Русская философия. Феноменология творения 69. Феномены современности: свобода

 

 

 

 

Намерение доступно не только человеку, но многим видам живых существ, например, всем млекопитающим. Намерение не выделяет человека из мира, оно является той силой, которая вводит его в мир. Человек не выстраивает движение или речь, движение или речь строится само: человек намеревает движение и двигается, человек намеревает речь и говорит, потому что в результате работы его внимания образовалась связь элементов движения или речи с его вниманием.

Сознание и самосознание философов не только не может образовывать движение или речь, но неспособно даже контролировать его. Как бы философы не были уверены в этом. Человек как осознающее существо не двигается, не говорит, не мыслит, точно так же, как он не дышит, не переваривает пищу, не видит, не приводит в движение кровь и лимфу, не потеет, не слышит и многое другое. Дыхания как феномена когда-то не существовало, оно появилось как результат определенной направленности внимания, удержанной некими существами (организмами) продолжительное время, достаточное для того, чтобы образовалась связь или сила, связывающая набор элементов в комплекс, который известен нам как феномен дыхания.

Каждый человек как наследник этих живых существ начинает и перестает дышать только тогда, когда актуализируется  и рассеивается связь элементов дыхания со сформированным этими существами намерением, которое доступно и человеку. Если доступно человеку и только до тех пор, пока доступно.

Человек не венец творения в том смысле, что представляет собой безупречно совершенное существо, отнюдь, - наше зрение, слух, обоняние, возможности передвижения и т.д. гораздо скромнее, чем у других видов живых существ. Однако именно опыт других живых существ является основой того, что является совершенством человека, его видообразующим феноменом – намерением.

Или на языке философии – мудрым вниманием. На которое способен только человек. Не просто вниманием, на которое способно все живое, а мудрым вниманием, единственным и решающим для формирования человека как человека ресурсом. Или, что то же самое, свободой.

Свобода человека не в духе, душе, воле, сознании или чем-то еще, а в выборе направления внимания.

Выбор направления внимания создает возможность участия в создании форм (феноменов), в творении мира. Человек может намеревать то, что станет миром. Если его намерение будет мудрым. Если намерение мудрым не будет, то человек перестанет быть миром.

Последние публикации: 

X
Загрузка