Комментарий | 0

Власть (3)

 
 
Битва Гедеона с мадианитянами - Николя Пуссен
 
 
3
Судьи. Гидон
 
Эпоха судей начинается после Иеѓошуи и старейшин, сменяясь периодом царств. Значение слова «судья» в этом историческом контексте — правитель. Большая часть книги Судей — это рассказ о  харизматических личностях из разных слоев народа, их борьбе с врагами Израиля. Из текста книги следует, что период судей длился 350 лет (семь «юбилеев»), в то время как исследователи полагают, что составлял он около двухсот лет.
Согласно традиции, автор книги — пророк Шмуэль (Самуил). Некоторые судьи лишь упоминаются в книге, но большинство из них оказали огромное влияние на ход еврейской истории, борьбу с язычеством, на утверждение религиозно-национальной самобытности и формирование единого народа на заповеданной Богом земле. Среди них и судья Гидон-Иерубаал.
Избирали судью, чтобы бороться с врагами. Во время  владычества Мидьяна всё, что  сеял Израиль, отбирали враги. Когда  посланец Господа приходит, чтобы избрать того, кто поднимет народ на борьбу, Гидон в давильне молотит пшеницу. Давильни, которые вырубали в скале, предназначались, чтобы  давить виноград или маслины. Но, опасаясь грабителей, Гидон молотит пшеницу в месте, для этого не назначенном.
Свое новое имя Гидон получает после того, как после явленья посланца Господня он разрушает жертвенник Баалу, срубает Ашеру (кумирное дерево) и строит жертвенник Господу.
Гидон-Иерубаал созывает колена на войну с Мидьяном и  собирает армию, триста воинов которой, избранных Господом, побеждают врагов. Израильтяне предлагают судье Гидону стать царем, главное отличие которого от судьи в том, что царская власть передается по наследству, но Гидон-Иерубаал отказывается.
 
Глава 6
 
Творили сыны Израиля зло в глазах Господа,
отдал их Господь на семь лет в руку Мидьяна.
 
Тяжела была рука Мидьяна над Израилем,
сыны Израиля делали себе от Мидьяна норы в горах, пещеры и укрепления.
 
Было: посеет Израиль —
поднимутся Мидьян, Амалек и сыны Кедема, на него нападут.
 
Стан против них разбивали, урожай земли уничтожали до входа в Азу,
не оставляя Израилю пропитание, ни овцы, ни вола, ни осла.
 
Со скотом поднимались, с шатрами приходили во множестве, как саранча, им и верблюдам числа нет,
приходили в страну — губить.
 
Обнищал Израиль из-за Мидьяна,
к Господу сыны Израиля возопили.
 
Было, когда возопили сыны Израиля к Господу
из-за Мидьяна.
 
Господь послал сынам Израиля человека-пророка,
сказавшего, что так Господь Бог Израиля говорил: Я вывел вас из Египта, вывел из дома рабов.
 
От руки египтян вас избавил, от руки всех притеснителей,
изгнал их от вас, вам отдал их землю.
 
Сказал: Я Господь Бог ваш, не бойтесь богов эмори, в земле которых живете,
но голоса Моего вы не слушали.
 
 
Пришел Господень посланец, сел под дубом в Офре Иоаша Авиэзера,
а его сын Гидон в давильне молотит пшеницу, чтобы скрыть от Мидьяна.
 
Явился ему Господень посланец
и сказал ему: «Господь с тобой, доблестный муж».
 
Сказал ему Гидон: «Мой господин, если с нами Господь, почему нас такое постигло?
Где все чудеса, о них рассказывали отцы, говоря, что Господь из Египта нас вывел? А теперь Господь нас покинул, отдал в руку Мидьяна».
 
Обратился к нему Господь и сказал: Иди, силой своей от руки Мидьяна Израиль спаси,
Я тебя посылаю.
 
Сказал ему: «Мой господин, чем я Израиль спасу?
Моя тысяча у Менаше беднейшая, я младший в доме отца моего».
 
Господь сказал ему: Я буду с тобой,
ты Мидьян поразишь, как одного человека.
 
Сказал ему: «Если нашел я милость в твоих глазах,
дай знак, что ты со мной говоришь.
 
Не уйди отсюда, пока не вернусь, вынесу дар, перед тобой положу»,
сказал: «Я останусь до твоего возвращения».
 
Пошел Гидон, приготовил козленка, из эйфы муки — лепешки, положил мясо в корзину, влил похлебку в горшок,
вынес ему под дуб и подал.
 
 
Сказал ему Господень посланец: «Возьми мясо, лепешки и положи на эту скалу, вылей похлебку»,
сделал так.
 
Протянул Господень посланец конец посоха, который в его руке, коснулся лепешек и мяса,
от скалы поднялся огонь, пожрал лепешки и мясо, а Господень посланец ушел с его глаз.
 
Увидел Гидон, что он Господень посланец,
сказал Гидон: «Горе, Властелин Господи! Лицом к лицу видел я посланца Господня».
 
Сказал Господь: Мир тебе, не страшись,
не умрешь.
 
Построил там Гидон жертвенник Господу, назвал его «Господь — мир»,
он еще до сего дня в Офре Авиэзера.
 
Сказал Господь ему в эту ночь: Возьми быка, что у отца твоего, и второго быка, семилетнего,
жертвенник Баала, который у отца твоего, разрушь, Ашеру, что у него, сруби.
 
Построй жертвенник Господу Богу твоему на вершине этой скалы, приготовь,
возьми второго быка и вознеси всесожжение на дровах Ашеры, которую  срубишь.
 
Взял Гидон десять человек из рабов и сделал, как говорил Господь,
боялся из-за дома отца своего и жителей города делать днем — сделал ночью.
 
Встали утром жители города, и — жертвенник Баала разбит, срублена Ашера при нем,
второй бык вознесен во всесожжение на построенном жертвеннике.
 
Говорили один другому: «Кто натворил?»,
разыскивали, искали, сказали: «Гидон сын Иоаша натворил».
 
Сказали жители города Иоашу: «Выведи сына — умрет он:
жертвенник Баала разбил, Ашеру при нем срубил».
 
Сказал Иоаш всем перед ним стоящим: «Вам за Баала бороться? Спасать его вам? До утра умрет борющийся за него!
Если он бог, за себя будет бороться: разбит его жертвенник».
 
Назвали его в тот день Иерубаал, сказав:
«Будет с ним бороться Баал: его жертвенник он разбил».
 
Собрались вместе Мидьян, Амалек, сыны Кедема,
перейдя, стан в долине Изреэль разбили.
 
Дух Господа окутал Гидона,
протрубил он в шофар, воззвал за ним Авиэзер.
 
Ко всему Менаше посланцев послал, за ним тот воззвал,
послал посланцев к Ашеру, Звулуну, Нафтали, им навстречу они поднялись.
 
Сказал Богу Гидон:
«Ты спасешь моею рукой Израиль, как говорил?
 
Вот, я кладу шерсть стриженую на гумне,
если роса лишь на стриженой будет, а на земле сухо, пойму, что в моей руке спасенье Израиля, как Ты говорил».
 
Так и было, встал назавтра и стриженую отжал,
выжал росу из стриженой, полную чашу воды.
 
Сказал Гидон Богу: «Да не возгорится Твой гнев на меня, но и в этот раз я скажу,
лишь в этот раз по стриженой испытаю: пусть будет сухо на одной стриженой, а на всей земле будет роса».
 
Сделал Бог так в эту ночь,
было сухо на одной лишь стриженой, а на всей земле была роса.
 
 
Глава 7
 
Встал Иерубаал, он же Гидон, и весь народ с ним, разбили стан у Эйн Харода,
а стан Мидьяна был к северу от него, у Гиват Море, в долине.
 
Сказал Гидону Господь: Велик с тобою народ — Мидьян в их руки отдать,
как бы надо Мной не вознесся Израиль, сказав: «Моя рука вызволила меня».
 
А теперь возгласи в слух народа, скажи: «Трус и боязливый, вернитесь, на горе Гилад поверните»,
двадцать две тысячи из народа вернулось, десять тысяч осталось.
 
Сказал Гидону Господь: Еще велик народ, сведи их к воде, там тебе отберу,
о ком скажу: с тобою пойдет, тот с тобою пойдет, о ком скажу: с тобой не пойдет, тот не пойдет.
 
Свел он народ к воде,
сказал Гидону Господь: Каждого воду лакающего языком, как лакает собака, особо поставь, и каждого, пить ставшего на колени.
 
Триста человек было число лакающих ртом с руки,
весь остальной народ пил воду, став на колени.
 
Сказал Гидону Господь: Тремястами лакающими спасу вас, отдам Мидьян в твои руки,
а весь народ уйдет, каждый на место свое.
 
Взял народ в руки припасы, шофары, весь Израиль он отослал, каждого в свой шатер, триста человек оставил,
а стан Мидьяна под ним был, в долине.
 
 
В эту ночь сказал Господь: Встань, спустись в стан,
его в твою руку Я отдал.
 
Если боишься спуститься,
с Пурой, своим слугой, сойди в стан.
 
Услышишь, что они говорят, — руки твои окрепнут, и в лагерь сойдешь,
спустился он и Пура, его слуга,  к краю вооруженного лагеря.
 
Мидьян, Амалек, все сыны Кедема в долине лежат, их много, как саранчи,
нет числа их верблюдам, как песок на морском берегу, их множество.
 
Подошел Гидон, и — сон один другому рассказывает,
говорит: «Сон я видел: испеченный хлеб ячменный катится станом Мидьяна, до шатра докатился — ударил, упал тот, верхом опрокинувшись, свалился шатер».
 
Отвечал другой, говоря: «Это только одно — Гидона сына Иоаша, израильтянина, меч,
Бог отдал в руку его Мидьян и весь его стан».
 
 
Услышав рассказ о сне и его толкование, распростерся Гидон,
вернулся в стан Израиля и сказал: «Вставайте, стан Мидьяна отдал в ваши руки Господь».
 
Триста человек на три отряда он разделил,
дал каждому в руку шофары, пустые кувшины и факела внутри кувшинов.
 
Сказал им: «На меня смотрите и делайте то же,
к краю стана я подойду, как сделаю я, так делайте вы.
 
Затрублю в шофар я и все, кто со мной,
и вы в шофары трубите вокруг всего стана и говорите: 'За Господа и Гидона!'»
 
 
Подошел Гидон и с ним сто человек в начале средней стражи к краю стана, сторожей только поставили,
затрубили в шофары, разбили кувшины, которые в их руках.
 
Затрубили три отряда в шофары, разбили кувшины, факела взяв в левую руку, в правую руку — шофары, трубить,
закричали: «Меч за Господа и Гидона!»
 
Вокруг стана стояли, каждый на месте своем,
и весь стан побежал — неслись и орали.
 
Триста шофаров трубили, обратил Господь в стане один  меч на другой,
бежал стан до Бейт Шиты, до Цреры, до берега Авел Мехола, что у Табата.
 
Созвали израильтян от Нафтали, от Ашера, всего Менаше,
преследовали Мидьян.
 
Послал Гидон посланцев на все горы Эфраима, сказав: «Спускайтесь навстречу Мидьяну, захватите воду у них до Бейт Бары и до Ярдена»,
созвал всех людей Эфраима, воду они захватили до Бейт Бары и до Ярдена.
 
Двух вельмож Мидьяна схватили: Орева, Зеева, Орева убили в Цур-Ореве,
Зеева убили в Иекев-Зееве, и преследовали Мидьян, а головы Орева, Зеева Гидону принесли за Ярден.
 
Глава 8 
 
Сказали ему люди Эфраима: «Что это сделал нам, не позвав, когда с Мидьяном шел воевать?»
Они с ним сильно бранились.
 
Сказал им: «Что я сделал ныне, как вы?
Разве лучше Эфраима незрелые виноградины Эвиезера урожая?
 
В ваши руки Бог отдал вельмож Мидьяна Орева, Зеева, мог я, как вы, поступить?»
Их дух против него ослабел, когда это слово сказал он.
 
Гидон к Ярдену пришел,
перебрался он и триста человек с ним, устав, но преследуя.
 
Сказал людям Сукота: «Дайте, прошу, народу за мной буханки хлеба,
изнурены они, преследую я Зеваха и Цалмуну, царей Мидьяна».
 
Сказали вельможи Сукота: «Разве теперь рука Зеваха и Цалмуны в твоей руке,
чтобы войску твоему хлеб мы давали?»
 
Сказал Гидон: «За это, когда отдаст Господь Зеваха и Цалмуну в руку мою,
колючками пустынными и терновником тела ваши измолочу».
 
Оттуда он поднялся в Пнуэль, такое же им сказал,
жители Пнуэля ему ответили так же, как жители Сукота ответили.
 
И жителям Пнуэля он говорил, сказав:
«С миром вернусь — эту башню разрушу».
 
 
Зевах и Цалмуна в Каркоре, с ними их станы, около пятнадцати тысяч человек — всё от стана сынов Кедема оставшееся,
павших — сто двадцать тысяч меч обнажающих.
 
Поднялся Гидон дорогой в шатрах обитающих к востоку от Новаха и Иогбеѓи,
стан поразил, а стан был спокоен.
 
Зевах и Цалмуна бежали — преследовал их,
захватил обоих царей Мидьяна Зеваха и Цалмуну, а весь стан в ужас поверг.
 
Гидон сын Иоаша вернулся с войны
от солнечного восхода.
 
Захватив юношу из людей Сукота, его расспросил,
и тот ему записал вельмож Сукота и старейшин его, семьдесят семь человек.
 
Придя к людям Сукота, сказал: «Вот Зевах, Цалмуна,
вы ими меня срамили и говорили: 'Разве рука Зеваха и Цалмуны нынче в твоей руке, чтоб изнуренным людям твоим хлеб мы давали?'»
 
Взял городских старейшин, колючки пустынные и терновник,
и людей Сукота ими учил.
 
Башню Пнуэля разрушил,
а жителей города перебил.
 
Сказал он Зеваху и Цалмуне: «Что за люди, которых вы убили в Таворе?»
Отвечали: «Они такие, как ты, вид каждого, как у царского сына».
 
Сказал: «Они братья мои, сыновья моей матери,
жив Господь, если б оставили их в живых, я бы вас не убил».
 
Сказал Иетеру, первенцу своему: «Встань и убей их»,
не обнажил юноша меч, испугался: был еще юным.
 
Зевах и Цалмуна сказали: «Встань, сам нас убей, по человеку сила его»,
встал Гидон и убил Зеваха и Цалмуну, и взял полумесяцы, которые на шеях верблюдов их.
 
 
Сказали израильтяне Гидону: «Властвуй над нами и ты, и сыновья твои, и сыновья твоих сыновей,
ибо от руки Мидьяна ты спас нас».
 
Сказал им Гидон: «Не буду над вами властвовать, и не будет над вами властвовать сын мой,
Господь властвовать будет над вами».
 
Сказал им Гидон: «Попрошу у вас, пусть каждый мне даст по серьге от добычи своей»,
серьги золотые были у тех, ибо они ишмаэлим.
 
Сказали они: «Дадим мы, дадим»,
разостлали накидку, и каждый бросил туда серьгу из добычи.
 
Был вес золотых серег, что просил, тысяча семьсот золотых,
кроме полумесяцев, подвесок, пурпурных одежд царей Мидьяна, кроме ожерелий на шеях верблюдов.
 
Из этого сделал Гидон эфод, поместил его в своем городе Офре, а после него там совратился Израиль,
было это Гидону и дому его ловушкой.
 
Сынам Израиля Мидьян покорился, головы больше не поднимали,
покоилась земля сорок лет в дни Гидона.
 
 
Пошел Гидон сын Иоаша, жил в доме своем.
 
Было у Гидона семьдесят сыновей, из чресл его вышедших,
ибо у него было множество жен.
 
А его наложница в Шхеме, и она сына ему родила,
нарек имя ему Авимелех.
 
В седине доброй умер Гидон сын Иоаша,
был он похоронен в гробнице Иоаша, отца своего, в Офре Авиэзера.
 
 
Было: когда умер Гидон, сыны Израиля вновь совратились баалами,
Баал Брита богом себе поставили.
 
Не помнили сыны Израиля Господа Бога,
от всех врагов вокруг их спасавшего.
 
Дому Иерубаала, Гидона милости не оказывали,
подобно добру, которое народу Израиля он творил.
 
Шмуэль 
 
Заповедано:
 
Придя в землю, которую Господь Бог дает тебе, овладев, поселишься в ней, скажешь:
«Царя над собою поставлю, как все народы вокруг».
 
Ставь, поставь над собою царя, которого Господь Бог изберет,
из братьев поставь царя над собой, не сможешь над собой поставить мужа чужого, не твоего брата.
 
Только не будет себе множить коней и народ в Египет не возвратит — коней умножать,
Господь вам говорил: Еще, опять этим путем не вернетесь.
 
И не будет себе множить жен, сердце свое отвращать,
и серебра и золота себе чрезмерно множить не будет.
 
Будет: на престол царства он сядет,
напишет себе список Учения этого с книги коѓенов, левитов.
 
С ним будет он, читать его будет все дни своей жизни —
научиться страшиться Господа Бога, хранить все слова Учения этого и эти законы, их исполнять.
 
Чтобы сердце его не возносилось над братьями, и от заповеди не отходил ни вправо, ни влево,
чтобы дни на царстве в Израиле продлил он и его сыновья
(Слова, Дварим 17:14-20).
 
            Чему это учит? Тому, что инициатива поставить царя, чтобы быть народом, подобным другим, исходит не от Господа (Он царей избирает), но от народа. Царь евреев должен быть из братьев, т.е.  евреем. Царь не должен быть алчным, склонным  к показной славе — «коней умножать», и с этой целью возвращать народ в Египет, нарушая запрет: Сказал народу Моше: «Не бойтесь, стойте, увидите спасенье Господне, которое ныне вам сотворит,// увидев сегодня Египет, больше вовек их не увидите! (Имена, Шмот 14:13)
            Царь не должен множить ни жен, ни богатство, но обязан написать «себе список Учения», читать его, страшиться Господа, законы Учения исполнять. Нужно ли говорить, что далеко не все и далеко не всегда цари еврейского государства исполняли эти заветы?
            Исторические книги ТАНАХа, конечно же, написаны победителями. Но при этом победителями такими, для кого земные цари не были высшими судиями, а потому по отношению к земным властителям написаны эти книги нередко безжалостно.
            Между эпохой судей и началом эпохи царей было время пророка Шмуэля, который, будучи последним судьей, осуществив Божий выбор, помазал первых царей Израиля.
 
Шмуэль 1 8
 
Было: состарившись, Шмуэль
судьями в Израиле поставил своих сыновей.
 
Имя сына-первенца было Иоэль,
Авия — имя второго, судьями были они в Беер Шеве.
 
Не его дорогой шли сыновья, клонились к наживе,
брали мзду, суд искривляли.
 
 
Все старейшины Израиля собрались,
пришли к Шмуэлю в Раму.
 
Сказали: «Состарился ты, а сыновья не твоей дорогой пошли,
теперь поставь нам царя, как у всех народов, судить нас».
 
Злом это было в глазах Шмуэля, когда сказали они: «Дай нам царя — нас судить»,
Господу молился Шмуэль.
 
 
Сказал Шмуэлю Господь: Слушай голос народа, всё, что тебе говорят:
не тобой они пренебрегли, Мной пренебрегли, чтобы Я над ними не царствовал.
 
Как все дела, что творили со дня, когда вывел их из Египта, и до сего дня: оставили Меня, богам чужим служили они,
так и с тобой поступают.
 
Теперь их голос услышь,
только остереги их, предостереги, о законах царя, что царствовать будет над ними, поведай.
 
Рассказал Шмуэль все Господни слова
народу, требующему у него царя.
 
Сказал: «Таков будет закон царя, царствующего над вами:
сыновей ваших возьмет, себе их поставит к колесницам и всадниками, бежать будут перед его колесницей.
 
Поставит их себе командирами тысяч, пятидесяти командирами,
пахать пашню его, жать его жатву, делать оружие и колесницы.
 
И дочерей он возьмет
снадобья делать, готовить и печь.
 
Ваши поля, виноградники, рощи маслин — лучшие заберет,
рабам своим их отдаст.
 
Десятину посевов и виноградников отделив,
отдаст придворным своим и рабам.
 
Рабов ваших, рабынь, лучших юношей, ослов ваших возьмет,
в работы свои употребит.
 
Десятину от ваших овец отделит,
ему будете вы рабами.
 
В тот день закричите  из-за царя, которого избрали себе,
в тот день Господь вам не ответит».
 
Голосу Шмуэля внять народ отказался,
сказали: «Нет, только царь будет над нами.
 
И мы будем, как все народы,
царь наш будет судить нас, выходить перед нами, наши войны будет он воевать».
 
Шмуэль, все слова народа выслушав,
в слух Господа пересказал.
 
 
Сказал Шмуэлю Господь: Послушай их голос, воцари над ними царя,
сказал израильтянам Шмуэль: «Каждый в свой город идите».
 
Шмуэль предстает перед народом и просит сказать, чем и перед кем согрешил. В предсмертной речи Шмуэля, как и в предсмертных речах Моше и Иеѓошуи, содержится исторический экскурс. Среди прочего Шмуэль упоминает некоторых судей Израиля, себя называя в третьем лице и ставя в один ряд с ними. Из этой речи ясно, что царская власть — отнюдь не идеал, скорей уступка Господа народу, пожелавшему жить, как другие. В знак истинности своих слов Шмуэль призывает Господне чудо: дать дождь во время жатвы пшеницы, в разгар лета, когда обычно в Земле Израиля дождей не бывает.
 
Шмуэль 1 12
 
Всему Израилю Шмуэль говорил: «Голос всех вас выслушал я, всё, что сказали мне,
поставил над вами царя.
 
Теперь ходит царь перед вами, а я постарел, поседел, сыновья мои с вами,
я ходил перед вами с юности до сего дня.
 
Пред Господом, перед помазанником Его свидетельствуйте обо мне: у кого взял быка, у кого взял осла, кого обобрал, кого угнетал, из руки кого мзду взял, этим глаза ослепив?!
Верну вам!»
 
Сказали: «Не обирал, не угнетал!
Ни у кого ничего ты не брал!»
 
Сказал им: «Сегодня Господь вам свидетель, свидетель Его  помазанник: не нашли в руке моей ничего!»
Сказали: «Свидетель!»
 
 
Говорил народу Шмуэль:
«Господь поставил Моше и Аѓарона, из земли Египет отцов ваших вывел.
 
Теперь становитесь, буду с вами судиться пред Господом
за все блага Господни, которые вам и вашим отцам Он даровал.
 
Пришел Яаков в Египет —
к Господу возопили ваши отцы, Господь послал Моше и Аѓарона, они из Египта отцов ваших вывели, на этом месте их поселили.
 
Забыли Господа Бога —
в руку Сисры, военачальника Хацора их отдал, в руку плиштим, в руку царя Моава, с ними они воевали.
 
Возопили к Господу, говорили: 'Грешили — оставили Господа, баалам, аштартам служили,
теперь спаси нас от рук врагов — Тебе будем служить'.
 
Послал Господь Иерубаала, Бедана, Ифтаха, Шмуэля,
спас вас от рук врагов окружающих, в покое вы жили.
 
Увидев, что идет на вас царь сынов Амона Нахаш, сказали мне: 'Только царь над нами пусть царствует',
Господь Бог ваш — ваш царь!
 
Теперь — вот, царь, его вы избрали, его вы просили,
вот — Господь дал вам царя.
 
Страшиться будете Господа, служить Ему, слушать голос Его, не будете против уст Господних творить,
то будете и вы и царь, что воцарился над вами, за Господом Богом.
 
А если не будете голос Господа слушать, будете против уст Господних творить —
на вас и на ваших отцах рука Господа будет.
 
Теперь становитесь, смотрите на дело великое,
которое на ваших глазах Господь совершит.
 
Ныне, ведь, жатва пшеницы, я к Господу воззову — гром даст и дождь,
знайте, смотрите: великое зло пред глазами Господа вы совершили, царя себе испросив».
 
Воззвал Шмуэль к Господу, и Господь в этот день гром дал и дождь,
устрашился народ Господа и Шмуэля.
 
Сказал Шмуэлю народ: «Помолись за нас Господу твоему,  Богу, чтобы нам не умереть,
ибо зло прибавили ко всем грехам нашим — царя мы просили».
 
Сказал народу Шмуэль: «Не страшитесь, сотворив всё это зло,
только от Господа не отступайте, Господу всем сердцем служите.
 
Не отступайте,
пустые не помогают и не спасают: они — пустота.
 
Господь Свой народ не оставит ради великого имени Своего:
Господь вас пожелал сделать Себе народом.
 
И я — не дай мне пред Господом согрешить: молиться за вас прекратить —
пути доброму и прямому вас буду учить.
 
Только страшитесь Господа, истинно служите Ему всем сердцем своим,
смотрите, что Он вам умножил.
 
Но если зло, злодейство вы совершите,
и вы, и ваши цари исчезните».

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка