Русская философия. Совершенное мышление 336. Будда и буддизм 7

 

 

 

Я не связан никаким планом и никакой логикой рассмотрения индийской культуры. Восхищение от созерцания ее полноты и совершенства ни к чему меня не обязывает, оставляет совершенно свободным в том, что, как и в какой последовательности я буду созерцать. В поздних классах школы учитель черчения пытался втолковать нам, что чертеж можно начинать с любой его точки, поскольку ни одна из них не больше другой.

Формы бес-субъктны или не-субъектны, не представляют собой субъект или действующее существо. Движение не движется (и не покоится), речь не говорит (и не молчит), мышление не мыслит, созерцание не созерцает. Движется, говорит, мыслит и созерцает живое существо, например, человек.

Форма едина, сколько бы миллиардов живых существ не «прикоснулось» (задействовало, использовало, жило) или не «прислонилось» (Мераб Мамардашвили) к ней.

Форма полна, отсутствие даже малейшего ее элемента форму разрушает.

Форма проста, потому что «доступна» простым усилием (сформированного намерения). Я беру ложку со стола простым усилием ее взять.

Форма сложна, потому что недостижима, пока не сформировано намерение. Я не пошевелю пальцем, если не сработает намерение.

Я называю здесь формами то, что в более ранних эссе называл живыми формами, - движение, внимание, дыхание, восприятие, речь, мышление и др. В самом общем виде форму можно определить как тип взаимосвязи или тип взаимодействия элементов, поэтому к ним можно отнести галактики, растения, животных, человека, но не как действующих субъектов, а именно как формы или типы взаимодействия элементов.

Раз установившаяся связь (как минимум, двух) элементов является действующей причиной взаимозависимого возникновения (вспыхивания) и исчезновения (угасания) этих элементов.

Так, по Штайнеру, раз направленное на Землю внимание стало действующей причиной начала земной истории, поскольку это внимание «разогрело» Землю, создав тем самым, как говорят в Индии, новую цепь событий, которая завершится только тогда, когда сила этого внимания будет полностью исчерпана. Установившаяся, но полностью исчерпавшая себя связь будет разрушена реликтовым излучением, первоначальной вибрацией, дробью дамары Махадева (Шивы).

Человек как форма когда-то возник и когда-нибудь исчезнет, не-предметен, не-деятелен, не-представим, только мыслим (созерцаем), без-субъектен, не-объектен, не рожден и не смертен, бессмертен, молод, находится в стадии своего становления.

Человек как живое существо рождается и умирает, деятелен, предметен, субъектен.

Решающим ресурсом человека как живого существа является внимание, - направленность всех составляющих человека элементов в одном направлении. Понимание формирующего характера внимания и практическое развитие этого понимания в качестве йоги, - определяющая особенность индийской культуры.

Йога возникла из сочетания двух основных практик поздней родовой цивилизации, - аскезы и преданности: аскеза позволила отсекать личную историю практикующего или, как говорят в Индии, эго, тогда как преданность, наоборот, полностью принимать другого. Работая друг на друга, аскеза и преданность создали йогу как трансформацию человека как живого существа в человека как форму. Или в терминах индийской культуры: как освобождение и обретение бессмертия.

Квинтэссенцией индийской йоги является йога буддистская, поскольку Буддой было достигнуто, наконец, равновесие, баланс между аскезой отказа от человека (как отдельной личности) и преданностью человеку как форме!

X
Загрузка