Комментарий | 0

Русская философия. Совершенное мышление 162. «Я знаю» Сократа

 

Socrate, vu de face  by Lagneau. French National Library and The European Library, public domain.

     Давайте вглядимся внимательнее в утверждение Сократа: "я знаю, что ничего не знаю". Оставим в стороне привычные интерпретации, с которыми мы познакомились в школах, институтах, университетах и разного рода википедиях, и сопоставим эту максиму Сократа с революционной максимой Декарта.

     Сократ: Я знаю, что ничего не знаю.

     Декарт: Я мыслю, я существую.

     Первое существенное совпадение – оба утверждения начинаются одинаково – с «Я». И Сократ, и Декарт пришли к этому «Я» одной и той же дорогой – но не дорогой сомнения в том знании, которое они имели на момент размышления. Универсальность сомнения заключается не в том, что именно подвергается сомнению, и не в том, что сомнению подлежит все, и особенно – самое важное в жизни осуществляющего этот опыт, то есть то, что до этого опыта было несомненно достоверно, очевидно и многократно проверено всем течением его жизни.
 
     Универсальность философского сомнения не в том, что все сомнительно, а в том, что новый опыт мышления (действия) должен строиться только на своих собственных основаниях.
 
     Эвклид не сомневался в достоверности имеющихся в античности математических знаний, он сомневался в том, что на уже имеющихся знаниях он может построить ту геометрию, которую он может построить, если положит в начало математического исследования свое представление о началах геометрии. Сомнение – это не просто очищение места для нахождения единственно достоверного, которое теперь раз и навсегда будет определять все действия человека и станет своего рода краеугольным камнем любой постройки современного человека. Как бы ни хотелось этого философам из академий, универсальное сомнение или феноменологическая редукция – это не сведение к единственному чистому знанию или действию трансцендентального Я, которое теперь будет обеспечивать достоверностью все остальное, то есть все последующие действия размышляющего или действующего субъекта.
 
     Современный человек не имеет никаких оснований или гарантий для своей мысли или действия.
 
     Каждый новый опыт современного человека «ничего не знает» ни об устройстве мира, ни об устройстве человека, более того, он ничего и не должен знать, иначе это не будет новым опытом. Коперник поместил землю на орбиту солнца не потому, что так лучше объяснить их видимые движения, а потому, что решил ничего не знать об этом, решил мыслить сам. «Я сам» (И.Кант). Коперник помыслил сам и оказалось, что земля движется вокруг солнца. И не потому, что так правильнее, или лучше объясняет, или красивее и т.д. И не потому, что так видится с точки зрения трансцендентального Я и поэтому достовернее. А потому, что смог сам. Состоялся как я. Только как Николай Коперник и никто другой.
 
     Миры переворачивает человек, вот этот человек. Се человек.
 
     Нет никакой трансцендентальной, одной для всех людей точки, процедуры, мысли, действия, человека, ангела, духа, чего бы то ни было, что обеспечило бы каждому вхождение в современность, гарантировало становление действительным человеком. Не к кому прислониться, как бы этого ни хотелось. Каждый должен сам, один, в полной пустоте, на свой страх и риск, без малейших гарантий на успех. Философия тем и отличается от теологии, что не предполагает присутствие в мире чего бы то или кого бы то ни было, что или кто может обеспечить или гарантировать некий порядок и гармонию. Может только человек, если сам и как сам. Как человек сможет, так и будет.
 
     Стань атомом и обретешь вселенную.
 
     Законом обретенной тобой вселенной станет не то, что будет соответствовать предположенному существованию, а то, что будет открыто тобой как существующее. Законом станет открытое, совершенное одним или несколькими, но не потому, что оно только и может быть истинным, а потому, что оно оказалось способным стать законом и для кого-то еще, оказалось способным стать всеобщим. Тирания не менее законна, чем деспотия или демократия, планетарная система Птолемея не менее истинна, чем сменившая ее система Галилея. Пес-призрак Джармуша открыл для себя законы самурая, но они не стали всеобщими для нас сейчас, хотя когда-то и где-то были вполне распространены.
 
     Всеобщим может стать только единичное, и оно будет оставаться всеобщим только до тех пор, пока живо именно как единичное, единственное.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка