Комментарий | 0

Русская философия. Совершенное мышление 164. Нисхождение

 
    
   
 
Итак, при всем желании человек не может следовать наставлениям академической философии, то есть стремиться к трансцендентальному Я, так как по собственной своей природе таковым, то есть трансцендентальным Я, уже является! Вот это действительно коперниканский переворот в философии:
 
     современный человек есть трансцендентальное Я просто самим фактом своего существования
 
    Поэтому ему нет никакой необходимости становиться самим собой, очищать свое восприятие, сомневаться в наличном, медитировать, созерцать, размышлять, рефлексировать, продираться к сущностям, исследовать понятия, что бы то ни было читать или писать, помнить и т.д., и т.д., и т.д. Сам факт его существования как человека означает, что он уже обладает, или достиг, или не может не быть, или является точкой трансцендентальности, а именно: точкой скоординированного внимания, то есть точкой скоординированного действия трех типов внимания - простого, родового (социального) и рефлексивного. Скоординированность здесь означает, что ни один из этих трех типов внимания не является доминирующим, прежде всего потому, что область действия каждого из них не пересекается с другими настолько, чтобы какое-то из них способно заменить другое, и, следовательно, иметь определенное преимущество перед другими. Простое внимание не чище и не достовернее, чем родовое и рефлексивное, родовое - не чище и не достовернее, чем простое и рефлексивное, и, наконец, рефлексивное внимание не чище и не достовернее, чем первые два.
 
     Вообще, можно взять себе за правило, что если в рассуждении появляется представление о каком бы то ни было доминировании чего бы то ни было, то это рассуждение самим фактом такого своего существования из философии уже вывалилось и находится где угодно, но только не в континууме философии. Современный человек может быть кем угодно, то есть сверхзадачей каждого современного человека является не становление философом, не возвышение, не восхождение, не достижение какого бы то ни было абсолютного, вечного, истинного, сущностного и т.д., а, наоборот, нисхождение с достигнутых высот (достигнутых самим фактом своего существования, по своей природе, а не в результате работы) в мир, реализация своей трансцендентальной природы, индивидуализация трансцендентального. Человек должен, по Льву Толстому, "принять на себя и полностью выполнить ограничения пространства, времени и причинности". Или по Федору Достоевскому, "проверить идею, сможет ли она стать той идеей, которой могут жить и другие". Или по Антону Чехову, протянуть и удержать струну, связывающую небо и землю, "небесную струну".
 
     Я намеренно буду использовать здесь русских мыслителей, поскольку современная цивилизация рождается во всех культурах. Так идиот Достоевского (князь Лев Мышкин) ставит себе задачу быть с людьми предельно открытым, то есть довериться людям до умопомрачения, а его же преступник (Родион Раскольников) - разорвать (буквально разрубить) свою естественную любовь к людям, чтобы иметь возможность полюбить их по собственному намерению, полюбить их по акту воли, а не естеству. Так каждый человек протягивает в мир свою небесную струну, пусть даже это будет струна намеренного предстояния феномену смерти, подаренного нам прощальной повестью Николая Гоголя. Мне вспоминается здесь стихотворение Бориса Пастернака, в котором он выражает удивительную благодарность богу за то, что тот коснулся и его (он попал в больницу) и теперь он тоже смертен, а не избран, не защищен, и теперь он тоже встанет в ряд миллионов не защищенных и уже ушедших. Так Пастернак принимает на себя выпавшее ему ограничение (быть незаслуженно защищенным) - как "замысел упрямый". Вспоминается и прямо противоположное, но не менее сильное удерживание небесной струны Варламом Шаламовым - струны боли.
    
     человек незаслуженно трансцендентален
 
     Или, как говорил Лев Толстой, он представляет собой «привычное от вечности». Он ничего для этого не сделал, кроме того, что родился и худо-бедно вырос. «Вы боги есте». Он – бог, он может наделить трансцендентальностью все что угодно, - гелиоцентрическую картину мира, плевок в длину, дифференциальное исчисление, рекламу мыла, квантовую механику, нацизм. Он наделяет трансцендентальностью все, чего он касается. Истиной становится все, на что человек обращает свое внимание и что тем самым становится предметом координации внимания. Если возможность есть, она существует уже как действительность: человек коснется всего, до чего только сможет дотянуться, что бы это ни было.
 
     человек – истина и мера всех вещей
 
     «Царствие божие внутри вас есть». Поэтому заставлять человека искать истину вне себя (чем, собственно, и занимается школьная философия), значит отвлекать человека от собственной природы, от уже занимаемого им места во вселенной, вносить в его жизнь непреодолимый и одновременно совершенно иллюзорный дуализм, превращать его из меры всего в недомерка или, как сейчас принято говорить, в проект.
 
     Друзья, спускайтесь с неба, на нас нет никакой вины, и мы никому ничего не должны. Мир станет нами, хотим мы этого или нет, а мы станем миром, хочет он этого или нет. Мы ограничимся в своем нисхождении, возвысив мир в его восхождении. Еще только разворачиваются знамена, еще только выкатываются пушки, еще ничего не случилось.
 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка