Русская философия. Совершенное мышление 333. Будда и буддизм 4

 

 

 

Согласно древним индийским представлениям, как только творящая природа успокоится и посчитает, что достигла своих целей, мир прекратит существование, поскольку его существование – это творение, формирование, творчество, как ни назови. Здесь для меня не имеет значение, творит ли это некая сила, личность, дух или происходит самоформирование; у меня нет необходимости объяснять существование, достаточно воспринимать и понимать его. Зачем объяснять то, что само является объяснением всего? По правилу философии, лишнее отсекаем.

Согласно древним индийским представлением, любая возникшая форма должна достигнуть полноты и совершенной реализации в балансе с другими формами. И снова по правилу совершенного мышления, я не должен представлять себе некую форму форм, объединяющую все формы в себе или собой. Существуют только формы (дхармы, атомы) и пустота. Пустота не объединяет формы, пустота – это полнота формы, достигнутое совершенство, самодостаточность.

Согласно древним индийским представлениям, каждая возникшая форма проходит свой жизненный цикл трансформаций, последним этапом которого является полнота формы, достигнутое совершенство. Формы рождаются, но не умирают. Даже исчезновение миров и возникновение новых, смены эпох и эонов  не затрагивают существование форм; в этом смысле формы бессмертны. Веды совершенны и полны, поэтому, чтобы ни случилось с миром, Веды останутся совершенны и полны. Что может случиться с формой фотона или паука? Воды или огня?

Согласно древним индийским представлениям, существование форм непредметно, формы не имеют предметного существования. Человек может только созерцать и мыслить формы. Созерцание и мышление форм не придает им статус предметности (вещности), поэтому бессмысленно рассуждать о формах или способах существования форм. Они есть, но не существуют. Можно сказать и так: они существуют, но их нет; главное, необходимо помнить, что любые рассуждения о формах как существующих предметно некорректны.

Согласно древним индийским представлениям, существуют (в том и только в том смысле, о котором я писал выше) формы, к жизненному циклу которых имеет отношение человек, например, формы государства, знания, нравственности, долга, преданности, семьи и др. Человек как форма может достигнуть своей полноты и совершенства только через развитие этих «человеческих» форм. Однако конкретный опыт формирования и самоформирования сбил человека с его правильного пути, исказил его природу и вовлек в кармический цикл перерождений, который является главной причиной страдания человека.

Согласно древним индийским представлениям, йога появляется как результат стремления человека вернуться на правильный путь, вспомнить свою природу и тем самым обрести бессмертие. Не то бессмертие, о котором мечтает «обычный» человек, не бессмертие ракшасов и асуров, то есть не вечная жизнь, а возвращение к истинной природе человека. И не только возвращение, но и ее развитие! Ведь бессмертие имеет только та форма, которая достигла полноты, совершенства и целостности. Форма человека такой полноты еще не достигла. И если крестьянин, воин, брахман или князь развивают человеческую форму через исполнение долга крестьянина, воина, брахмана или князя, через развитие семьи, общества и государства, то йоги – это те, кто стремится достичь полноты непосредственно в форме человека.

Согласно древним индийским представлениям, достижение бессмертия – это не погоня за вечной жизнью отдельного человека, а стремление к совершенству и полноте формы человека. Именно этим заняты йоги – совершенствованием формы человека.

Как видите, в описании индийской культуры и буддизма нет никакой необходимости прибегать к терминам уничтожения, аннигиляции или подавления жизни.

X
Загрузка