Алексей Алексеевич Боровой. Из дневника вятской ссылки.

  

12 апреля 1928 - 22 января 1932.

17/IV – 1930 года. Николай Морозов. «Повести моей жизни». Т. III. Стр. 277.
            «Я съедал с тех пор каждый кусок со своей тарелки, хотя бы был уже сыт, а блюдо мне не нравилось, и делал это исключительно для того, чтобы ничего не пропадало даром из человеческого труда...
            ...Я начал сохранять каждый клочок недописанной бумаги. Обрывал чистые четвертушки получаемых мною писем. И всё клал в особую папку, чтобы делать
(РГАЛИ, ф. 1023, оп.1, д.173, л.108).
на них нужные мне временные заметки или вычисления. Я не мог выносить, чтобы где-нибудь горела ненужная свеча или электрическая лампа, и это вовсе не из любви к собственной экономии, а из уважения к рукотрудящемуся человечеству, которое создало их на пользу, а не для того, чтобы мы расшвыривали продукты его работы, как свиньи свою похлёбку».
Это - и моё. Я всю жизнь был таким и мучительно всегда переживал чужой труд, бесполезно расточаемый. Но, близкие никогда не чувствовали этого оттенка и вышучивали мою бережливость, экономность, отсутствие размаха.
 
19/IV – 1930 года. Фёдор Гладков «Пьяное солнце. Головоногий человек и другие». Очень много наивности и трафаретной фразеологии в философствовании. Но много крепкого - в наблюдении, описании, критике. Превосходно почувствована и передана религиозно-сектантская струя в большевизме (головоногий человек), нарочитая грубость или ребяческая беспомощность в половом подходе.
 
25/IV – 1930 года. - [так в документе]
 
29/IV – 1930 года. Нашёл среди привезённых Белочкой бумаг - потерянный мной было эскиз моей единственной драмы. Записываю её во избежание дальнейших случайностей.
(РГАЛИ, ф. 1023, оп.1, д.173, л.109).
«Жучка и кучка». Драма в IV действиях с апофеозом.
[пропускаю эти страницы с текстом драмы]
(РГАЛИ, ф. 1023, оп.1, д.173, л.110, 111).
 
4/V – 1930 года. Дм. Фурманов «Дневник (1914 - 1915 – 1916)», М. 1929.
            По непритязательности, отсутствию аффектации, совершенному объективизму, отсутствию в рассказе «чужого», это - лучшая книга о войне, которую я читал. [Неразборчиво по латыни]. Мужики, солдаты, казаки, офицеры, санитары, врачи, врачи-женщины (резко отрицательно!). Сёстры, земский и городской союзы и пр. и пр.
Действие безработицы... «Жизнь сделала своё... Она уняла, утишила наше святое безумство, она вместо ризы одела нас в тёплые спальные халаты и превратила из героев в самых пожилых тунеядцев и злобствующих пошляков» (с. 41).
«Обращение офицеров настолько грубо, дико и невежественно, что можно подумать, будто это какая-то специально подобранная банда жестоких и наглых притеснителей» (с. 54). «...Все крупные личности как-то непременно порывали с семьёй, даже Иисус (по Ренану) бросил семью и жил с нею в больших неладах» (85).
 
6/V – 1930 года. Омулевский (В. Фёдоров) «Шаг за шагом».
Теперь, перечитывая «на свободе» груды новой для меня литературы - неожиданно натыкаюсь на находки. Сколько раз хотел найти его в гимназически-студенческое время (не далее, впрочем [неразб.]). В силу запрещённости, он казался таким заманчивым - но после знакомства dii majoores и особенно с «Что делать» интерес остыл. Слишком пресной казалась наша эпоха просвещения. Итак - 40 лет О. был для меня только именем. Так вот теперь прочёл его. Как художник, он значительно слабее Кущевского. Тот - подлинный, яркий талант. Но и Омулевский,
(РГАЛИ, ф. 1023, оп.1, д.173, л.112).
невзирая на наивности, длинноты, тоже - положительно хорош.
Тренев К. «Собрание сочинений. Т. I. «Владыка», «Пугачёвщина» - очень хороши. Прекрасный диалог. Глупое предисловие Кубикова.
 
10/V – 1930 года. Меня сверлит и сверлит Маяковский!
Сегодня я проснулся точно от резкого толчка в сердце - так часто бывает - и у меня уже было какое-то беспокойство о Маяковском, точно я продолжал работу, начатую во сне.
            Он погиб жертвой - не нашедшего, не имевшего выхода гигантского лирического чувства. Что такое Полонская [?]?
Маленькая, конкретная, быть может, наверное, неудачная точечка, куда он - гигант попытался вдунуть вихри своего лиризма. И надорвался - не потому, что любовная лодочка была дырява, а потому, что некуда было плыть!
Когда большевистская букашка, в стиле М. Гельфанд, рассуждающая больше от паспорта, чем от мировоззрения, пишет на слова Маяковского: «Но я себя смирял, становясь на горло собственной песни» - тираду: «И раз он хотел петь только нужные революции песни, то он должен был «лишить голоса» песни, которые он считал, быть может, лишними и не представлять им «равноправия», не обсасывать с видом философа и гурмана необычайные и-ах! - какие сложные коллизии своей «внутренней личности» - она только вполне и до конца
(РГАЛИ, ф. 1023, оп.1, д.173, л.113).
выявляет свою социальную значимость, свою общественную полезность. Сапожник? Страшно нужен, необходим! Напишем о сапожнике. Растратчик - нетерпим. Напишем о растратчике. У УРК [?] хвосты - напишем об очередях... Под маскировками и без маскировок 50 % (больше!) написанного Маяковским - таково. На сотню гельфандов, на сотню редакторов «Комсомольской правды» этого газетно-шапочного творчества хватило бы, чтобы дать им сладкую уверенность, что они недаром ушли и по-своему несли социалистические яйца. Но ... М.! Из-за сапожника наступил себе на горло, из-за растратчика, бюрократа, Моссельпрома, трактора, наступил, наступил... Полно, бросьте рационалистические шутки - хоть М. казался чугунным, но всё ж был только человеком. Глотка зычная, а всё же здоровая человеческая глотка, а не пароходная труба. Для мозжечка гельфандовского и ему подобных - может ли быть лучше, как определиться на место и служить - правда, революции!, но Гельфанд и революция служат, как Ивану Ивановичу - самоотверженно, но хамски. Было ли дано М. служить революции, как он хотел? Осмелился ли он служить ей, как хотел, как мог, как должен был служить? Нет, нет, нет. Он - великий лирик и слабый философ - старался..., думал или прикидывался, что думал, что другим виднее и ... конец. А то Полонская! Неужто,  этой ниточкой М. держался за мир?
(РГАЛИ, ф. 1023, оп.1, д.173, л.114).
 
31/V – 1930 года. Сейчас наломал на огороде пышный букет сирени. Моя убогая комната расцвела, полная сладостнейшего для меня аромата.
Сирень особое место занимает в моей жизни. Она перерастает грани чувственных восприятий. Я чувствую её, переживаю, как высокую психическую ценность, как объяснение души. Всю жизнь была она мне критерием моей весноспособности.
Розы - прекрасны на женщине! (красные розы на белом теле!)
Ландыши - очаровательно нежны, но пугливы и неглубоки, как институтки.
В жасмине - угар проституции.
Лилии - абстрактны, орхидеи - выдумка. Георгины - мертвечина. Пионы - глупы.
Сирень - единственна! Только в неё погружаешься, как в женщину. Только в ней, как в женщине, не только - счастье сластолюбия, но и радость возрождения.
А я - один с моим нестареющим, неумолкающим лиризмом. Нескучно - как буду я скучать - но больно ... иногда.
 
11/VI – 1930 года. Зина была мила, нежна, чутка. Каждый мой шаг сопровождала она внимательным сочувственным взглядом. Столько неустройств, невзгод у самой ... Но в памяти только
(РГАЛИ, ф. 1023, оп.1, д.173, л.115).
ласка ко мне и всякое - теоретическое и практическое - беспокойство за меня. Сердце любящее, неисчерпаемая сокровищница.
Сколько на мою долю досталось этого счастья. Я - богат. И каждый раз оно для меня неожиданно и пленительно, как впервые.
 
15/VI – 1930 года. И вот милая добрая Шура вновь шлёт мне из Москвы разные мелочи - духовные и плотские  - и ещё уговаривает меня - не сопротивляться, не молчать, помнить старую философию «Мишутика» - "все делается для его удовольствия". Эта формула, подчёркивавшая мой эгоизм, была создана когда-то Екатериной Александровной Струве,
написавшей, в одном из писем, про меня: «он думает, что всё делается для его удовольствия».
Нет, это - неверно! Эта характеристика, в целом, несправедлива. Не всё в моей жизни делалось для моего удовольствия.  Многое делалось «для неудовольствия» и не только другими, но и мной самим. Не мне вспоминать и рассказывать про собственные подвиги благочестия и воздержания, но изображать меня жуиром, услаждающим своё существование поверхностной философией, значило бы изобразить меня в кривом зеркале.
Но зерно истины в характеристике есть. Его особенно должны были чувствовать  все тяжёлые и слабые люди, жившие, или, по крайней
(РГАЛИ, ф. 1023, оп.1, д.173, л.116).
мере показывавшие что живут, прописной моралью. Я слишком пренебрегал их незамысловатыми расстройствами, страданиями, на 3/4 придуманными, но составлявшими содержание их жизни - её украшение, оправдание, честь, рекламу. Через ничтожные препятствия я прыгал, а не хныкал перед ними. А когда хныкали другие - я смеялся, иногда утешал и уговаривал – «пройдёт!» Жестокости субъективной было тут на гран, объективной не более. Но какой пожар озлобления  родило такое поведение в мещанах, требовавших уважения к их скорби. Они мечтали быть страдальцами, носили постные физиономии, как мундир, даже за столом с блинами.
Как будто  не жертвовал собой... Жертвовал!.. В разных случаях, по разным поводам. И не думал в это время о своём «удовольствии». Но жертвами не попрекали. Они сходили за "удовольствия".
 
24/VI – 1930 года. Л. говорит сегодня: Хочу пойти в «апёру» (оперетту). Так и произнёс с самым серьёзно-любезным видом. И не в тысячах ли видов ежедневно слышишь про «апёру». Её легко разъяснить исторически, социологически, филологически. Можно понимать Л. и ему подобных, сочувствовать и, быть их товарищем в борьбе за будущее, но легко ли годами быть невольно в положении естество-
(РГАЛИ, ф. 1023, оп.1, д.173, л.117).
испытателя или Стенли, заблудившегося в дебрях среди добродушных и благожелательных дикарей.
 
1/VII – 1930 года. Какую огромную работу доставила мне Белочка, захватив с собою Алека, «золотого пыжика», как я его зову. Он освежает, как лёгкий и душистый ветер в зное. Каждая его мысль, каждое его слово - благоуханны. Ничего затаённого, ничего от страстей, политики, обиды, ревности, боли. Всё - искренно, светло, радостно, когда он прижмётся своей круглой, тёплой головкой, всем милым крепеньким тельцем, охватит ручонками. Точно волшебный эльф на коленях, награждающий каждого, кто коснётся - доверием и любовью.
 
5/VII – 1930 года. П. Гирштейн «Снопы молчания», Индия. ГИЗ. 1930.
Прекрасная книга - умная и верная. По-видимому, не может быть вариантов в развитии человеческой общественности... И европейский "рационализм", невзирая на всю прямолинейность и грубость, вероятно, единственно "доступный и возможный путь "прогресса". Индия - детство.
«...Есть такая сказка о мече, который много пролил крови, много голов отрубил, много грудей пронзил, много рассёк животов. И, с течением времени, этот меч почувствовал слабость, стал покрываться холодным потом, вначале в виде росы, потом она превратилась в крупные капли, скатывавшиеся одна за другой, и хотя это были просто красные капли, все же говорили, что это «кровавые следы» (с. 171).
«...Если же где-либо встретишь высокую
(РГАЛИ, ф. 1023, оп.1, д.173, л.118).
крышу, на которой не развевается английский флаг, тебе приходит на ум: «Вероятно, не хватило товара» (с. 177).
(РГАЛИ, ф. 1023, оп.1, д.173, л.119).
 
Указатель имен
 
Бакунин Михаил Александрович (родился 30 мая (18 мая) 1814 года, село Прямухино Новоторжокского уезда Тверской губернии —  умер 1 июля (19 июня) 1876 года, Берн, Швейцария).  Русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества. Известно, что Михаил Бакунин состоял в масонских ложах.
 
Берви Вильгельм Вильгельмович, псевдоним «Н. Флеровский» (28 апреля (10 мая) 1829, Рязань4 октября 1918, Юзовка, ныне Донецк) — российский социолог, публицист, экономист и беллетрист, идеолог народничества, видный участник общественного движения 18601890-х годов.
 
Боборыкин Петр Дмитриевич, русский прозаик, драматург, журналист, театральный деятель. Родился 15 (27) августа 1836 в Нижнем Новгороде, выходец из древнего дворянского рода. Учился на юридическом факультете Казанского университета, с 1855 — на отделении химии Дерптского университета, в 1857 перешел на медицинский факультет. В 1860, не завершив образования, переехал в Петербург, где в 1861 в Петербургском университете сдал экзамен на степень кандидата права. Начал писать с гимназических лет. В 1863-1865 годах издавал «Библиотеку для чтения», занимал умеренно-либеральную позицию, издание прекратил в связи с финансовыми затруднениями. С 1865 года, находясь за границей сблизился с крупнейшими философами и историками-позитивистами, писателями, журналистами и политическими деятелями. Познакомился с А.И. Герценом. Позднее творчество Боборыкина тесно связано с русской сценой. Ставятся его пьесы. В 1877 году Боборыкин руководит частной театральной школой в Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом обществе и Московском театральном училище. Боборыкин опубликовал более 100 романов, повестей и пьес. С 1914 писатель жил за границей. Умер в  Лугано (Швейцария) 12 августа 1921.
 
Булычев Николай Георгиевич, историк литературы (псевдоним Н. Отверженный).
Вудворд В. Э. (Woodword) — американский писатель. С 1896 года стал журналистом, но вскоре увлекся биржевыми операциями. В 1920 резко порвал с банковскими кругами и примкнул к социалистической партии, а в 1923 выпустил свой первый роман. Как художник — фигура весьма значительная в современной американской литературе.
 
Гнедич Петр Петрович, русский писатель, драматург, переводчик, историк искусства, театральный деятель, родился 18 (30) октября 1855 года в Санкт-Петербурге. Умер 16 июля 1925 года в Ленинграде. Внучатый племянник Н. И. Гнедича, современника А.С. Пушкина.
 
Гофман Эрнст Теодор,  немецкий писатель, композитор и художник, родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 году любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге. Позднее он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822 года.
 
Громан Владимир Густавович (1874-1932), русский экономист и статистик. В области статистики применил метод выборочных обследований. После Февральской революции 1917 года выступал за «планомерную организацию народного хозяйства и труда» по образцу государственно-монополистической организации экономики Германии. Громан — автор обзоров в газете «Экономическая жизнь» (1921-1928), статей в журнале «Плановое хозяйство» (1925-1928) и «Статистическое обозрение» (1927-1928). Громан рассматривал экономику переходного периода, как разновидность капиталистической экономики и на этом основывал свою методологию планирования. Он считал социалистическое строительство продуктом субъективной воли Советского государства, идущей вразрез с объективным ходом исторического развития. Отрицал существование социалистического уклада, считая его государственным капитализмом. Отстаивал методы рыночного регулирования и выступал за полную свободу рыночных отношений. Считая объективными только капиталистические закономерности развития, рассматривал план лишь как предвидение стихийных явлений и признавал только методы прогнозирования стихийно складывающихся процессов. Выдвинул генетический метод эмпирических кривых развития, построенных на основе экстраполяции.
 
Ермаков Иван Дмитриевич, психиатр и литературовед. В своих «Этюдах по психологии творчества А. С. Пушкина», «Очерках по анализу творчества Н. В. Гоголя» он применяет психоаналитический метод исследования произведений художественной литературы. В его лице психоаналитический метод (фрейдизм) в литературоведении  приобрел своего наибольшего вульгаризатора.
 
Зозуля, Ефим Давидович (1891—1941), писатель, сын мелкого служащего. С 1911 года работал в одесских газетах, с 1914 года занимался литературным и редакционным трудом в Петербурге. В 1919 году переселился в Москву. Интеллигент, логикой вещей вплотную подведенный к революции, сказывается во всех его произведениях.
 
Изгоев (настоящая  фамилия - Ланде) Александр Соломонович родился 11 апреля 1872 года в Вильно. Сын учителя Виленского раввинского училища. Окончил Минскую гимназию в 1889 году и  поступил на медицинский факультет Томского университета. В 1893 году начал изучать марксизм. В 1894 году уехал за границу. В 1900 окончил юридический факультет Новороссийского (Одесского) университета. С 1906 года в Петербурге. С 1907 года член редакции журнала  «Русская Мысль», где вёл собственную рубрику. Первый биограф П.А. Столыпина. Особых надежд на благоприятное развитие событий после Февральской революции 1917 года не питал. Враждебно относился к В.И. Ленину. После Октябрьской революции организовал выпуск нескольких номеров газеты «Борьба», открыто призывавшей к вооруженному выступлению против Советской власти. В ноябре 1922 года Изгоев был выслан в Германию вместе с большой группой писателей, публицистов, учёных. Последние годы жизни провёл в Эстонии, где и умер 11 июля 1935 года.
 
Инбер Вера Михайловна, русская поэтесса и писательница. Родилась 28 июня (10 июля) 1890 в Одессе. Окончив гимназию, училась на историко-филологическом факультете Одесских Высших женских курсов. В годы учебы публиковала стихи — сначала в одесских газетах, затем в журнале «Солнце России». Первая книга стихов Печальное вино вышла в 1914 в Париже. Пробовала свои силы как актриса и писала для театра. В 1922 году Инбер переехала в Москву, где начала сотрудничать с журналами «Огонек», «Красная нива» и другими. Входила в созданный поэтом И.Сельвинским  литературный центр конструктивистов. Некоторые свои произведения подписывала псевдонимами Старый Джон и Гусь Хрустальный. Во время блокады Инбер оставалась в Ленинграде, и блокада стала главной темой ее творчества в годы войны. Умерла в Москве 11 ноября 1972 года.
 
Керженцев Платон Михайлович (1881-1940), теоретик и организатор управления в советском государстве. В 1920-е годы был одним из инициаторов научной организации труда (НОТ).
 
Кони Анатолий Федорович, известный судебный деятель и писатель, родился 28 января 1844 года в Санкт-Петербурге. Окончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата. В 1871 году назначен прокурором санкт-петербургского окружного суда. В 1877 году - председателем санкт-петербургского окружного суда, в 1881 году председателем гражданского департамента санкт-петербургской судебной палаты, в 1885 году - обер-прокурором кассационного департамента Сената, в 1891 году - сенатором. В 1876 году он был одним из учредителей юридического общества при Санкт-Петербургском университете. В 1883 году был избран в члены общества психиатров при военно-медицинской академии. Сила его ораторского искусства выражалась в изображении не только статики, но и динамики психических сил человека; он показывал не только то, что есть, но и то, как образовалось существующее. В этом заключается одна из самых сильных и достойных внимания сторон его таланта. Умер в 1927 году.
 
Кугель Александр Рафаилович, родился 14 (26) августа 1864 года в Мозыре, российский театральный критик, создатель театра «Кривое зеркало». В 18971918 годах главный редактор журнала «Театр и искусство». Остроумный и язвительный критик, он был последовательным сторонником актёрского театра и непримиримым борцом с «режиссёрским засильем». Умер 5 октября 1928 года в Ленинграде.
Кущевский Иван Афанасьевич, русский писатель, родился в 1847 году в Барнауле. Из семьи мелкого чиновника. По окончании Томской гимназии в 1866 году приехал в Петербург. Многие годы скитался по петербургским трущобам. Быт городских низов послужил материалом для его первых очерков и рассказов, печатавшихся в «Искре» и других периодических изданиях. Тема его произведений — воспитание нового поколения и поиски путей борьбы за справедливый общественный строй. Умер 12 (24) августа 1876 года в Петербурге.
 
Лемке Михаил Константинович (1872—1923) — историк русской журналистики, цензуры и революционного движения. Из дворянской семьи. В 1898—1901 годах заведовал редакцией «Орловского вестника». В 1901—1902 годах — редактор «Приднепровского края» (Екатеринослав). В 1906 году — редактор библиографического журнала «Книга». В 1915—1916 годах — военный цензор в ставке верховного главнокомандующего. В 1920—1921 годах — один из редакторов «Книги и революции». Сотрудничал в журналах  «Русское богатство», «Мир божий», «Былое», «Современный мир» и других журналах и газетах. Лемке был не исследователем, а скорее собирателем исторических материалов. Социальный смысл описываемых фактов он или вовсе игнорировал, или оперировал лишь самыми общими понятиями. В его книгах наиболее ценны документы первостепенной важности, извлеченные им из разных архивов.
 
 Лункевич Валериан Викторович родился 10 июня 1866 года в Ереване. Из дворян. Сын врача. Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, но был отчислен в 1887 за участие в волнениях. Окончил Харьковский университет в 1898 году.  В 1899 году получил диплом кандидата физико-математических наук. В 1902 году, проживая в Берлине, сотрудничал в революционных организациях «Искра» и «Заря». Вернувшись в Россию, принимал активное участие в деятельности организаций эсеров в Баку и в Тифлисе, способствовал их сотрудничеству с армянской партией «Дашнакцутюн». Во время первой русской революции 1905-1907 годов вел организационную работу среди эсеров Петербурга, Москвы и южнорусских городов. После поражения революции эмигрировал, жил в Женеве, где вошел в местную организацию эсеров. Был членом Судебно-следственной комиссии  по делу Е.Ф. Азефа. Затем жил в Риме и Париже, где участвовал в создании Русского народного университета, в котором читал лекции. В 1917 году вернулся в Россию. На III и IV съездах эсеров был избран в ЦК , был членом редакции  «Дело народа». В 1918-1919 входил в состав Южного бюро ЦК эсеров. 24 февраля 1922 года Президиумом ГПУ был включен в список эсеров, которым в связи с организацией процесса по делу эсеров было предъявлено обвинение в антисоветской деятельности. От политической деятельности отошел, занявшись научной работой. С 1923 года работал в Крымском университете, где с 1925 года стал профессором, заведующий кафедрой общей биологии, а с 1933 года заведующий кафедрой дарвинизма Московского областного педагогического института.  С 1940 года он профессор Московского городского педагогического института. Доктор биологических наук, популяризатор и историк естествознания, автор популярных книг «Занимательная биология», «От Гераклита до Дарвина», «Подвижники и мученики науки», «Наука о жизни» и ряда других. Умер в эвакуации, в Свердловске 1 декабря 1941 года.
 
Людендорф Эрих (Ludendorff)  (9.4.1865, Крушевня, близ Познани, - 20.12.1937, Тутцинг, Бавария), немецкий военный и политический деятель. Родился в помещичьей семье. Окончил кадетский корпус (1881). С 1894 служил в Генштабе. В 1908-1912 начальник оперативного отдела Генштаба. С августа 1914 года фактически руководил действиями на Восточном фронте, а с августа 1916 года действиями всех вооруженных сил Германии. 26 октября 1918 вышел в отставку. После заключения перемирия в ноябре 1918 эмигрировал в Швецию. В ноябре 1923 года возглавил вместе с А. Гитлером путч в Мюнхене, окончившийся провалом. В 1924 года был избран депутатом рейхстага от Национал-социалистской партии. Являлся сторонником доктрины неограниченной войны. Автор мемуаров и ряда военно-теоретических работ.
 
Мольтке Хельмут Карл Бернхард  (Helmuth Karl Bernhard von Moltke) родился 26 октября 1800 года, граф, германский генерал-фельдмаршал, русский генерал-фельдмаршал, военный теоретик. Наряду с Бисмарком считается одним из основателей Германской Империи. 30 августа 1872 года был назначен шефом 62-го пехотного Рязанского полка, оставаясь им до своей смерти 24 апреля 1891 года.
Морозов Николай Александрович (1854-1946), русский общественный деятель, революционер-народник, мыслитель, ученый.  Почетный член АН СССР, писатель, поэт.
Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич, родился 23 января 1853 года в имении Каховка Таврической губернии, русский литературовед, языковед, почётный академик. Учился в Петербургском и Новороссийском (Одесса) университетах, в Праге и Париже. Одним из первых в России исследовал санскрит, ведийскую мифологию и философию. Написал ряд трудов по синтаксису русского языка. В центре его внимания были проблемы психологии творчества. Был одним из редакторов журнала «Вестник Европы». Умер 9 октября 1920 года в Одессе.
 
Рожицын Валентин Сергеевич (1888—1942). Ряд лет посвятил изучению жизни и деятельности Джордано Бруно. Он написал труд о Джордано Бруно, оставшийся в рукописи, и подготовил к печати сборник материалов, озаглавленный «Джордано Бруно. Документы и свидетельства современников» с обстоятельными комментариями и примечаниями.
 
Сажин, Михаил Петрович родился 18 (по другим данным -17) октября 1845 года  в Ижевском заводе Вятской губернии. Окончил два класса уездного училища  в городе Буе Костромской губернии. Весною 1858 года он был  привезен отцом в Петербург, где поступил в Технологический институт, бывший тогда закрытым средним учебным заведением. По преобразовании института в высшее учебное заведение стал его студентом. Впервые привлекался в 1865 году по делу об издании в институтской типографии сочинения Бюхнера «Сила и материя» и был оправдан. В 1866 году оставил институт и выехал из Петербурга. В сентябре 1867 года вернулся в институт и в декабре того же года принял деятельное участие в студенческих волнениях, был исключен из института, арестован и выслан под надзор полиции в Вологду. Там он тесно общался с В. В. Берви-Флеровским, Н. В. Шелгуновым, П. Л. Лавровым и другими. 17 июня 1869 года бежал из Вологды в Гамбург и уехал в Америку. Жил в Америке, работая на заводах в разных городах. Пытался организовать в США русскую колонию. В мае 1870 года был вызван С. Г. Нечаевым в Женеву и некоторое время работал с ним. В Женеве Сажин познакомился с М. А. Бакуниным и стал его личным секретарем и одним из ближайших его сотрудников. В конце лета 1870 года переехал в Цюрих, где организовал первую русскую колонию. В октябре 1870 году принимал участие в организованном Бакуниным восстании в Лионе. В начале апреля 1871 года принял участие в Парижской Коммуне. Оставался в Париже до конца Коммуны. 2 июня 1871 года выехал в Цюрих, где вел борьбу с П. Л. Лавровым и его сторонниками. Принимал деятельное участие в конгрессах IИнтернационала. В 1872 году был принят в члены тайного «Альянса» Бакунина. В 1873 году организовал в Цюрихе типографию, в которой печатал работы Бакунина. В конце 1873 году организовал транспорт запрещенных книг в Россию. Летом и осенью 1874 года жил в Локарно у Бакунина и принимал деятельное участие в делах революции в Италии. В августе 1875 года принял участие в восстании в Герцоговине, где был волонтером в иностранном легионе. Возвратившись в Женеву, вместе со Степаном Кравчинским, Германом Лопатиным и другими выработал план восстания в России, в частности на Урале и отправился нелегально в Россию. Арестован 24 апреля 1876 года при переходе границы с паспортом на имя отставного штабс-капитана Федорова. С 25 января 1878 года находился в заключении в Петропавловской крепости. В мае 1881 года отправлен в Сибирь, сначала в с. Култук Иркутской губернии, затем переведен в город Киренск, где женился на Евгении Николаевне Фигнер. В 1900 году поселился в Риге. Позднее жил в Нижнем Новгороде, где служил в пароходстве «Надежда», где в 1905 году принимал участие в революционном  движении. В 1906 году переехал в Петербург, где до 1916 года был заведующим хозяйственной частью журнала «Русское Богатство». С конца 1916 года по 1920 год жил на Северном Кавказе. Был членом Всесоюзного Общества политкаторжан. С 1931 году жил в Москве и получал персональную пенсию.
 
Сегалин Григорий Владимирович родился в 1878 году в Москве в семье фабриканта. Окончил Галльский и Казанский  университеты. Доктор медицины. Работал в заграничных клиниках и психоневрологическом госпитале Красного Креста в Киеве. Впервые в СССР вёл курс «Психофизиология труда». Организовал лаборатории психотехники и экспериментальной психологии при Уральском университете и заводах Урала. С 1948 года жил в Ленинграде, занимался исследованием и профилактикой раковых опухолей. Умер в 1960 году в городе Люберцы Московской области.
Стасюлевич Михаил Матвеевич родился в 1826 году в Петербурге, историк, журналист, общественный деятель. Окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета. В 1866 году основал журнал «Вестник Европы» и до 1908 года был его издателем-редактором. В 1874-1879 годах выпускал общедоступную «Русскую библиотеку». Умер в 1911 году.
 
Струве Петр Бернгардович родился в 1870 году, российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист, академик. В 1890-х годах теоретик «легального марксизма». С 1907 года фактический руководитель журнала «Русская мысль», участник сборника «Вехи», инициатор сборника «Из глубины». После октября 1917 года вел борьбу с большевиками, один из идеологов белого движения. Преподавал в Пражском и Белградском университетах. Автор работ по социально-экономической истории России, проблемам российской интеллигенции. Умер во Франции в 1944 году.
 
Сыромятников Сергей Николаевич родился в Петербурге 19 сентября 1864 года. В 1884 году поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, но через год перевелся на юридический. В 1887 исключен из университета и выслан из Петербурга за то, что был библиотекарем «Студенческого научно-литературного общества», среди членов которого состоял А. И. Ульянов, исполняя обязанности секретаря общества. В 1890 году окончил университет со степенью кандидата прав. По окончании университета служил в Министерстве юстиции. Писать начал в 1888 году в «Неделе», где с 1891 по 1893 годах составлял обозрения иностранной жизни, а в 1893 году перешел в «Новое время», где скоро стал одним из ведущих сотрудников газеты. Помещал также воскресные фельетоны и статьи в «Живой старине», «Историческом вестнике», «Варшавском дневнике», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Ниве» и других газетах и журналах. В 1897 году ездил на Дальний Восток в качестве корреспондента «Нового времени», путешествовал по Китаю, Японии, Корее, Приморской и Амурской областям и через Америку возвратился в Россию, изучил китайскую письменность. В 1898 году был командирован в Корею, где делал маршрутные съемки. В 1900 году был командирован на берега Персидского залива. 23 ноября 1901 года, как член-соревнователь «Общества ревнителей военных знаний» сделал по результатам своей командировки на берега Персидского залива сообщение: «Мировое значение Персидского залива и Кувейта».
В 1900-1901 годах принимал активное участие в организации Русского Собрания. В ходе дискуссий сформулировал его цель: «Защита исконных творческих начал Русского Народа», но не нашел поддержки и 1 июля 1904 года вышел из редколлегии «Нового времени» и уехал на русско-японскую войну. Состоял чиновником особых поручений Наместника на Дальнем Востоке, был на театре боевых действий в Манчжурии. Вернувшись в Петербург, в 1905-1906 годах вел рубрику «Заметки писателя» в ежедневной газете «Слово». В 1906 году познакомился с П. А. Столыпиным, стал его активным сторонником, редактировал правительственную газету «Россия». После гибели Столыпина написал о нем очерк «Железный министр».
Во время первой мировой войны в 1915 году, в чине действительного статского советника и в должности агента МВД, командирован в Америку, где занимался деятельностью по созданию благоприятного образа России в глазах американского общественного мнения. После революции, по воспоминаниям родственников, Сыромятников вернулся в Россию. Во время «красного террора» был арестован и приговорен к расстрелу. Обратился с письмом к  В. И. Ленину, в котором упоминал знакомстве с его братом Александром, был освобожден. Ему была предоставлена работа в одном из учреждений Петрограда (предположительно, в Институте живых восточных языков), где он работал до самой смерти 28 августа (по другим данным 10 сентября) 1933 года.
 
Федоров Василий Федорович (1802 - 1855), русский астроном. Воспитанник санкт-петербургского воспитательного дома, из которого, по окончании курса, поступил в 1823 году в число студентов Дерптского университета по математическому отделению философского факультета. На Федорова, как на даровитого студента, обратил внимание Струве, исходатайствовавший для него назначение в 1825 году, еще во время его студенчества, на должность помощника при директоре дерптской астрономической обсерватории. В 1829 года Федоров участвовал в качестве астронома в ученой экспедиции на Арарат, целью которой было производство гипсометрических измерений и наблюдений над маятником. Написал сочинение «Извлечение из писем путешествующего астронома Василия Федорова к директору Дерптской обсерватории Струве».
 
Фигнер Вера Николаевна, народница, родилась в 1852 году в селе Никифорове Казанской губернии в дворянской семье. Занималась на медицинском факультете в Цюрихском, затем Бернском университетах. Здесь Фигнер увлеклась социальным учением. В 1875 году вернулась в Россию и приняла активное участие в революционном движении, являясь членом общества «Земля и воля». В 1879 году Фигнер вошла в Исполнительный комитет «Народной воли». Активная участница подготовки ряда покушений. В 1906 получила разрешение выехать за границу. В 1907 году вступила в партию эсеров. В 1908, после разоблачения Азефа, Фигнер вышла из партии. Не приняв Октябрьскую революции, испытав чувство глубокого унижения после разгона большевиками Учредительного собрания, членом которого она была, Фигнер тем не менее не уехала за границу, соблюдала лояльность по отношению к большевикам, как это ей подсказывали жизненный опыт и политическая трезвость. Возглавляла или принимала участие в работе свыше 15 общественных организаций, связанных с историческим просвещением, народным образованием, оказанием помощи голодающим и других. В 1927 году Фигнер с группой старых революционеров обращалась к Советскому правительству с требованием прекратить политические репрессии и освободить политзаключенных. Большую часть времени отдавала литературным занятиям.
 
Автор выражает сердечную признательность Дмитрию Рублеву (Москва) за копии из дневника А.А. Борового.

X
Загрузка