Комментарий | 0

Власть (4-5)

 

 

 

 
Цари
Шауль. Избрание
 
 
В двух главах книги Шмуэль 1 (9-10) рассказывается об избрании Всевышним царя Израилю. Доблестный воин, на голову выше сынов Израиля из колена Йемини  (Биньямина) по имени Шауль (дословно: испрошенный, выпрошенный; в русской традиции: Саул) отправлен отцом искать пропавших ослиц. Ищет ослиц — находит пророка Шмуэля, которому Господь велел помазать Шауля на царство. Помазав Шауля, в Мицпе пророк представляет народу царя.
 
Глава 9
 
Был человек из Биньямина по имени Киш сын Авиэля сына Црора сына Бхората сына Афиаха сына мужа Йемини,
доблестный воин.
 
Был сын у него Шауль именем, красивый, статный, не было из сынов Израиля никого лучше его,
на голову выше всего народа.
 
У Киша, отца Шауля, пропали ослицы,
сказал Киш Шаулю, своему сыну: «Возьми с собой одного из слуг, встань, пойди, ослиц отыщи».
 
Прошел горы Эфраима, прошел землю Шалиша — не отыскали,
землю Шаалим прошли — нет, землю Йемини прошли  — не нашли.
 
Придя в землю Цуф, сказал Шауль слуге, что с ним: «Идем, вернемся,
а то отец, оставив ослиц, о нас беспокоиться будет».
 
Сказал: «Вот, Божий человек в этом городе, муж почтенный, всё, что скажет, сбывается,
сходим теперь туда, может, скажет нам о дороге, по которой пойти нам».
 
Сказал Шауль своему слуге: «Вот, пойдем, что человеку этому принесем? Хлеб в сумах наших кончился, нет дара — принести Божьему человеку,
что у нас?»
 
Вновь ответил слуга Шаулю, сказав: «Вот, у меня в руке четверть шекеля серебра,
дам Божьему человеку, чтобы рассказал нам о дороге».
 
Раньше в Израиле, Бога идя вопрошать, так говорили: «Давай к провидцу пойдем»,
нынешнего пророка раньше называли провидцем.
 
Сказал Шауль своему слуге: «Верно слово твое, давай пойдем»,
пошли в город, где человек Божий.
 
По подъему в город поднимаясь, встретили девиц, выходящих воду черпать,
сказали им: «Есть тут провидец?»
 
Отвечали те, говоря: «Есть, вот, он перед тобой,
теперь торопись, он сегодня в город пришел: у народа нынче  жертвоприношение на высоте.
 
Придя в город, его точно найдете, прежде чем есть, он поднимется на высоту: народ есть не станет, пока не придет, ведь он жертву благословит, после этого точно званые будут есть,
теперь поднимайтесь, как раз сейчас его и найдете».
 
Поднялись в город,
входят в город — Шмуэль им навстречу выходит подняться на высоту.
 
Господь открыл в слух Шмуэля
за день до прихода Шауля, сказав.
 
В этот час завтра пришлю тебе человека из земли Биньямина, Моему народу Израилю его помажешь в правители, спасет он народ Мой от рук плиштим,
Я видел народ Мой, дошел вопль его до Меня.
 
Шмуэль увидел Шауля,
сказал Господь: Вот, тот человек, о нем тебе говорил, он народом Моим будет править.
 
Подошел Шауль к Шмуэлю в воротах,
сказал: «Скажи, где дом провидца?»
 
Ответил Шмуэль Шаулю, сказав: «Я провидец, на высоту передо мной поднимись, ныне есть будете вы со мною,
утром тебя отошлю, всё, что на сердце твоем, тебе расскажу. 
 
А об ослицах, сегодня три дня как пропавших, не беспокойся — нашлись,
к кому влечение Израиля, как не к тебе и всему дому отца твоего?»
 
Отвечал Шауль, говоря: «Ведь я сын Йемини, из самого малого колена Израиля, семья моя в колене Биньямина самая младшая,
зачем такие слова мне говоришь?»
 
Взял Шмуэль Шауля, слугу его, в дом их завел,
во главе званых место им дал, а тех около тридцати человек.
 
Сказал Шмуэль повару: «Ту часть подай, что дал я тебе,
сказав у себя отложить».
 
Поднял повар голень и что на ней, положив перед Шаулем, сказал: «Вот оставленное, положи перед собою и ешь, сохранено тебе к сроку, как сказал: я народ созову»,
в этот день ели Шауль и Шмуэль.
 
С высоты в город сошли,
на крыше говорил он с Шаулем.
 
Встали, заря занялась, позвал Шмуэль Шауля на крышу, сказал: «Вставай, я тебя отошлю»,
встал Шауль, вместе, он и Шмуэль, ушли.
 
Спустились к окраине города, Шмуэль говорит Шаулю: «Скажи слуге перед нами идти, — пошел, —
а теперь остановись, слово Бога тебе объявлю».
 
 
Глава 10
 
Взяв сосуд с маслом, Шмуэль вылил ему на голову, поцеловал,
сказал: «Правителем Своего удела Господь помазал тебя.
 
Сегодня, уйдя от меня, в пределе Биньямина, в Целцахе, у могилы Рахели найдешь двух людей,
скажут тебе: 'Нашлись ослицы, которых пошел ты искать, вот, отец твой, бросив ослиц, о вас беспокоится, говоря, что поделаю с сыном?'
 
Оттуда поторопишься дальше, к дубу в Таворе дойдешь, там встретят тебя три человека, к Богу в Бейт-Эль восходящие,
один несет трех козлят, другой три буханки хлеба несет, третий несет мех вина.
 
Спросив о благе,
два хлеба дадут, из рук их возьмешь.
 
Затем дойдешь до холма Божия, где плиштимские управители,
будет: придя туда, в город, встретишь толпу пророков, спускающихся с высоты, перед  ними невель, тимпан, свирель и кинор — пророчат.
 
Дух Господень сойдет на тебя, с ними будешь пророчить,
в другого человека ты обратишься.
 
Будет: когда явятся тебе эти знамения,
делай, что рука твоя сможет, ибо с тобою Бог.
 
Сойдешь передо мною в Гилгаль, я сойду к тебе всесожжение принести и жертвы мира,
семь дней жди, пока приду возвестить, что тебе делать».
 
Было: повернул плечо идти от Шмуэля — Бог сердце новое дал,
в этот день все знамения эти явились.
 
Дошли до Гивы — толпа пророков навстречу,
дух Божий сошел на него — с ними пророчил.
 
Было: все его знавшие вчера и третьего дня, увидев — с пророками он пророчит,
говорили друг другу в народе: «Что это с сыном Киша? Ужель и Шауль в пророках?»
 
Один из тамошних, отвечая, сказал: «А кто их отец?»
Потому стало присловьем: «Ужель и Шауль в пророках?»
 
Прекратив пророчить, пошел на высоту.
 
Сказал дядя Шауля ему и слуге: «Куда вы ходили?»
Сказал: «Ослиц искать, а, увидев, что нет их, пошли мы к Шмуэлю».
 
Сказал дядя Шауля:
«Расскажи, что сказал вам Шмуэль».
 
Сказал Шауль дяде: «Рассказал, сказал нам, что отыскались ослицы»,
о царстве, о котором Шмуэль говорил, ему не сказал.
 
 
Созвал Шмуэль народ в Мицпе к Господу.
 
Сказал сынам Израиля: «Так сказал Господь Бог Израиля: Из Египта Я вывел Израиль,
спас вас от рук египтян и от руки всех царств, вас угнетавших.
 
А вы сегодня пренебрегли вашим Богом, от всех зол и бед вас спасающим, только поставь нам царя, Ему вы сказали,
теперь предстаньте пред Ним по коленам и тысячам вашим».
 
Подвел Шмуэль все колена Израиля,
колено Биньямина было отмечено.
 
Колено Биньямина по семействам подвел, семейство Матри было отмечено,
Шауль сын Киша отмечен был, искали его — не нашли.
 
Опять Господа вопросили, пришел сюда еще человек?
Сказал Господь: Вот он, прячется среди вещей.
 
Побежали, забрали оттуда, встал среди народа:
на голову выше всего народа.
 
Сказал народу Шмуэль: «Видите, кого выбрал Господь? Нет, такого, как он, в народе!»
Воскликнул народ, говоря: «Да здравствует царь!»
 
О законах царства говорил народу Шмуэль, записав в книгу, пред Господом положил,
отослал Шмуэль весь народ по домам.
 
И Шауль в дом свой пошел, в Гиву,
с ним пошли доблестные, чьих сердец Бог коснулся.
 
А негодяи сказали: «Что этот нам сделает?» Позоря его, дар не поднесли,
а он будто бы и не слышал.
 
Шауль. Отторжение царства 
 
Шмуэль говорит Шаулю, что Господь отнял у него царствование над Израилем из-за того, что тот пощадил Агага, царя Амалека, который в еврейской традиции стал символом абсолютного зла. Сказано в Учении (Торе):  
 
Помни, что сделал тебе Амалек
на пути, когда из Египта вы выходили.
 
Случившись тебе на пути, перебил за тобой в хвосте всех ослабевших, а ты устал, изнурен,
Бога он не страшился.
 
Будет: когда Господь Бог от всех врагов вокруг тебе даст покой в земле, которую Господь Бог дает тебе в удел, во владение, сотри память об Амалеке под небесами,
не забудь
(Слова, Дварим 25:17-19).
 
            Идя воевать с Амалеком, Шауль предостерегает от опасности народ кени, обитающий в Мидьяне, на Синае и в Негеве. Из этого народа Итро, тесть Моше. В честь победы над Амалеком Шауль даже устанавливает памятник, но победа оборачивается поражением: царь не исполнил заповедь Господа истребить Амалека. Шауль оправдывается: во-первых, народ помимо его воли взял лучшее из добычи, а, во-вторых, тем, что у народа якобы были, хоть и ошибочные, но благие намерения: принести лучшее из добычи в жертву Господу.
            В  тексте 15-ой главы встречается  транслитерация: трафим — это маленькие статуэтки богов и богинь, амулеты. Выражение  Вечность Израиля  —  одно из имен Всевышнего.
 
Шмуэль Шаулю сказал: «Господь послал меня помазать тебя над народом Его, над Израилем,
теперь слушай голос, слово Господне.
 
Так сказал Всемогущий Господь: Помню, что Израилю творил Амалек,
при выходе из Египта на дороге его стоявший.
 
Ныне иди, убей Амалека, всё его уничтожь, не щади,
убей мужчин и женщин, младенца, ребенка, быка и овцу, верблюда, осла».
 
Созвал Шауль народ, насчитал двести тысяч пеших в Тлаиме
и десять тысяч мужей Иеѓуды.
 
Дошел Шауль до города Амалека,
сражался в долине.
 
Сказал Шауль кени: «Оставьте, спуститесь, уйдите от Амалека, чтобы с ним я вас не сгубил, оказал ты милость сынам Израиля при выходе из Египта»,
ушел кени от Амалека.
 
Поразил Шауль Амалека
от Хавилы до Шура, что у Египта.
 
Захватил он Агага, царя Амалека, живым,
а весь народ острием меча истребил.
 
Пощадил Шауль и народ Агага и лучшее из овец и быков, и второй приплод, и тучных овнов, всё лучшее уничтожить не пожелали,
а весь скот худой, дурной уничтожили.
 
 
Слово Господа было Шмуэлю, сказал.
 
Жалею, что Шауля Я воцарил: он от Меня отвратился, слова Мои не исполнил,
возгорелся Шмуэль, всю ночь к Господу он взывал.
 
Встал утром Шмуэль — встретить Шауля,
говорили Шмуэлю, сказав, что Шауль, чтобы памятник установить, пришел в Кармель, повернул, ушел, спустился в Гилгаль.
 
Шмуэль к Шаулю пришел,
Шауль ему говорит: «Благословен ты у Господа! Я слово Господне исполнил».
 
Сказал Шмуэль: «Что в моих ушах? Овец блеянье? 
Мычание скота, которое слышу?»
 
Сказал Шауль: «От Амалека их привели, лучшее из овец и быков народ пожалел, чтобы твоему Господу Богу в жертву его принести,
а остальное мы уничтожили».
 
 
Сказал Шаулю Шмуэль: «Подожди, скажу тебе, что этой ночью Господь мне говорил»,
сказал ему: «Говори».
 
Сказал Шмуэль: «Хоть и мал ты в своих глазах, глава колен Израиля ты,
Господь помазал тебя царем над Израилем.
 
Господь послал тебя в путь,
сказал: Иди, уничтожь грешного Амалека! Воюй с ними до истребления.
 
Почему ты голос Господа не послушал?
Набросился на добычу, зло в глазах Господа сотворил».
 
Сказал Шмуэлю Шауль: «Я голос Господа слушал, шел по пути, которым послал Господь,
привел Агага, царя Амалека, а Амалека я уничтожил.
 
Но народ взял из добычи овец и быков, лучшее из уничтожаемого —
принести в жертву  в Гилгале твоему Господу Богу».
 
Сказал Шмуэль: «Господь желает всесожжения и жертвы мира так же, как послушание голосу Господа?
Слушать лучше, чем жертва, внимать — лучше тука баранов.
 
Грех чародейства — это мятеж, греховность трафим — пустое моление,
за то, что отверг ты слово Господне, Он тебя от царствования отторг».
 
Сказал Шмуэлю Шауль: «Согрешил, уста Господни и слова твои преступил:
боялся народа, послушал голос его.
 
Теперь грех мой прости,
возвратись со мной, пред Господом я преклонюсь».
 
Сказал Шаулю Шмуэль: «С тобой не возвращусь:
ты словом Господа пренебрег, и Господь тобой пренебрег: не быть тебе царем над Израилем».
 
Повернулся Шмуэль уйти,
схватил край накидки его — порвалась.
 
Сказал Шмуэль: «Оторвал сегодня Господь от тебя царствование над Израилем,
отдал ближнему, который лучше тебя.
 
И вечность Израиля не солжет, не пожалеет:
не человек Он — жалеть».
 
Сказал: «Согрешил, но сейчас почти меня перед старейшинами моего народа и перед Израилем,
возвратись со мной, пред Господом Богом твоим я преклонюсь».
 
Возвратился Шмуэль за Шаулем,
пред Господом Шауль преклонился.
 
Сказал Шмуэль: «Приведите Агага, царя Амалека», подошел Агаг к нему в узах,
сказал Агаг: «Истинно, горечь смерти явилась».
 
Сказал Шмуэль: «Как меч твой матерей делал бездетными, так твоя мать среди жен станет бездетной»,
рассек Шмуэль Агага в Гилгале пред Господом.
 
Ушел Шмуэль в Раму,
а Шауль домой поднялся, в Гиву Шауля.
 
Больше Шмуэль Шауля не видел до дня своей смерти, горевал Шмуэль о Шауле,
пожалел Господь, что Шауля над Израилем воцарил.
 
 
Давид. Избрание
 
Формально второй, Давид был, по сути, первым еврейским царем, в полной мере воплотившим в себе всё подлинно царское, включая свержение предшественника, представленного Писанием как уступка требованию народа, а потому неудачей, не Господней — народной ошибкой. Давид — антитеза предшественнику. Интересно: если царь — историческая описка, о пагубности которой предупреждает устами пророка Всевышний, то после воцарения Давида Бог больше об этом не говорит. Давид Господа убедил, что царь — хорошо? Господь, избравший Шауля, понял, что дело не в царе, но в царской личности? Это человечьи вопросы. Мысли Бога — не наши мысли.
Естественный наследник Шауля возлюбивший Давида Иеѓонатан отрекается от наследия, чем злит отца, в пользу Давида. Шаулем династия началась, на Шауле она пресеклась. Попытки Шауля преследовать и уничтожить Давида представлены ТАНАХом как бессмысленные и бесполезные, как агония царствования. Об отношениях Давида с царем, царским  сыном и царской дочерью в Тексте сказано прямо. Дочь — жена. Сын — безмерно любит его. Царь Шауль не может жить без Давида.
 
Шмуэль 1 16
 
Сказал Шмуэлю Господь: До каких пор о Шауле тебе горевать, его от царствования над Израилем Я отторг,
наполни рог маслом, иди, посылаю тебя к Ишаю из Бейт-Лехема, среди его сыновей царя Я увидел.
 
Сказал Шмуэль: «Как пойду? Услышит Шауль — убьет»,
сказал Господь: Телицу возьмешь и скажешь, что пришел жертву Господу принести.
 
Ишая к жертвоприношению позовешь,
Я дам тебе знать, что делать, того Мне помажешь, о ком Я скажу.
 
Сделал Шмуэль, как Господь говорил, пришел в Бейт Лехем,
старейшины города, беспокоясь, поспешили навстречу, сказали: «Мир пришедшему!»
 
Сказал он: «Мир! Принести жертву Господу я пришел, освятитесь, к жертвоприношению приходите»,
освятил Ишая и сыновей, принести жертву позвал их.
 
Было, когда пришли: Элиава увидев,
сказал: «Да, пред Господом Его помазанник».
 
Сказал Шмуэлю Господь: На вид его не смотри, на рост высокий  его — им Я пренебрег.
Что человек видит? Человек смотрит в глаза, а Господь смотрит в сердце.
 
Позвал Ишай Авинодава, его перед Шмуэлем провел,
сказал: «И этого Господь не избрал».
 
Провел Ишай Шаму,
сказал: «И этого Господь не избрал».
 
Провел Ишай перед Шмуэлем семерых сыновей,
сказал Ишаю Шмуэль: «Этих Господь не избрал».
 
Сказал Ишаю Шмуэль: «Больше нет юношей?» Сказал: «Еще меньший остался, овец он пасет».
Сказал Ишаю Шмуэль: «Пошли его взять, не воссядем, пока он сюда не придет».
 
Послали, привели, он — рыжий, с глазами прекрасными, чудный,
 
 
сказал Господь: Встань, помажь, это он.
 
Шмуэль, взяв рог с маслом, помазал из братьев его, и — сошел дух Господа на Давида с этого дня и на будущее,
встал Шмуэль, в Раму пошел.
 
Дух Господа отступил от Шауля,
злой дух от Господа его поразил.
 
Сказали рабы Шауля:
«Злой дух Божий тебя поразил.
 
Наш Господин прикажет рабам, что перед тобой, найти человека, умеющего играть на киноре,
когда на тебе будет злой дух Божий, заиграет рукой — тебе будет лучше».
 
 
Своим рабам Шауль говорил:
«Отыщите мне человека, играющего хорошо, ко мне приведите».
 
Ответил один из слуг: «Видел, сын Ишая в Бейт Лехеме умеет играть, муж доблестный, воин, умен и красив он,
Господь с ним».
 
Послал Шауль посланцев к Ишаю,
сказал: «Пришли мне Давида, сына, что с овцами».
 
Навьючил Ишай на осла хлеб, мех вина и козленка,
послал с Давидом, сыном своим, к Шаулю.
 
Пришел к Шаулю Давид, встал перед ним,
очень он его полюбил, стал у него тот оруженосцем.
 
Послал Шауль к Ишаю, сказав:
«Пусть останется Давид у меня, нашел он в глазах моих милость».
 
Было: когда Божий дух на Шауле, Давид, взяв кинор, рукою играл,
легче было Шаулю, лучше было ему, злой дух от него отступал.
 
Давид в общей сложности царствовал  40 лет (1004–965 гг. до н. э.), сохранившись в народной памяти как идеальный правитель. Тайно помазанный, он становится музыкантом царя и его оруженосцем. Победа юноши Давида над Голиатом (Голиафом) предопределила исход боя с плиштим и судьбу победителя.
Военачальник Шауля, друг его сына, царский зять, снискавший своими победами популярность в народе, Давид вызвал ненависть у Шауля. Давид скрывается от его гнева, находит убежище у плиштим, и только после гибели Шауля и его сыновей он был провозглашен царем Иеѓуды, а спустя годы, завоевав Иерушалаим, — всего Израиля. Царь Давид ведет успешные войны, укрепляет единство колен Израиля, подавляет бунт сына своего Авшалома (Авессалома).
Личность Давида, при всем пиитическом отношении к нему Текста, далека от идеализации. Так, совершивший немало благородных поступков (в особенности по отношению к ищущему его души Шаулю), Давид творит немало грехов, самый известный из которых — поступок с Бат Шевой, ради любви к которой он руками врагов убивает ее мужа, посылая Урию на смерть.
            Традиция считает Давида автором Теѓилим (Псалмов), его перу принадлежит один из лучших поэтических текстов ТАНАХа — плач о Шауле и его сыне, своем друге Иеѓонатане.
 
Израиль, погибла краса твоя  на горах!
Как воины пали!
 
В Гате не говорите! На улицах Ашкелона не возвещайте!
Чтобы дочери плиштим не веселились! Чтобы дочери необрезанных не ликовали!
 
Горы Гилбоа! Ни росы, ни дождя вам, ни полей на высотах:
там щит воинов сломан, щит Шауля, маслом не смазанный.
 
От крови убитых, от тука воинов лук Иеѓонатана не отступал!
Меч Шауля пустым не возвращался!
 
Шауль и Иеѓонатан при жизни любимые и прекрасные и в смерти не разлучились!
Быстрее орлов, львов были сильнее!
 
Дочери Израиля, о Шауле рыдайте,
не он ли одевал вас в красную шерсть расписную, украшения золотые на ваши наряды не возлагал?
 
Как пали воины в битве!
Иеѓонатан — на горах убитых!
 
О тебе, брат мой Иеѓонатан, я горюю! Для меня был ты прекрасен!
Любовь твоя мне женской любви чудесней была!
 
Как воины пали!
Пропало оружие!
(Шмуэль 2 1:19-27)
 
 
Давид. Победа над соперником-сыном
 
Эта победа стала горчайшей в жизни Давида, став самой страшной платой за власть, которой при жизни отца-царя добивается его сын Авшалом. Доверяя искренности и точности Текста, анализируя его, можно  сказать:  в этой войне Давид вынужден победить.
 
Шмуэль 2 18
 
Давид, сосчитав народ, что с ним,
поставил над ними командиров тысяч и командиров сотен.
 
Отправил Давид народ: треть — с Иоавом, треть — с Авишаем сыном Цруи, братом Иоава, треть — с Итаем из Гата,
сказал народу Давид: «Выхожу, с вами иду я».
 
Сказал народ: «Не выходи, если мы побежим, сбежим — нас не заметят, если нас половина погибнет — на нас и не глянут, тотчас таких, как мы, — десять тысяч,
лучше теперь, чтоб из города ты нам помогал».
 
Царь сказал им: «Сделаю то, что в ваших глазах хорошо»,
стал царь у ворот, а народ по сотням, по тысячам выходил.
 
Приказал царь Иоаву, Авишаю, Итаю, сказав: «Юношу Авшалома для меня — укройте»,
весь народ слышал царский приказ командирам об Авшаломе.
 
Народ вышел в поле навстречу Израилю,
в лесу Эфраима было сражение.
 
Народ Израиля там был рабами Давида разбит,
в тот день разгром великий был — двадцать тысяч.
 
По всей той земле битва распространилась,
в тот день чаща лесная пожрала больше, чем пожрал меч. +++
 
Случилось: Авшалом — перед рабами Давида,
Авшалом ехал на муле, зашел мул под ветви большого дуба, ветвями дуба его голову захватило, между землей и небом повис, мул, который под ним, ушел.
 
Один человек увидел, Иоаву сообщил,
сказал: «Видел я Авшалома, на дубе висит он».
 
Сказал Иоав человеку, ему сообщившему: «Видел, почему не убил его, там — его в землю?
Десять серебряных дал бы тебе и пояс».
 
Сказал Иоаву тот человек: «Если б и тысячу серебряных я взвешивал бы в руках, не простер бы руку на царского сына,
ибо в наш слух царь приказал тебе, Авишаю, Итаю, сказав: 'Сохраните мне царского сына, юношу Авшалома'.
 
Ложь бы в душе своей сотворил — ничего от царя б не укрылось,
а ты в стороне бы стоял».
 
Сказал Иоав: «Медлить, упрашивать тебя я не буду»,
взял три стрелы в руку, в сердце Авшалому вонзил — тот в сердце дуба был еще жив.
 
Окружили его десять юношей, оруженосцев Иоава,
поразили Авшалома и — умер.
 
Иоав протрубил в шофар — из погони за Израилем народ возвратился,
обратил Иоав народ.
 
Взяв Авшалома, в огромную расселину бросили, громадную груду камней над ним навалили,
и весь Израиль по своим шатрам разошелся.
 
Поставил при жизни Авшалом памятник себе в Царской долине, поставил, сказав: «Сына нет у меня, чтобы напоминал мое имя»,
назвал памятник своим именем; до сего дня памятником Авшалому его называют.
 
Ахимаац сын Цадока сказал: «Побегу, весть царю сообщу
о суде Господа — от руки вражеской!»
 
Иоав ему говорит: «Ты сегодня не благовестник, в другой день весть сообщи,
сегодня не сообщай: сын царя умер».
 
Сказал Иоав Куши: «Иди, расскажи царю, что ты видел»,
перед Иоавом Куши простерся и побежал.
 
Опять сказал Иоаву Ахимаац сын Цадока: «Что бы ни было, и я побегу за Куши»,
Иоав сказал: «Зачем тебе, сын мой, бежать? Нет у тебя радостной вести!»
 
«Что бы ни было, побегу!» Сказал он: «Беги!»
Ахимаац долиной бежал, Куши он обогнал.
 
Давид сидел между двумя воротами,
дозорный пошел на крышу ворот, на стену, поднял глаза, увидел — один человек бежит.
 
Дозорный позвал, сообщил царю, сказал царь: «Если один — в устах его весть»,
он шел, подходил, приближался.
 
Увидел дозорный: бежит другой человек, закричал дозорный привратнику, говоря: «Вот, бежит один человек!»
Сказал царь: «Вестник и этот».
 
Сказал дозорный: «Вижу, бег первого, как бег Ахимааца сына Цадока»,
сказал царь: «Человек добрый — с вестью доброй придет».
 
Крикнул Ахимаац, сказал царю: «Мир! — Ниц перед царем на землю упал,
сказал. — Благословен Господь Бог твой, выдавший людей, на царя, моего господина, руки поднявших!»
 
Сказал царь: «Благополучен юноша Авшалом?»
Сказал Ахимаац: «Огромную толпу видел я, когда раб царя Иоав своего раба посылал, но что там, не знаю».
 
Сказал царь: «Отойди, здесь постой»,
отошел он и стал.
 
И — прибыл Куши,
Куши сказал: «Царь, мой господин, добрая весть! Ныне Господь судил всех на тебя восставших!»
 
Сказал царь Куши: «Благополучен  юноша Авшалом?»
Сказал Куши: «Да будет, что с юношей, с врагами царя, моего господина, со всеми во зло на тебя восстающими!»
 
Шмуэль 2 19 (1-9)
Задрожал царь, вверх, на ворота поднялся, заплакал,
ходил, говорил: «Сын мой Авшалом, сын мой, мой сын Авшалом, кто мне даст смерть, я вместо тебя, Авшалом, сын мой, мой сын!»
 
Сообщили Иоаву:
«Царь плачет, о сыне он сокрушается».
 
В тот день спасение стало скорбью всего народа:
слышал народ в тот день, говорил: о сыне царь сокрушается.
 
Крался в тот день народ, в город входя,
как крадется народ опозоренный, убегая из боя.
 
Укрыв лицо, взывал царь голосом громким:
«Мой сын, Авшалом! Авшалом, сын мой, мой сын!»
 
Иоав, придя в дом к царю,
сказал: «Сегодня ты опозорил всех рабов своих, спасших ныне душу твою и душу сыновей твоих, дочерей, душу жен, душу наложниц.
 
Любя тебя ненавидящих, любящих тебя ненавидя,
сегодня ты доказал, что нет для тебя ни вельмож, ни рабов, сегодня я понял, что если Авшалом был бы жив, а все мы сегодня мертвы, это было бы в глазах твоих справедливым.
 
Теперь встань, выйди, сердцу рабов своих говори,
ибо, клянусь Господом, не выйдешь — ни один при  тебе в эту ночь не останется ночевать, и эта беда — из всех бед, тебя постигавших от юности твоей и доныне».
 
Встал царь, сел в воротах,
весь народ известили, что сидит царь в воротах, весь народ прошел перед царем, и Израиль по шатрам своим разошелся.
 
Давид  передает власть Шломо (Соломону)
 
Обличитель царей дома Давида Ирмеяѓу пророчествовал (33:14-17):
 
Дни наступят, — слово Господа, —
исполню Я слово благое, изреченное о доме Израиля и доме Иеѓуды.
 
В эти дни, в этот час росток праведный Давиду взращу,
на земле будет он праведный суд вершить.
 
В эти дни спасена будет Иеѓуда, в покое жить будет Иерушалаим,
и так его нарекут: Господь — праведность наша.
 
Ибо так сказал Господь:
Не пресечется муж у Давида, восседающий на престоле Израиля.
 
За спиной состарившегося Давида один из его сыновей Адония (Адонияѓу), и по матери брат Авшалома, пытается захватить власть. Несмотря на то, что Адония завел колесницы, всадников и скороходов, что свидетельствовало о его намерении унаследовать трон, отец, возможно, по незнанию, его в этом не упрекал. К этому времени Адония, вероятно, был старшим из живых сыновей Давида. Его старшие братья Амнон и Авшалом погибли, а о судьбе Килава от Авигаиль нет упоминаний. Таким образом, его притязания на трон выглядят вполне обоснованными.
Но! Царь Давид еще жив!
Бат-Шева (Вирсавия) и люди из ближайшего окружения, в том числе крети и плети, особый царский отряд, его телохранители, именовавшиеся так потому, что его составляли выходцы из этих местностей или народов, делают всё, чтобы Давид выполнил обещание поставить после себя на царство Шломо.
Церемония  помазания Шломо по приказу Давида происходит в Гихоне, самом значительном источнике в окрестностях города Давида (Иерушалаима).
Спасаясь от гнева нового царя, его сводный брат Адония ухватился за рога жертвенника (по углам жертвенника были выступы, похожие на рога), что было равносильно бегству в город-убежище.
 
Цари  1 1
 
Состарился царь Давид, вошел в лета,
одеждами покрывали, но тепло ему не было.
 
Сказали рабы: «Поищут господину царю девственную девицу быть при нем, угождать,
у груди твоей будет лежать, будет тепло царю, моему господину».
 
Во всех пределах Израиля красивую девицу искали,
нашли Авишаг из Шунема, к царю ее привели.
 
Девица очень красива,
служила ему, угождала, но царь ее не познал.
 
Адония сын Хагит, возгордившись, сказал: «Я буду царствовать!»
Завел колесницы, всадников, пятьдесят человек, перед собою бегущих.
 
Отец никогда его не огорчал, говоря: «Зачем ты так сделал?»
Он также очень красив, после Авшалома она его родила.
 
Иоав сын Цруи и коѓен Эвьятар были с ним,
они Адонии помогали.
 
Но коѓен Цадок и Бенаяѓу сын Иеѓояды, и Натан-пророк, и Шими, и Реи, и доблестные Давида
с Адонией не были.
 
Принес Адонияѓу жертву — баранов, быков, откормленный скот, у камня Зохелет, рядом с Эйн Рогэлем,
позвал всех братьев своих, сыновей царя, всех мужей Иеѓуды, царских рабов.
 
А пророка Натана и Бенаяѓу, и доблестных, и брата Шломо не позвал.
 
Сказал Натан Бат-Шеве, матери Шломо, говоря: «Ведь слышала ты, что Адонияѓу сын Хагит воцарился?
А господин наш Давид не знает!
 
Тотчас иди, советую я тебе,
спаси свою душу и душу своего сына Шломо.
 
Иди, к царю Давиду явись и скажи: 'Царь, мой господин, не ты ли рабе своей клялся, сказав, что сын твой Шломо будет царствовать после меня, он на мой престол сядет,
почему воцарился Адонияѓу?'
 
Ты еще там с царем говоришь,
я за тобой приду и слова твои завершу».
 
Пришла Бат-Шева в покои к царю, царь очень  состарился,
Авишаг из Шунема служит царю.
 
Поклонилась Бат-Шева, перед царем распростерлась.
«Что тебе?» — царь ей говорит.
 
Сказала ему: «Мой господин, ты Господом Богом рабе своей клялся, что сын твой Шломо будет царствовать после меня,
он на мой престол сядет.
 
А теперь, вот, Адония воцарился,
а ты, царь, мой господин, и не знаешь.
 
Принес в жертву множество быков, скота откормленного и баранов,
 
позвал всех сыновей царя, коѓена Эвьятара, Иоава-военачальника,
а Шломо, раба твоего, не позвал.
 
Ты, царь, мой господин, глаза всего Израиля на тебя:
сказать им, кто на престол сядет после него, царь, мой господин.
 
Будет: ляжет царь, мой господин с отцами своими —
я и сын мой Шломо виновными будем».
 
Она с царем еще говорит,
вошел Натан-пророк.
 
Сказали царю, говоря: «Вот, Натан-пророк»,
подошел к царю, на земле перед царем ниц распростерся.
 
Сказал Натан: «Царь, мой господин, ты говорил: 'Адонияѓу после меня воцарится,
он на мой престол сядет'?
 
Он нынче спустился, принес в жертву множество быков, скота откормленного, баранов, позвал военачальников, коѓена Эвьятара, они едят и пьют перед ним,
возглашая: 'Да здравствует царь Адонияѓу!'
 
А меня, меня, раба твоего, и коѓена Цадока, и Бенаяѓу сына Иеѓояды, и Шломо, раба твоего, не позвал.
 
Если будет так от царя, моего господина,
почему не сообщил рабу своему, кто на престол сядет, царь, мой господин, после него?»
 
Отвечал царь Давид, говоря: «Бат-Шеву ко мне позовите»,
она к царю подошла, встала перед царем.
 
Царь поклялся, сказав:
«Жив Господь, спасший от всех бед душу мою!
 
Как клялся тебе Господом Богом Израиля, говоря, что сын твой Шломо будет царствовать после меня, на моем престоле вместо меня он сядет,
так сегодня и сделаю».
 
Поклонилась Бат-Шева ниц до земли, перед царем распростерлась,
сказала: «Царь Давид, вечно живи!»
 
 
Сказал царь Давид: «Цадока-коѓена, пророка Натана, Бенаяѓу сына Иеѓояды ко мне позовите»,
они к царю подошли.
 
Сказал им царь: «Возьмите с собой рабов вашего господина, моего сына Шломо на мула моего посадите,
сведите его в Гихон.
 
Там помажут его коѓен Цадок и Натан-пророк царем над Израилем,
в шофар протрубите и возгласите: 'Да здравствует царь Шломо!'
 
Поднимитесь за ним, придя, на мой престол сядет он и будет царствовать вместо меня,
ему я велел быть правителем Израиля и  Иеѓуды».
 
Отвечая царю, Бенаяѓу сын Иеѓояды, сказал: «Истинно!
Так скажет Господь Бог царя, моего господина!
 
Как был Господь с моим господином, царем, так будет Он со Шломо,
его престол над престолом моего господина, царя Давида возвысит!»
 
Сошли коѓен Цадок и Натан-пророк, и Бенаяѓу сын Иеѓояды, и крети и плети, на мула царя Давида Шломо посадили,
в Гихон его повели.
 
Взял коѓен Цадок из шатра рог с маслом и помазал Шломо,
протрубили в шофар, весь народ возгласил: «Да здравствует царь Шломо!»
 
Поднялся за ним весь народ, на свирелях играют, веселятся весельем великим,
от криков раскалывалась земля.
 
Услышал Адонияѓу и все званые им, есть прекратили,
Иоав, звук шофара услышав, сказал: «Что за гул гомонящего города?»
 
Еще говорит — Ионатан сын коѓена Эвьятара пришел,
сказал Адонияѓу: «Подойди, ты храбрый муж, доброе сообщи!»
 
Отвечая, Ионатан сказал Адонияѓу:
«Истинно, Давид, наш царь, господин, Шломо поставил царем.
 
Царь послал с ним Цадока-коѓена и пророка Натана, и Бенаяѓу сына Иеѓояды, и крети и плети,
на мула царя они его посадили.
 
Помазали его коѓен Цадок и Натан-пророк в Гихоне царем, оттуда, веселясь, поднялись, и город грохочет,
это гул, который вы слышали».
 
И сел Шломо на царский престол.
 
И пришли рабы царя поздравить своего господина, царя Давида, сказали: «Бог сделает имя Шломо лучше имени твоего, его престол над твоим престолом возвысит»,
царь на ложе своем поклонился.
 
И царь сказал так:
«Благословен Господь Бог Израиля, даровавший сегодня сидящего на престоле моем, и глаза мои видят».
 
Все званые Адонияѓу затрепетали, вскочили,
каждый своей дорогой пошел.
 
Адонияѓу, испугавшись Шломо,
встал, пошел, за рога жертвенника ухватился.
 
Сообщили Шломо, говоря: «Адонияѓу царя Шломо испугался,
за рога жертвенника ухватившись, сказал: 'Сейчас пусть мне царь Шломо поклянется: если убью мечом  раба своего'».
 
Сказал Шломо: «Если храбрым мужем он будет, волос с головы его на землю не упадет,
если в нем зло обнаружено будет — умрет».
 
Послал царь Шломо, и с жертвенника сняли его, он пришел и перед царем Шломо распростерся,
сказал Шломо: «В дом свой иди».
 
 
Царь и народ 
 
          После смерти Шломо северные колена отвергают его наследника Рехавама (Цари  1 12). Рехавам приходит в Шхем, важнейший город северных колен, что  вызвано его слабостью, и на просьбу облегчить ярмо царской власти по совету своих сверстников обещает наказывать народ особого рода плетками — скорпионами. В результате Рехавам возвращается в Иерушалаим и правит Иеѓудой, а над северными коленами воцаряется  Яровам, который воздвигает центры служения, альтернативные Храму в Иерушалаиме, строит их в Бейт-Эле и Дане, ставит жертвенники на высотах (дома высот). Из-за недостатка подлинных коѓенов, возможно, отказывавшихся служить в домах высот, Яровам совершает «демократизацию», ставя на их место людей «из народа» из всех колен Израиля. Тем самым Яровам нарушает закон Учения (Торы), согласно которому только выходцы из колена Леви, потомки Аѓарона, могли быть коѓенами.
Яровам установил праздник подобный Сукоту, совпадающий в Иеѓуде со временем окончания сбора урожая, который празднуют в седьмой месяц. Этот праздник Яровам отодвинул на месяц, возможно, потому, что время окончания сбора урожая у северных колен более поздний, возможно, для того, чтобы дать возможность северянам отпраздновать дважды. В Бейт-Эле Яровам восходит на жертвенник, исполняя функции коѓена.
После раскола единого царства династия Давида правила  Иеѓудой более 400 лет, вплоть до разрушения Первого храма (586 до н. э.). В это время в Израиле, северном царстве, династии сменялись одна за другой, и через 200 лет после раскола десять северных колен были изгнаны из страны.
 
Рехавам пошел в Шхем,
ибо в Шхем весь Израиль пришел его воцарить.
 
Было: Яровам сын Невата об этом услышал, будучи в Египте, куда от царя Шломо убежал,
Яровам жил в Египте.
 
Послали, позвали его, пришли Яровам и весь Израиль собравшийся,
говорили с Рехавамом, сказали.
 
«Твой отец сделал ярмо наше тяжким,
ты теперь тяжкую работу отца твоего и ярмо тяжкое, что на нас возложил, облегчи, и мы служить тебе будем».
 
Сказал им: «Идите, на третий день ко мне возвратитесь»,
ушел народ.
 
Советовался царь Рехавам со старейшинами, стоявшими при жизни перед Шломо, отцом его, говоря:
«Как этому народу советуете ответить?»
 
Говорили ему, сказали: «Если сегодня народу этому будешь рабом, им будешь служить, им ответишь, им слова добрые скажешь,
они тебе все дни будут рабами».
 
Он совет старейшин, что советовали ему, отбросил,
с детьми, с которыми рос, стоящими перед ним, посоветовался.
 
Сказал им: «Что советуете ответить народу этому,
сказали мне они, говоря: 'Ярмо, которое твой отец на нас возложил, облегчи'?»
 
Дети, с которыми рос он, сказали: «Народу этому, тебе говорившему: 'Отец твой наше ярмо утяжелил, а ты его облегчи',
так им скажи: 'Мой мизинец толще чресл отца моего.
 
Отец мой на вас ярмо тяжкое возложил, я к ярму вашему ныне добавлю,
отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами'».
 
На третий день пришел Яровам и весь народ к Рехаваму,
как царь, сказав, говорил: «На третий день ко мне возвратитесь».
 
Царь тяжко ответил народу,
совет старейшин, что советовали ему, отбросив.
 
Говорил с ними по совету детей, сказав: «Отец мой ярмо утяжелил, к ярму вашему я добавлю,
отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами».
 
Царь народ не услышал,
Господь был причиной: чтоб исполнилось Его слово, сказанное Господом через Ахию из Шило Яроваму сыну Невата.
 
Весь Израиль увидел: царь их не услышал, народ ответил царю, сказав: «Что за доля у нас в Давиде? Нет удела у сына Ишая! Израиль, в шатры свои! Теперь, Давид, на дом свой смотри!»
И Израиль пошел по шатрам.
 
Над сынами Израиля, в городах Иеѓуды живущими,
над ними царствовал Рехавам.
 
 
Послал царь Рехавам Адорама, который над податями, забросал его весь Израиль камнями — погиб,
а царь Рехавам с трудом взошел на колесницу — бежать в Иерушалаим.
 
Преступил Израиль против дома Давида — и до сего дня.
 
Было: когда весь Израиль услышал, что Яровам возвратился, послали за ним — в совет, над Израилем воцарили,
за домом Давида не было никого, кроме одного колена Иеѓуды.
 
Придя в Иерушалаим, Рехавам собрал из всего дома Иеѓуды и колена Биньямина сто восемьдесят тысяч отборных воинов —
с домом Израиля воевать, вернуть царствование Рехаваму сыну Шломо.
 
 
Было слово Бога Шемае, Божьему человеку, сказал Он.
 
Скажи Рехаваму сыну Шломо, царю Иеѓуды, и всему дому Иеѓуды и Биньямина,
и народу всему, говоря.
 
Так Господь говорил: С братьями вашими, сынами Израиля на войну не поднимайтесь, каждый в свой дом возвратитесь: от Меня это,
услышав слово Господа, вернулись, пошли по слову Господню.
 
Отстроил Яровам в горах Эфраима Шхем, в нем поселился,
уйдя оттуда, отстроил Пнуэль.
 
В сердце своем сказал Яровам:
«Теперь царство к дому Давида вернется.
 
Если этот народ поднимется жертвоприношения совершить в дом Господень, в Иерушалаим, сердце народа воротится к своему господину, к Рехаваму, царю Иеѓуды,
меня убьют, к Рехаваму, царю Иеѓуды вернутся».
 
Посоветовавшись, царь сделал двух телят золотых,
сказал: «Довольно в Иерушалаим вам подниматься, вот, Бог твой, Израиль, выведший из земли Египет тебя».
 
Одного в Бейт-Эле установил,
другого в Дане поставил.
 
Дело это было грехом,
ходил народ к одному даже в Дан.
 
Построил дома высот, жрецов из всего народа поставил,
из сыновей Леви они не были.
 
Установил Яровам праздник в восьмой месяц в пятнадцатый день месяца, как праздник в Иеѓуде, взошел на жертвенник, так сделал в Бейт-Эле, принес жертвы телятам, которых он сделал,
жрецов высот, которых назначил, поставил в Бейт-Эле.
 
Взошел на жертвенник, который сделал в Бейт-Эле, в пятнадцатый день восьмого месяца, в своем сердце задуманный
сынам Израиля праздник установил, взошел на жертвенник — воскурить.
 
 

5

Власть  и властители. Антология.

Теѓилим

(Псалмы, в скобках номер согласно русской традиции)

 

2
 
Зачем  народы шумят,
племена замышляют пустое?
 
Цари земные, властители объединились
против Господа и помазанника Его.
 
Узы их разорвем,
сбросим их путы.
 
В небесах сидящий смеется,
глумится над ними Господь.
 
Скажет им в гневе,
в ярости, в ужас их повергая.
 
Я помазал царя Моего
над Сионом, Моей горою святою.
 
Господень закон, который Он мне поведал: Ты — сын Мой,
тебя сегодня родил.
 
Проси — в наследье тебе народы отдам,
землю от края до края — тебе во владение.
 
Сокруши их жезлом железным,
как сосуд глиняный, их разбей.
 
Образумьтесь, цари,
будьте мудры, судьи земные.
 
Господу в страхе служите,
радуйтесь — в трепете.
 
 Будьте чисты, чтобы Он не разгневался, чтобы не сбились с пути, чтобы гнев не вспыхнул Его.
Счастливы на Него уповающие.
 
