Русская философия. Совершенное мышление 338. Будда и буддизм 9

 

 

 

 

 

 

«Не увеличивайте существования».

«Не разрушайте жизнь».

Отличая жизнь от существования в духе индийских традиций, отличая чистую жизнь формы от загрязненной жизни отдельного, Будда нацеливает человека на освобождение не от жизни, а от своей жизни как отдельного, отделенного от формы, существования.

Совершенство жизни в достижении полноты живой формы. Цветок или галактика совершенны не потому, что  отделены или живы как отдельные существа (существование), а потому, что полностью выполнили форму, развившись из семени или скопления пыли и газа в цветущее растение или галактику. Дхарма каждого живого существа – выполнение или достижение полноты формы. Достигнутая цветком полнота становится феноменом вселенной, источником сохранения баланса, но главное – ресурсом полноты вселенной, достижением вселенной своей совершенной формы.

Дхарма каждого человека – совершенство, достижение полноты формы, освобождение формы от загрязнений отдельного, бессмертие.

Поиск освобождения от страданий привел Будду к «погружению в бессмертие», которое заключается в том, чтобы «отчетливо видеть дхарму». Освоение богатого йогического опыта, накопленного в индийской культуре к его времени, с направленностью внимания на освобождение от страдания, позволило Будде достичь просветления. Друзья, достичь просветления не означает, что просветления достиг принц Гаутама и тем самым стал Буддой.

Достичь просветления означает достичь просветления формы!

В случае с Буддой это означает, что Будде удалось «отчетливо видеть дхарму», лишенную страданий. Главное для меня здесь выделить, что не Будда просветился, а просветилась живая форма, освободившись от загрязнения страданием. С этого момента живую форму, лишенную страданий, а это вполне определенное сочетание дхарм, будут называть нирваной, а это же сочетание дхарм как живую форму (человека) станут называть Буддой.

Нирвана – сочетание дхарм, в котором отсутствует дхарма (адхарма) страдания, Будда – живая форма этого сочетания дхарм. Это одно и то же: достичь нирваны означает стать Буддой, стать Буддой означает достичь нирваны. На языке йоги это означает «отчетливо видеть дхарму» или созерцать дхарму. Имеющий достаточный опыт созерцания знает, что в достигнутом созерцании нет ни созерцающего, ни созерцаемого; осуществленное созерцание означает фактическое достижение взаимозависимого возникновения и исчезновения определенного сочетания дхарм. До Будды взаимозависимое возникновение и исчезновение совокупности дхарм человека, как в жизни, так и в созерцании, происходило в сопряжении с возникновением и исчезновением дхармы (адхармы) страдания, что приводило к искажению человеческой природы, вовлечением ее в поток перерождений и кармических зависимостей, которые, в свою очередь, еще сильнее укрепляли связь жизни человека со страданием.

Будда – первый, кто достиг созерцания дхармы человека без элемента страдания.

Теперь это созерцание или, что то же самое, сочетание дхарм или, что то же самое, состояние (феномен) вселенной называется нирвана или, что то же самое, Будда.

«Всякий раз, когда мудрый во всей полноте познает возникновение и разрушение элементов, он, знающий это бессмертие, достигает радости и счастья».

«Отчетливо видеть дхарму – сверхчеловеческое наслаждение».

В сочетании дхарм, которое называется нирвана, нет таких дхарм, как отдельный человек, страдание, принц Гаутама, желание, радость существования, невежество, прошлое, настоящее, будущее, рождение, старость, смерть, отождествление себя с именем и формой, печаль и пр., но есть наслаждение, радость, счастье, совершенное знание, покой и др.

Действительной природой религии является не спасение, а формирование человека, точнее, формирование человеком совершенных живых форм.

X
Загрузка