Русская философия. Совершенное мышление 337. Будда и буддизм 8

 

 

Рассматривание буддизма показывает нам, что сущностью религии является не вера в бога и поклонение ему, а поиски человеком спасения, стремление отдельного и, соответственно, теперь свободного человека к освобождению. Человек родовой цивилизации жил и был свободен родом, современный человек оказался в ситуации, когда действующим субъектом становится он сам, один. Теперь дело его свободы только в его собственных руках, свобода перестала быть делом семьи, рода, государства, духа, силы или природы. Родовые матрицы, формировавшие и поддерживавшие его род и, соответственно, его жизнь, из благословения превращаются для него в проклятие.

Камень во главе угла становится камнем преткновения.

Живая цельность рода угасла, оставив после себя хаос действующих лишь по инерции традиций, представлений, преданий, привычек, которые неизбежно становятся для человека и заполняющей его пустоту памятью, и его идентичностью, и его обузой. Человек пытается оживить себя прошлым, но оживляет лишь уже пустое. Он воссоздает ушедший мир, но только в своем усилии. Он ищет спасения в спасении уходящего.

Вылетевшая из бутылки муха устраивается жить на бутылке, но только до тех пор, пока не испытала драйва свободного полета.

В основе древних представлений о преданности находилось обращение к некоему духу (божеству), силе, энергии, природе, поклонение (жертвоприношение) которому совершалось в форме пуджи (ягьи) для мирян и в форме аскезы (йоги) для отшельников. Будда развил индийские представления  и практику преданности, изъяв из них обращение к какому-либо другому существу за помощью на пути освобождения.

Щербатской объясняет позицию Будды, используя теорию дхарм, по которой все есть сочетания (совокупности) мгновенно возникающих и исчезающих дхарм, поэтому нет ни того, кто поклоняется, ни того, кому поклоняются. Это объяснение удобно, но затеняет принципиальную направленность буддизма на спасение каждого человека (живого существа) в этой его жизни, в этом воплощении. Если нет личности, то кто ищет освобождения? Человек есть и он может, если встанет на путь Будды, достичь освобождения, а теория и практика созерцания дхарм будет нужна ему на его пути к бессмертию.

Будда изъял представления о преданности и посредничестве кого бы то ни было и чего бы то ни было на пути каждого человека. В том числе и себя. Не ему должен быть предан идущий, но только своей решимости.

«Вдумчивые, упорные, всегда стойкие и мудрые, они (серьезные) достигают нирваны, свободной от привязанностей и несравненной».

Дело не в том, чтобы суметь найти того, кому поклоняться, и не в том, что поклоняться некому, а в том, чтобы разумно и решительно встать на путь. Путь Будды начинается с разума и решительности.

«Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены».

Дхарма как путь и дхарма как элемент бытия появятся только на пути того, кто встанет на путь разумно, кто направит свое внимание в правильном направлении и будет твердо сохранять его. Собственно, это первое и самое точное определение философии или мудрости как на западе, так и на востоке: мудрость это (правильная) направленность внимания.

«Истинно: из размышления рождается мудрость».

«Трепещущую, дрожащую, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую мысль мудрец направляет, как лучник стрелу».

Встать на путь и пройти его можно только самому, никто и ничто не может помочь сделать это, кроме тебя самого, ни род, ни семья, ни каста, ни дух, ни сила, ни природа, ни Будда.

«Вы сами должны сделать усилия».

«Учась у самого себя, кого назову учителем?»

«Ибо ты сам себе господин, ты сам себе путь».

«Нет отшельника вне нас».

Современная цивилизация рождается не из цивилизации родовой, а из себя самой, будь то в Индии, Европе и где бы то ни было еще. Будда и буддизм родились в Индии, но уже как дети современной цивилизации, поэтому необходимо очень точно отделять существенное и определяющее в буддизме от того в нем, что принадлежит традициям индийской культуры и что нарастает на скелет буддизма, как ракушки на борт корабля.

Существенное в буддизме:

Первое – полная свобода каждого человека (живого существа) решить встать на путь освобождения и достичь освобождения своими собственными усилиями в этом своем воплощении, в этой своей жизни.

Второе – йога или такая практика направленности внимания, которая позволяет человеку сначала изменять себя, а потом создавать или достигать новых форм жизни, в которых отсутствует отдельность или отделенность существования.

X
Загрузка