45 (44)
 
 

В этой «песни любви» описывается свадьба царя: великолепие, узорчатые ткани, звуки музыкальных инструментов (мини), доносящиеся «из чертогов слоновьей кости».

Руководителю. На шошаним. Сыновей Кораха маскил. Песнь любви.
 
Сердце шепчет красное слово, песни свои пою я царю,
перо скорописца — язык мой.
 
Прекраснейший из людей, чары в уста твои влиты,
навек благословил тебя Бог.
 
Препояшься, герой, мечом,
великолепием дивным.
 
С удачей великолепно скачи на слове истины, скромности, праведности,
а могуществу тебя десница научит.
 
Острые стрелы в  народы под тобою падут,
в сердца царских  врагов.
 
Престол твой Божий навек,
праведен скипетр, твой скипетр царский.
 
Праведность любишь, нечестие ненавидишь, потому Богом помазан
над друзьями маслом веселья.
 
Благовония — одежды твои,
из чертогов слоновьей кости мини тебя веселят.
 
Дочери царские — среди знатных,
царица — одесную в злате офирском.
 
Дочь, гляди, слушай, внимая,
народ свой и дом отцовский забудь.
 
Если красу твою царь возжелает,
он — господин, ему преклонись.
 
Дочь Цора, богатейшие из народа к тебе с дарами придут.
 
Вносят дочери царской богатство,
ее одеяния златом расшиты.
 
В узорчатых ее подводят к царю, девицы-подруги за нею,
к тебе их подводят.
 
В веселье и радости их ведут,
в дворец царский приводят.
 
Под отцом своим будут твои сыновья,
вельможами по всей стране их поставишь.
 
В поколениях увековечу имя твое,
вечно славить тебя будут народы.
 
54 (53)
 
В центре текста — молитва Давида во время преследования его Шаулем, когда он скрывался в пустыне Зиф, а ее обитатели, предав Давида,  пришли к Шаулю (Шмуэль 1 23:14-19).
 
Руководителю. На негинот. Маскил Давида.
 
Когда пришли зифим и сказали Шаулю:
«Ведь Давид  скрывается у нас».
 
Именем Своим, Боже, спаси,
за меня Своей мощью воздай.
 
Молитву мою, Боже, услышь,
внемли словам моих уст.
 
Ведь чужие восстали, жестокие ищут душу мою,
нет у них Бога.
Села.
 
А мне Бог помогает,
душу мою укрепляет Господь.
 
Зло на врагов обращает,
Своей истиной истребляет.
 
Я жертвы Тебе принесу,
имя Твое, Господь, восславлю, ибо Ты благ.
 
Ты спас меня от всех бед,
врагов своими глазами я видел.
 
72 (71)
 
Надписание этой главы можно истолковать двояко: принадлежащее Шломо, и — посвященное Шломо, идеальному царю, во времена которого народ достигнет процветания и благополучия. При  идеальном царе границы государства будут «от моря до моря», т.е. от Ям Суф (Красного, Тростникового, Чермного) до моря Великого (Средиземного), и от реки Прат (Эвфрат) до концов земли, до пустыни.
Текст содержит пророчество о могуществе Страны Израиля, властителю которой будут приносить дары цари далеких стран: Таршиша, островов, Шевы и Севы. Урожай в стране будет подобен ливанскому лесу — ливанским кедрам, которые являются в ТАНАХе постоянным образом силы и могущества.
 
Шломо.
Боже, царю Свои законы даруй,
Свою праведность — царскому сыну.
 
Судить праведно свой народ,
бедняков — по закону.
 
Горы народу мир вознесут,
холмы — справедливость.
 
Судить бедняков, сыну нищего помогать,
грабителя усмирять.
 
Благоговеть пред Тобою доколе солнце,
луна из рода в род.
 
Прольется, как ливень на луг,
оросит каплями землю.
 
В его дни праведник процветет,
мир великий — доколе луна не исчезнет.
 
Властвовать будет от моря до моря,
от реки — до концов земли.
 
Обитатель пустыни перед ним преклонится,
враги прах будут лизать.
 
Цари Таршиша и островов дар принесут,
подношения — цари Шевы и Севы.
 
Все цари перед ним преклонятся,
все племена ему будут служить.
 
Ибо нищего он спасет
и бедняка беззащитного.
 
Защитит нищего и убогого,
их души спасет.
 
От коварства злодеев их души избавит:
в его глазах их кровь дорога.
 
Чтобы жили, даст золото Шевы, будут молиться о нем постоянно,
изо дня в день благословляя.
 
Урожай обильный будет в Стране, на горных вершинах лесом ливанским плоды зашумят,
города процветут, как травы земные.
 
Вечно имя его доколе солнце, вечно имя, которым благословятся
все племена, его восславляя.
 
Благословен Господь Бог, Израиля Бог,
единственный, кто творит чудеса.
 
Благословенно имя славы Его вовек, всю землю слава Его наполняет.
Истинно, верно.
 
Завершились молитвы Давида, сына Ишая.
 
132 (131)
 
Здесь звучат клятва Давида найти место земного пребывания Господу; песнь восходящих в обитель Господню; слова об избрании Иерушалаима и клятва Господа Давиду о вечности его царского рода.
 
Песнь ступеней.
Вспомни, Господь, Давида,
все страданья его.
 
Господу поклявшегося,
обет Всемогущему Яакова давшего.
 
В шатер свой не войду,
на ложе свое не взойду.
 
Не дам глазам своим сна,
дремы — векам своим.
 
Пока место Господу не найду,
обитель — Всемогущему Яакова.
 
Мы слышали это в Эфрате,
в лесистых полях находили.
 
Войдем в обитель Его
подножию ног Его поклониться.
 
В покой Свой, Господь, взойди,
Ты и ковчег Твоей мощи.
 
Праведностью коѓены Твои облекутся,
верные Твои воспоют.
 
Ради Давида, раба Твоего,
не отвергни лица помазанника Своего.
 
Поклялся Давиду Господь: Истинно, от плода чрева Давида не отступлю,
на твоем престоле поставлю.
 
Если сыны твои будут хранить Мой завет и заповеди, которым их научу,  и их сыновья, то навечно
на твоем престоле сидеть они будут.
 
Господь выбрал Сион,
его обителью пожелал.
 
Здесь покой Мой навеки,
здесь буду Я обитать, его пожелал Я.
 
Благословлю пищу его,
бедных хлебом насыщу.
 
Коѓенов его спасением облеку,
песнь воспевать его верные будут.
 
Там рог Давида взращу,
там приготовил светильник помазаннику Моему.
 
Врагов его бесчестием облеку,
венец на нем засверкает.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка