Русская философия. Феноменология творения 66. Феномены современности: спутанность

 

 

 

Порядок, в соответствии с которым я располагаю феномены современности, является простой последовательностью, он не показывает ни важность феноменов, ни их иерархию. Никакой иерархии феноменов не существует, хотя можно построить какое угодно количество иерархий, выстраивая их по какому-либо принципу. Каждый из феноменов представляет собой одно, целое, окружен или выделен пустотой, не более и не менее важен, сложен, тотален, всеобъемлющ, прост, чем любой другой феномен.

Спутанность или связность в этом эссе представляет собой философское понятие, которое принципиально отличается от понятия «спутанность» в современной физике, хотя, конечно, имеет некоторые пересечения с ним. Решающее отличие философского термина от физического заключается в том, что «спутанность» в философии не заключает в себе никакого взаимодействия, общения, столкновения, связи и т.д. спутанных элементов, поскольку в философии спутанность элементов появляется только как результат факта их существования.

Факт существования или, что то же самое, факт бытия любого элемента самим собой спутывает, впутывает данный элемент в универсум, заставляя этот универсум измениться так, что данный элемент становится феноменом данного универсума. Становится одним, простым фактом своего существования. Этого достаточно, иногда даже слишком достаточно. При этом данный феномен спутан с каждым феноменом данного универсума, независимо от его величины, значимости, распространения, времени существования и т.д.; и, в свою очередь, независимо от любых собственных характеристик.

Все связано, спутано со всем до любого возможного взаимодействия, общения, столкновения, связи, воздействия. Факт присутствия здесь и сейчас любого и каждого феномена как элемента данной вселенной имеет решающее значение в определении этой вселенной. Данное утверждение не имеет временного смысла, а только философский, в данном случае – смысл философского факта существования феномена. Соответственно, существование феномена как элемента целого априорно, а любое взаимодействие, связь, воздействие или общение – апостериорно.

Это понимание очень трудно дается большинству философов, но оно является определяющим для становления любого философского мышления. Впрочем, гораздо более трудно стать элементом целого, для этого должно синхронизироваться невероятное множество элементов.

Рождение клопа сопоставимо с рождением галактики.

X
Загрузка