно и по делу объяснить, что авторские права – это законные права, и давайте договариваться об использовании. Или удаляйте чужой контент с ваших страниц.

По-моему, вполне логично.

4 июня 2019, Протвино

X
Загрузка